самообразование
материал (средняя группа)

Якушева Ирина Валентиновна

Тема: " Экологическое образование среднего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobraz._23_g.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение муниципального образования

«город Бугуруслан» «Детский сад №4»

План по самообразованию воспитателя

Якушевой Ирины Валентиновны

Тема: «Экологическое воспитание детей

 среднего дошкольного возраста».

                                             

        2023г.

Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».

Введение

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в 21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет, относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

Целью экологического воспитания в нашем образовательном учреждении является становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность в природе, как к универсальной ценности, нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Цели:

- повышение педагогического уровня;

 формирование положительного отношения к природе;

- формирование экологических знаний у детей;

- побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться её богатствами;

- развитие свободного общения с детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

Задачи:

-Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

-Осуществление систематической работы с детьми;

-Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.


Актуальность темы:

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть осознанной и не противоречить основным законам природы. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать его не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

-Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

-Проявление  интереса,  доброты к природным явлениям и объектам;

-Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе.

Выход темы:

- консультации для родителей

-консультация для педагогов

-картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей

-проведение родительского собрания "Природа глазами ребенка"

Формы и методы работы с родителями и детьми:

-Родители:

-сотрудничество через консультации

-родительское собрание

-беседы

-совместное изготовление и приобретение дидактического материала

- Дети

Формы

- наблюдения

-ОД

-экскурсии

-труд в природе

-экологическая тропа

-эксперименты и опыты

-дидактические игры

Наглядные методы:

-целевые прогулки;

-наблюдения;

-показа сказок (педагогом, детьми);

-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

-проведение дидактических игр;

Словесные методы:

-чтение литературных произведений;

-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

-загадывание загадок;

-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы

-организация продуктивной деятельности детей;

-оформление гербария растений, плодов;

-изготовление с детьми наглядных пособий.

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования учёных по экологическому воспитанию дошкольников.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап- информационно-аналитический и методическая работа.

2 этап- проектировочный.

3 этап- творческий.

                 

Название блока

период

Работа с детьми

Работа с родителями

«Растительный мир»

Сентябрь-октябрь

Рассматривание иллюстраций, альбомов.

Наблюдение за уборкой урожая.

Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали»

Рассказ по картине Левитан«Березовая роща» (описание берёзы).

Чтение художественной литературы по теме.

Загадывание загадок.

Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке».

Занятие «Способы распространения семян в природе».

Изготовление гербария.

Разработка дидактических игр по теме.

«Животный мир»

Ноябрь-декабрь

Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы»

Чтение художественная и познавательная по теме,

Загадывание загадок

Оригами-животные.

Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки»

Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует»

Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные».


Подготовка стендовой информации для родителей.

«Мир птиц»

Январь —март

Наблюдение за птицами на кормушке.

Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.

Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»;

 «Зачем помогать птицам зимой»;

«Как живут наши пернатые друзья зимой»; «Пользу или вред приносят птицы?»; «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой».

Чтение художественной литературы.

Загадывание загадок.

Рассказывание по картине «Грачи прилетели».

Дидактические игры: «Где чье гнездо?», «Подбери птице клюв и ноги», «Собери картинку».

Рисование «Птицы на кормушке».

Изготовление кормушек.

Разработка рекомендаций для родителей по проблеме.

Изготовление альбома «Птицы».

Выставка работ «Птицы на кормушке».

«Комнатные растения»

Апрель — май

Беседы о цветах:

«Кто живет на подоконнике?»

Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения».

Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

Рисование «Комнатный цветок».

Загадывание загадок

Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате».

Выставка работ.

  Литература:

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М:. Издательский центр «Академия», 2001.

  2. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.

3 3. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Дом   ппедагогики, 1998. – 56 с.

  4. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

  5. maam.ru>detskijsad.

  Приложения

  Диагностика экологических знаний детей

  1. Назови и покажи животных на картинке (по 3-4 вида диких и домашних)

  2. Какие животные домашние, какие дикие, назови

  3. Зачем человек держит корову, овцу, лошадь? Как он ухаживает за ними?

  4. Назови и покажи птиц на картинках (3-4 вида)

  5. Чем птица ест, чем покрыто тело птицы? Что общего у всех птиц?

  6. Назови и покажи домашних птиц

  7. Расскажи, как выросла птичка?

  8. Назови и покажи рыб, которые живут в аквариуме

  9. Назови и покажи части тела рыбы на картинке

  10. Расскажи и покажи, какие деревья ты знаешь? (2-3 вида)

111. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья

112. Узнай, с какого дерева лист (3-4 вида)

113. Назови, узнай растение по цветку (3-4 вида)

114. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (4-5 вида)

115. Что нужно, чтобы растение росло?

116. Что произойдёт, если растение не поливать?

117. Назови, какое сейчас время года, какое время года было? (найди и покажи на картинке)

  Критерии оценки ответов:

1 1балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается

22 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов

3 3балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

  Подсчёт результатов:

  15 – 22 баллов – низкий уровень

2 23 – 35 – средний уровень

36 – 45 – высокий уровень

  Конспект родительского собрания в средней группе по экологическому воспитанию  

  " Природа глазами ребенка"

  Форма проведения: деловая игра

  Участники: родители, педагоги

  Цель:

  Повышение уровня экологической компетентности родителей; повышение роли семьи

 в   воспитании у детей любви к природе.

Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; вовлекать родителей в работу группы и детского сада по формированию экологической культуры дошкольников.

  Вступление. Воспитатель.

  Сказка и прекрасная природа — неисчерпаемый источник эстетических чувств и

п переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше

    ппонимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми

       людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу  

 на    нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу          п    способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

  Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его   цценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное оотношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как ввоздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему                      одому, к Природе» (В.А.Алексеев).

  Осень – это удивительное время, хочется гулять, путешествовать, время увлекательных п  оходов. И сегодня мы с Вами отправимся в «путешествие». Мы будем говорить, как

п   прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней.

                            Игра с родителями «Походная разминка»

( звучит любая ритмичная музыка)

  1. «Надеваем рюкзаки» — круговые движения рук у плеча вперед и назад.

  2. «Определим погоду» — поднести руки ко лбу и поворачиваться то влево, то вправо.

  3. «Собери ветки для костра» — наклоны влево и право.

4 4. «Завяжи шнурки на кедах» — наклоны то к правой, то к левой ноге.

55.«Перепрыгни через кочку» — прыжки вперед, назад, влево, вправо.

66. «Идем в поход» — ходьба на месте и с продвижением на первую остановку.

  Остановка 1: «Назови и расскажи"» (на столах карточки с изображением животных и   пптиц).

РРодителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают. За лучший рассказ — звание «Знатока природы».

  Остановка 2: «Проблемные ситуации».

аШоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого

  останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли». Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).

  Вопросы:

«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;

«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;

«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;

«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал

«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

  Остановка 3: «Загадки о лекарственных растениях».

  Воспитатель: Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только

  научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые

р  родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего ппринимают эти растения в лечебных целях.

- Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а

  также она останавливает кровь).

— Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

— Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

— Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

— Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на    вветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).

  Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

  Чайная пауза. Родителям предлагается фиточай из трав нашего региона и памятки        ккак использовать лекарственные травы. Музыкальный фон «Весна» из цикла «Времена г         г года»  А. Вивальди.

  Остановка 4: «Игровая».

                              Пальчиковая игра "Осенний лист"

  Смотрите, смотрите падает лист,

  А воздух осенний прозрачен и чист.

  Весной разрывая мелкие почки,

  На ветках взрывались хлопушки - листочки.

  Смотрите, смотрите падает лист,

  Желтый, сухой, он теперь неказист.

  Листья писали мазками теней

  Портреты июльских солнечных дней.

  Смотрите, смотрите падает лист,

  И лес пожелтевший не так голосист.

  Деревья уснули и спят до весны.

Им снятся спокойные зимние сны.

                                Игра малой подвижности "Природа".

  Мы природу уважаем, бережем и сохраняем.

  Нас в любое время года учит мудрая природа.

  Птицы учат пению, паучки терпению.

  Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

  Отражение в воде учит нас правдивости,

  Солнце учит доброте, ласке, справедливости.

  Нас деревья всех пород учат крепкой дружбе.

  У природы круглый год обучаться нужно.

  ОКНО – очень короткие новости:

S OS новости:

  Кострище не зарастает 5-7 лет;

  Ландыш зацветает на 6-й год, купавница — на 8-й год;

  Одна береза, поврежденная топором – это 20 литров сока.

  Занимательные новости:

  чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков;

  крокодил обладает самым сильным голосом;

з змеи могут спать 3 года подряд, не принимая пищи;

ккрысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди;

у улитки около 25 000 зубов;

  животное с самым большим мозгом по отношению к телу — муравей.

  Остановка 5: «Поможем природе»

  Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, планета станет з  амарашкой. Беседа с родителями о том, как они отдыхают в лесу, на реке и как убирают за собой территорию, на которой отдыхали; чему можно научить детей во время отдыха.

  Предлагается игра.

  Слово – эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:

«Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его

  мире, если я……»). При этом родители передают друг другу еловую или сосновую            ишишку.

             Мастер - класс по экологии с родителями "Сделаем планету чистой".

  Изготовление необычных украшений для дома - рыбок, которые сделаны из бумажных

      салфеток.

  Подведение итогов

  Воспитатель: «Нельзя же вечно брать взаймы.

  И долг природе должен быть оплачен,

  Когда б язык природы знали мы,

  Наверно, жизнь была б у нас богаче» (Л.Сорокин)

  На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного    п язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической ккультуры вашего ребенка. Спасибо за участие и понимание.

  Дети исполняют песню "Лесная прогулка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...