Проект "Картофель в жизни человека"
методическая разработка (средняя группа)

Проект «Картошка в жизни человека»

Тип, вид проекта: познавательноисследовательский, краткосрочный.

Продолжительность проекта: с 23.04.2018г. по 28.04.2018г.

Актуальность: Не секрет, что новое поколение все теснее связано с различными гаджетами, роботами, компьютерами, все стремительнее отдаляясь от природы, от земли, от физического труда на свежем воздухе, что конечно же отрицательно влияет на многие спектры развития человека.

Весна – время посева, самое подходящее чтобы попытаться ненавязчиво, в игре, в процессе творческой продуктивной, познавательно – исследовательской деятельности повернуть ребенка лицом к природе, дать ему почувствовать себя её частичкой и даже сотрудником, сотворцом.

И предметом наших исследований и углубленного познания мы решили взять картошку – всеми любимый, полезный и питательный овощ, источник богатого и относительно несложного материала для увлекательного освоения детьми. Ведь не зря говорят на Руси «без картошки, что свадьба без гармошки», «Картошка в грядке – зима в достатке».

Участники проекта: дети средней группы, педагоги группы, родители воспитанников.

Гипотеза: Мы предполагаем, что картофель очень полезная культура, которая играет большую роль в питании и может быть использован не только в пищу.

Цель: Создать условия для формирования у дошкольников 4-5 лет познавательной активности в рамках экологической деятельности, изучить картофель, его свойства и применение, понаблюдать за прорастанием картофеля в разных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kartoshka.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 5 «Звездочка»

Проект «Картофель в жизни человека»

Разработала воспитатель: Ткач С.А

Проект «Картошка в жизни человека»

Тип, вид проекта: познавательно – исследовательский, краткосрочный.

Продолжительность проекта: с 23.04.2018г. по 28.04.2018г.

Актуальность: Не секрет, что новое поколение все теснее связано с различными гаджетами, роботами, компьютерами, все стремительнее отдаляясь от природы, от земли, от физического труда на свежем воздухе, что конечно же отрицательно влияет на многие спектры развития человека.

Весна – время посева, самое подходящее чтобы попытаться ненавязчиво, в игре, в процессе творческой продуктивной, познавательно – исследовательской деятельности повернуть ребенка лицом к природе, дать ему почувствовать себя её частичкой и даже сотрудником, сотворцом.

И предметом наших исследований и углубленного познания мы решили взять картошку – всеми любимый, полезный и питательный овощ, источник богатого и относительно несложного материала для увлекательного освоения детьми. Ведь не зря говорят на Руси «без картошки, что свадьба без гармошки», «Картошка в грядке – зима в достатке».

Участники проекта: дети средней группы, педагоги группы, родители воспитанников.

Гипотеза: Мы предполагаем, что картофель очень полезная культура, которая играет большую роль в питании и может быть использован не только в пищу.

Цель: Создать условия для формирования у дошкольников 4-5 лет познавательной активности в рамках экологической деятельности, изучить картофель, его свойства и применение, понаблюдать за прорастанием картофеля в разных условиях.

Задачи:

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развивать художественно-эстетическое восприятие в продуктивных видах деятельности; побуждать детей к проявлению творчества
  • Развивать восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
  • Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к природе.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками
  • Воспитывать бережное отношение к природе, умение ответственно ухаживать за растениями, наблюдать за жизнью растений
  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
  • Привлечь родителей к образовательному процессу через приготовление с детьми блюд из картофеля, изготовление поделок из клубней

ОО «Речевое развитие»

  • Активизировать в речи детей слова (клубень - клубни, росток - ростки, глазок – глазки, всходы, толкушка и др.)
  • Пополнение словарного запаса
  • Разучивание стихов, загадок, пословиц;
  • Знакомить с новыми  произведениями детской литературы

ОО «Познавательное развитие»

  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, строить логические суждения
  • Закрепить представление о росте и размножении картофеля
  • Познакомить детей с овощем - картофель, с блюдами из картошки.

ОО «Физическое развитие»

  • Формирование ЗОЖ
  • Разучивание новых подвижных и народных игр.

Взаимодействие с родителями:

  1. Участие в оборудовании грядки на участке, приобретении инвентаря и посадочного материала.
  2. Участие в конкурсе «Моя любимая картошка»

Проблемы проекта: Через экспериментально – исследовательскую, познавательную, творческую деятельность вызвать у детей желание вырастить свою картошку самостоятельно.

Краткое содержание проекта:

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетные игры-ситуации: «Готовим обед», «Магазин овощей», «На даче», «Семья», «Шоферы»

Народная игра «Огородники», «Кулинарный поединок»

Беседа: «Об истории её появления на русской кухне», «Выращивание картофеля», «Как картошка лечит», «Как умные машины помогают выращивать картофель».

Создание кулинарной книги «Моя любимая картошка» (совместно с родителями). 

Познавательное развитие

Экспериментирование «Йод и картошка», «Создаем крахмал», «Свойства крахмала».

Наблюдение за прорастанием глазков на подоконнике.

Рассматривание различных сортов картофеля, «Этапы выращивания и уборки картофеля»;

рисунков в поваренных книгах, открыток с изображением картофельных блюд.

Беседа: «Полезные питательные свойства картофеля », «Об истории её появления на русской кухне», «Просто картошка», «Наши помощники», «Как картошка появилась в России», «Как картошка на стол приходит».

Дидактические игры :

  1. «Что вначале, что потом».
  2. «Продолжи строчку».
  3. «Назови ласково».
  4. «Что изменилось?».

Просмотр мультфильма «Картошка» («Лунтик», 153 серия)

НОД «Во саду ли в огороде выросла картошка»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

Чтение худ. литературы: «Всё лето ботвой шелестело», «Что рядками вдаль уходит», «Что черны мои ладошки», «На грядке всё в порядке», сказка «Упрямый картофель».

Чтение и отгадывание загадок про картофель.

Цель : развивать умение отгадывать загадки.

Рассматривание иллюстраций: этапы выращивания картофеля.

Составление творческого рассказа «Как мы сажали картошку».

Разучивание стихов, загадок, пословиц о картошке.

Физическое развитие

Пальчиковые игры: «Хозяйка однажды с базара пришла»

Физминутки: «Шли с картошкой пирожки»

Подвижные игры:

«Горячая картошка», «Печеная картошка», «Собери картошку», спортивное развлечение «Антошкина картошка»(Эстафета).

Хороводные игра «Картошка», «Что мы делали не скажем, а покажем».

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация с использованием клейстера (из картофельного крахмала).

Поделки из картофеля, рисование на картофеле, использование картошки в качестве штампа для рисования.

Песни «Антошка» (инсценировка) и другие песни о картошке

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Формирование представления о строении и развитии картофеля, о значении в жизни человека;
  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • Презентация проекта: создание отчета в виде презентации.

Стратегия реализации проекта

Проект предполагает этапы работы:

Подготовительный срок: с 16.04.2018 по 23.04.18.

Разработка проекта:

1.Подбор иллюстрированного материала, пособий, атрибутов по данной теме.

2.Подбор музыкального и литературного материала (сказок, песен, загадок, стихотворений).

3.Подбор материала для продуктивной деятельности.

4.Составление тематического планирования мероприятия.

5.Подготовка наглядной информации для родителей.

Цель: подобрать необходимые дидактические и методические пособия, пополнить предметно-развивающую среду необходимым материалом, дать задание родителям по подбору необходимого материала.

Основной срок : с 23.04.2018 по 28.05.2018

Непосредственная реализация проекта. Знакомство с овощной культурой; ее историей, особенностями произрастания, уходом, использованием в пищу человеком. Наблюдение за ростом картофеля, посадка картофеля, фиксация результатов наблюдений и экспериментов в дневнике, кулинарная книга. Продуктивная деятельность – рисование штампами, лепка , рассматривание иллюстраций,  проведение дидактических игр, придумывание, загадывание и отгадывание загадок, пословицы, поговорки, объяснение примет, рассматривание рисунков из поваренной книги, пальчиковые игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.

Заключительный срок : с 03.05.2018 по 04.05.2018.

Цель: определение результата практической деятельности детей и родителей, подготовка презентации.

Продукты проекта:

1.Создание кулинарной книги «Моя любимая картошка».

2.Создание стенда для родителей «Внимание проект!».

3.Выставка детских поделок из картошки.

4. Альбом «Опыты и эксперименты»

5. Оформление центра Калинкина кухня по теме «картошка»

6. Оформление в речевом центре пиктограммы «Антошка» и выставка книг о картошке.

Результат работы

В результате планомерной, систематической работы:

  • В результате работы у детей сформированы представления о картофеле, способах его проращивания и оптимальных условиях для роста.
  • Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками;
  • повысился интерес к познанию окружающего мира.
  • Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Использованная литература:

1.Программа дошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровай, М.А. Васильевой, издательство «Мозаика-синтез», 2015г.

2. Н. Осипов «Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу»; Издательство Детская литература 1986

3.Э. Слепян «Жизнь подземного клубня» Издательство Детская литература 1980

4. Н. Надеждина «Во саду ли, в огороде…» 1972

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

НОД по познавательно – исследовательской деятельности «Картошка – клубневое растение».

Программное содержание:

  • Помогать детям находить необычное в обычном- в окружающих их предметах;
  • Развивать познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир;
  • Формировать у ребят умение устанавливать причинно- следственные связи;
  • Закреплять представления детей о потребности растения в свете и тепле как необходимых условиях его развития

Материалы к занятию:

  • Картофель
  • Йод
  • Пипетка
  • Тёрка
  • Одноразовые стаканы
  • Тарелки одноразовые
  • Крахмал
  • Мука
  • Сито
  • Салфетки
  • Нож
  • Накрахмаленный фартук

Ход:

Звучит музыка «Антошка»

В: Ребята, послушайте внимательно загадку: «Что копали из земли, жарили, варили, что в золе мы испекли, ели да хвалили?»

Д: Картошка

В: Ребята, давайте с вами вспомним, что мы с вами посадили в этой коробочке?

Д: Ответы

В: Как вы думаете, а зачем мы с вами поставили коробочку с картофелем на свет, зачем поливали?

Д: Ответы

В: Правильно, каждому растению для того, чтоб оно росло нужен: свет, вода, воздух, тепло. Посмотрите, какие ростки появились у нашего картофеля. Это потому, что мы за ним правильно ухаживали, и сегодня мы с вами поговорим о картофеле

В: В некотором царстве,

                        В некотором государстве,

Ни на Марсе, ни на Луне,

Жила картошечка в земле,

Свойство царское имело,

Накормить народ сумела,

Словом, наша речь о том,

Как пришел картофель в дом.

В Россию картофель завез царь Петр Первый из Голландии и приказал разослать клубни картофеля по всем районам России и выращивать их. В России картофель не сразу понравился. Крестьяне не хотели его выращивать и называли его «Дьявольским яблоком», но со временем картофель прижился в России и вытеснил репу, которую до этого сажали люди. Картофель называют вторым хлебом. На столе у нас картофель каждый день.

 Картофель очень полезный продукт. В нем содержится много полезных веществ, необходимых нашему организму. Также картофель обладает лечебными свойствами. Если простудился- надо подышать над паром сваренной картошки и станет легче, а еще сырой картошкой лечат ожоги.

 Ребята, скажите пожалуйста, что мы с вами употребляем в пищу: клубни или ботву картофеля?

Дети: ответы

Воспитатель: Посмотрите, у меня на столе лежат клубни картофеля. Они одинаковы по цвету?

Дети: ответы

Воспитатель: Это потому, что они разных сортов, сорта отличаются друг от друга не только по цвету, но и по вкусу. Ребята, в пищу необходимо употреблять плотные клубни картофеля(показывает). Нельзя употреблять в пищу дряблый(мягкий) картофель, картофель с ростками и зеленый картофель (показывает). В нем скапливается опасное для человека вещество- соланин.

Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть с вами в игру «Пронеси картошку»

Много пословиц и поговорок придумал о картошке наш народ:

  1. Картофель- второй хлеб
  2. Картошка да каша- еда наша
  3. Ешь картошку и хлеб- проживешь до 100 лет
  4. Картошка- мать наша, а хлеб- кормилец
  5. Без труда картошка не родится

В: Ребята, а как вы думаете, какие вещества есть в картофеле?

Д: Ответы

В: Для того, чтобы в этом убедиться, предлагаю всем пройти в нашу мини- лабораторию

Д: Дети проходят за столы, на которых лежат тарелочки с крахмалом и мукой, стаканчики с киселем

В: Вы сказали, что в картофеле есть вода и сейчас мы с вами попробуем это доказать.

Опыт № 1

Натираем сырой картофель на тёрке. Получается кашица. Отжимаем через сито и получаем жидкий картофельный сок.

Опыт № 2

Из этого картофельного сока получают такое вещество- как крахмал. Для того, чтоб убедиться есть ли в картофеле крахмал, разрежем его пополам и каплем на срез каплю йода- картофель потемнел, цвет стал фиолетовым. Значит в картофеле точно есть крахмал.  Когда мы с вами отжали картофельный сок и дали ему отстояться, то на дне стакана образовался белый осадок- это и есть крахмал. Его высушивают и получают крахмал или картофельную муку, которая лежит у вас на столах.

Опыт № 3

На одном блюдце лежит крахмал, а на другом мука. Посмотрите внимательно, чем они отличаются друг от друга (крахмал белый, а мука желтоватого цвета, потому что она сделана из пшеницы.). Потрите пальчиками крахмал и муку. Есть ли различия?

Д: ответы

В: Правильно, крахмал скрепит между пальцами, а мука нет. Как вы думаете, а имеет ли крахмал запах?

Д: ответы

В: Крахмал- это нужное и полезное вещество. Без него не накрахмалит белье и рубашки. А еще без крахмала нельзя сварить вкусный кисель. Вот сколько интересного мы узнали о картофеле. Картофель не только полезный, но еще очень вкусный.

 Я картошка круглая,

красивая и смуглая.

Чтобы не состариться

пойду в кастрюле париться.

Я картошка белая-

Сильная и смелая

Закаляться стану я

В бассейне со сметаною

 Из картофеля повара готовят много полезных и вкусных блюд. А сейчас мы с ребятами споем веселую песню о картошке «Эх картошечка, картошка»

Приложение 2

Чтение художественной литературы

ДЕТСКИЕ СКАЗКИ АНАСТАСИИ УНПЕЛЕВОЙ «Упрямый Картофель»

Упрямству Картофеля не было предела.

- Не хочу жить в теплом мешке, - сказал как-то Картофель, и выпрыгнул.

- Куда ты собрался? - кричали остальные картофелины. Здесь твое место!

- Нет, - твердо отвечал Картофель. - Не здесь. У вас хорошо, но тесно. Пойду

искать новый Дом.

И пошел Картофель по полям, по холмикам, да по низинам.

Пришел на Морковное поле. Морковки хороводы водят, косы зеленые плетут,

Картофель к себе жить зовут. Поселился Картофель среди Моркови. Привлекла

его жизнь оранжевая, да веселая. Но не выдержал он такой жизни, простился с

Морковками.

- Куда, зачем идешь? - кричала Морковь.

- Хорошо у вас, но не мое это место. Не морковка я, чтоб косы плести.

- А что тебе надо? - спрашивали Морковки.

- Видимо свое, картофельное что-то. Мой цвет мне больше по нраву, да и

кувыркаться я больше люблю, чем хороводы водить.

- Так делай все это у нас, - просили Морковки.

- Одному скучно, да и вам не интересно, - сказал Картофель, и пошел дальше.

Упрямый какой! - крикнули Морковки, и опять в хороводы построились.

Идет Картофель по лугам пахучим, между белых берез и кудрявых рябин.

- Вдруг, на пути, ему семья Белых Гоибов встретилась. У высокой травы стоят

грибочки, благородными шляпками блестят, круглыми боками вертят.

Пожил Картофель у грибов. Кое-что по нраву ему пришлось. Солнышко

припекает - грибы сказки друг другу рассказывают, дождик польет - листьями

сухими укрываются.

А потом, разонравилось Картофелю, уходить собрался.

- Куда, зачем? - спрашивают Грибы.

- Свои сказки хочу сочинять, да картофельной жизнью жить.

- Так рассказывай нам, свои сказки.

- А вы слушать только грибные сказки умеете.

Долго путешествовал Картофель. Много интересных мест посетил, многое

узнал.

А когда пришел он к полю картофельному, где картофелины кувыркались да

сказки писали, сразу понял - интереснее всего ему, здесь жить будет! И остался.

Но, навсегда ли? Думаю, он и сам этого еще не знает…

Приложение 3

Сказка о картофеле, луковке и свеколке

Картофель рассказывает:

- Я - картофель крахмальный, схожу в лес, наберу ягод, вот вы и пьёте весь год

густой кисель с лесными ягодами.

Свекла говорит:

- А я засажу огород овощами и зеленью, соберу осенью урожай, вот вы и едите

весь год борщи.

А луковка говорит:

- Я по полям пройду, соберу полезные корешки и цветы, наготовлю лекарств, вы

и не болеете.

Но однажды задумалась луковка: «Я целый день собираю полезные травы,

картофель только ягод наберёт, кисель наварит; свеколка с утра до вечера со

двора не выходит, сварит борщ и сидит на лавке. Не бывать больше этому!».

Рассердилась луковка, ногами затопала, стала кричать, чтобы все работу

поменяли.

На утро картофель пошёл за целебными травами, свеколка принялась кисель

варить, а луковка - борщ готовить. Вот картофель катится по дороге. Увидела его

мышка и захотела съесть, да как схватит его зубками, и откусила кусочек.

Бедный картофель еле вырвался из лап мышки.

А свеколка тем временем кисель варить начала, но он всё не густеет и не густеет.

Луковка в это время борщ варила, а он горький-прегорький получился.

Прибежал картофель домой, весь в слезах. Видит - сидит на лавке луковка,

плачет. В углу свеколка слезами заливается. Картофель и говорит им:

- Так всегда бывает, когда один на другого кивает, а своим делом не занимается.

Стыдно стало луковке перед друзьями. Но делать нечего. Поплакали, погоревали

они и стали жить по - старому  дружно и весело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода в жизни человека

конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе...

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни...

Эссе "Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя"

Физическая культура – это основа большого спорта, наука о радости, познания себя, своего организма и фундамент для дальнейшего развития крепкого и здорового ребенка....

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека»

Сценарий развлечения по основам здорового образа жизни «Витамины в жизни человека» (в старшей и подготовительной группе) .  ...

Экологический проект" Жизнь деревьев и их значение в жизни человека"

Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей....

Тема: «Леса России» Цель: углубить и обобщить представления детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости беречь его. Обсуждение осеннего л

Тема: «Леса России»Цель: углубить и обобщить представления детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес. Воспитывать у детей интерес к жиз...