Паспорт мини- музея "В гостях у сказки"
проект (младшая группа) по теме
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления» Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
паспорт музея | 969.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 41»
Разработали воспитатели:
Грекина Татьяна Леонидовна,
2016г.
г. Братск
Актуальность
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:
«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.
– Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления» Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.
С целью изучения преемственности народных традиций от поколения к поколению мною было проведено экспресс-анкетирование родителей, в котором наибольший интерес вызвали исследования по изучению сказочных предпочтений взрослых и детей. На вопрос: «Какую сказку в детстве вы любили больше всего? И почему?», было установлено, что любимыми сказками родителей в детстве были следующие произведения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Золушка», «Три медведя», «Курочка-Ряба». На этот же вопрос детьми был дан следующий ответ: «Шрек», «Черепашки - ниндзя», «Ледниковый период», «Русалочка», «Человек - паук». Сравнительный анализ выбора любимой сказки показал, что родители в детстве более всего любили волшебные сказки, а интерес детей к русским народным сказкам значительно снижен. В связи с этой проблемой появилась необходимость, учитывая все особенности детей дошкольного возраста, определить задачи по ознакомлению детей с русской народной сказкой и авторской сказкой, пути их реализации для полноценного развития личности каждого ребенка.
Мини - музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности. Значимость мини - музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Цель проекта:
Создание условий для развития творческой личности, путём включения её в многообразную деятельность мини - музея.
Задачи:
- формировать условия для творческой самореализации ребенка на основе работы с экспонатами музея;
- систематизировать усиление потенциальных творческих способностей ребенка, которые
помогут максимально развить и реализовать его творческий потенциал, креативность,
способствовать социализации;
- развить познавательные способности и познавательную деятельность;
- формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
- воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей;
- организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда;
- оптимизировать интерес к чтению художественной литературы;
- расширить кругозор детей, познакомить с музеями;
- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии сказок;
- включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.
Профиль мини-музея:
Творческо-информационный.
Принципы работы:
- Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- Принцип наглядности;
- Принцип доступности;
- Вариативности;
- Интерактивности;
- Многофункциональности;
- Принцип сотрудничества и взаимоуважения;
- Принцип опоры на интересы ребенка.
Характеристика помещения:
Музей расположен на базе ДОУ №41 г. Братска в помещении групповой комнаты. Занимает площадь 3x3 кв.м.
Мини – музей состоит из 6 разделов:
- Волшебные сказки (книжный)
- Театральный
- Исторический
- Игровой (игротека)
- Мультимедийный
- Музейная мастерская
Руководители мини-музея:
Воспитатели: Грекина Т.Л, Минченко А,И.
Правила поведения в мини - музее:
- Экспонаты можно трогать руками;
- Рассмотренные экспонаты нужно ставить на место;
- Экспонаты нельзя ломать;
- Можно и нужно задавать вопросы;
- Можно пополнять музей новыми экспонатами.
Ожидаемый результат работы мини-музея:
- Создаётся пространство мини - музея «В гостях у сказки».
- У детей сформируется представление о народных и авторских сказках; они понимают смысл слов «народные», «авторские» сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.
- Ребёнок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы.
- Дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев.
- Бережно относятся к экспонатам мини-музея, принимают участие в оформлении экспозиций.
План работы по созданию мини-музея.
Этапы работы | Содержание | Участники | Сроки исполнения |
Подготовительный этап | Выбор тематики мини-музея; Анкетирование родителей; Исследование методической литературы по использованию музейной педагогики; Определение места размещения и дизайн оформления. | Воспитатели: Грекина Т.Л Минченко А.И. Ст. воспитатель: Соколова Н.В Родители, воспитанники. | Октябрь 2015г |
Практический | Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. Оформление помещения для мини-музея; Оформление визитной карточки мини-музея; Разработка перспективного плана работы мини-музея; Разработка содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; Разработка мероприятий и конкурсов для родителей; Выбор экскурсоводов; Открытие мини-музея. | Воспитатели: Грекина Т.Л Минченко А.И Родители Воспитанники | Ноябрь - январь |
Итоговый | Определение результатов работы мини-музея. Обобщение опыта работы. | Воспитатели: Грекина Т.Л Минченко А.И Ст.воспитатель: Соколова Н.В Психолог: Боголепова Ю.В Музыкальный руководитель: Коротий С.М |
Музейный фонд « В гостях у сказки»
Экспонат | описание |
1. «Баба Яга» | Мягко набивная музыкальная кукла. |
2. «Ученый кот» | Мягкая игрушка |
3. Куклы в русских сарафанах | Куклы большого размера для показа спектакля (6шт) |
4. Кукла «Василиса» | Кукла среднего размера в кокошнике и русском сарафане |
5. Куклы Мартинички | Кукла из белых ниток (1шт) Кукла из красных ниток (1шт) |
6. Теневой театр | Ширма, театр «Заюшкина избушка», «Репка», «Теремок», «Волк и козлята», «Рукавичка» |
7. Театр на фланели | Фланелеграф, театр «Репка», Волк и козлята», «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «Кот и Лиса», «Лиса и волк». |
8. Пальчиковый театр «Теремок» | 6 персоонажей |
9.Театр Би-ба-бо | «Волк и лиса», «Три поросенка», «Красная шапочка», «По щучьему велению» |
10.Настольный театр «Гуси лебеди» | Девочка, Иванушка, 2гуся, Баба-Яга, ёжик, печка, яблоня, речка, избушка Бабы-Яги. |
11.Настоьный театр «Лиса и заяц» | Лиса, заяц, собака, волк, медведь, бык, петушок, избушка лубяная, избушка ледяная. |
11 | |
12. Настольный деревянный театр | «Колобок», «Репка» |
13. Настольный театр из бумаги | «Муха - Цокотуха» |
14.Экспозиция к сказке «Мойдодыр» | Муха, комар, паучок, бабочка, пчела, кузнечик, букашка. |
14. Экспозиции к сказке «Колобок» | «Лиса и колобок», «заяц и колобок» |
15. Театр на магнитах | «Волк и козлята» |
16. Театр на липах | «Гуси – лебеди», сказочные персонажи» |
17. Маски | Репка, дед, баба, внучка, кошка, собака, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, воробей. |
18. Волшебные вещи | Скатерть - самобранка, золотое блюдечко и наливное яблочко, сапоги – скороходы, волшебное зеркало. |
19. Грибовичок - путевичок | |
18. Интерактивная игрушка «Пикси» | Рассказывает стихи и сказки |
19. Фильмоскоп | |
20. Диафильмы | «Морозко», «Зайкина избушка», «Как курочка одна гулять ходила», «Дядя-степа» |
21. | 2шт |
22. Слайды | Слайды с загадками |
23.Грампластинки | «Бременские музыканты», «Буратино», |
24. CD- диски | «Колобок», «Репка», «Лиса и дрозд», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка» |
25 DVD - дики | «Морозко», «Снеговик-почтовик», «Теремок», сказки Сутеева. |
26. LED – телевизор | |
27. Игротека | Пазлы, раскраски, настольная игра «Красавица и чудовище», «За грибами» |
Перспективный план функционирования мини-музея.
Февраль | |||
Форма занятий | Цели, задачи | Оборудование, материалы | Участники |
1. Ознакомительная экскурсия в мини-музей. | Познакомить детей с русским фольклором, расширить кругозор детей, познакомить с музейными экспонатами, правилами пользования музеем. | Кукла «Баба-Яга», «Ученый Кот», экспонаты музея: театр би-ба-бо, настольный театр, поделки и рисунки родителей, театр на липах. | Воспитатель, дети |
2. Беседа: «Какие разные книги» | Продолжать знакомить детей с разнообразием книг, приобщение к словесному искусству; развивать диалогическую форму речи. | Книги с русскими-народными и авторскими сказками, разных форматов | Воспитатель, дети |
3. Знакомство с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»; Рассматривание иллюстраций к сказке; Работа в мастерской мини - музея: изготовление конусного театра «Кот, петух и лиса»; Театрализованная игра по сказке: «Кот, петух и лиса». | Воспитывать интерес к сказкам, театру, к трудовой деятельности, к совместной работе с другими детьми; учить детей рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать свои предложения. | Книга со сказкой «Кот, петух и лиса», иллюстрации к сказке, бумага, клей, карандаши, фломастеры, гуашь. | Воспитатель, дети |
4. Пение «Петя - петушок», Песенное творчество « Давай придумаем танец для петушка и кота» | Формировать умение придумывать вместе со взрослым мелодии веселого характера. | магнитофон | Воспитатель, дети, музыкальный руководитель |
5. Презентация мини – музея родителям. Родительское собрание, с показом музея и привлечением социума- представителей музея «Ангарская деревня», проведение мастер – класса по изготовлению куколок. | Показать результат проекта родителям, привлечение малоактивных родителей к сотрудничеству; просвещение родителей о том как на Руси делали тряпичные куклы, их назначении, суевериях. | Экспонаты музея, поделки, рисунки, ситцевая ткань для изготовления куколок. | Воспитатели, родители, музейные работники. |
5.Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди» в обр. М. Булатовой. Игра – драматизация сказки с настольным театром. Игры с театром на липах. | Продолжать вызывать интерес к сказкам; Пробуждать интерес к театрализованной игре, знакомить детей с приемами вождения настольных кукол; Познакомить с театром на липах. | Книга со сказкой «Гуси-лебеди», Диск с мультфильмом «Гуси – лебеди», настольный театр, декорации к сказке: печь, яблоня, речка, избушка Бабы-Яги. | Воспитатель, дети. |
6.Использование игротеки | Продолжать учить детей совместно играть в настольные игры, соблюдать правила игры; развивать мелкую моторику рук. | Настольно-печатные игры, пазлы, раскраски. | Воспитатели, дети |
7.Разучивание подвижных народных игр «Петя-петушок», «Бабка-Ежка» | Знакомство детей с народными фольклорными играми, учить играть соблюдая правила игры. | Воспитатели, дети |
Март | |||
Форма занятий | Цели, задачи | Оборудование, материалы | Участники |
1.Интегрированное занятие «Баба-Яга – кто она такая?» | Создание целостного образа Бабы – Яги; учить делать собственные выводы, высказывать свое мнение; развивать мелкую моторику рук. | Кукла «Баба-Яга», Иллюстрации доброй и злой «Бабы-Яги», избушки на курьих ножках; пластилин. | Воспитатель, дети |
2.Театрализованная игра «Репка» | Вызывать желание действовать с элементами костюмов, вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, упражнять в интонационной выразительности. | Маски персонажей сказки, элементы костюмов | Воспитатель, дети |
3. Ручной труд в музейной мастерской, коллективная аппликация «Репка» | Учить детей аккуратно пользоваться клеем, располагать готовые детали в определенной последовательности», вызывать у детей радость от проделанной совместной работы. | Клей, кисточки, клеёнки, салфетки, вырезанные заготовки персонажей сказки, бумага А3. | Воспитатель, дети |
4.Знакомство со сказками К. Чуковского «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха»; Рассматривание иллюстраций к сказкам; Рассматривание экспозиции «Беспорядок у мальчика»; Игры конусным театром «Муха-Цокотуха» | Вызывать интерес к авторским сказкам; подводить к различению разных видов искусства через художественный образ, учить выражать своё мнение, дискуссировать. | Портрет Корнея Чуковского, сказки «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», поделка «Мойдодыр», конусный театр «Муха-Цокотуха», иллюстрации к сказкам. | |
5. Ознакомительное занятие – экскурсия «Как наши родители смотрели и слушали сказки»; Просмотр диафильма «Морозко», Прослушивание сказки на граммофоне «Бременские музыканты», прослушивание аудио сказки «Три медведя» | Познакомить детей с граммофоном, приборами фильмоскоп, видео аудио кассеты, пластинки, флешка, диски. | Граммофон, фильмоскоп, грампластинки, магнитофон, диски, видео кассеты, флешка. | Воспитатель, музыкальный руководитель, дети. |
6.Ручной труд в музейной мастерской: изготовление театра на пластмассовых ложках «Три медведя» | Формировать навыки аккуратной работы; вызывать радость от результатов своей работы, учить применять поделки в игровой деятельности. | Пластмассовые ложки от мороженного. Вырезанные макеты персонажей сказок, фломастеры. | Воспитатель, дети |
Апрель | |||
1.Чтение русской - народной сказкой «Коза-дереза» Элементы музыкального воспитания: ритмические движения под музыку. | Познакомить с русской народной сказкой «Коза–дереза»; вызвать желания запомнить песенки козы и петушка, помочь понять смысл произведения (раскрытие обмана; мал удалец, да храбрец); учить ритмично ходить, выполнять образные движения, подражать в движениях повадкам персонажей. | Сказка «Коза-дереза», видеозапись сказки, телевизор | Воспитатель, музыкальный руководитель, дети |
2. Прослушивание на пластинке русской народной сказки «У страха глаза велики» | Напомнить известные народные сказки и познакомить с новой; помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки | Игрушки персонажи сказки | Воспитатель, дети |
3. Просмотр диафильма «Лиса и заяц»; Театрализованная игра настольным театром «Лиса и заяц» | Обсуждение с детьми героев сказки, их поступки; Учить интонации во время игры, передавать голосом характерные особенности героев сказки | Фильмоскоп, пленка, настольный театр «Лиса и заяц» | Воспитатель, дети |
4. Викторина «Отгадай из какой сказки» | Закрепить знания и содержание сказок, учить отвечать на вопросы, высказывать своё мнение | Книги, игрушки персонажи сказок, сказочные предметы, загадки | Воспитатель, дети, музыкальный руководитель. |
5. Ручной труд в музейной мастерской: изготовление театра из коробочек «Теремок» Ритмичные движения под музыку, парная пляска | Формировать навыки аккуратной работы; вызывать желание поиграть, запомнить слова персонажей сказки, воспитывать на примере героев произведения готовность вместе трудиться; закреплять навыки движений, учить исполнять танец в парах | Коробочки разного размера, цветная бумага, клей, фломастеры | Воспитатель, дети, музыкальный руководитель |
6.Игры в музейной игротеке по выбору детей | Учить детей применять музейные экспонаты в играх, пользоваться ими аккуратно, после игры убирать их на место | Музейные экспонаты, различные виды театральных игрушек | Воспитатель, дети |
Май | |||
1.Чтение сказки Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали» Подвижные игры: «Тише мыши», «Салки» | Воспитывать умение слушать новые сказки; учить играть в новые подвижные игры, соблюдать правила игры, выбирать водящего. | Шапочка кота | Воспитатель, дети |
2. Спортивное соревнование со сказочными героями | Создание позитивного и радостного настроя у детей, развитие ловкости. | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель | |
3. Прослушивание пластинки сказки Чуковского «Тараканище» | Формировать желание слушать сказки | Проигрыватель, пластинки | Воспитатель, дети |
4. Игры с музейными экспонатами «Придумай сказку» | Развивать фантазию, воображение, наблюдение за умением подбирать необходимые атрибуты, организовывать пространство для игры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"
Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности....
Паспорт Мини-музея «В гостях у сказки»
Паспорт музея.Наименование мини-музея: мини-музей «В гостях у сказки» Музей «В гостях у сказки» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе восп...
Паспорт мини - музея "В гостях у сказки"
Паспорт мини - музея "В гостях у сказки".Наш мини – музей поможет детям более подробно узнать мир сказок, познакомиться с русским фольклором, будет способствовать развитию речи, вообра...
Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"
Эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея....
Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"
Всё о нашем мини-музее "В гостях у сказки"...
Паспорт мини-музея "В гостях у сказки"
Создание мини-музеев в ДОУ – интересная и увлекательная форма работы, которая позволяет воспитателям разнообразить предметно-развивающею среду группы, привлечь родителей в воспитательную деятель...
Паспорт мини- музея на тему " В гостях у сказки"
Паспорт мини- музея...