Проект "Картофель в жизни человека"
методическая разработка (средняя группа)
Проект «Картошка в жизни человека»
Тип, вид проекта: познавательно – исследовательский, краткосрочный.
Продолжительность проекта: с 23.04.2018г. по 28.04.2018г.
Актуальность: Не секрет, что новое поколение все теснее связано с различными гаджетами, роботами, компьютерами, все стремительнее отдаляясь от природы, от земли, от физического труда на свежем воздухе, что конечно же отрицательно влияет на многие спектры развития человека.
Весна – время посева, самое подходящее чтобы попытаться ненавязчиво, в игре, в процессе творческой продуктивной, познавательно – исследовательской деятельности повернуть ребенка лицом к природе, дать ему почувствовать себя её частичкой и даже сотрудником, сотворцом.
И предметом наших исследований и углубленного познания мы решили взять картошку – всеми любимый, полезный и питательный овощ, источник богатого и относительно несложного материала для увлекательного освоения детьми. Ведь не зря говорят на Руси «без картошки, что свадьба без гармошки», «Картошка в грядке – зима в достатке».
Участники проекта: дети средней группы, педагоги группы, родители воспитанников.
Гипотеза: Мы предполагаем, что картофель очень полезная культура, которая играет большую роль в питании и может быть использован не только в пищу.
Цель: Создать условия для формирования у дошкольников 4-5 лет познавательной активности в рамках экологической деятельности, изучить картофель, его свойства и применение, понаблюдать за прорастанием картофеля в разных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kartoshka.docx | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 5 «Звездочка»
Проект «Картофель в жизни человека»
Разработала воспитатель: Ткач С.А
Проект «Картошка в жизни человека»
Тип, вид проекта: познавательно – исследовательский, краткосрочный.
Продолжительность проекта: с 23.04.2018г. по 28.04.2018г.
Актуальность: Не секрет, что новое поколение все теснее связано с различными гаджетами, роботами, компьютерами, все стремительнее отдаляясь от природы, от земли, от физического труда на свежем воздухе, что конечно же отрицательно влияет на многие спектры развития человека.
Весна – время посева, самое подходящее чтобы попытаться ненавязчиво, в игре, в процессе творческой продуктивной, познавательно – исследовательской деятельности повернуть ребенка лицом к природе, дать ему почувствовать себя её частичкой и даже сотрудником, сотворцом.
И предметом наших исследований и углубленного познания мы решили взять картошку – всеми любимый, полезный и питательный овощ, источник богатого и относительно несложного материала для увлекательного освоения детьми. Ведь не зря говорят на Руси «без картошки, что свадьба без гармошки», «Картошка в грядке – зима в достатке».
Участники проекта: дети средней группы, педагоги группы, родители воспитанников.
Гипотеза: Мы предполагаем, что картофель очень полезная культура, которая играет большую роль в питании и может быть использован не только в пищу.
Цель: Создать условия для формирования у дошкольников 4-5 лет познавательной активности в рамках экологической деятельности, изучить картофель, его свойства и применение, понаблюдать за прорастанием картофеля в разных условиях.
Задачи:
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- Развивать художественно-эстетическое восприятие в продуктивных видах деятельности; побуждать детей к проявлению творчества
- Развивать восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
- Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к природе.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками
- Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями, наблюдать за жизнью растений
- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
- Привлечь родителей к образовательному процессу через приготовление с детьми блюд из картофеля, изготовление поделок из клубней
ОО «Речевое развитие»
- Активизировать в речи детей слова (клубень - клубни, росток - ростки, глазок – глазки, всходы, толкушка и др.)
- Пополнение словарного запаса
- Разучивание стихов, загадок, пословиц;
- Знакомить с новыми произведениями детской литературы
ОО «Познавательное развитие»
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, строить логические суждения
- Закрепить представление о росте и размножении картофеля
- Познакомить детей с овощем - картофель, с блюдами из картошки.
ОО «Физическое развитие»
- Формирование ЗОЖ
- Разучивание новых подвижных и народных игр.
Взаимодействие с родителями:
- Участие в оборудовании грядки на участке, приобретении инвентаря и посадочного материала.
- Участие в конкурсе «Моя любимая картошка»
Проблемы проекта: Через экспериментально – исследовательскую, познавательную, творческую деятельность вызвать у детей желание вырастить свою картошку самостоятельно.
Краткое содержание проекта:
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетные игры-ситуации: «Готовим обед», «Магазин овощей», «На даче», «Семья», «Шоферы» Народная игра «Огородники», «Кулинарный поединок» Беседа: «Об истории её появления на русской кухне», «Выращивание картофеля», «Как картошка лечит», «Как умные машины помогают выращивать картофель». Создание кулинарной книги «Моя любимая картошка» (совместно с родителями). |
Познавательное развитие | Экспериментирование «Йод и картошка», «Создаем крахмал», «Свойства крахмала». Наблюдение за прорастанием глазков на подоконнике. Рассматривание различных сортов картофеля, «Этапы выращивания и уборки картофеля»; рисунков в поваренных книгах, открыток с изображением картофельных блюд. Беседа: «Полезные питательные свойства картофеля », «Об истории её появления на русской кухне», «Просто картошка», «Наши помощники», «Как картошка появилась в России», «Как картошка на стол приходит». Дидактические игры :
Просмотр мультфильма «Картошка» («Лунтик», 153 серия) НОД «Во саду ли в огороде выросла картошка» |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы: Чтение худ. литературы: «Всё лето ботвой шелестело», «Что рядками вдаль уходит», «Что черны мои ладошки», «На грядке всё в порядке», сказка «Упрямый картофель». Чтение и отгадывание загадок про картофель. Цель : развивать умение отгадывать загадки. Рассматривание иллюстраций: этапы выращивания картофеля. Составление творческого рассказа «Как мы сажали картошку». Разучивание стихов, загадок, пословиц о картошке. |
Физическое развитие | Пальчиковые игры: «Хозяйка однажды с базара пришла» Физминутки: «Шли с картошкой пирожки» Подвижные игры: «Горячая картошка», «Печеная картошка», «Собери картошку», спортивное развлечение «Антошкина картошка»(Эстафета). Хороводные игра «Картошка», «Что мы делали не скажем, а покажем». |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация с использованием клейстера (из картофельного крахмала). Поделки из картофеля, рисование на картофеле, использование картошки в качестве штампа для рисования. Песни «Антошка» (инсценировка) и другие песни о картошке |
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Формирование представления о строении и развитии картофеля, о значении в жизни человека;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- Презентация проекта: создание отчета в виде презентации.
Стратегия реализации проекта
Проект предполагает этапы работы:
Подготовительный срок: с 16.04.2018 по 23.04.18.
Разработка проекта:
1.Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.
2.Подбор музыкального и литературного материала (сказок, песен, загадок, стихотворений).
3.Подбор материала для продуктивной деятельности.
4.Составление тематического планирования мероприятия.
5.Подготовка наглядной информации для родителей.
Цель: подобрать необходимые дидактические и методические пособия, пополнить предметно-развивающую среду необходимым материалом, дать задание родителям по подбору необходимого материала.
Основной срок : с 23.04.2018 по 28.05.2018
Непосредственная реализация проекта. Знакомство с овощной культурой; ее историей, особенностями произрастания, уходом, использованием в пищу человеком. Наблюдение за ростом картофеля, посадка картофеля, фиксация результатов наблюдений и экспериментов в дневнике, кулинарная книга. Продуктивная деятельность – рисование штампами, лепка , рассматривание иллюстраций, проведение дидактических игр, придумывание, загадывание и отгадывание загадок, пословицы, поговорки, объяснение примет, рассматривание рисунков из поваренной книги, пальчиковые игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.
Заключительный срок : с 03.05.2018 по 04.05.2018.
Цель: определение результата практической деятельности детей и родителей, подготовка презентации.
Продукты проекта:
1.Создание кулинарной книги «Моя любимая картошка».
2.Создание стенда для родителей «Внимание проект!».
3.Выставка детских поделок из картошки.
4. Альбом «Опыты и эксперименты»
5. Оформление центра Калинкина кухня по теме «картошка»
6. Оформление в речевом центре пиктограммы «Антошка» и выставка книг о картошке.
Результат работы
В результате планомерной, систематической работы:
- В результате работы у детей сформированы представления о картофеле, способах его проращивания и оптимальных условиях для роста.
- Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками;
- повысился интерес к познанию окружающего мира.
- Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.
Использованная литература:
1.Программа дошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровай, М.А. Васильевой, издательство «Мозаика-синтез», 2015г.
2. Н. Осипов «Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу»; Издательство Детская литература 1986
3.Э. Слепян «Жизнь подземного клубня» Издательство Детская литература 1980
4. Н. Надеждина «Во саду ли, в огороде…» 1972
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
НОД по познавательно – исследовательской деятельности «Картошка – клубневое растение».
Программное содержание:
- Помогать детям находить необычное в обычном- в окружающих их предметах;
- Развивать познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир;
- Формировать у ребят умение устанавливать причинно- следственные связи;
- Закреплять представления детей о потребности растения в свете и тепле как необходимых условиях его развития
Материалы к занятию:
- Картофель
- Йод
- Пипетка
- Тёрка
- Одноразовые стаканы
- Тарелки одноразовые
- Крахмал
- Мука
- Сито
- Салфетки
- Нож
- Накрахмаленный фартук
Ход:
Звучит музыка «Антошка»
В: Ребята, послушайте внимательно загадку: «Что копали из земли, жарили, варили, что в золе мы испекли, ели да хвалили?»
Д: Картошка
В: Ребята, давайте с вами вспомним, что мы с вами посадили в этой коробочке?
Д: Ответы
В: Как вы думаете, а зачем мы с вами поставили коробочку с картофелем на свет, зачем поливали?
Д: Ответы
В: Правильно, каждому растению для того, чтоб оно росло нужен: свет, вода, воздух, тепло. Посмотрите, какие ростки появились у нашего картофеля. Это потому, что мы за ним правильно ухаживали, и сегодня мы с вами поговорим о картофеле
В: В некотором царстве,
В некотором государстве,
Ни на Марсе, ни на Луне,
Жила картошечка в земле,
Свойство царское имело,
Накормить народ сумела,
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом.
В Россию картофель завез царь Петр Первый из Голландии и приказал разослать клубни картофеля по всем районам России и выращивать их. В России картофель не сразу понравился. Крестьяне не хотели его выращивать и называли его «Дьявольским яблоком», но со временем картофель прижился в России и вытеснил репу, которую до этого сажали люди. Картофель называют вторым хлебом. На столе у нас картофель каждый день.
Картофель очень полезный продукт. В нем содержится много полезных веществ, необходимых нашему организму. Также картофель обладает лечебными свойствами. Если простудился- надо подышать над паром сваренной картошки и станет легче, а еще сырой картошкой лечат ожоги.
Ребята, скажите пожалуйста, что мы с вами употребляем в пищу: клубни или ботву картофеля?
Дети: ответы
Воспитатель: Посмотрите, у меня на столе лежат клубни картофеля. Они одинаковы по цвету?
Дети: ответы
Воспитатель: Это потому, что они разных сортов, сорта отличаются друг от друга не только по цвету, но и по вкусу. Ребята, в пищу необходимо употреблять плотные клубни картофеля(показывает). Нельзя употреблять в пищу дряблый(мягкий) картофель, картофель с ростками и зеленый картофель (показывает). В нем скапливается опасное для человека вещество- соланин.
Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть с вами в игру «Пронеси картошку»
Много пословиц и поговорок придумал о картошке наш народ:
- Картофель- второй хлеб
- Картошка да каша- еда наша
- Ешь картошку и хлеб- проживешь до 100 лет
- Картошка- мать наша, а хлеб- кормилец
- Без труда картошка не родится
В: Ребята, а как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?
Д: Ответы
В: Для того, чтобы в этом убедиться, предлагаю всем пройти в нашу мини- лабораторию
Д: Дети проходят за столы, на которых лежат тарелочки с крахмалом и мукой, стаканчики с киселем
В: Вы сказали, что в картофеле есть вода и сейчас мы с вами попробуем это доказать.
Опыт № 1
Натираем сырой картофель на тёрке. Получается кашица. Отжимаем через сито и получаем жидкий картофельный сок.
Опыт № 2
Из этого картофельного сока получают такое вещество- как крахмал. Для того, чтоб убедиться есть ли в картофеле крахмал, разрежем его пополам и каплем на срез каплю йода- картофель потемнел, цвет стал фиолетовым. Значит в картофеле точно есть крахмал. Когда мы с вами отжали картофельный сок и дали ему отстояться, то на дне стакана образовался белый осадок- это и есть крахмал. Его высушивают и получают крахмал или картофельную муку, которая лежит у вас на столах.
Опыт № 3
На одном блюдце лежит крахмал, а на другом мука. Посмотрите внимательно, чем они отличаются друг от друга (крахмал белый, а мука желтоватого цвета, потому что она сделана из пшеницы.). Потрите пальчиками крахмал и муку. Есть ли различия?
Д: ответы
В: Правильно, крахмал скрепит между пальцами, а мука нет. Как вы думаете, а имеет ли крахмал запах?
Д: ответы
В: Крахмал- это нужное и полезное вещество. Без него не накрахмалит белье и рубашки. А еще без крахмала нельзя сварить вкусный кисель. Вот сколько интересного мы узнали о картофеле. Картофель не только полезный, но еще очень вкусный.
Я картошка круглая,
красивая и смуглая.
Чтобы не состариться
пойду в кастрюле париться.
Я картошка белая-
Сильная и смелая
Закаляться стану я
В бассейне со сметаною
Из картофеля повара готовят много полезных и вкусных блюд. А сейчас мы с ребятами споем веселую песню о картошке «Эх картошечка, картошка»
Приложение 2
Чтение художественной литературы
●ДЕТСКИЕ СКАЗКИ АНАСТАСИИ УНПЕЛЕВОЙ «Упрямый Картофель»
Упрямству Картофеля не было предела.
- Не хочу жить в теплом мешке, - сказал как-то Картофель, и выпрыгнул.
- Куда ты собрался? - кричали остальные картофелины. Здесь твое место!
- Нет, - твердо отвечал Картофель. - Не здесь. У вас хорошо, но тесно. Пойду
искать новый Дом.
И пошел Картофель по полям, по холмикам, да по низинам.
Пришел на Морковное поле. Морковки хороводы водят, косы зеленые плетут,
Картофель к себе жить зовут. Поселился Картофель среди Моркови. Привлекла
его жизнь оранжевая, да веселая. Но не выдержал он такой жизни, простился с
Морковками.
- Куда, зачем идешь? - кричала Морковь.
- Хорошо у вас, но не мое это место. Не морковка я, чтоб косы плести.
- А что тебе надо? - спрашивали Морковки.
- Видимо свое, картофельное что-то. Мой цвет мне больше по нраву, да и
кувыркаться я больше люблю, чем хороводы водить.
- Так делай все это у нас, - просили Морковки.
- Одному скучно, да и вам не интересно, - сказал Картофель, и пошел дальше.
Упрямый какой! - крикнули Морковки, и опять в хороводы построились.
Идет Картофель по лугам пахучим, между белых берез и кудрявых рябин.
- Вдруг, на пути, ему семья Белых Гоибов встретилась. У высокой травы стоят
грибочки, благородными шляпками блестят, круглыми боками вертят.
Пожил Картофель у грибов. Кое-что по нраву ему пришлось. Солнышко
припекает - грибы сказки друг другу рассказывают, дождик польет - листьями
сухими укрываются.
А потом, разонравилось Картофелю, уходить собрался.
- Куда, зачем? - спрашивают Грибы.
- Свои сказки хочу сочинять, да картофельной жизнью жить.
- Так рассказывай нам, свои сказки.
- А вы слушать только грибные сказки умеете.
Долго путешествовал Картофель. Много интересных мест посетил, многое
узнал.
А когда пришел он к полю картофельному, где картофелины кувыркались да
сказки писали, сразу понял - интереснее всего ему, здесь жить будет! И остался.
Но, навсегда ли? Думаю, он и сам этого еще не знает…
Приложение 3
Сказка о картофеле, луковке и свеколке
Картофель рассказывает:
- Я - картофель крахмальный, схожу в лес, наберу ягод, вот вы и пьёте весь год
густой кисель с лесными ягодами.
Свекла говорит:
- А я засажу огород овощами и зеленью, соберу осенью урожай, вот вы и едите
весь год борщи.
А луковка говорит:
- Я по полям пройду, соберу полезные корешки и цветы, наготовлю лекарств, вы
и не болеете.
Но однажды задумалась луковка: «Я целый день собираю полезные травы,
картофель только ягод наберёт, кисель наварит; свеколка с утра до вечера со
двора не выходит, сварит борщ и сидит на лавке. Не бывать больше этому!».
Рассердилась луковка, ногами затопала, стала кричать, чтобы все работу
поменяли.
На утро картофель пошёл за целебными травами, свеколка принялась кисель
варить, а луковка - борщ готовить. Вот картофель катится по дороге. Увидела его
мышка и захотела съесть, да как схватит его зубками, и откусила кусочек.
Бедный картофель еле вырвался из лап мышки.
А свеколка тем временем кисель варить начала, но он всё не густеет и не густеет.
Луковка в это время борщ варила, а он горький-прегорький получился.
Прибежал картофель домой, весь в слезах. Видит - сидит на лавке луковка,
плачет. В углу свеколка слезами заливается. Картофель и говорит им:
- Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а своим делом не занимается.
Стыдно стало луковке перед друзьями. Но делать нечего. Поплакали, погоревали
они и стали жить по - старому дружно и весело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода в жизни человека
конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе...
Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»
Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни...
Эссе "Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя"
Физическая культура – это основа большого спорта, наука о радости, познания себя, своего организма и фундамент для дальнейшего развития крепкого и здорового ребенка....
Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»
Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека» (в старшей и подготовительной группе) . ...
Экологический проект" Жизнь деревьев и их значение в жизни человека"
Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей....
Тема: «Леса России» Цель: углубить и обобщить представления детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости беречь его. Обсуждение осеннего л
Тема: «Леса России»Цель: углубить и обобщить представления детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. Воспитывать у детей интерес к жиз...