Консультация для воспитателей "Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора".
консультация

Бикташева Динара Рифовна

Консультация для воспитателей "Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_godovomu_planu.docx32.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 56 «СЕВЕРЯНОЧКА»

Консультация для педагогов

МЕТОДИКА ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВИДАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

Музыкальные руководители: Бикташева Д.Р.

                                                                                                                                       Эллер Е.У.

г. Нижневартовск 2023

Введение.

Как приятно слушать слова русской народной песни, правда? И очень жаль, что сейчас мы не умеем так образно говорить и петь, как наши предки… Как же оскудел наш богатый русский язык, каким примитивным стал словарный запас большинства из нас!

И сегодня одной из самых актуальных задач становится приобщение детей к детскому фольклору, и как итог - обогащение словарного запаса детей, любовь ко всему, что составляет понятие "родина", "Россия".... Ведь благотворное влияние различных видов музыкального фольклора на психоэмоциональное и физическое состояние детей совершенно бесспорно.

Цели и задачи по приобщению детей к музыкальному фольклору сложились за время моего увлечения этим видом народной культуры. С его помощью можно многое сделать для формирования творчески активной личности ребёнка.  Применяя различные методы обучения, хочется, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию услышать, запомнить и передать кому-нибудь понравившуюся ему закличку, песню или игру.

Для решения, поставленных задач , в последнее время я часто стала  использовать музыкально-дидактические игры, объединенные единым образным предметом - каруселью, без которой, кстати, на Руси не обходился ни один народный праздник.

Причем она может быть использована не только в музыкальной деятельности, но в других образовательных областях, предусмотренных ФГОС . И что немаловажно, исходя из основных компетенций, сформулированных ФГОС, используя это дидактическое оборудование, дети сами могут принимать решение, проявлять свои чувства и эмоции именно в игровой деятельности.

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом...

Сам по себе музыкальный фольклор - явление необычное, синкретичное, ведь в нем неразрывно связано музыка, пение, движение и игра на простых народных инструментах.

Общепризнанно, что народный фольклор состоит из четырех основных направлений:

  •  Народная песня
  •  Народная хореография
  •  Народные игры
  •  Народные музыкальные инструменты.

И в каждой области решаются свои мини-задачи.

Первые детские впечатления о народной песне дети получают в младшей группе. Они начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные движения, подсказанные текстом или характером музыки.

Основная задача здесь - научить детей исполнять песни ритмично. Эту задачу я решаю так.

Я объясняю детям: "Посмотрите, ребята, кто сел на нашу карусель? Куколки? Давайте их покатаем" (Можно раскрутить с детьми карусель.) А сейчас наши куколки устали, могут заснуть и упасть с карусели, давайте возьмем их на руки и укачаем."

Баю-бюшки-баю.

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок!

Дети разбирают куколок с карусели и «убаюкивают» их, качая на руках и подпевая за педагогом

В средней группе увеличивается объем песенного репертуара и дети уже различают понятия "низко-высоко" . Работая над звуковысотым слухом детей, я предлагаю детям поиграть в "Детский сад для зверят" и использовать карусель для выбора игрушки- "сыночка" ( мягкая игрушка) Если ребенок выбрал зайчика, говорю : "Мама - зайчиха маленькая, пушистая, нежная. Как она поет - высоко или низко?" 

Дети выбирают вариант и исполняют колыбельную как «мама-зайчик», на высоких тонах, тонким голосом. При выборе другой игрушки, озвучивают манеру исполнения «колыбельной» другой «мамы-зверушки», используя определенную высоту звука.

Таким образом можно привлечь к исполнению ребенка, который не очень чисто интонирует даже небольшие попевки, который неуклюж или слишком  стеснительный и зажатый.

 Можно предложить ему исполнить колыбельную как «мама-медведица» для своего сыночка-медвежонка. Поверьте, это будет его звездный час!  В этой роли он будет чувствовать себя очень значимым среди детей. Таким образом, решается еще одна задача- психологическая устойчивость ребенка в коллективе

 Поясняю детям, что у  медведицы низкий, грубый голос, и  что недаром говорят: «Медведь на ухо наступил» ( обязательно нужно объяснить детям смысл этой поговорки)

В старших группах значительно расширяется песенный репертуар.

Вводится такое понятие как "жанр народной песни" . Это  лирические, шутливые, обрядовые и, пожалуй, самые любимые - частушка и строевые песни.

Решая задачу закрепления знаний о жанрах, дети по очереди  выбирают знакомый жанр народной песни в виде картинок, разложенных на карусели и исполняют ее. Например, "строевая народная песня" ( разучиваем или повторяем р.н.п. «Солдатушки – бравы ребятушки» или любую другую)

Также в старшем возрасте, дети начинают понимать суть обрядовых песен и с удовольствием импровизируют, составляют свои заклички на основе уже известных. Здесь также могут применяться выбранные на карусели, картинки с образами, которые могут встречаться в закличке, например: "весна, "солнце красное", "птички", "травка", и т.д

Карусель-то непростая - уникальная.

Карусель-то наша - музыкальная.

Инструментов всех не счесть.

Даже балалайка есть.

В младшей и средней группах можно использовать карусель для первичного знакомства с народными инструментами. Дети, останавливая карусель, сами выбирают тот музыкальный инструмент, про который им будет рассказывать педагог, либо угадывают его по загадке и сами играют на нем. Например:

Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге - веселушка,

И накормит всех вокруг ( ложка).

Здесь можно либо знакомить с инструментом, либо отрабатывать приемы игры на нем или же исполнить знакомое произведение.

Также на карусель можно выложить все инструменты, на которых исполняется произведение для оркестра и дети с удовольствием, разобрав инструменты, исполнят его.

При работе с музыкальными инструментами в старшем возрасте перед детьми ставятся задачи уже более сложные, например, узнать инструменты, звучащие в оркестре. Для решения задачи по закреплению знаний о народных музыкальных инструментах также можно использовать карусель, расположив карточки или сами инструменты на внешней стороне. Либо использовать карточки с определенным ритмическим рисунком для исполнения на инструменте, которые дети выбирают сами.

Что касается народной хореографии, то и здесь карусель можно применить для знакомства с народными танцами или устроить мини- концерт для исполнения знакомых танцевальных композиций

Так что, карусель оказалась весьма действенным способом в знакомстве и с закреплением знаний детей музыкальному фольклору. Да что дети! Карусель может быть использована и при встречах с родителями. С ее помощью можно провести консультацию для родителей о том, как знакомят их детей с музыкальным фольклором, и даже устроить концерт, где номера будут выбирать сами родители.

 А еще очень приятно наблюдать, когда все знания, все умения, приложенные в процессе знакомства и детей и взрослых с музыкальным фольклором за несколько лет , становятся основой для большого народного праздника , такого, например, как ярмарка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой".

Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой....

Консультация для воспитателей " Знакомство детей дошкольного возраста с образцами народной игрушки "

Консультация для воспитателей " Знакомство детей дошкольного возраста с образцами народной игрушки "...

Консультация для педагогов «Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах знакомства и использования фразеологизмов в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора.

Презентация о видах музыкального фольклора и методика знакомства с ними....

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с видами народного фольклора.

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвеч...

Консультация для педагогов "Методика ознакомления детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора"

Всем приятно слушать слова русской народной песни! И очень жаль, что сейчас мы не умеем так образно говорить и петь, как наши предки… Как же оскудел наш богатый русский язык, каким примитивным ...