Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения мастер-класса по лексической теме "Семья", когда традиционное занятие для детей педагог проводит со своими коллегами.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Деловая игра-занятие
для городского методического объединения логопедов.
Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №2 «Сказка»
г. Прокопьевска Кемеровской области Сергель Татьяна Николаевна.
Предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения открытого занятия для учителей-логопедов, когда традиционное занятие для детей педагог проводит со своими коллегами, естественно подбирая материал так, чтобы он был интересен взрослым и в то же время мог быть творчески использован в работе с детьми. Такие мастер-классы позволяют показать максимальное количество приемов и предполагают живое творческое участие коллег.
Данная игра-занятие построена с учетом привлечения практического и жизненного опыта детей и взрослых, воспитания личностных качеств, таких как – любовь к ближним и стремление проявлять эту любовь на практике. Способствует выработки в детях тяги к семье и закладке жизненного фундамента, который формируется в детстве из камешек положительного стремления к семейной жизни в будущем. Методы, приемы и объем игры – занятия по содержанию выходят за рамки существующего регламента для дошкольников, что предусматривает творческое его использование в работе с конкретными возрастными категориями детей.
Цели и задачи данного занятия соответствуют лексико-грамматической теме «Семья» в подготовительной логопедической группе ДОУ и могут реализоваться в рамках всей лексической недели в системе непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми.
Цель: Реализация лексико-грамматической темы «Семья» в подготовительной логопедической группе ДОУ.
Задачи: Показать методы и приемы формирования и закрепления навыков связной речи и некоторых лексико-грамматических категорий, а так же голоса, темпа, ритма, интонации, навыка чтения, и предложить их к использованию на занятиях с детьми. Способствовать развитию стремления положительного взаимоотношения в семье, основывающегося на любви к ближним через практические упражнения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент. Постановка цели занятия.
Звучит песня о семье «Папа и мама» Юрия Привалова. Цветная иллюстрация «Семья». Постановка цели: - О ком поется в песне? Мы сегодня поговорим о семье и родственниках.
II. Вступительная беседа.
1. Вопросы:
– Как вы считаете, что такое семья?
(Здесь и далее определение по словарю С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой). СЕМЬЯ: 1.Группа живущих вместе близких родственников. 2.Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а так же обособленная группа некоторых животных, растений или грибов одного вида: семья медведей, бобров, пчелиная.
- В народе говорится, что русский человек без родни не живет. Кто же такие родственники (родня)? РОДСТВЕННИК, РОДСТВО (РОДНЯ). Определение по словарю: Связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого, или разных лиц от одного предка, а так же на брачных семейных отношениях .
Обобщение. Логопед: - Когда родственники живут вместе – это семья (Обратить внимание на иллюстрацию «Семья»). - Перечислите родственников, живущих в этой семье. (Мама, папа, дети, бабушка, дедушка)
- И так, в нашем словарике появились слова, прочитайте их: СЕМЬЯ, РОДСТВЕННИКИ, РОДНЯ ( выставляются таблички слов).
2. Многозначность слова «семья»
Вопросы: - Как вы считаете, можно ли назвать семьей ежа, ежиху и ежат? Можно ли сказать: «семья медведей, бобров»? - А вот эти замечательные опята разве не дружная семейка? - А вот пчелы, живущие в одном улье дружной семьей!? (Показ соответствующих иллюстраций)
Вывод: - В каждой такой семье все ее «члены» похожи друг на друга, живут вместе друг с другом, растут в определенном месте – это их объединяет, и мы говорим о них – СЕМЬЯ.
III. Работа с фотографиями.
Игра «С кем ты живешь?»
Цель: Составление предложений с предлогом «с». Закрепление родственных отношений, знание и употребление имени и отчества старших членов семьи, употребление однокоренных слов с корнем род.
Инструкция: - Вы принесли свои семейные фотографии. Назовите на ваших фотографиях родственников - членов семьи, с которыми вы живете. (Это я сама с мужем и двумя дочерьми)
Беседа по вопросам:- Как вы называете младшего члена семьи? (Аня, Анечка, Анюта, доченька…) - Как у вас называют старших членов семьи? (мамочка, мама, папа, отец) - Как ласково называют тебя в семье? Как ты думаешь, почему? (Меня любят, ценят)
Логопед: – Моего папу зовут Николай и мое имя отчество Татьяна Николаевна. - Как имя отчество твоей мамы, бабушки? Твоего папы, дедушки? (Индивидуальный опрос)
Логопед: - Мама и папа для тебя кто? (Родители). - Ты для мамы и папы кто? (Дочь). - Ты для бабушки и дедушки кто? (Внучка). - Как ласково ты называешь своих родителей? (Мамочка, мамуля, папочка)
Логопед: - Когда вы родились? (Осенью, в октябре) - Когда родился твой братик, сестра? (Летом, в июне). - Где вы родились? (Я родилась в городе Прокопьевске) - Значит Прокопьевск это твоя родина?
Обобщение: - И так, у нас в словарике появились еще слова: РОДИЛСЯ, РОДИНА, РОДИТЕЛИ. (Выставляются таблички этих слов)
Игра «Доскажи словечко»
Инструкция: - Поиграть в эту игру нам поможет наш словарик, нужно вставить в предложение недостающее слово из словарика.
- Мама и папа – это ваши… (родители). Родители - это… (мама и папа)
- У меня большая... (родня) - А у тебя? (У меня тоже большая родня)
- Дядя и племянники между собой… (родственники). - Кто еще между собой родственники? (Брат и сестра между собой… родственники)
– Мой младший брат…(родился) летом. - Летом…(родился мой младший брат)
- Место, где ты родился, называется…(родина). – Родина - это… (место, где ты родился)
Обобщение: - Не кажется ли вам, что слова в нашем словарике тоже родственники? - Назовите или прочитайте их. - Похожи ли эти слова? Чем? - В них есть общее маленькое слово РОД. Такие слова называются родственными.
Игра – описание «Кто из родственников рассказал о себе?»
Задача: Развивать понимание родственных отношений в рамках семьи, способствовать умению составлять описательные рассказы.
Инструкция: - Послушайте и догадайтесь, кто из родственников рассказал о себе.
«У меня есть семья. Мою жену зовут Татьяна Сергеевна, она медсестра, работает в поликлинике. Моего сына зовут Тема, ему восемь лет, он учится в школе. Дочери Светлане двенадцать лет, она тоже школьница. Я работаю врачом в больнице». (О себе рассказал папа, он же муж). - Как вы догадались, что это папа? (Он рассказал о своей жене и детях)
«Наша семья состоит из пяти человек. Дедушка Николай Кондратьевич и бабушка Зинаида Васильевна уже на пенсии. Брат Андрей - студент горного колледжа. Мама Галина Сергеевна работает логопедом в детском саду. Я работаю медсестрой в поликлинике». (О себе рассказала дочка, она же внучка и сестра) – Как вы догадались, что это дочка? (Дочка назвала маму, дядю и дедушку с бабушкой)
Игра: «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь».
Инструкция: - А сейчас попробуем рассказать о членах семьи на ваших фотографиях в такой последовательности:
Нужно сказать: Кто живет в вашей семье? Как зовут старших членов семьи? (их имя и отчество). Где и кем они работают? Кто в семье младшие? Как их зовут и сколько им лет? Чем они занимаются? (Составление рассказов по предложенному плану).
Физ. минутка:
«Пальчики кивают»
Руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку – «кивание» одного пальца 2 – 4 раза.
Вот и встретилась семья.
Рад тебя увидеть я.
Всех мы в гости пригласили,
Всех здороваться учили.
В знак приветствия кивать
Может пальчик номер «пять»,
Безымянный может ниже,
Средний - силой не обижен,
Этот знает все на свете,
А вот этот любят дети!
(И.О Крупенчук).
IV. Речевые логические задачи.
1.Игра тренинг «Диалоги».
Задачи: Продолжать способствовать умению целенаправленно задавать вопросы по смыслу и составлять диалоги.
Речевая логическая задача.
Мама и папа задали сыну – дошкольнику вопросы, на которые он ответил:
1.Да, сделал. 2.Пойду через пять минут. 3.Хорошо, сейчас дам. 4.Конечно видел. 5.Поеду к дедушке.
На какие вопросы так ответил Владик?
(1. Сынок, ты уборку в комнате сделал? 2. Когда пойдешь гулять? 3.Ты дашь мне твои карандаши? 4. Владик, ты видел вчера фильм о китах? 5.Ты хочешь куда-нибудь поехать?)
- Попробуйте в парах задать друг другу вопросы и ответить на них по ролям: мама – сын, муж - жена, бабушка – внучка и т. д.
2.Игра – эксперимент «Крепкая семья».
Цель: Способствование активизации в речи глаголов: помогать, любить, защищать, ухаживать, уступать…и т.д. Воспитание нравственных качеств.
Инструкция: - Наши пальцы не случайно сравнивают с семьей (большой пальчик-дедушка, указательный пальчик – бабушка, средний – папочка …и т.д.), ведь наши пальцы напоминают дружную, трудолюбивую семью. Послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Отец и сыновья», и вы узнаете, что делает семью крепкой.
«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит.
Веника не сломаешь, а по прутику весь переломаешь».
(Предложите детям сломать веник – не получается, а прутик легко ломается)
Логопед: - Как нужно вести себя в семье, чтобы она была крепкой? Я начну, а вы попробуйте продолжить. (Любить, помогать, слушать…)
А теперь, называя слова-действия, сложим прутики вместе – получается опять крепкий веник, который нельзя сломать).
Л о г о п е д: - Чему же учил отец своих детей? (Жить в согласии и быть крепкой семьей).
3. «Доскажи словечко»
- Хорошо, когда в семье все друг друга: любят, понимают - (кто кого? Друг-друга, дети родителей…); уступают …(в споре, лучшее место); заботятся … (о младших, старших, больных); ухаживают …(друг за другом), слушаются … (дети взрослых), помогают … (в уборке, занятиях, трудностях); хвалят - (кто кого?), благодарят (за что? - за помощь, внимание, поддержку, дарят…(подарки); утешают…(в беде, болезни); мирятся, когда…(ссорятся), прощают (кого? - друг друга), жалеют, (когда кто-то болеет, переживает, горюет) и т.д.
Вывод: Все эти перечисленные действия – это проявление любви, любовь делает семью крепкой.)
4. Игра-упражнение «Мама пришла»
Цель: Закрепление повествовательной, вопросительной, восклицательной интонации.
Инструкция: - А теперь представьте, что в доме порядок, мама пришла, а вы ей очень обрадовались и с восторгом кричите:
- МАМА ПРИШЛА! (Выставляется схема |_____ _____ ! )
- А теперь спросите: - МАМА ПРИШЛА? (Выставляется схема |_____ _____ ? )
- Вас спрашивают, пришла ли мама? А вы спокойно отвечаете: - МАМА ПРИШЛА.
(Выставляется схема |_____ _____ . )
Игру повторить.
5. Чтение стихотворения «Обида»
Инструкция: - Бывают в семье и такие ситуации как в стихотворении «Обида», написала его Агния Барто. (Рассказывает ребенок)
Моей сестренке двадцать дней,
Но все твердят о ней, о ней-
Она всех лучше, всех умней!
И слышно в доме по утрам:
- Она прибавила сто грамм!
Ну, девочка, ну, умница!
Она водички попила -
За это снова похвала:
- Ну, девочка, ну, умница!
Она спокойно поспала
- Ну, девочка, ну, умница!
А мама шепчет: - Прелесть!
В восторге от Аленки.
- Смотрите, разоделись
Мы в новые пеленки,
Смотрите, мы зеваем, мы ротик разеваем!
Кричит довольный папа
И он не узнаваем…
Он всю цветную пленку
Истратил на Аленку.
Я гвоздь в сарае забивал
И то не слышал я похвал!
Обиду трудно мне сдержать,
Я больше не могу…
И вот я тоже лег в кровать
И стал кричать: - Агу-у!
Но папа глянул на меня,
Сказал он: – Не дури.
Чего вопишь средь бела дня как дети-дикари?
Тогда я лег лицом к стене
И ждал я нахлобучки.
Вдруг, мама бросилась ко мне:
- Давай, возьму на ручки!
А я в ответ: - Я не грудной,
Ты просто так, побудь со мной.
Вопросы: - Почему мальчик обиделся? - А ты бы обиделся? - Нужно ли обижаться? – Что нужно сделать, если обиделся? (простить, помириться, не вспоминать обиду)
Совет логопеда: - Чтобы не обижаться, нужно самому участвовать во всех событиях: радоваться, помогать маме ухаживать за сестренкой и т.д.
Инструкция: - Ну а если все равно грустно, тогда лучше попробовать посочинять чистоговорки о своей замечательной семье или спеть песню и настроение обязательно поднимется:
6. Чистоговорки:
Задача: Развивать способность изменять слово семья по родам и падежам, четко проговаривая окончания и подбирая рифмующееся слово в конце каждой фразы.
я –я –я, я –я - я - очень дружная (семья),
е – е - е, е – е – е - хорошо у нас в (семье),
ю – ю – ю , ю – ю – ю - я люблю мою (семью),
я – я – я, я – я – я – все умею делать (я),
е - е - е, е - е - е – помогаю всем в (семье),
ю - ю - ю, - ю - ю - ю – вместе с мамой куклам (шью),
ё - ё - ё, ё - ё - ё – глажу с бабушкой (бельё),
я - я - я, я - я - я – с малышом гуляю (я).
ю - ю -ю, ю - ю - ю – с папой песни я (пою).
пой – пой – пой, пой – пой – пой - я горжусь своей (семьёй).
V. Пословицы и поговорки о родственниках и воспитании:
Инструкция: - Народное образное слово богато пословицами и поговорками о семье и семейных взаимоотношениях, некоторые из них мы сейчас вспомним и прочитаем.
Использовать дидактический картинный материал «Семья» (иллюстрации родственников – мать, отец, брат, сестра, дядя, тетя, дедушка, бабушка и другие с пословицами и поговорками о них).
Итог: Звучит песня Ю. Привалова «Папа и мама». Предложить подвигаться в ритме музыки, обменяться впечатлениями.
Продолжение темы в семье ребенка.
Для совместной деятельности родителей и ребенка предложить речевой материал (выборочно), для обсуждения в его семье:
В семье и каша гуще.
Коли у мужа с женой лад, так не надобен и клад.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Живут рука в руку, душа в душу.
Красна пава перьем, а жена мужем.
Муж – голова, жена – душа.
На что и клад, когда в семье лад.
Учи жену без детей, а детей без мужа.
Умел дитя родить, умей научить.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Куда матушка, туда и дитятко.
Мать кормит детей, как земля людей.
Мед сладок, а ребенок еще слаже.
Не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.
Родители трудолюбивы, и детки не ленивы.
У милого дитяти много имен.
Литература
1. Алябьева, Е. А.
Развитие логического мышления и речи детей 5 – 8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. – М.: ЦТ Сфера, 2005. – 112 с. (Программа развития).
2. Коноваленко, В.В.
Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Человек: я, моя семья, моя страна» /В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 64 с. – (Практическая логопедия).
3. Кузнецова, Е.В.
Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет. / Кузнецова Е.В., Тихонова, И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития».)
4. Крупенчук, О. И.
Пальчиковые игры. – СБ.: Издательский Дом «Литера», 2005. -32 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).
5. Ожегов, С.И.
Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.
6. Пословицы. Поговорки. Загадки. / сост., авт. Предисл. и коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986. – 512 с. (Классическая б-ка «Современник»).
7. Толстой, Л.Н.
Скучен день до вечера, коли делать нечего. Рассказы. Изд. 2-е. Рис. В. Пименова. М.: «Детская литература», 1977. – 32 с. с ил. (Школьная библиотека «Читаем сами»).
8. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1990 – 420 с.: ил.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проявление любви к ближним через практическую деятельность | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра-занятие
для городского методического объединения логопедов.
Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №2 «Сказка»
г. Прокопьевска Кемеровской области Сергель Татьяна Николаевна.
Предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения открытого занятия для учителей-логопедов, когда традиционное занятие для детей педагог проводит со своими коллегами, естественно подбирая материал так, чтобы он был интересен взрослым и в то же время мог быть творчески использован в работе с детьми. Такие мастер-классы позволяют показать максимальное количество приемов и предполагают живое творческое участие коллег.
Данная игра-занятие построена с учетом привлечения практического и жизненного опыта детей и взрослых, воспитания личностных качеств, таких как – любовь к ближним и стремление проявлять эту любовь на практике. Способствует выработки в детях тяги к семье и закладке жизненного фундамента, который формируется в детстве из камешек положительного стремления к семейной жизни в будущем. Методы, приемы и объем игры – занятия по содержанию выходят за рамки существующего регламента для дошкольников, что предусматривает творческое его использование в работе с конкретными возрастными категориями детей.
Цели и задачи данного занятия соответствуют лексико-грамматической теме «Семья» в подготовительной логопедической группе ДОУ и могут реализоваться в рамках всей лексической недели в системе непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми.
Цель: Реализация лексико-грамматической темы «Семья» в подготовительной логопедической группе ДОУ.
Задачи: Показать методы и приемы формирования и закрепления навыков связной речи и некоторых лексико-грамматических категорий, а так же голоса, темпа, ритма, интонации, навыка чтения, и предложить их к использованию на занятиях с детьми. Способствовать развитию стремления положительного взаимоотношения в семье, основывающегося на любви к ближним через практические упражнения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент. Постановка цели занятия.
Звучит песня о семье «Папа и мама» Юрия Привалова. Цветная иллюстрация «Семья». Постановка цели: - О ком поется в песне? Мы сегодня поговорим о семье и родственниках.
II. Вступительная беседа.
1. Вопросы:
– Как вы считаете, что такое семья?
(Здесь и далее определение по словарю С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой). СЕМЬЯ: 1.Группа живущих вместе близких родственников. 2.Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а так же обособленная группа некоторых животных, растений или грибов одного вида: семья медведей, бобров, пчелиная.
- В народе говорится, что русский человек без родни не живет. Кто же такие родственники (родня)? РОДСТВЕННИК, РОДСТВО (РОДНЯ). Определение по словарю: Связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого, или разных лиц от одного предка, а так же на брачных семейных отношениях .
Обобщение. Логопед: - Когда родственники живут вместе – это семья (Обратить внимание на иллюстрацию «Семья»). - Перечислите родственников, живущих в этой семье. (Мама, папа, дети, бабушка, дедушка)
- И так, в нашем словарике появились слова, прочитайте их: СЕМЬЯ, РОДСТВЕННИКИ, РОДНЯ ( выставляются таблички слов).
2. Многозначность слова «семья»
Вопросы: - Как вы считаете, можно ли назвать семьей ежа, ежиху и ежат? Можно ли сказать: «семья медведей, бобров»? - А вот эти замечательные опята разве не дружная семейка? - А вот пчелы, живущие в одном улье дружной семьей!? (Показ соответствующих иллюстраций)
Вывод: - В каждой такой семье все ее «члены» похожи друг на друга, живут вместе друг с другом, растут в определенном месте – это их объединяет, и мы говорим о них – СЕМЬЯ.
III. Работа с фотографиями.
Игра «С кем ты живешь?»
Цель: Составление предложений с предлогом «с». Закрепление родственных отношений, знание и употребление имени и отчества старших членов семьи, употребление однокоренных слов с корнем род.
Инструкция: - Вы принесли свои семейные фотографии. Назовите на ваших фотографиях родственников - членов семьи, с которыми вы живете. (Это я сама с мужем и двумя дочерьми)
Беседа по вопросам:- Как вы называете младшего члена семьи? (Аня, Анечка, Анюта, доченька…) - Как у вас называют старших членов семьи? (мамочка, мама, папа, отец) - Как ласково называют тебя в семье? Как ты думаешь, почему? (Меня любят, ценят)
Логопед: – Моего папу зовут Николай и мое имя отчество Татьяна Николаевна. - Как имя отчество твоей мамы, бабушки? Твоего папы, дедушки? (Индивидуальный опрос)
Логопед: - Мама и папа для тебя кто? (Родители). - Ты для мамы и папы кто? (Дочь). - Ты для бабушки и дедушки кто? (Внучка). - Как ласково ты называешь своих родителей? (Мамочка, мамуля, папочка)
Логопед: - Когда вы родились? (Осенью, в октябре) - Когда родился твой братик, сестра? (Летом, в июне). - Где вы родились? (Я родилась в городе Прокопьевске) - Значит Прокопьевск это твоя родина?
Обобщение: - И так, у нас в словарике появились еще слова: РОДИЛСЯ, РОДИНА, РОДИТЕЛИ. (Выставляются таблички этих слов)
Игра «Доскажи словечко»
Инструкция: - Поиграть в эту игру нам поможет наш словарик, нужно вставить в предложение недостающее слово из словарика.
- Мама и папа – это ваши… (родители). Родители - это… (мама и папа)
- У меня большая... (родня) - А у тебя? (У меня тоже большая родня)
- Дядя и племянники между собой… (родственники). - Кто еще между собой родственники? (Брат и сестра между собой… родственники)
– Мой младший брат…(родился) летом. - Летом…(родился мой младший брат)
- Место, где ты родился, называется…(родина). – Родина - это… (место, где ты родился)
Обобщение: - Не кажется ли вам, что слова в нашем словарике тоже родственники? - Назовите или прочитайте их. - Похожи ли эти слова? Чем? - В них есть общее маленькое слово РОД. Такие слова называются родственными.
Игра – описание «Кто из родственников рассказал о себе?»
Задача: Развивать понимание родственных отношений в рамках семьи, способствовать умению составлять описательные рассказы.
Инструкция: - Послушайте и догадайтесь, кто из родственников рассказал о себе.
«У меня есть семья. Мою жену зовут Татьяна Сергеевна, она медсестра, работает в поликлинике. Моего сына зовут Тема, ему восемь лет, он учится в школе. Дочери Светлане двенадцать лет, она тоже школьница. Я работаю врачом в больнице». (О себе рассказал папа, он же муж). - Как вы догадались, что это папа? (Он рассказал о своей жене и детях)
«Наша семья состоит из пяти человек. Дедушка Николай Кондратьевич и бабушка Зинаида Васильевна уже на пенсии. Брат Андрей - студент горного колледжа. Мама Галина Сергеевна работает логопедом в детском саду. Я работаю медсестрой в поликлинике». (О себе рассказала дочка, она же внучка и сестра) – Как вы догадались, что это дочка? (Дочка назвала маму, дядю и дедушку с бабушкой)
Игра: «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь».
Инструкция: - А сейчас попробуем рассказать о членах семьи на ваших фотографиях в такой последовательности:
Нужно сказать: Кто живет в вашей семье? Как зовут старших членов семьи? (их имя и отчество). Где и кем они работают? Кто в семье младшие? Как их зовут и сколько им лет? Чем они занимаются? (Составление рассказов по предложенному плану).
Физ. минутка:
«Пальчики кивают»
Руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку – «кивание» одного пальца 2 – 4 раза.
Вот и встретилась семья.
Рад тебя увидеть я.
Всех мы в гости пригласили,
Всех здороваться учили.
В знак приветствия кивать
Может пальчик номер «пять»,
Безымянный может ниже,
Средний - силой не обижен,
Этот знает все на свете,
А вот этот любят дети!
(И.О Крупенчук).
IV. Речевые логические задачи.
1.Игра тренинг «Диалоги».
Задачи: Продолжать способствовать умению целенаправленно задавать вопросы по смыслу и составлять диалоги.
Речевая логическая задача.
Мама и папа задали сыну – дошкольнику вопросы, на которые он ответил:
1.Да, сделал. 2.Пойду через пять минут. 3.Хорошо, сейчас дам. 4.Конечно видел. 5.Поеду к дедушке.
На какие вопросы так ответил Владик?
(1. Сынок, ты уборку в комнате сделал? 2. Когда пойдешь гулять? 3.Ты дашь мне твои карандаши? 4. Владик, ты видел вчера фильм о китах? 5.Ты хочешь куда-нибудь поехать?)
- Попробуйте в парах задать друг другу вопросы и ответить на них по ролям: мама – сын, муж - жена, бабушка – внучка и т. д.
2.Игра – эксперимент «Крепкая семья».
Цель: Способствование активизации в речи глаголов: помогать, любить, защищать, ухаживать, уступать…и т.д. Воспитание нравственных качеств.
Инструкция: - Наши пальцы не случайно сравнивают с семьей (большой пальчик-дедушка, указательный пальчик – бабушка, средний – папочка …и т.д.), ведь наши пальцы напоминают дружную, трудолюбивую семью. Послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Отец и сыновья», и вы узнаете, что делает семью крепкой.
«Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит.
Веника не сломаешь, а по прутику весь переломаешь».
(Предложите детям сломать веник – не получается, а прутик легко ломается)
Логопед: - Как нужно вести себя в семье, чтобы она была крепкой? Я начну, а вы попробуйте продолжить. (Любить, помогать, слушать…)
А теперь, называя слова-действия, сложим прутики вместе – получается опять крепкий веник, который нельзя сломать).
Л о г о п е д: - Чему же учил отец своих детей? (Жить в согласии и быть крепкой семьей).
3. «Доскажи словечко»
- Хорошо, когда в семье все друг друга: любят, понимают - (кто кого? Друг-друга, дети родителей…); уступают …(в споре, лучшее место); заботятся … (о младших, старших, больных); ухаживают …(друг за другом), слушаются … (дети взрослых), помогают … (в уборке, занятиях, трудностях); хвалят - (кто кого?), благодарят (за что? - за помощь, внимание, поддержку, дарят…(подарки); утешают…(в беде, болезни); мирятся, когда…(ссорятся), прощают (кого? - друг друга), жалеют, (когда кто-то болеет, переживает, горюет) и т.д.
Вывод: Все эти перечисленные действия – это проявление любви, любовь делает семью крепкой.)
4. Игра-упражнение «Мама пришла»
Цель: Закрепление повествовательной, вопросительной, восклицательной интонации.
Инструкция: - А теперь представьте, что в доме порядок, мама пришла, а вы ей очень обрадовались и с восторгом кричите:
- МАМА ПРИШЛА! (Выставляется схема |_____ _____ ! )
- А теперь спросите: - МАМА ПРИШЛА? (Выставляется схема |_____ _____ ? )
- Вас спрашивают, пришла ли мама? А вы спокойно отвечаете: - МАМА ПРИШЛА.
(Выставляется схема |_____ _____ . )
Игру повторить.
5. Чтение стихотворения «Обида»
Инструкция: - Бывают в семье и такие ситуации как в стихотворении «Обида», написала его Агния Барто. (Рассказывает ребенок)
Моей сестренке двадцать дней,
Но все твердят о ней, о ней-
Она всех лучше, всех умней!
И слышно в доме по утрам:
- Она прибавила сто грамм!
Ну, девочка, ну, умница!
Она водички попила -
За это снова похвала:
- Ну, девочка, ну, умница!
Она спокойно поспала
- Ну, девочка, ну, умница!
А мама шепчет: - Прелесть!
В восторге от Аленки.
- Смотрите, разоделись
Мы в новые пеленки,
Смотрите, мы зеваем, мы ротик разеваем!
Кричит довольный папа
И он не узнаваем…
Он всю цветную пленку
Истратил на Аленку.
Я гвоздь в сарае забивал
И то не слышал я похвал!
Обиду трудно мне сдержать,
Я больше не могу…
И вот я тоже лег в кровать
И стал кричать: - Агу-у!
Но папа глянул на меня,
Сказал он: – Не дури.
Чего вопишь средь бела дня как дети-дикари?
Тогда я лег лицом к стене
И ждал я нахлобучки.
Вдруг, мама бросилась ко мне:
- Давай, возьму на ручки!
А я в ответ: - Я не грудной,
Ты просто так, побудь со мной.
Вопросы: - Почему мальчик обиделся? - А ты бы обиделся? - Нужно ли обижаться? – Что нужно сделать, если обиделся? (простить, помириться, не вспоминать обиду)
Совет логопеда: - Чтобы не обижаться, нужно самому участвовать во всех событиях: радоваться, помогать маме ухаживать за сестренкой и т.д.
Инструкция: - Ну а если все равно грустно, тогда лучше попробовать посочинять чистоговорки о своей замечательной семье или спеть песню и настроение обязательно поднимется:
6. Чистоговорки:
Задача: Развивать способность изменять слово семья по родам и падежам, четко проговаривая окончания и подбирая рифмующееся слово в конце каждой фразы.
я –я –я, я –я - я - очень дружная (семья),
е – е - е, е – е – е - хорошо у нас в (семье),
ю – ю – ю , ю – ю – ю - я люблю мою (семью),
я – я – я, я – я – я – все умею делать (я),
е - е - е, е - е - е – помогаю всем в (семье),
ю - ю - ю, - ю - ю - ю – вместе с мамой куклам (шью),
ё - ё - ё, ё - ё - ё – глажу с бабушкой (бельё),
я - я - я, я - я - я – с малышом гуляю (я).
ю - ю -ю, ю - ю - ю – с папой песни я (пою).
пой – пой – пой, пой – пой – пой - я горжусь своей (семьёй).
V. Пословицы и поговорки о родственниках и воспитании:
Инструкция: - Народное образное слово богато пословицами и поговорками о семье и семейных взаимоотношениях, некоторые из них мы сейчас вспомним и прочитаем.
Использовать дидактический картинный материал «Семья» (иллюстрации родственников – мать, отец, брат, сестра, дядя, тетя, дедушка, бабушка и другие с пословицами и поговорками о них).
Итог: Звучит песня Ю. Привалова «Папа и мама». Предложить подвигаться в ритме музыки, обменяться впечатлениями.
Продолжение темы в семье ребенка.
Для совместной деятельности родителей и ребенка предложить речевой материал (выборочно), для обсуждения в его семье:
В семье и каша гуще.
Коли у мужа с женой лад, так не надобен и клад.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Живут рука в руку, душа в душу.
Красна пава перьем, а жена мужем.
Муж – голова, жена – душа.
На что и клад, когда в семье лад.
Учи жену без детей, а детей без мужа.
Умел дитя родить, умей научить.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Куда матушка, туда и дитятко.
Мать кормит детей, как земля людей.
Мед сладок, а ребенок еще слаже.
Не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.
Родители трудолюбивы, и детки не ленивы.
У милого дитяти много имен.
Литература
1. Алябьева, Е. А.
Развитие логического мышления и речи детей 5 – 8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. – М.: ЦТ Сфера, 2005. – 112 с. (Программа развития).
2. Коноваленко, В.В.
Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Человек: я, моя семья, моя страна» /В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2008. – 64 с. – (Практическая логопедия).
3. Кузнецова, Е.В.
Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет. / Кузнецова Е.В., Тихонова, И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития».)
4. Крупенчук, О. И.
Пальчиковые игры. – СБ.: Издательский Дом «Литера», 2005. -32 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).
5. Ожегов, С.И.
Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.
6. Пословицы. Поговорки. Загадки. / сост., авт. Предисл. и коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986. – 512 с. (Классическая б-ка «Современник»).
7. Толстой, Л.Н.
Скучен день до вечера, коли делать нечего. Рассказы. Изд. 2-е. Рис. В. Пименова. М.: «Детская литература», 1977. – 32 с. с ил. (Школьная библиотека «Читаем сами»).
8. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1990 – 420 с.: ил.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городское методическое объединение "Логопед". Тема: "Повышение профессионального роста учителей-логопедов и дефектологов через использование театральной деятельности при коррекции речевых нарушений"
Цель: организация информационно-образовательного пространства для обмена педагогическим опытом в использовании театральной деятельности в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями учителей-логопед...
Городское методическое объединение "Логопед". Тема: Нетрадиционные методы работы по формированию связной речи у дошкольников.
Дети с речевыми нарушениями не любят заучивать стихи, пресказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Очень важноо пробудить у тетей с речевой патологией интерес к занятиям, увлечь их...
Городское методическое объединение "Логопед". Тема: "Система логопедического воздействия при дизартрии у детей дошкольного возраста"
Фотоотчет ГМО "Логопед" 2016-2017 гг....
Методическое объединение "Развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей" Мастер-класс"Использование нетрадиционных технк рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Эффективному процессу художественного воспитания, развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от тради...
Методическая разработка мастер-класса «Изготовление национальной ненецкой куклы «Нухуко» в технике «пластилинография» Форма проведения: мастер-класс
Приложение [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298129","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298132","attribu...
Участие в городском методическом объединении логопедов города Мегиона
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24149219","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24149223","attributes":{"alt":"","class"...
Статья "Городское методическое объединение логопедов -дефектологов и инструкторов по физической культуре"
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, на городском методическом объединении на тему «Лого и старты» учит...