Паспорт мини-музея «В гостях у сказки»
учебно-методическое пособие (средняя группа)
Актуальность
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:
«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.
– Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют
эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинноследственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.
Мини-музеи давно стали неотъемлемой частью развивающей среды в дошкольном учреждении. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются. Музей вязанной игрушки, созданный в нашей группе, помогает знакомить детей с героями сказок, стихов, рассказов. На примере вязанной игрушки можно расширить знания детей, повысить интерес к использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_mini_-_muzeya_markova.docx | 480.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт мини-музея
«В гостях у сказки»
Актуальность
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:
«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.
– Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют
эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинноследственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.
Мини-музеи давно стали неотъемлемой частью развивающей среды в дошкольном учреждении. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, наблюдать за тем, как они появляются. Музей вязанной игрушки, созданный в нашей группе, помогает знакомить детей с героями сказок, стихов, рассказов. На примере вязанной игрушки можно расширить знания детей, повысить интерес к использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение.
Игрушка всегда была любимицей не только детей, но и взрослых. А если эта игрушка еще и сделана своими руками, то ее ценность для вас значительно возрастает, не правда ли? Процесс создания игрушек очень интересен и увлекателен. Любители вязания могут выполнить игрушку на спицах или крючком. Эксклюзивные вязаные игрушки, существующие в единственном экземпляре, обладают свойствами уменьшать проявления депрессии у людей и дарить ощущение уюта. Они неповторимы, безопасны, необыкновенно привлекательны. В них вложена частичка человеческой доброты вязальщицы.
Вязаные игрушки обладают особой энергетикой, их так и хочется потрогать, ведь они такие мягкие. Различная фактура ниток и вязки способствует развитию тактильных ощущений малыша, а яркие цвета и доброжелательные мордочки помогут вам окружить малыша доброй и яркой сказкой, которую он будет помнить всю жизнь. Вязанная рельефная поверхность благоприятно воздействует на развитие мелкой моторики ребенка. Выполненные из натуральных материалов такие игрушки не принесут вреда, даже если кроха захочет попробовать их на вкус. Мягкие, пушистые и удивительно позитивные игрушки создадут праздник для Вас и Ваших детей.
Мне пришла идея создать в нашем детском саду музей вязаной игрушки. Огромное спасибо родителям за помощь в оформлении музея.
С целью изучения преемственности народных традиций от поколения к поколению мною было проведено экспресс анкетирование родителей, в котором наибольший интерес вызвали исследования по изучению сказочных предпочтений взрослых и детей. На вопрос: «Какую сказку в детстве вы любили больше всего? И почему?», было установлено, что любимыми сказками родителей в детстве были следующие произведения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Золушка», «Три медведя», «Курочка-Ряба». На этот же вопрос детьми был дан следующий ответ: «Шрек», «Черепашки - ниндзя», «Ледниковый период», «Русалочка», «Человек - паук». Сравнительный анализ выбора любимой сказки показал, что родители в детстве более всего любили волшебные сказки, а интерес детей к русским народным сказкам значительно снижен. В связи с этой проблемой появилась необходимость, учитывая все особенности детей дошкольного возраста, определить задачи по ознакомлению детей с русской народной сказкой и авторской сказкой, пути их реализации для полноценного развития личности каждого ребенка.
Мини - музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности. Значимость мини - музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Цель проекта:
Создание условий для развития творческой личности, путём включения её в многообразную деятельность мини - музея.
Задачи:
формировать условия для творческой самореализации ребенка на основе работы с экспонатами музея;
систематизировать усиление потенциальных творческих способностей ребенка, которые помогут максимально развить и реализовать его творческий потенциал, креативность, способствовать социализации;
развить познавательные способности и познавательную деятельность;
формирование уважительного отношения музейными ценностями;
воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей;
организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда;
оптимизировать интерес к чтению художественной литературы;
расширить кругозор детей, познакомить с музеями;
поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии сказок;
включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.
Профиль мини-музея:
Творческий
Принципы работы:
Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
Принцип наглядности;
Принцип доступности;
Вариативности;
Многофункциональности;
Принцип сотрудничества и взаимоуважения;
Принцип опоры на интересы ребенка.
Характеристика помещения:
Музей расположен на базе МБОУ «Савинская средняя школа» СП ДО «Детский сад«Солнышко»
Руководители мини-музея:
Воспитатель: Маркова Вера Олеговна
Правила поведения в мини - музее:
Экспонаты можно трогать руками;
Рассмотренные экспонаты нужно ставить на место;
Экспонаты нельзя ломать;
Можно и нужно задавать вопросы;
Можно пополнять музей новыми экспонатами.
Ожидаемый результат работы мини-музея:
Создаётся пространство мини - музея «В гостях у сказки».
У детей сформируется представление о народных и авторских сказках; они понимают смысл слов «народные», «авторские» сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.
Ребёнок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы.
Дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев.
Бережно относятся к экспонатам мини-музея, принимают участие в оформлении экспозиций.
Этапы работы | Содержание | Участники |
подготовительный | Выбор тематики мини-музея; Анкетирование родителей; Исследование методической литературы по использованию музейной педагогики; Определение места размещения и дизайн оформления | Воспитатель Маркова Вера Олеговна Родители |
практический | Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. Оформление помещения для мини-музея; Оформление визитной карточки минимузея; Разработка перспективного плана работы мини-музея; Разработка содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; Разработка мероприятий и конкурсов для родителей; Выбор экскурсоводов; Открытие мини-музея. | Воспитатель Маркова Вера Олеговна Родители |
итоговый | Определение результатов работы минимузея. Обобщение опыта работы. | Воспитатель Маркова Вера Олеговна |
Музейный фонд « В гостях у сказки»
Экспонаты: |
Доктор, медицинские принадлежности |
Пожарный |
Светофор - полицейский |
Телефон |
Баскетбольное кольцо, мячи |
Знайка и Незнайка |
Зайчик |
Повар |
Космонавт, ракета, пришельцы |
Принадлежности для игры в парикмахерскую |
Пасхальный кулич и цыплята |
Кот и мышки |
Смешарики |
Кукольный театр (репка, колобок, курочка ряба, три медведя, теремок и др.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"
Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности....
Паспорт мини- музея "В гостях у сказки"
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским ...
Паспорт Мини-музея «В гостях у сказки»
Паспорт музея.Наименование мини-музея: мини-музей «В гостях у сказки» Музей «В гостях у сказки» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе восп...
Паспорт мини - музея "В гостях у сказки"
Паспорт мини - музея "В гостях у сказки".Наш мини – музей поможет детям более подробно узнать мир сказок, познакомиться с русским фольклором, будет способствовать развитию речи, вообра...
Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"
Эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея....
Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"
Всё о нашем мини-музее "В гостях у сказки"...
Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"
Создание мини-музеев в ДОУ – интересная и увлекательная форма работы, которая позволяет воспитателям разнообразить предметно-развивающею среду группы, привлечь родителей в воспитательную деятель...