Проект "Узоры Севера"
проект (старшая группа)
Здравствуйте! Данный проект познакомит детей с орнаментами народов Севера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Узоры Севера" | 33.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Узоры Севера"
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта: «Северные узоры»
Разработчики проекта: воспитатель: Калина Галина Валерьевна
Продолжительность проекта: октябрь – май 2021 года
Вид проекта: долгосрочный
Тип проекта: творческий, познавательный
Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители
Возраст детей: 6-7 лет
Актуальность
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является -развитие интереса к традициям своего народа. Но в наши дни дети мало получают информации о родной культуре и быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры родного края. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: песни, танцы, игры, устный народный фольклор народов Севера. Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка, приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Приобщение детей к культуре народов Севера является проблемой, так как в современном мире разорвана нить, которая связывает поколения и делает их представителями одной нации. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к фольклору, к декоративному искусству – задача первостепенной важности. Чтобы сохранить и продолжить национальную культуру народов Севера, поэтому, был разработан проект «Северные узоры». В нем дети знакомятся с орнаментами народов Севера в частности ненцев, хантов и селькупов.
Орнамент является основой декоративного искусства. Его специфика, особенности художественного образа, характер (национальный и исторический) способствует тому, что орнамент смело можно назвать хранителем художественной культуры любого народа.
Проблема, значимая для педагогов:
- недостаточный уровень знаний детей в области декоративного творчества народов Севера;
Цель проекта: приобщение детей к истокам культуры народов Севера, познакомить детей с орнаментами народов Севера; развивать знания об окружающем мире, формировать у детей чувства любви к Родине.
Задачи.
Образовательные:
- расширить познавательный интерес к декоративному искусству народов Севера;
- активизировать детей на приобретение и закрепление умений и навыков в области художественного творчества.
- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Развивающие:
- развивать любознательность, стремление к творческому познанию к декоративному искусству народов Севера - развивать эстетическое восприятие чувство ритма цвета, творческие способности;
Воспитательные:
- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям;
- формировать творческую личность;
- воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, любовь к декоративному искусству, чувство патриотизма и любви к Родине.
Этапы проекта
1этап: Нахождение темы проекта и осознание ее. Планирование.
2 этап: Реализация проекта (см. план мероприятий проекта)
3 этап: Завершение и анализ проекта. Документирование проекта. Итоговая презентация.
Итоговое мероприятие проекта: Экскурсия в дом ремёсел
План мероприятий по реализации проекта
Месяц | Недели | Наименование мероприятий | Цели | Формы работы |
Октябрь | 1 неделя | «Знакомство детей с одеждой народов Севера» | Познакомить детей с национально одеждой народов Севера | Беседа, рассматривание орнаментов |
2 неделя | Рисование «Национальная одежда народов Севера» | Закрепить полученные знания о национальной одежде народов Севера, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни | Практическая деятельность | |
3 неделя | «Лепка фигура человека в селькупском национальном костюме» | Учить детей с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, продолжать знакомить детей с национальной одеждой селькупов | Беседа, рассматривание иллюстрация, практическая деятельность | |
4 неделя | «Украшения народов Севера» | Познакомить детей с украшениями народов Севера, налобниками, женскими и мужскими поясами, расширить словарный запас | Выставка, рассматривание налобников, поясов, элементы орнаментов | |
Ноябрь | 1 неделя | Знакомство детей с орнаментами народов Севера | Познакомить детей с орнаментами и их значениями народов Севера, расширять словарный запас | Беседа, рассматривание орнаментов |
2 неделя | «Орнаменты народов севера» | Продолжать знакомить детей с орнаментами. Учить узнавать и правильно назвать элемент орнамента | Мини –экскурсия на выставку, рассматривание орнаментов, | |
3 неделя | «Северные орнаменты» | Учить детей узнавать и правильно назвать элементы орнаментов | Викторина, загадывание загадок | |
4 неделя | «Животные нашего края» | Дать знания о животном мире родного края, развивать связную речь, расширять словарный запас | Беседа, презентация | |
Декабрь | 1 неделя | «Глаза и уши» | Познакомить детей с селькупской сказкой, развивать образное мышление, развивать знания об окружающем мире | Чтение селькупской сказки |
2 неделя | Аппликация «Ягушка с орнаментом «Заячьи уши»» | Продолжать знакомить детей с орнаментами и их значением, | Практическая деятельность, | |
3 неделя | «Северный олень» | Дать детям знания о северном олене и его повадках; рассказать детям о его пользе для человека | Беседа, рассматривание иллюстраций | |
4 неделя | Новогодняя игрушка на ёлку» | Вызвать у детей желание изготовить новогоднюю игрушку, используя элементы орнамента для поделки развивать фантазию | Практическая работа, поделка | |
Январь | 2 неделя | «Обведи по точкам и раскрась оленя» | Вызвать желание работать в тетради, развивать мелкую моторику рук, учить обводить образ оленя по точкам | Практическая работа в тетради «Алма» |
3 неделя | «Медведь» | Расширять представления детей о медведе; расширять словарный запас | Беседа о медведе, рассматривание иллюстраций | |
4 неделя | Знакомство с ненецким орнаментом «Медвежий след» Аппликация «Малица с орнаментом «Медвежий след»» | Продолжать знакомить детей с элементами орнамента и его значением «Медвежий след» | Рассматривание элементов орнамента, практическая работа аппликация | |
Февраль | 1 неделя | «Предметы одежды народов Севера» | Развивать логическое мышление, внимание, формировать у ребёнка чувства любви к Родине | Игры на сенсорной доске «Алма» |
2 неделя | «Глухарь» | Расширять представления детей о глухаре; расширять словарный запас | Беседа, рассматривание иллюстраций практическая работа лепка | |
3 неделя | Орнамент «Хвост глухаря» «Сумка с орнаментом «Хвост глухаря» | Продолжать знакомить детей с элементами орнамента и его значением «Медвежий след» | Презентация, рисование | |
4 неделя | «День оленевода и охотника» | Познакомить детей с праздником народов Севера «День оленевода и охотника» | Развлечение, подвижные игры народов Севера | |
Март | 1 неделя | «Красивая открытка для мамы» | Вызвать у детей желание изготовить праздничную открытку с элементами орнамента «Заячьи ушки» | Практическая работа |
2 неделя | «Растения нашего края» | Познакомить детей с растительным миром родного края, расширять словарный запас | Беседа, рассматривание иллюстрация | |
3 неделя | Аппликация «Рукавицы с орнаментом «Большой кедр» | Познакомить детей с орнаментом «Большой кедр»; развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности, развивать мелкую моторику ру | Практическая работа, аппликация | |
4 неделя | Орнамент «Две берёзы» | Познакомить детей с орнаментом «Две берёзы», развивать умение видеть и понимать красоту в природе | Рассматривание орнамента, практическая работа | |
Апрель | 1 неделя | Знакомство детей с селькупским орнаментом «Глаза росомахи» | Познакомить детей с орнаментом «Глаза росомахи» | Беседа, рассматривание иллюстраций, рисование |
2 неделя | Знакомство детей с селькупским орнаментом «Зубы росомахи» «Обведи и продолжи узор» | Познакомить детей с орнаментом «Зубы росомахи», развивать мелкую моторику рук | Рассматривание иллюстраций, практическая работа в тетрадях | |
3 неделя | «Прямоугольные узоры северных селькупов» | Продолжать знакомить детей с узорами народов Севера, учить детей вырезать и создавать на листе бумаги орнамент | Рассматривание иллюстраций, практическая работа | |
4 неделя | Мастер-класс «Красивый налобник» | Познакомить детей с налобником, учить детей создавать орнамент | Совместная работа с родителями изготовление поделки | |
Май | 1 неделя | Чтение селькупской сказки «Халей», орнамент «Крыло чайки» | Познакомить детей с селькупской сказкой, развивать образное мышление, фантазию; учить детей слушать внимательно сказку не мешая другим детям | Беседа, рассматривание орнаментов, |
2 неделя | Подвижные игры народов Севера «Рыбаки и рыбки» | Познакомить детей с играми народов Севера, развивать двигательную активность, учить правилам игры | Подвижные игры на прогулке | |
3 неделя | «Найди 5 отличий», «Соедини ягоды с её названием» | Способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края | Игры на интерактивной доске «Алма» | |
4 неделя | Экскурсия в дом ремёсел | Продолжать знакомить детей с культурой народов Севера, расширять словарный запас | Рассматривание выставки национальной одежды, предметы быта, украшения, изделия из кости и др. |
Ожидаемые результаты:
- дети имеют первоначальное представление о традиционной культуре народов Севера;
- имеют знания о живой и неживой природе Севера;
- знают и правильно называют орнаменты и украшения народов Севера;
- проявление интереса к изготовлению поделок;
- расширение и активизация активного и пассивного словаря;
- формирование творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»
НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...
НОД "Кто на севере живёт? Что на севере растёт?"
НОД для детей второй младшей группы. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/41EN/1P5d2Twpx...
Тематическая площадка «Этнолегоконструирование» выставка творческих проектов в номинации «Животные - помощники коренных народов Севера» Команда «Юные изобретатели». Название модели: «Северные олени» «Животные - помощники коренных народов Севера»
Изготовление животных севера с помощью конструктра "Кукуруктора"...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...
Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере.
Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере....