Консультация для воспитателей "Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора".
консультация
Консультация для воспитателей "Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_godovomu_planu.docx | 32.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 56 «СЕВЕРЯНОЧКА»
Консультация для педагогов
МЕТОДИКА ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВИДАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Музыкальные руководители: Бикташева Д.Р.
Эллер Е.У.
г. Нижневартовск 2023
Введение.
Как приятно слушать слова русской народной песни, правда? И очень жаль, что сейчас мы не умеем так образно говорить и петь, как наши предки… Как же оскудел наш богатый русский язык, каким примитивным стал словарный запас большинства из нас!
И сегодня одной из самых актуальных задач становится приобщение детей к детскому фольклору, и как итог - обогащение словарного запаса детей, любовь ко всему, что составляет понятие "родина", "Россия".... Ведь благотворное влияние различных видов музыкального фольклора на психоэмоциональное и физическое состояние детей совершенно бесспорно.
Цели и задачи по приобщению детей к музыкальному фольклору сложились за время моего увлечения этим видом народной культуры. С его помощью можно многое сделать для формирования творчески активной личности ребёнка. Применяя различные методы обучения, хочется, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию услышать, запомнить и передать кому-нибудь понравившуюся ему закличку, песню или игру.
Для решения, поставленных задач , в последнее время я часто стала использовать музыкально-дидактические игры, объединенные единым образным предметом - каруселью, без которой, кстати, на Руси не обходился ни один народный праздник.
Причем она может быть использована не только в музыкальной деятельности, но в других образовательных областях, предусмотренных ФГОС . И что немаловажно, исходя из основных компетенций, сформулированных ФГОС, используя это дидактическое оборудование, дети сами могут принимать решение, проявлять свои чувства и эмоции именно в игровой деятельности.
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом...
Сам по себе музыкальный фольклор - явление необычное, синкретичное, ведь в нем неразрывно связано музыка, пение, движение и игра на простых народных инструментах.
Общепризнанно, что народный фольклор состоит из четырех основных направлений:
- Народная песня
- Народная хореография
- Народные игры
- Народные музыкальные инструменты.
И в каждой области решаются свои мини-задачи.
Первые детские впечатления о народной песне дети получают в младшей группе. Они начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные движения, подсказанные текстом или характером музыки.
Основная задача здесь - научить детей исполнять песни ритмично. Эту задачу я решаю так.
Я объясняю детям: "Посмотрите, ребята, кто сел на нашу карусель? Куколки? Давайте их покатаем" (Можно раскрутить с детьми карусель.) А сейчас наши куколки устали, могут заснуть и упасть с карусели, давайте возьмем их на руки и укачаем."
Баю-бюшки-баю.
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок!
Дети разбирают куколок с карусели и «убаюкивают» их, качая на руках и подпевая за педагогом
В средней группе увеличивается объем песенного репертуара и дети уже различают понятия "низко-высоко" . Работая над звуковысотым слухом детей, я предлагаю детям поиграть в "Детский сад для зверят" и использовать карусель для выбора игрушки- "сыночка" ( мягкая игрушка) Если ребенок выбрал зайчика, говорю : "Мама - зайчиха маленькая, пушистая, нежная. Как она поет - высоко или низко?"
Дети выбирают вариант и исполняют колыбельную как «мама-зайчик», на высоких тонах, тонким голосом. При выборе другой игрушки, озвучивают манеру исполнения «колыбельной» другой «мамы-зверушки», используя определенную высоту звука.
Таким образом можно привлечь к исполнению ребенка, который не очень чисто интонирует даже небольшие попевки, который неуклюж или слишком стеснительный и зажатый.
Можно предложить ему исполнить колыбельную как «мама-медведица» для своего сыночка-медвежонка. Поверьте, это будет его звездный час! В этой роли он будет чувствовать себя очень значимым среди детей. Таким образом, решается еще одна задача- психологическая устойчивость ребенка в коллективе
Поясняю детям, что у медведицы низкий, грубый голос, и что недаром говорят: «Медведь на ухо наступил» ( обязательно нужно объяснить детям смысл этой поговорки)
В старших группах значительно расширяется песенный репертуар.
Вводится такое понятие как "жанр народной песни" . Это лирические, шутливые, обрядовые и, пожалуй, самые любимые - частушка и строевые песни.
Решая задачу закрепления знаний о жанрах, дети по очереди выбирают знакомый жанр народной песни в виде картинок, разложенных на карусели и исполняют ее. Например, "строевая народная песня" ( разучиваем или повторяем р.н.п. «Солдатушки – бравы ребятушки» или любую другую)
Также в старшем возрасте, дети начинают понимать суть обрядовых песен и с удовольствием импровизируют, составляют свои заклички на основе уже известных. Здесь также могут применяться выбранные на карусели, картинки с образами, которые могут встречаться в закличке, например: "весна, "солнце красное", "птички", "травка", и т.д
Карусель-то непростая - уникальная.
Карусель-то наша - музыкальная.
Инструментов всех не счесть.
Даже балалайка есть.
В младшей и средней группах можно использовать карусель для первичного знакомства с народными инструментами. Дети, останавливая карусель, сами выбирают тот музыкальный инструмент, про который им будет рассказывать педагог, либо угадывают его по загадке и сами играют на нем. Например:
Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге - веселушка,
И накормит всех вокруг ( ложка).
Здесь можно либо знакомить с инструментом, либо отрабатывать приемы игры на нем или же исполнить знакомое произведение.
Также на карусель можно выложить все инструменты, на которых исполняется произведение для оркестра и дети с удовольствием, разобрав инструменты, исполнят его.
При работе с музыкальными инструментами в старшем возрасте перед детьми ставятся задачи уже более сложные, например, узнать инструменты, звучащие в оркестре. Для решения задачи по закреплению знаний о народных музыкальных инструментах также можно использовать карусель, расположив карточки или сами инструменты на внешней стороне. Либо использовать карточки с определенным ритмическим рисунком для исполнения на инструменте, которые дети выбирают сами.
Что касается народной хореографии, то и здесь карусель можно применить для знакомства с народными танцами или устроить мини- концерт для исполнения знакомых танцевальных композиций
Так что, карусель оказалась весьма действенным способом в знакомстве и с закреплением знаний детей музыкальному фольклору. Да что дети! Карусель может быть использована и при встречах с родителями. С ее помощью можно провести консультацию для родителей о том, как знакомят их детей с музыкальным фольклором, и даже устроить концерт, где номера будут выбирать сами родители.
А еще очень приятно наблюдать, когда все знания, все умения, приложенные в процессе знакомства и детей и взрослых с музыкальным фольклором за несколько лет , становятся основой для большого народного праздника , такого, например, как ярмарка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой".
Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой....
Консультация для воспитателей "Знакомство детей дошкольного возраста с искусством оригами
Знакомство дошкольника с искусством оригами...
Консультация для воспитателей " Знакомство детей дошкольного возраста с образцами народной игрушки "
Консультация для воспитателей " Знакомство детей дошкольного возраста с образцами народной игрушки "...
Консультация для педагогов «Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах знакомства и использования фразеологизмов в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....
Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора.
Презентация о видах музыкального фольклора и методика знакомства с ними....
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с видами народного фольклора.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвеч...
Консультация для педагогов "Методика ознакомления детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора"
Всем приятно слушать слова русской народной песни! И очень жаль, что сейчас мы не умеем так образно говорить и петь, как наши предки… Как же оскудел наш богатый русский язык, каким примитивным ...