Методика ознакомления детей дошкольного возраста с видами народного фольклора.
консультация

Пескарева Лиана Викторовна

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Фольклор для детей объединяет в себе стихи, песни, игры, танцы, потешки,заклички и т.д. Пользу малых поэтических данных доказывать не приходится, она очевидна. В последние годы вопрос использования устного народного творчества в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность в связи с бесконечным потоком иноязычных слов, которые засорят русский язык и является угрозой дальнейшего развития языка и культуры народа в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с видами народного фольклора.

                                  Выполнила; воспитатель Пескарева Л.В.

Огромную и неоценимую помощь в воспитании ребенка оказывает фольклор, разносторонне развивая и формируя основы этического, экологического и патриотического воспитания.
Фольклор для детей объединяет в себе стихи, песни, игры, танцы, потешки,заклички и т.д. Пользу малых поэтических данных доказывать не приходится, она очевидна.

В последние годы вопрос использования устного народного творчества в обучении и воспитании детей приобретает все большую актуальность в связи с бесконечным потоком иноязычных слов, которые засорят русский язык и является угрозой дальнейшего развития языка и культуры народа в целом. Психологи утверждают: дошкольный возраст - сензитивный период для развития речи, формирования словаря и культуры речевого общения Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи. Малые формы фольклора, сказки открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают прекрасные образцы русского литературного языка.

Традиционно принято выделять две формы организации работы с фольклором в детском саду:

  1. Чтение и рассказывание на занятиях:

- одного произведения;

- нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке);

- объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусств;

- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (с игрушками, разными видами театра, диафильмами, кинофильмами);

- чтение как часть занятия по развитию речи или ознакомлению с окружающим.

  1. Использование вне занятий, в разных видах деятельности (рассказывание вне занятий, уголок книги, вечера сказок, фольклорные праздники, мини-музеи сказок и т.д.).

 

Методика ознакомления с фольклором на занятиях

Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами – необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо.

При ознакомлении с малыми фольклорными жанрами воспитателю следует обратить внимание на следующее:

  1. Можно использовать предметы народно-прикладного искусства и русские народные музыкальные инструменты.
  2. Использование потешек, поговорок и т.д. только тогда обеспечивает систематический подход к ознакомлению с окружающим миром, когда их содержание ориентировано на человека, виды его деятельности и конкретные действия (умывание, одевание, танцы и т.д.). Они должны как можно чаще звучать в речи педагога.
  3. Необходимо широко использовать наглядный материал (чем младше ребенок, тем чаще он используется: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и их результата. Показ может быть фрагментарным или полным. Инсценировка произведения с помощью наглядных средств помогает добиться наилучшего понимания содержания. Во время чтения произведения делают динамический акцент на фрагментах текста ("масляна головушка" – приводят в движение именно эту часть игрушки и т.п.).
  4. В ходе инсценировок и прослушивания текста следует поощрять и стимулировать действенное участие ребенка: например "позови петушка".
  5. Эмоциональным изложением произведения нужно побуждать детей к познавательной деятельности: сюрприз появления, интонационная выразительность речи. Нужно обратить внимание ребенка на то, что один и тот же персонаж может быть разным в разных произведениях.
  6. Важно следить, чтобы ребенок не потерял нить понимания произведения в целом.
  7. Обязательное правило – неоднократное полное прочтение произведения. Каждое повторение должно быть не менее увлекательным процессом, чем первое знакомство.
  8. Повторение произведения в несколько измененной форме. Меньше внимания педагог должен уделить ознакомительной части и больше – возможности освоить, запомнить и воспроизвести текст.

 

Методика ознакомления с пословицами и поговорками.

Воспитатель должен следить за умелостью и правильностью употребления пословиц и поговорок как в своей речи, так и в речи детей. Чтобы добиться правильного понимания детьми обобщенного значения этих видов малых фольклорных форм, необходимо всю работу проводить в два этапа:

  1. Первоначально пословица или поговорка дается вне контекста – для того чтобы выяснить, понимает ли ребенок содержание и значение ее, знает ли, когда ее следует употреблять.
  2. Затем пословица или поговорка предлагается в контексте небольшого рассказа. Можно проверить понимание обобщенного значения пословиц и поговорок, предложив детям задание: придумать сказку, рассказ, речевую ситуацию, где один из героев мог бы уместно использовать данную пословицу или поговорку. Когда у детей накопится некоторый запас пословиц и поговорок, можно предложить им подобрать пословицы, соответствующие содержанию и идее определенной сказки.

 

Методика ознакомления со сказками

  1. Сказку ребенку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, передать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям.
  2. Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы:

- показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);

- использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже слышанную сказку – присказкой новой, интересной.

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. предлагают использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

- беседы после ознакомления со сказкой, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;

- выборочное чтение по просьбе детей;

- рассматривание иллюстраций, книг;

- просмотр диафильмов, кинофильмов после знакомства с текстом;

- прослушивание записи исполнения сказки мастерами художественного слова.

  1. При рассказывании сказки рекомендуется использовать моделирование. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например, крокодил, а какой солнышко. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета
  1. Заканчивать сказку можно известными концовками: "Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец", цель их использования – дать ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его от фантастического. Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы, это закрепит впечатление об услышанном и научит ребенка к месту употреблять образные народные выражения.

6. Образное восприятие пословиц, сказок углубляется, если

-одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом русского народа и народа других национальностей.

- включение в беседу по сказкам вопросов, ответы на которые требуют акцентирования на нравственных качествах героя.

- использование метода сравнения национальных фольклорных произведений, что дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывать глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа; детей следует подводить к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей.

- использование метода сравнения современной жизни с изображенной в сказках.

  1. Необходимо после занятий создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, рисование на темы любимых сказок, их драматизация

 

Методика ознакомления с загадками

  1. На начальном этапе учить детей воспринимать образное содержание загадок, объяснять их.
  2. Затем обратить внимание на сочный, колоритный язык загадки, формировать умение понимать целесообразность использования выразительно-изобразительных средств. Для этого можно предложить детям для сравнения две загадки, спросить какая из них двух им больше понравилась и почему. Предложить подобрать определение к слову, которое обозначает отгадку.

действительности.

 Методика работы с фольклором при организации различных видов деятельности

В дошкольном детстве, как известно ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Фольклор широко используется в играх-драматизациях. Драматизируя песенку, потешку, а в дальнейшем и сказку, ребенок пользуется их языком. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается "гармонией русского слова", о чём говорил Белинский. Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию произведений устного народного творчества детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей.

Технология использования сказки в играх-драматизациях:

1 этап – знакомство со сказкой (рассказывание, беседы, просмотр диафильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций);

2 этап – знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные и дидактические игры с персонажами сказок и т.п.);

3 этап – отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности;

4 этап – подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета сказки

Устное народное творчество можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию:

– двигательно – творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества; сюжетные физкультурные занятия с "вкраплением", "вплетением" элементов сказки (проводятся в форме "двигательного" рассказа);

- театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций; музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий;

- игровые физкультурные занятия (используются народные игры и игры со сказочными героями);

– интегрированные физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические упражнения.

При организации двигательной деятельности детей необходимо использовать народные игры, которые влияют не только на физическое развитие детей, но и по словам Е.А. Покровского: "…детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания"

Можно выделить некоторые особенности характерные для организации и проведения народной игры:

- Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка, жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении легко запоминают зачин.

- При объяснение сюжетной народной игры воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют фольклорные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Народные праздники всегда связаны с игрой, поэтому и в содержание праздников в детском саду включаются разнообразные народные подвижные игры, а разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Ни один фольклорный праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах, исполнения под их аккомпанемент песен, плясок.

Широко используются и сценки, кукольный театр по народным песенкам, потешкам, сказкам. Основным отличием народных драматических действ (игры, хороводы, сценки) является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Большое внимание должно быть уделено костюмировке, использованию декораций.

Использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста, а также формированию гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью...

Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством русского народного фольклора"

в фольклоре содержится жизнь народа,человеческий опыт, духовный мир русского человека....

Методическая разработка "Методика ознакомления детей дошкольного возраста с танцами народов мира"

Поэтапная мкетодика работы по ознакомлению с танцами народов мира...

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством

laquo;Методика ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством»...

Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора.

Презентация о видах музыкального фольклора и методика знакомства с ними....

Консультация для воспитателей "Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора".

Консультация для воспитателей "Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора"....

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора

Всем приятно слушать слова русской народной песни! И очень жаль, что сейчас мы не умеем так образно говорить и петь, как наши предки… Как же оскудел наш богатый русский язык, каким примитивным ...