Роль музыки в познавательном развитии ребенка в ДОО. Мастер класс. Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей.
материал
Важнейшие направления дошкольного образования:
- позновательное развитие;
- восприятие музыкальных произведений;
- дидактические игры;
- познавательно-исследовательская деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muzyki_v_poznavatelnom_razvitii.docx | 22.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №23
Роль музыки в познавательном развитии ребёнка в ДОО.
Мастер класс.
Выполнил: Кистанова Светлана Витальевна,
музыкальный руководитель,
первая квалификационная категория,
выступление на гор. МО
музыкальных руководителей
(октябрь 2023г.)
Чебаркуль
Роль музыки в познавательном развитии ребёнка в ДОО.
Мастер класс
Добрый день, уважаемые коллеги!
Познавательное развитие – одно из важнейших направлений
дошкольного образования. Задача педагога – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности и познавательной активности. Основными формами организации познавательной деятельности на музыкальных занятиях являются:
1. Восприятие музыкальных произведений.
2. Дидактические игры.
3. Познавательно-исследовательская деятельность.
Восприятие музыкальных произведений – это один из основных видов музыкальной деятельности человека. Музыка успокаивает, вызывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость. У детей слушание музыки развивает познавательный интерес и расширяет музыкальный кругозор.
Слушая музыкальные произведения, беседуя о характере и содержании музыкального произведения, ребенок знакомится с историей и культурой родного края и России. Усваивает представления о природе, о жизни и деятельности человека.
Дидактические игры – следующая форма организации познавательной деятельности на музыкальных занятиях.
Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, созданных
для решения задач обучения, воспитания и развития детей. Сущность дидактической игры - решать умственные задачи, предложенные им в занимательной форме и находить решения проблемных ситуаций.
Например, дидактические игры: «Узнай и спой песню по картинке»;
«Музыкальный магазин»; «Назови композитора» – способствуют развитию восприятия и музыкальной памяти.
Познавательно-исследовательская деятельность - следующая форма. Это своего рода детская лаборатория, в которой ребенок получает массу сведений о новом объекте в процессе его практического исследования. Дети учатся задавать вопросы (из чего? для чего? как использовать?), задумываются над ответами на них, пытаются найти ответы самостоятельно.
Например, знакомя детей с музыкальными и немузыкальными звуками, педагог подводит детей к исследованию, определяя проблемные вопросы: «Что такое звук?», «Как он, получается?», «Откуда берутся звуки?», а затем вводит в процесс создания детских самодельных игрушек-инструментов. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков и творческое самовыражение.
Таким образом, представленные формы проведения музыкальной деятельности позволяют обеспечить развитие познавательной деятельности.
Прошу внимания!
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
У меня есть сундучок,
Что же в нем скрывается?
Руку только протяни,
Что лежит, ты в нем возьми.
Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые, синие, ….
1. УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)
Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом. Для начала я предлагаю прослушать две, знакомые нам с детства песни, а затем, наши участники исполнят ритмический рисунок одной из них, а вы, должны угадать, какая именно песня прозвучала.
Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»
Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «В траве сидел кузнечик», «Маленькой ёлочке», в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.
Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника, память. Следует обратить внимание на то, что дети могут узнать только ту песню, которую они исполняли или слушали на этом же занятии.
2. А вот еще одно упражнение «Игра на мячах» (зеленые нотки)
Раздаются воздушные шары и барабанные палочки. Надо повторить заданный ритм. (бум-бум- туки - тук)
Такие упражнения развивают у детей координацию движения, развивают слух, помогают скооперировать движения под музыку.
3. Переходим к следующим играм
(Участвуют все присутствующие)
Зазвучали жесты наши,
А ведь так бывает
Координацию движений, ритм
В упражнениях развиваем.
Звучит полька «Добрый жук». Участники, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты:
а) хлопок;
б) шлепок по коленям;
в) притоп;
г) два пальчика над головой.
В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.
4. Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов) (желтые нотки)
Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи снова мы и снова.
Вы научитесь читать их с чувством, выражением.
Впереди у вас друзья, море достижений.
Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь»
НОЧЬ
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещотка)
2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».
(балийский ксилофон)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.
(звенит колокольчик, треугольник)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.
(тон-блок)
Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Развивается чувство ансамбля.
5. Театр пантомимы (задание для участников с синими нотками)
Упражнение «Сказочные человечки»
Участники игры двигаются ритмично под музыку, изображая:
а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;
б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;
в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;
г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.
Игровые тренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.
Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Наша память сохраняет
10% из того, что мы слышим
50% из того, что мы видим
90% из того, что мы делаем
просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад – выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей по теме: «Приемы активизации развития и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии»
Дошкольник, попав в детский сад, испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДО...
Городское методическое объединение музыкальных руководителей.
Семинар,мастер-класс....
«Использование тактильно - сенсорных пособий в образовательной деятельности для развития моторных функций и когнитивных способностей дошкольников» (мастер – класс для педагогов городского методического объединения групп раннего и дошкольного возрастов)
Актуальность: развитие мелкой моторики и сенсорных представлений остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ, оп...
ДОКЛАД НА ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ музыкальных руководителей дошкольных учреждений тема: «Инновационные образовательные технологии в музыкальном воспитании дошкольников»
Доклад по парциальной программе "Волшебная палитра"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «Использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в работе с детьми с ОВЗ» НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И НАПИСАНИЮ ООП ДЛЯ ДЕТЕЙ
Взаимодействие специалистов и воспитателей по разработке и написанию ООП для детей с ОВЗ....
План мероприятий городского методического объединения музыкальных руководителей на 2019-2020годы
Материал содержит список мероприятий, планируемых для проведения на Методличесом Объединении музыкальных руководителей г Хабаровска в 2019-2020 году....
Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г. Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохранение психофизического и социального здоровья детей с ТНР»
Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г.Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохра...