Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"
проект (средняя группа)

Хлебунова Лариса Николаевна

Создание мини-музеев в ДОУ – интересная и увлекательная форма работы, которая позволяет воспитателям разнообразить предметно-развивающею среду группы, привлечь родителей в воспитательную деятельность, а так же сделает привлекательным и привычным для детей слово «музей».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport.docx89.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА   № 139»

ВОЛЖСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

 

 

Паспорт мини-музея

«В гостях у сказки»

 

в средней группе

 

                      https://documents.infourok.ru/a456d2fc-d904-4d2c-9b28-3c1c1c97c11c/0/image001.jpg

 

 

 

Воспитатель:

 Хлебунова Л. Н.  

2022 год

Пояснительная записка
Музейное дело – очень важное дело.
Живой показ явлений, фактов особенно
убеждает, особенно врезается в память,
толкает мысль…
Н.К. Крупская


Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики.
В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.

Актуальность

Создание мини-музеев в ДОУ – интересная и увлекательная форма работы, которая позволяет воспитателям разнообразить предметно-развивающею среду группы, привлечь родителей в воспитательную деятельность, а так же сделает привлекательным и привычным для детей слово «музей».

Мини-музей в ДОУ способствует развитию у детей кругозора, познавательной активности, а так же формированию у детей проектно-исследовательских навыков. Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для малышей, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок - обычный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец композиции.

Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Идею создания мини-музея «В гостях у сказки» нам «подсказали» сами дети. Подсказали своим большим проявлением интереса к чтению сказок.

Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами и пользуется огромной любовью у детей. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Благодаря сказкам идет огромный интерес к волшебным предметам. Поэтому в условиях детского сада есть необходимость к созданию мини-музея. Наглядно увидеть волшебные предметы, а также сплотить родителей в сборе этих предметов. На сегодняшнем этапе жизни данная тема актуальна. 

Профиль музея: познавательный.

Цель создания мини-музея:

         формировать у детей интерес и любовь к сказкам.

Задачи мини-музея:

         формирование у дошкольников представления о музее;

         знакомить детей с различными видами сказки (народная, авторская);

         обогащать жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;

         помогать детям соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературных произведений, устанавливать простейшие связи в произведении, выделять яркие поступки героев и оценивать их;

         развивать речь детей, воображение, фантазию;

         воспитывать интерес к коллективной работе;

         поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии сказок;

         включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.

Основные принципы работы в музее:

         Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.

         Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.

         Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными произведениями художественной литературы.

         Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини – музее (рисунки к сказкам, поделки с использованием нетрадиционных техник).

         Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.

         Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок – педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.

         Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей.

         Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

         Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

Деятельность педагогов и детей в созданной предметно-развивающей среде

В процессе создания мини-музея всю работу разделили на этапы.

Подготовительный этап:

Работа по созданию мини-музея в группе началась с объявления для родителей, чтобы привлечь их внимание к созданию мини-музея:

«Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Хотите окунуться в волшебный мир сказок!

В нашей группе скоро начнет свою работу музей сказок!

Просим Вас принять активное участие в сборе сказочных персонажей для музея. Будем рады видеть героев популярных сказок, волшебные предметы которые вы любезно предоставите для наших экспозиций. А также будут нужны пуговицы, бусы, кусочки ткани для создания сказочных персонажей».

Практический этап

Участие в создании мини-музея детей и родителей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется.

 Экспонаты расположены на полках, стеллажах. Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной группы. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с родителями.

Мини-музей интерактивен. Экспонаты, которые находятся в мини-музеи можно трогать, рассматривать.

Подведение итогов

Показ сказки «Теремок».

Разделы мини-музея  

Раздел «Волшебные сказки» (библиотека)

Здесь собрано много книг с волшебными сказками. Это и большие, красиво оформленные книги, и книжки-малышки, и тоненькие книжечки времен наших мам и пап. В музее находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформлены в виде альбома вместе с историей написания сказок и иллюстрациями к ним. Для прослушивания и просмотра имеется сборник «Сказочник», сборник советских мультфильмов-сказок с дисками.

Раздел «Волшебный театр сказок».

В нашем музее на время можно стать артистом. Для этого в данном разделе имеется настольный театр, пальчиковый театр, театр из кубиков, кукольный театр, теневой театр, шапочки и атрибуты к разным сказкам для самостоятельной детской драматизации сказок.

 Раздел «Маски к сказке».

Используются в процессе непосредственно образовательной деятельности, в образовательных областях «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», а так же в самостоятельной деятельности, при инсценировке сказок.  

Раздел «Мы – сказочники». (игротека)

В нашем музее можно поиграть. Здесь представлены пазлы по сказкам «Репка», «Колобок», «Белоснежка и семь гномов»,   «Бременские музыканты», настольные игры «Красная шапочка»,  «Гуси-лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде», развивающее лото « В гостях у сказки» (сказки в загадках и красочных рисунках),  разрезные  картинки «Любимые сказки», с помощью которых детям очень нравится составлять сказочных героев и сюжеты из разных сказок. Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями. Дидактические игры «Угадай сказочного героя», «Из какой сказки волшебный предмет», «Найди отличия», «Расскажи сказку по картинкам», «Что сначала, что потом», «Отгадай по картинкам название сказки», лабиринты.

Раздел «Музейная мастерская» (сами своими руками)

Здесь собраны экспонаты сделанные руками детей, родителей и воспитателей (рисунки, поделки): петушок-золотой гребешок, золушка, баба-яга костяная нога, царевна-лягушка, конек-горбунок, курочка Ряба. Имеется материал для самостоятельной деятельности в мастерской: «Сделай сам сказку» (вырежи и наклей), раскраски, бросовый и природный материал для изготовления поделок, альбом для рисования «Моя любимая сказка». Изготовление книжек в технике оригами по сказке: «Колобок», «Теремок».

Работа в мини-музеи планируется проводить по следующим видам деятельности:

- непосредственно-образовательная деятельность (специально организованные занятия),

- совместная деятельность детей и взрослых,

- самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с детьми в мини-музее:

- игровая (дидактические игры соответствующие сказочной тематике, словесные, настольные игры, пазлы);

- продуктивная (поделки, рисунки);

- коммуникативная (беседы, совместное чтение сказок и т. д.);

-познавательно-исследовательская (викторины, конкурсы, экскурсии, досуг – совместно с родителями, воспитателями);

- чтение художественной литературы.

Формы работы с родителями в мини-музее:

- пополнение мини-музея экспонатами,

- сбор информации,

- совместное творчество родителей и детей,

- консультации для родителей

- экскурсии для родителей.

При планировании занятий по музейной педагогике опираемся на следующие методические принципы:

1. Деятельность. На занятиях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие — способ познания, переживания, сопричастности как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.

2. Вариативность. Ребенку предоставляется возможность для оптимального самовыражения через осуществление права выбора решения проблемной ситуации. Основное методическое правило — ребенок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения.

3. Креативность. Педагог поощряет и провоцирует творческую деятельность ребенка, создавая ситуации, в которых последний становится творцом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

4. Непрерывность. Получение знаний не заканчивается на занятиях, а продолжается в группе и семье. Выработка личностной позиции и целеположение ее действий — залог оптимизации обучения дошкольников.

5. Гуманность. Без любви к жизни, детям невозможно формирование личности, создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать для ребенка единственным и неповторимым.

Работа с родителями:

         Консультация «Сказка в жизни ребёнка»

         Памятка для родителей: "Роль книги в жизни ребенка"

         Консультация «Кукольный театр дома»

         Организовать экскурсию в мини – музей « В гостях у сказки» для родителей. 

         Привлечь родителей к акции «Подари книгу музею» 

         Выставка творческих работ (совместно дети и родители) «Что за прелесть эти сказки!»

Создание мини-музея привело к положительным результатам:

         Родители стали активнее участвовать в жизни группы, улучшились взаимоотношения между родителями и детьми, между родителями и воспитателем установились доверительные отношения.

         У детей и родителей появился интерес не только к мини – музею детского сада, они чаще стали посещать другие музеи и выставки.

         У родителей повысился уровень компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературы в воспитании.

         Дети приобщились к художественной литературе, расширили кругозор о сказках, их персонажах.

         У воспитанников повысился уровень знаний о народных и авторских сказках, повысилась речевая активность, сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Перспективы развития мини - музея.

- пополнение мини-музея новыми экспонатами;

- проведение досугов, праздников с привлечением родителей; 

- подбор художественной литературы;

- проведение экскурсий для детей других групп детского сада;

- проведение на базе музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.


Экспонаты мини-музея

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное/
временное хранение

Ф.И.О. представившего экспонат

1

Сказка «По щучьему велению»  

Детский кукольный театр

01.02.2022

постоянное

Воспитатель: Хлебунова Л.Н.

2

Вязаный пальчиковый театр «Репка»

01.02.2022

постоянное

Воспитатель: Хлебунова Л.Н.

3

Сказки «Теремок», «Колобок», «Кот  сапогах», «Три поросёнка» настольный театр

01.02.2022

постоянное

Воспитатель: Хлебунова Л.Н.

4

Сказка «Волк и лиса» кукольный театр

 02.02 2022.

постоянное

Воспитатель: Хлебунова Л.Н.

5

Сказка «Зимовье зверей» экспозиция

02.02 2022.

постоянное

Муслимова Сафина

6

Сказка «Лисичка со скалочкой» Пособие «Расскажи сказку по картинкам»

02.02 2022.

постоянное

Воспитатель: Хлебунова Л.Н.

7

Пособие  «Играем в сказку»: «Три медведя», «Теремок»

03.02 2022.

постоянное

Воспитатель: Хлебунова Л.Н.

8

Аудио-видеотека сказок.(Сказки А.С.Пушкина, сказки современных писателей, сказка А. Толстого «Приключения Буртино и др.»)

03.02 2022.

постоянное

Воспитатель: Хлебунова Л.Н.

9

Настольные игры: «Гуси-лебеди», «Любимые сказки», «Красная Шапочка», «Сказка о попе и его работнике Балде,» «Доктор Айболит» и др.

03.02 2022.

постоянное

Воспитатель: Хлебунова Л.Н.

10

Раскраски по сказкам.

03.02 2022.

постоянное

Воспитатель: Хлебунова Л.Н.

11

12

Развивающее лото «В гостях у сказки» (Сказки в загадках и красочных рисунках)

07.02 2022.

постоянное

Шадрин Данила

 

 

Список литературы:

1.    Алябьева Е. а. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М. : ТЦ “Сфера”, 2011

2. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ “Сфера”, 2016.

3. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"

Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности....

Паспорт мини- музея "В гостях у сказки"

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским ...

Паспорт Мини-музея «В гостях у сказки»

Паспорт музея.Наименование мини-музея: мини-музей «В гостях у сказки» Музей «В гостях у сказки» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе восп...

Паспорт мини - музея "В гостях у сказки"

Паспорт мини - музея "В гостях у сказки".Наш мини – музей поможет детям более подробно узнать мир сказок, познакомиться с русским фольклором, будет способствовать развитию речи, вообра...

Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"

Эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея....

Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"

Всё о нашем мини-музее "В гостях у сказки"...

Паспорт мини-музея «В гостях у сказки»

АктуальностьМногие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.– Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».Актуальность использ...