мастер-класс на методическом объединении музыкальных руководителей города
учебно-методический материал (подготовительная группа)
"Информационные формы и технологии формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников в контексте Федеральной Образовательной Программы ДО" (мастер-класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад на МО | 20.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги. С хорошим настроением и позитивными эмоциями я начинаю свой доклад по теме:
«Инновационные формы и технологии формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников в контексте Федеральной Образовательной Программы ДО» (мастер- класс)
Что же такое функциональная грамотность?
*Функциональная грамотность - это способ социальной ориентации личности, способной применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности и в социальных отношениях.
*Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями, интересами.
*Основные признаки функционально-грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми социально- коммуникативными и творческими компетенциями.
Простыми словами: чему научился, сумей применить!
Недаром говорят: скажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, вовлеки меня и я пойму!
Дошкольное образование дает предпосылки функциональной грамотности. Поэтому нам необходимо быть компетентными по данному вопросу.
Под функциональной грамотностью на музыкальных занятиях в ДОУ мы понимаем базовые навыки музыкальной деятельности детей как отдельной личности, обладающей определенными качествами так и коллектива в целом.
Исходя из опыта музыкальных руководителей можно с уверенностью сказать, что музыка непосредственно влияет на психику и физиологию ребенка через прослушивание различных произведений композиторов, пение, музыкальные игры, ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, праздники, досуги, развлечения и другие виды деятельности в области художественно-эстетического развития.
В музыкальном воспитании и обучении дошкольников мы применяем три взаимосвязанных метода работы:
- Наглядный метод, делится на наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О. П. Радыновой). Наглядно-слуховой метод является основным методом музыкального воспитания детей. Основным содержанием этого метода – прослушивание музыкальных произведений детьми, которые исполняет педагог или использует технические средства обучения. К наглядно –зрительному методу можно отнести показ движений в танцах, играх (музыкальных, музыкально-дидактических, дидактических), музыкально-ритмических упражнений, показ певческих приемов, показ картинок, игрушек, показ иллюстраций с использованием мультимедийных технологий.
В результате использования наглядных методов дети лучше воспринимают материал, у них возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, происходит развитие творческих способностей.
- Словесный метод работы педагога на музыкальных занятиях помогает детям понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности.
Словесный метод включает в себя такие приемы как: беседа, рассказ, пояснения, вопросы, инструкции.
Беседа обычно проводится перед или после прослушивания детьми музыкального произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от прослушанного произведения, отвечая на вопросы педагога (какое по характеру произведение, какой лад в музыке, какие впечатления произвела на детей мелодия). Дети высказывают свое отношение к образам прослушанной музыки.
Рассказ, пояснение, вопросы и инструкции используются на музыкальных занятиях в виде объяснения, поэтического слова, указания (используется перед прослушиванием музыкального произведения, перед музыкальными играми, танцами и плясками, перед ритмическими упражнениями, во время пальчиковой, зрительной гимнастики, даются рекомендации после прослушивания, пения, изучения движений).
Рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому содержанию музыкального произведения, развивает воображение, вызывает у них эмоционально переживание.
- Метод практической деятельности используется педагогом на музыкальных занятий во время пения (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания, стремление добиваться от детей правильного и выразительного исполнения песен и распевок), музыкально-ритмических движений, танцев и плясок (используется тактильно-мышечная наглядность), игре на музыкальных инструментах
(приемы правильного использования музыкального инструмента, выразительность исполнения на инструментах, сочетание "живого" исполнения музыкального произведения с прослушиванием его записи).
Различные сочетания этих трёх основных методов способствуют развитию художественно-творческих способностей детей и способствуют формированию предпосылок функциональной грамотности.
Как это можно реализовать, я хочу Вам предложить несколько примеров:
1 Метод практической деятельности через ритмическое упражнение с элементами психокоррекции для детей старшего дошкольного возраста в технике Body Percussion (Боди перкуссия).
Дословный перевод (перкуссия тела-«тело-барабан») – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца.
Техника "Body Percussion" помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя.
Как неотъемлемый элемент, музыка тела сохранилась в народных танцах и песнях по всему миру.
Возможности функциональной грамотности при исполнении телесной перкуссии действуют в трех областях:
• на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
• на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
• в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Ритмическое упражнение с элементами психокоррекции «Дождь» (практика) Ольга Тарасовна Антонова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое объединение музыкальных руководителей Вязниковского района «Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир г...
Отчет по итогам работы методического объединения музыкальных руководителей города Хабаровска за 2019-2020 учебный год.
Материал содержит информацию о количестве мероприятий за год методического объединения музыкальных руководителей города Хабаровска, педагогах их проводивших, темах, целях, условиях проведения и ...
Программа методического объединения музыкальных руководителей «Активизация профессиональной деятельности музыкального руководителя по формированию у детей дошкольного возраста творческого потенциала и эстетического отношения к окружающему миру»
Программа методического объединения...
Выступления на методическом объединение музыкальных руководителей города Оренбурга
Тема выступления: Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий Игра: «Угадай мелодию»...
Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г. Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохранение психофизического и социального здоровья детей с ТНР»
Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г.Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохра...
Роль музыки в познавательном развитии ребенка в ДОО. Мастер класс. Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей.
Важнейшие направления дошкольного образования: - позновательное развитие;- восприятие музыкальных произведений;- дидактические игры;- познавательно-исследовательская деятельность....
Конспект музыкального занятия представленного на методическом объединении музыкальных руководителей города Нижневартовска
Формирование у детей основ музыкальной культуры, воспитание всесторонне развитой творческой личности, укрепление здоровья детей, их психоэмоционального состояния....