Рабочая программа дополнительного образования "Цветные фантазии"
методическая разработка
В данной программе представлены цели, задачи, методы и приёмы данного кружка. Разработаны темы занятий и материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetnye_fantazii.docx | 69.98 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
БЛАГОВЕЩЕНСКА
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 г. Благовещенска»
Рассмотрена на заседании педагогического совета «16» февраля 2022 г. Протокол № 3
воспитатель
высшей квалификационной категории
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Художественной направленности
Базовый уровень
«Цветные фантазии»
(название программы)
Возраст обучающихся: 3-4 лет
срок реализации программы:1 год
Автор- составитель программы: Тарло Екатерина Михайловна,
Педагог дополнительного образования,
г. Благовещенск 2022 г.
Оглавление
1. | Комплекс основных характеристик программы | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цели и задачи | 5 |
1.3 | Содержание | 6 |
1.4 | Планируемые результаты | 8 |
2. | Комплекс организационно-педагогических условий | 9 |
2.1 | Календарный учебный график | 9 |
2.2 | Условия реализации программы | 14 |
2.3 | Формы аттестации | 15 |
2.4 | Оценочные материалы | 15 |
2.5 | Методические материалы | 16 |
2.6 | Рабочая программа воспитания | 17 |
2.7 | Календарный план воспитательной работы | 19 |
3. | Список литературы | 19 |
1. Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в развитии эмоциональной сферы и интеллектуального развития обучающихся.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09. 2020 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.43648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ среднего, профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО И ДОТ» от 20.03.2020г;
- Рабочей Программой воспитания Муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад №14 города Благовещенска»;
7. Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад№14 города Благовещенска» от 21.06.2022 г №0505.
Направление программы: художественная
Актуальность
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Раннее развитие способности к творчеству –это залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Новизна. Программа «Цветные фантазии» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Отличительная особенность программы
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Адресат программы: Программа предназначена для работы с детьми.
Возраст обучающихся – 4-5 лет.
Объем и сроки освоения. Программа рассчитана на 1 год, общее количество часов составляет 36 часа. Форма обучения: очная, групповая.
Особенности организации учебного процесса. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Состав группы: от 12 до 20 человек.
Режим занятий. Программа реализуется 1 раз в неделю по 1 часу (продолжительность академического часа – 20 минут).
Уровень программы: базовый.
Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет жизни
Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Внимательное, заботливое отношение взрослого к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос "почему? ". Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми. Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. Дети 4-5 лет социальные нормы и правила поведения всѐ ещѐ не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщѐнные представления о том, как надо (не надо) себя вести. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как - мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своѐм собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель:
Развитие у детей мелкой моторики рук и творческих способностей путём нетрадиционной техники рисования
Задачи:
- познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
- сформировать у дошкольников умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развить художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- развить эстетический вкус, конструкторские навыки и умения;
- воспитать усидчивость, аккуратность, чувство взаимопомощи;
- привить интерес и любовь к народному искусству.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№\п | На темы | Количество часов | Форма контроля | |||
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | Беседа | ||
2. | Пальчиковая живопись | 8 | 8 | Рисунок (выставка работ) | ||
3. | Рисование жёсткой кистью | 7 | 1 | 6 | рисунок | |
4. | Рисование ладошкой | 4 | 4 | рисунок | ||
5. | Рисование ватными палочками | 5 | 1 | 4 | Рисунок, выставка | |
6. | Рисование манной крупой | 3 | 3 | рисунок | ||
7. | Оттиск поролоном | 2 | 2 | рисунок | ||
8. | Кляксография | 3 | 3 | рисунок | ||
9. | Свеча +акварель | 2 | 2 | рисунок | ||
10. | Заключительное | 1 | 1 | выставка | ||
ИТОГО: | 36 |
Содержание учебного плана
Содержание программы представлено различными нетрадиционными техниками в изобразительной деятельности:
- Пальчиковая живопись;
- Рисование жёсткой полусухой кистью (тычок);
- Рисование ладошкой;
- Ватными палочками
- Манной крупой
- Оттиск поролоном;
- Кляксография;
- Свеча и акварель;
По каждому виду деятельности программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Раздел 1 Вводное занятие, на которым воспитателям знакомит с видами деятельности, которые дети должны освоить за год обучения;
Раздел 2 Пальчиковая живопись, рисование пальчиками ;
Раздел 3 Рисование жёсткой полусухой кистью;
Раздел 4 Рисование с использованием детской ладошки;
Раздел 5 Рисование с использованием ватных палочек;
Раздел 6 Рисование манной крупой, нанесение манной крупы на клеевую основу;
Раздел 7 Оттиск поролоном, печатание поролоном
Раздел 8 Кляксография, раздувание краски через пластиковую трубочку;
Раздел 9 Свеча и акварель, рисунок наносится свечой или восковыми мелками и сверху покрывается акварелью;
1.4 Планируемые результаты освоения программы:
- Самостоятельно использует нетрадиционные материалы и инструменты, владеет навыками нетрадиционной техники рисования и применяет их;
- Самостоятельно передаёт композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
- Выражает своё отношение к окружающему миру через рисунок;
- Даёт мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- Проявляет интерес к изобразительной деятельности друг друга
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Режим занятий | Каникулы |
2023-2024 | 05.09.2023 | 31.05.2024 | 36 | 36 | 1 раз в неделю |
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | четверг 8.09 | 15.00 | Теоретическое | 1 | Вводное занятие. Знакомство с чудо-помощниками. | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
2 | сентябрь | Четверг 15.09 | 15.00 | практическое | 1 | «Падают лисья» Пальчиковая живопись | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
3 | сентябрь | четверг 22.09 | 15.00 | практическое | 1 | «Дождик кап-кап» Пальчиковая живопись | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
4 | сентябрь | Четверг 29.09 | 15.00 | практическое | 1 | «Мухомор» Пальчиковая живопись | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
5 | Октябрь | Четверг 06.10 | .15.00 | практическое | 1 | «Гроздь винограда» Пальчиковая живопись | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
6 | Октябрь | Четверг 13.10 | 15.00 | практическое | 1 | «Веточка рябины» Пальчиковая живопись | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
7 | Октябрь | Четверг 20.10 | 15.00 | практическое | 1 | «Одуванчик» Пальчиковая живопись | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
8 | Октябрь | Четверг 27.10 | 15.00 | практическое | 1 | «Бусы для Танюши» Пальчиковая живопись | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
9 | Ноябрь | Четверг 3.11 | 15.00 | практическое | 1 | «Первый снег» Пальчиковая живопись | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
10 | Ноябрь | Четверг 10.11 | 15.00 | теоретическое | 1 | ознакомительное с новой техникой | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
11 | Ноябрь | Четверг 17.11 | 15.00 | практическое | 1 | «Букет цветов» Тычок жёсткой кистью | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
12 | Ноябрь | Четверг 24.11 | 15.00 | практическое | 1 | «Осеннее дерево» Тычок жёсткой кистью | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
13 | Декабрь | Четверг 01.11 | 15.00 | практическое | 1 | «Ёжик» Тычок жёсткой кистью | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
14 | Декабрь | Четверг08.12 | 15.00 | практическое | 1 | «Зайка серенький под ёлочкой сидит» Тычок жёсткой кистью | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
15 | Декабрь | Четверг 15.12 | 15.00 | практическое | 1 | «Снегирь на ветке» Тычок жёсткой кистью | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
16 | Декабрь | Четверг 22.12 | 15.00 | практическое | 1 | «Ёлочка в снегу» Тычок жёсткой кистью | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
17 | Декабрь | Четверг 29.12 | 15.00 | практическое | 1 | «Солнышко лучистое» Рисование ладошкой | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
18 | Январь | Четверг 12.12 | 15.00 | практическое | 1 | «Жили у бабуси два весёлых гуся» Рисование ладошкой | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
19 | Январь | Четверг 19.12 | 15.00 | практическое | 1 | «Осьминожка» Рисование ладошкой | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
20 | Январь | Четверг 26.12 | 15.00 | практическое | 1 | ««Храбрый петушок» Рисование ладошкой | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
21 | Февраль | Четверг 02.12 | 15.00 | теоретическое | 1 | Познакомить с инструментом Ватные палочки | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
22 | Февраль | Четверг 09.12 | 15.00 | практическое | 1 | «Новогодние шары на ветке» Ватные палочки | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
23 | Февраль | Четверг 16.01 | 15.00 | практическое | 1 | «Падает белый снежок» Ватные палочки | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
24 | Февраль | Четверг 23.01 | 15.00 | практическое | 1 | «Зёрнышки для петушка и его семьи» Ватные палочки | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
25 | Март | Четверг 02.01 | 15.00 | практическое | 1 | «Веточка мимозы» Ватные палочки | Кабинет «Фиолетовы й лес» | Педагогическое наблюдение |
26 | Март | Четверг 09.01 | 15.00 | практическое | 1 | «Снежинка» Рисование манной крупой | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
27 | Март | Четверг 16.01 | 15.00 | практическое | 1 | «Снеговик» Рисование манной крупой | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
28 | Март | Четверг 23.01 | 15.00 | практическое | 1 | Белый медвежонок» Рисование манной крупой | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
29 | Апрель | Четверг 06.01 | 15.00 | практическое | 1 | «Цыплята» Оттиск поролоном | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
30 | Апрель | Четверг 13.02 | 15.00 | практическое | 1 | «Яблоки на тарелке» оттиск поролоном | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
31 | Апрель | Четверг 20.02 | 15.00 | практическое | 1 | «Весёлые человечки» кляксография | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
32 | Апрель | Четверг 27.02 | 15.00 | практическое | 1 | «Весеннее солнышко» Кляксография | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
33 | Май | Четверг 04.02 | 15.00 | практическое | 1 | «Праздничный салют» Кляксография | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
34 | Май | Четверг 11.02 | 15.00 | практическое | 1 | «Звёздное небо» Свеча +акварель | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
35 | Май | Четверг 18.02 | 15.00 | практическое | 1 | «морское дно» Свеча +акварель | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
36 | Май | Четверг 25.02 | 15.00 | практическое | 1 | Заключительное занятие. Рисование по желанию детей | Кабинет «Фиолетовый лес» | Педагогическое наблюдение |
ИТОГО | 36 |
2.2. Условия реализации программы:
Материально – техническое обеспечение.
Для реализации программы используется кабинет дополнительного образования Фиолетовый лес.
Дети занимаются за столами. У каждого ребёнка имеются нарукавники и фартук, для аккуратной работы с клеем и красками.
Весь материал хранится в шкафу, в контейнерах.
Для родителей имеется специальная библиотека с литературой по творчеству, рукоделию, изготовлению поделок. Все работы хранятся в индивидуальной папке ребёнка, куда имеется свободный доступ. Раз в месяц на стенд для родителей помещается фотоотчёт о работе кружка.
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог дополнительного образования, воспитатель высшей квалификационной категории Тарло Екатерина Михайловна.
Информацинно-методическое обеспечение.
Используемый материал для работы с детьми:
Листы бумаги, гуашь, кисточка с жёстким ворсом (тычок), тампон, манная крупа, поролон, ватные палочки, свеча, акварель, поднос, салфетки, стаканчики для воды
Демонстрационный материал:
Наглядные пособия, фотографии, образцы работ, художественная литература.
Технические средства:
Ноутбук, магнитофон, фотоаппарат, кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки, произведения искусств: картины, посуда и т.д.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты диагностики отражаются в таблице.
2.3. Формы аттестации
Итогами проверки знаний, умений, навыков по усвоению программы является использование диагностики, качества образовательного процесса, которая позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используется адаптированная диагностическая методика «Диагностика изобразительной деятельности на выявление уровня технических навыков, умений, изобразительных способностей и освоение техник.» Г.А.Урунтаевой. А также
методика изучения особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце обучения по программе.
Формы контроля. В программе используются различные формы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, конкурсы, анализ рисунков. Как итог реализации программы в конце учебного года проводится итоговая выставка детских работ, кроме этого, работы учащихся принимают участие вразличного уровня конкурсах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года и в конце.
Средства контроля:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в следующих формах:
- конкурсы;
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне школы, участие в конкурсах.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- журнал посещаемости;
- готовая работа;
- фотоотчет;
- отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- готовая работа;
- выставка;
- диагностическая карта;
- открытое занятие.
2.4. Оценочные материалы
Мониторинг достижений детьми итоговых результатов.
Оценка уровня результативности занятия, качества реализации программы и мониторинг творческих способностей детей проводится два раза в год, в начале и в конце учебного года.
«Диагностика изобразительной деятельности на выявление уровня технических навыков, умений, изобразительных способностей и освоение техник.» Г.А.Урунтаевой
н\п | Ф.И. Ребёнка | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | итог | ||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень -3, средний - 2, низкий - 1.
Оценку уровня изобразительной деятельности следует давать исходя из показателей:
оценка 1 (низкий уровень ) – ставится тем, кто плохо понимает инструкцию, повторить показанные приёмы самостоятельно затрудняется. Изобразительные навыки и умения с использованием нетрадиционных технологий требуют дальнейшего закрепления. В работе почти не проявляет самостоятельности, затрудняется. Плохо развито умение ориентироваться, мелкая и общая моторика. Творчество проявляет редко. Несмотря на то, что ребёнок проявляет интерес к окружающему его миру, отразить это в рисунке предлагаемыми нетрадиционными способами изображения, он не может.
Оценка 2 (средний уровень) – ставится тем, кто охотно интересуется новыми способами изображения предметов и явлений окружающего мира. Инструкцию воспитателя в основном понимает, но для большей ясности требуется дополнительный повтор, уточнение, показ способов изображения, так как ребёнок не совсем уверенно владеет ориентацией в пространстве и на плоскости (затрудняется в расположении кистей рук, пальцев в рисовании руками, штампами и т. д). Инициативу проявляет не часто. Пытается применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности. Выполняет легкие задания, знает основные цвета, умеет смешивать краски для получения оттенков, но путает названия составных; техническая сторона требует контроля со стороны взрослого.
Оценка 3 (высокий уровень) – ставится тем детям, которые заинтересованы в усвоении новых способов изображения и хочет научиться им. Внимательно слушает взрослого и по необходимости переспрашивает с целью уяснить непонятные ему детали данной техники изображения. В силу хорошо развитой мелкой мускулатуры пальцев рук, изображения получаются достаточно удачно. Цветовые пятна, выполненные руками или другими материалами, расположены в разных направлениях, в соответствии с логикой изображаемого предмета, явления природы или узора. Самостоятельно подбирает цветовое решение своей работы, если занятие имеет соответствующие задачи. Ребёнок применяет полученные знания в самостоятельной творческой деятельности. На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
Данная диагностика позволит проанализировать и сравнить уровень технических навыков, умений, изобразительных способностей и освоение техник.
2.5. Методические материалы
Для того чтобы научить детей различным видам творческой деятельности необходимо соблюдать следующие условия:
• игровой характер занятий и упражнений;
• активная деятельность детей;
• доступный и интересный материал;
• атрибуты для занятий (игрушки для сюрпризного момента, изобразительный материал)
В ходе реализации программы сочетается групповая и индивидуальная работа.
Структура занятия.
1. Вводная часть.
- Диалог (обозначение темы и цели занятия).
- Демонстрация
2. Основная часть.
- Подбор художественных материалов, пальчиковая гимнастика
3. Заключительная часть.
- Презентация работ.
Методы обучения:
- наглядные, словесные и практические методы:
– наблюдения с детьми;
– обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
– объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
– показ способов действия;
– упражнения;
– игровые приемы;
– совместный анализ, выполненной работы.
- Создание игровой ситуации.
- Использование движения руки, пальчиковая гимнастика.
- Сравнение двух техник.
Проговаривание последовательности работы
В процессе реализации дополнительной образовательной программы «Цветные фантазии» используются следующие формы организации деятельности детей:
- теоретические: беседа.
- практические: презентации; выставки работ.
Технологии обучения:
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии;
- технология «ТРИЗ»
2.6 Рабочая программа воспитания
Цель - личностное развитие ребенка дошкольного возраста и создание условий для его позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
- приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Главной задачей является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного на основе базовых национальных ценностей (ценности семьи, гражданские ценности, нравственные ценности, ценности труда, ценности
культуры, ценности истории, экологические ценности)
Формы и содержание деятельности
Воспитание на занятиях по дополнительной образовательной программе осуществляется преимущественно через:
- Образовательные ситуации. В процессе образовательных ситуаций у детей формируются представления о социальных нормах общества, об истории и культуре своего народа, своей Родины и другие социальноценностные представления. Образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают воспитательные задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике: в игровой, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической и физической деятельности.
- Мотивационно-побудительные игровые ситуации (игры- приветствия, загадки, сюрпризные моменты, приглашение к путешествию). Применяются для развития у дошкольников интереса и желания участвовать в деятельности, создания положительного эмоционального фона.
- Обсуждение. Детям демонстрируются примеры нравственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности посредством чтения, решения проблемных ситуаций, примеров из жизни. В ходе обсуждения уточняются социальные представления воспитанников, сформированность их личных норм и правил.
- Коммуникативные игры. Направлены на формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками. Проводятся в атмосфере доброжелательности, непринуждённой обстановки и эмоциональной вовлечённости каждого ребенка.
- Дидактические игры. Это игры активного обучения. Посредством доступной и привлекательной формы деятельности уточняются и углубляются знания и представления детей, анализируются конкретные ситуации, осуществляется игровое проектирование.
- Продуктивная деятельность. Включает рисование, лепку, аппликацию, конструирование, изготовление поделок, игрушек. Дети становятся активными участниками своего собственного развития, так как видят результат своего труда. У них развивается творческая самостоятельность и инициатива.
- Игры-практикумы. Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в практическую деятельность, дошкольники учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
8. Применение ИКТ. На занятиях используются мультимедийные презентации, видеофильмы, мультфильмы по различным направлениям: нравственные ценности, природный мир, история и культура родного края, здоровый образ жизни.
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
2.7 Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия, события | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | Птицы наши друзья | Акция | Октябрь |
2 | Новогодняя открытка | Мастер класс | Январь |
3 | Маленькие гномики | Развлечение | Май |
3. Список литературы для педагогов:
- “Волшебный мир народного творчества”, п/р Шпикаловой Т.Я., М.: Просвещение, 2001 г.
- Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
- Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- “Необыкновенное рисование”, учебное издание из серии “Искусство — детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
- Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
- Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)
- К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
- Фатеева А.А. “Рисуем без кисточки”, Ярославль, 2004 г.
- Шайдурова Н.В. “Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста”, М.: ТЦ “Сфера”, 2008 г.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:
Литература для родителей:
- Арсенина, Е. Шерстяная акварель : [техника рисования шерстью] / Е. Арсенина, С. Джога // Дошкольное образование. - 2014. - № 7/8. - С. 22-24: фот., рис.
- Александрова, Г. Рисуем петрушкой: [конспект развлечения с детьми подгот. к шк. группы "Краски осени", на котором дети знакомятся с новым способом нетрадиц. рисования – тычком петрушкой] / Г. Александрова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9. - С. 119-120: ил.
- Волохович, Н. Веселые овечки: [техника рисования бумагой] / Н. Волохович // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 1. - С. 30-31: ил., фот.
- Дворецкая, О. "Мозаика" креативности: [нитки] / О. Дворецкая // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2009. - № 4. - С. 10-11: фот., рис.
- Жданова, Ю. В. Мы рады летнему солнышку: занятие с использованием приема нетрадиц. рисования во второй мл. группе: [рисование ладонью] / // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 5. - С. 43-45; № 6. - С. 46-48. - Библиогр.: с. 48 (1 назв.).
- Постоева, Л. Путешествие в Страну красок: [для детей 3-х лет] / Л. Постоева, Г. Лукина // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 9. - С. 14-26.
Информационные ресурсы:
http://stranamasterov.ru
http://mastera-rukodeliya.ru/
http://www.zlatoshveika.com/
Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок //
www.sneg.by
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"
Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...
Рабочая программа дополнительного образования по художественному творчеству для детей от 5 до7 лет "Мир фантазии"
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работа...
Рабочая программа дополнительного образования кружка по дизайну "Радужные фантазии"
Методическая разработка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФАНТАЗИИ ИЗ БУМАГИ» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕ – СРЕДНЯЯ ГРУППА
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Осо...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Мир фантазий - LEGO» Обучение конструктивно - модельной деятельности детей младшего дошкольного возраста (2-4 года)
Основным видом деятельности ребёнка является игра. Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обу...
Рабочая программа дополнительного образования для детей 3-4 лет с использованием нетрадиционных техник рисования «Фантазия»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ №42» г. ПермиСтруктурное подразделение «Дошкольные группы» Раб...