Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"
проект на тему
Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_mini-muzeya_skazok.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-музей сказок
(паспорт)
Автор: логопед Медведева Н.А.
2015 г
Музейное дело – очень важное дело.
Живой показ явлений, фактов особенно
убеждает, особенно врезается в память,
толкает мысль…
Н.К. Крупская
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание
любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в
том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая
миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции
своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» -
«храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей занимается собиранием,
изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие
природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение
к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики. Школьные
музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной
культуры и образования. Они в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения
и воспитания. В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия.
Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный
процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное
наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.
Актуальность создания музея в детском саду на сегодняшний день не надо доказывать. Семьи наших воспитанников проживают в удаленном от культурного центра посёлка.
Мест, куда можно сходить с ребенком, провести познавательную экскурсию или просто
провести время со своим ребенком практически нет. В то же время многие
родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому им
не приходит в голову идея такой экскурсии. На помощь приходит музей, работающий на
базе образовательного учреждения.
Значимость программы музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном
музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
Причем не только он сам, но и его родители.
Процесс социализации воспитанников связан с освоением норм и ценностей, принятых в современном обществе. Роль музея в процессе социализации состоит в приобщении
воспитанников к существующим нормам и ценностям.
Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности.
Цель создания музея – эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея.
Задачи:
для воспитанников и родителей (законных представителей):
формирование условий для творческой самореализации ребенка на основе работы со
сказкой;
систематическое усиление потенциальных творческих способностей ребенка, которые
помогут максимально развить и реализовать его творческий потенциал, креативность,
способствовать социализации;
оптимизация интереса к чтению художественной литературы на базе библиотеки;
расширение кругозора детей, знакомство с музеями;
развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;
формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей;
организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда.
для педагогов:
обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с
детьми, родителями (законными представителями), педагогами;
создание музейного собрания, воспроизводящего основной перечень сказочных предметов и известных героев сказок (сказка-герой-предмет);
обогащение предметно – развивающей среды;
включение в воспитательно-образовательную деятельность элементов музейной педагогики;
формирование активной жизненной позиции;
накопление и передача эстетического, эмоционально-ценностного отношения к миру,
формирование духовно-нравственной культуры ребенка, воспитание духовно богатой
личности.
Основные принципы построения экспозиции музея «В гостях у сказки»:
Принцип научности: любая экспозиция должна строиться на научной основе.
Принцип предметности: основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей, героев сказок и пр.
Коммуникативно-информационный принцип: дизайн экспозиции должен быть таким,
чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
Принцип концентричности: только единичные экскурсии не могут приобщить детей
дошкольного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать этот принцип, т. е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу.
Виды детской деятельности:
игровая (дидактические игры соответствующие сказочной тематике, словесные,
настольные игры, пазлы);
продуктивная (поделки, рисунки);
коммуникативная (беседы, совместное чтение сказок и т. д.);
познавательно-исследовательская (викторины, конкурсы, экскурсии, досуг - совместно
с родителями (законными представителями), воспитателями);
чтение художественной литературы (дети являются читателями библиотеки, созданной
на базе музея).
Предполагаемый результат работы музея.
Музей способствует совершенствованию образовательно-воспитательного процесса, повышению его эффективности в обучении и воспитании дошкольников, позволит значительно повысить качество и эффективность нравственного и патриотического воспитания, будет способствовать активной социализации и воспитанию творческой личности ребенка средствами музейной педагогики.
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только
тогда станет неотъемлемой частью общего организма учреждения, если педагоги будут
широко использовать его экспозиции и фонды в воспитательно-образовательном процессе.
Эффективность использования музея в обучении и воспитании во многом определяется разнообразием форм и методов работы, включающей музейный материал в воспитательно-образовательный процесс.
Музей в образовательном учреждении помогает воспитывать у дошкольников исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.
Все виды воспитательно-образовательной работы, которые возможны на базе музея,
в конечном итоге, способствуют формированию высоконравственной личности ребенка,
любящей свою Родину, свой народ.
Планируемая образовательная деятельность музея «В гостях у сказки» в полной ме-
ре может способствовать формированию необходимых качеств личности воспитанников,
достижению поставленных целей и задач.
Итоги реализации данной программы сложно оценить с помощью количественных
показателей. Работа рассчитана на долгосрочные качественные изменения.
Характеристика помещения: мини-музей расположен на полках и стендах в логопедическом кабинете. Занимаемая площадь 2 кв.м.
Характеристика музея:
Экспонаты мини-музея
№ | Наименование экспоната | Описание экспоната |
1 | Герои сказок | Куклы, одетые в персонажей сказок, вязаные игрушки |
2 | «Волшебные» предметы | Предметы – атрибуты сказок |
4 | Игры: «Узнай сказку» «Расскажи сказку» «Лиса и заяц» | На картоне наклеены картинки с изображением героев сказок. Нужно угадать сказку Покупная дидактическая игра Покупная дидактическая игра |
5 | «Сюжетные композиции» | Сюжетные композиции к сказкам «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Снежная королева», «Курочка Ряба» |
6 | Портреты сказочников | Папка с портретами сказочников |
7 | «Загадки про сказки» | Папка с подборкой загадок о сказочных героях |
Перспектива развития музея:
- пополнение разделов;
- дальнейшее привлечение родителей к работе в музее;
- использование экспонатов в воспитательно-образовательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини- музея "В гостях у сказки"
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским ...
Паспорт Мини-музея «В гостях у сказки»
Паспорт музея.Наименование мини-музея: мини-музей «В гостях у сказки» Музей «В гостях у сказки» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе восп...
Паспорт мини - музея "В гостях у сказки"
Паспорт мини - музея "В гостях у сказки".Наш мини – музей поможет детям более подробно узнать мир сказок, познакомиться с русским фольклором, будет способствовать развитию речи, вообра...
Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"
Эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея....
Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"
Всё о нашем мини-музее "В гостях у сказки"...
Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"
Создание мини-музеев в ДОУ – интересная и увлекательная форма работы, которая позволяет воспитателям разнообразить предметно-развивающею среду группы, привлечь родителей в воспитательную деятель...
Паспорт мини-музея «В гостях у сказки»
АктуальностьМногие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.– Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».Актуальность использ...