Методическое объединение музыкальных руководителей Вязниковского района «Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
материал
Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В.А.Сухомлинский
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением в условиях реализации ФГОС, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.
Семья. Общество. Государство – вызовы времени.
И чтобы принять эти вызовы хорошо мотивированный и компетентный педагог, который совершенствует своё педагогическое мастерство в использовании интерактивных форм в своей работе - обязательно должен повышать уровень психолого-педагогических компетенций у родителей своих воспитанников по вопросам музыкального развития детей в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сообщение | 307.73 КБ |
презентация | 1.46 МБ |
сценарный ход методического объединения | 20.1 КБ |
1programma_mo.docx | 328.63 КБ |
2programma_mo.docx | 108.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическое объединение
музыкальных руководителей ДОУ
Вязниковского района
Сообщение на тему:
«Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».
Подготовила:
Татьяна Александровна Хохлова,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №16»
Март 2018 г.
Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В.А.Сухомлинский
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением в условиях реализации ФГОС, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.
Семья. Общество. Государство – вызовы времени.
И чтобы принять эти вызовы хорошо мотивированный и компетентный педагог, который совершенствует своё педагогическое мастерство в использовании интерактивных форм в своей работе - обязательно должен повышать уровень психолого-педагогических компетенций у родителей своих воспитанников по вопросам музыкального развития детей в рамках ФГОС.
Поэтому взаимодействие музыкального руководителя и семьи является актуальной темой в настоящее время.
Целью этой работы является поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями. Акцентирование внимания на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.
Задачи:
-Развивать музыкально-художественную деятельность родителей и приобщать их к музыкальному искусству.
-Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
-Разнообразить формы дифференцированной работы с родителями, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении.
-Учить родителей совместной музыкальной, творческой и игровой деятельности со своими детьми.
Основные принципы новой системы инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьей по музыкальному развитию:
- открытость детского сада для семьи (каждый родитель имеет возможность знать и видеть, как развивается его ребенок, его успехи в музыкальном развитии);
- сотрудничество педагогов и родителей в музыкальном воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых в образовательном процессе по музыкальному воспитанию, на досуговых мероприятиях, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в музыкальном развитии ребенка.
Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.
Модель взаимодействия родителей, музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения и дошкольников осуществляется в реализации плана по взаимодействию музыкального руководителя с родителями и их детьми для достижения поставленной цели.
Я перечислю различные формы взаимодействия с родителями, которые использую в своей педагогической деятельности. Какие-то из них можно назвать традиционными, но это по форме проведения. Каждый раз я ищу новые подходы во взаимодействии. Во-первых, в этих мероприятиях всегда заняты дети, родители и воспитатели, т.е. все участники образовательного процесса. Во-вторых, родители не пассивные участники, а активно вовлекаются в деятельность на мероприятии, как в группах с родителями, так и в группах с детьми, делятся семейным опытом. При проведении мероприятий используются интерактивные методы.
Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями:
1. Информационно-аналитическое направление:
анкетирование, тестирование
Чтобы глубже понять проблемы в вопросах музыкального развития детей, мы в начале года проводим анкетирование родителей для того, чтобы выявить:
- уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,
- определить запросы на музыкальное воспитание,
- готовность родителей к сотрудничеству,
- провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.
Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализирую специфику семьи, музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга, обдумываю тактику общения с родителями.
Я определила для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает не только количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, но и участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий, помощь родителей в оснащении педагогического процесса (создании музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ и группы).
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной музыкально-досуговой деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие музыкальных способностей детей.
Родители – исполнители, которые принимают участие в совместной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности;
Родители – наблюдатели. Это родители, которые являются сторонними наблюдателями педпроцесса, не желающие участвовать в каких-либо мероприятиях.
2. Информационно-познавательное направление:
Главной цельюв этом направлении стала цель обогащения родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
2. Способствовать изменению взглядов родителей на музыкальное воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи.
Для повышения педагогической компетентности родителей я использую активные формы:
- Выступления на родительских собраниях;
- Индивидуальные беседы с родителями;
- Использование сети Интернет, сотовой связи для обсуждения острых вопросов и распространения информации.
- Мастер-классы, занятия-практикумы.
Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье проводится с целью музыкального просвещения родителей, по темам:
- «Музыкальное воспитание в семье»,
- «Родителям о музыкальном воспитании»,
- «Советы: музыкальное воспитание»,
- «Как слушать музыку с ребёнком».
На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываю родителям о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.
Такие темы как: «Правильный подбор репертуара для дошкольника», «Музыкотерапия на все случаи», «Музыка – модель человеческих эмоций», «Играем в музыку» представлены и доступны родителям в буклетах.
(БУКЛЕТЫ НА СТОЛАХ)
Папки – передвижки ( у нас это стенд «Музыкальная капель») более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении музыкальных занятий в детском саду. Там были представлены темы:
- «Музыкальные игры в детском саду»,
- «Ваш ребёнок любит петь?»,
- «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,
- «10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,
- «Как в жизнь приходит музыка…»,
- «Музыка и её влияние на развитие детей» и др.
В процессе данной работы я знакомлю родителей:
- с динамикой развития музыкальных способностей их детей,
- с достижениями детей в области музыкального развития,
- с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении .
- основами знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра).
- Помогаю родителям приобрести практические навыки музыкального развития детей (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика);
- обучаю совместномумузицированию с детьми.
Также мы обсуждаем организационные и технические моменты предстоящих мероприятий.
Предлагаю вам просмотр видеоролика
«Мастер-класс «УЧИМСЯ ПЕТЬ ВМЕСТЕ»»
(Программа мастер-класса на столе перед вами)
Видеоролик ?
Презентация авторской логоритмической игры
«КАК ВО ДВОРИКЕ У НАС»
(Презентация на столе)
3. Музыкально-досуговое направление:
открытые просмотры музыкальной деятельности, совместные праздники и развлечения, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты, участие в районных мероприятиях.
Музыкальные занятия (открытые музыкальные занятия).
Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области: индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; в сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной деятельности в детском саду.
Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные.
С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми в нашем детском саду проводятся праздники:
«День Матери»,
«День защитника Отечества»,
«Масленица»,
«8 Марта» и др.
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
- Подготовка отдельных номеров;
- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
- Помощь в оформлении помещения;
- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
Это направление самое востребованное, полезное, но и самое трудное.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с другими детьми, с родительской общественностью в целом.
Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Видеоролик
Первая музыкальная гостиная «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА»
(Программа гостиной на столе)
Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи.
Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Видеоролик
Вторая музыкальная гостиная «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА»
(Программа гостиной на столе)
Данная проблема, хорошо раскрывается в работе О.П.Радыновой, «Музыкальное воспитание в семье», в элективной программе Л.Н. Комиссаровой «Музыкальное воспитание в семье».
Программа знакомит с методами и приёмами организации музыкального воспитания в семье, различными формами работы родителей с детьми, раскрывает роль музыки в гармоничном развитии ребёнка и др.
В рамках нового стандарта изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Для детей – это возможность приобрести социальный опыт, повысить качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформировать активно-познавательную позицию и школьно-значимые навыки;
Для музыкальных руководителей - оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, сформировать партнерские, доверительные отношения между участниками образовательного процесса; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;
Для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы - стать активными участниками и партнерами образовательного процесса, получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка, пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Преимущества новой системы инновационных форм взаимодействия музыкального руководителя с семьей неоспоримы и многочисленны:
- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем, учитывая мнения семьи. Педагоги, в свою очередь принимают поддержку родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие;
- это учет индивидуальности ребенка. Педагог знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
- это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;
- это возможность реализации единой программы музыкального развития ребенка в ДОУ и семье;
- это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи традиционным формам работы с семьей.
В результате использованияинновационных форм взаимодействия музыкального руководителя с родителями наблюдается:
- Повышение качества музыкального образования детей;
- Развитие творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;
- Повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они становятся активными участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ;
4. Повышение внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ;
5. Родители становятся более компетентны в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
6. Обогащение опыта межличностного взаимодействия детей и родителей.
Опыт показывает, что использование инновационных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Арт – веранда Приятные встречи
КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ
Музыкальный павильон Солнечная поляночка
МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ
ИНТЕР АКТИВНАЯ ПЛОЩАДКА ИНТЕРЕСНЫЕ НОВИНКИ
БЕСЕДКА ОТДЫХА ВКУСНОЕ НАСТРОЕНИЕ Отдых нужен – вот беседка К чаю – сладкая конфетка Кекс с изюмом и варенье – Угощенье в настроенье!
Прогулка наша удалась на славу И в парк вернуться захотим Вас гости наши дорогие От всей души благодарим!
Предварительный просмотр:
Вас на прогулку приглашаем
В парк необычный, в музыкальный,
В нём что-то новое узнаем
Мы променад весенний начинаем!
Вот Арт-веранда распахнула двери
Приятным встречам очень рады
Поют, играют в парке дети
А их таланты – неземные клады!
- Арт – веранда «Приятные встречи»
- Музыкально - игровое приветствие воспитанников групп «Капельки» и «Звоночки» с участием гостей
- игра «Солнечный зайчик» (у кого красное солнышко)
- песня «Солнечный зайчик» (у кого жёлтое солнышко)
А мы прогулку продолжаем
И слово мы предоставляем
По профессии нашей путеводителю
Нашему МО руководителю!
- Вступительное слово руководителя МО Мусатовой М.С.
На 4х колёсах катают малыша,
Другой на 3х проехал куда-то не спеша,
На 2х несётся третий – малюсенький как гном,
А мы все покатаемся на колесе одном!
Любим он всеми без сомненья
Аттракцион наш в парке «Колесо обозрения»!
- Любимый аттракцион «Колесо обозрения»
- Сообщение Хохловой Т.А., музыкального руководителя МБДОУ №16 «Использование инновационных подходов во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у старших дошкольников с ОНР»
- Видеоролик «Участие родителей в мероприятиях ДОУ ноябрь-март 2017-2018гг.»
- Первая муз. гостиная «Песня – душа народа» (гр. «Соловушки»)
- Вторая муз гостиная «Песня – душа народа» (гр. «Звоночки»)
- Мастер-класс «Учимся петь вместе» (гр. «Капельки»)
- Презентация авторской музыкальной логоритмической игры «Как во дворике у нас» (гр. «Родничок»)
- Про 5е мероприятие озвучить информацию
Давай зайдём, мой друг, сюда,
Здесь сердцу дороги места
Наш музыкальный павильон
Настроит всех на нужный тон.
Споём Фатьянова, друзья,
Без песни ведь никак нельзя!
- Музыкальный павильон «Солнечная поляночка», в преддверии празднования 100 юбилея со дня рождения поэта-земляка
- Исполнение попурри песен на стихи А.Фатьянова
«В городском саду играет»
«На крылечке твоём»
«На Заречной улице»
Всех завертел круговорот
И закружил, и покатил,
И каждый новый поворот
Всех светом знаний озарил.
На «Музыкальной карусели» покататься захотели,
Сели, спели, полетели –
Поучаствовать сумели!
- Увлекательный круговорот «Музыкальная карусель»
- Презентация авторских работ Хохловой Т.А., представленных на областной конкурс «Музыкальная карусель 2018»
- Авторский сценарий музыкальной сказки «Нет дома без гнома»,
- Авторский сценарий экологического мероприятия
- Авторская музыкальная логоритмическая игра «Как во дворике у нас»
- Авторская методическая разработка по логотерапии
Наш «Весенний променад»
Новинкам разным очень рад -
Сценариям интерактивным
Всегда творческим и креативным!
- Интераквтивная площадка «Интересные новинки»
- Презентации музыкальных руководителей Вязниковского района сценариев интерактивных мероприятий с участием родителей, детей и педагогов.
Прогулка наша удалась на славу
И в парк вернуться захотим
Вас гости наши дорогие
От всей души благодарим!
Отдых нужен – вот беседка
К чаю – сладкая конфетка
Кекс с изюмом и варенье –
Угощенье в настроенье!
- Беседка отдыха «Вкусное настроение»
- Подведение итогов МО
- Заключительное слово руководителя МО Мусатовой М.С.
- Чай-пауза
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ГМО музыкальных руководителей на тему "Создание здоровьесберегающей среды в НОД "Музыка" в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
материал полезен не только музыкальным руководителям но и воспитателям...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
В статье подробно рассматриваются функции воспитателя и музыкального руководителя в процессе осуществления образовательной деятельности в образовательной области "Музыка". Надеюсь, что публи...
Целевые ориентиры музыкального развития дошкольников в соответствии с ФГОС.
В статье раскрыты общие принципы ,цели,задачи и целевые ориентиры музыкального развития и музыкального воспитания дошкольников в контексте ФГОС ДО.Сформулированы современные задачи музыкал...
«Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».
laquo;Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».В...
Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г. Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохранение психофизического и социального здоровья детей с ТНР»
Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г.Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохра...
Выступление в рамках городского методического объединения «Детское игровое экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС»
Выступление по теме "Детское игровое эксперементирование - средство интелектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС"...