Рабочая программа дополнительного образования по художественному творчеству для детей от 5 до7 лет "Мир фантазии"
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа) по теме

Прокопова Елена Львовна

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова  установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Наблюдения педагогической практики в старшей группе показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот технические и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне.

Процесс рисования пластилином, вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), развивает такие  психические процессы, как зрительное восприятие, память, внимание,  воображение, речь (Л.А. Венгер,  В.С. Мухина. Р.С.  Немов  и другие).

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_v_mire_fantazii.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Снежинка»

        

Рабочая программа

дополнительного образования

по художественному творчеству

для детей от5 до 7 лет

« Мир фантазии»

автор: Прокопова Е.Л., воспитатель

г. Радужный

Пояснительная записка

Помогая детям преодолевать трудности, мы

всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это

результат совместных усилий педагогов

и детей, маленькое произведение искусства,

в создании, которого все принимают участие,

подобно музыкантам одного оркестра

К. Фоппель

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций). А так же и по развитию разных видов способностей общей направленности (персептивных, интеллектуальных, творческих, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных, изобразительных).

При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие творческое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику:

первая связана с исследование отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, речи и т.д.); 

вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические) и разработкой комплексных методов их развития.

Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и другие.  Известны исследования в этой области Г.Г. Григорьевой, Н.А. Дудиной, Т.В. Лабунской, Т.Я. Шпикаловой и других.

Однако практический аспект реализации задачи развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова  установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Наблюдения педагогической практики в старшей группе показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот технические и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне.

Процесс рисования пластилином, вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), развивает такие  психические процессы, как зрительное восприятие, память, внимание,  воображение, речь (Л.А. Венгер,  В.С. Мухина. Р.С.  Немов  и другие).

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания. Все вышесказанное можно представить схемой:

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


ХУДОЖЕСТВЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

ТВОРЧЕСКО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

         

        Общение и совместная деятельность – важнейшие составляющие жизни дошкольников, неотъемлемая часть процесса социализации ребенка.

Ум ребенка – на кончиках его пальцев В.И.Сухомлинский.

           Развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи.

    Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности ДОУ  в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

          Устная речь и до нашего времени частично сопровождается жестикуляцией. Развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязано. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук  отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка.

          После поступления  ребенка в школу многие родители жалуются  на то, что у него плохой почерк, что рука его быстро устает при письме.

Ученными доказано, что нетренированные руки, не приученные совершать дифференцированные движения и выдерживать достаточно длительную нагрузку, оказываются неспособными к выполнению такой сложной деятельности, как процесс письма.

    Необходимость логопедической помощи детям является в настоящее время актуальной потребностью и задачей дошкольного образования в связи со всеобщей тенденцией гуманизации образования, приоритетной обращенностью педагогического внимания на полноценное формирование личности ребенка с теми или иными особенностями и недостатками (в том числе речевыми) в развитии.

Коррекция речевого развития перестает быть самоцелью, а становится средством, способствующим полноценному формированию личности ребенка, поскольку образовательная программа ДОУ  ориентирована на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем следует российским культурным традициям, с обязательностью включения развития речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие.

          Развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая  ручная моторика тормозит такое развитие.

          Всем хорошо известны выражения: мастер золотые руки, большой умелец или руки крюки, руки как грабли.

В приобретении любого навыка маленькому ребенку важнее всего дать в нужный момент лишь самый первый толчок, а дальше он сам прокладывает собственные пути  и нередко приобретает такую ручную умелость, которая далеко превосходит умения своих родителей.

В процессе подготовки к школе выявляются различные трудности в овладении графическими навыками, и недостаточная сформированность изобразительной деятельности у детей. Эти трудности могут испытывать как нормально развивающиеся дети так и дети с проблемами в развитии.

  1. У детей с нормой развития эти трудности могут быть связаны с индивидуальными возможностями, с наследственными особенностями, особые трудности испытывают леворукие дети.
  2. У детей с проблемами в развитии трудности могут быть связаны с поражением центральной нервной системы, зрения, моторики и т.д.

  • Недостаточно дифференцированное цветовое восприятие ведет к тому, что они с трудом называют (не называют) основные, оттеночные и промежуточные цвета. В рисунках обычно ограничиваются использованием красного, синего, желтого и зеленого цветов. Однако есть дети, которые отдают предпочтение черному, коричневому, темно-синему, фиолетовому цветам.
  • Недостаточно сформированное зрительное восприятие ведет к тому, что близкие по форме предметы не различаются ребенком, и это проявляется в рисовании одинаково изображенных круга и овала, квадрата и ромба, прямоугольника и других фигур. Иногда происходит замена одних фигур на другие: круга на квадрат, треугольника на круг или на какую либо нечеткую конфигурацию.
  • Нарушение оптико-постранственного восприятия  в рисунках выражается в неправильной передаче пространственных отношений между изображенными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа.
  • Особые трудности испытывает ребенок при размещении предметов в рисунке по словесной инструкции. При срисовывании может наблюдаться «зеркальное изображение».
  • Затруднение может быть и при передаче величины предметов: у одних очень мелкое изображение, у других – очень крупное.
  • Трудности формирования графических навыков могут быть обусловлены нарушением крупной и мелкой моторики, зрительно моторной координации, сенсорной сферы.

Перечисленные недостатки изобразительной деятельности мешают детям реализовать замыслы, что отрицательно сказывается на их отношении к самому рисованию, так необходимому в общем развитии ребенка-дошкольника.

Цель программы:

Изучить, выявить и обобщить процесс развития художественно-творческих способностей в процессе рисования с применением нетрадиционных техник, пластилиновой живописи у детей от 5-ти до 7-ми лет.

Подготовить ребенка к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность.

Задачи – Развивать художественно-творческие способности дошкольников средствами изобразительной деятельности, двигательные и познавательные способности.

Способности двигательной области коры головного мозга:

  • Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях с различными  инструментами художника (жесткими и мягкими кистями, ватными и жесткими палочками, губками, штампиками, восковыми мелками бумагой и разными бросовыми материалами, выкладывание изображения на силуэтах из отдельных элементов).
  • Формирование правильного восприятия предмета, формы, величины, цвета и умение передавать их в изображении.
  • Формирование зрительно-моторных координаций.
  • Умение правильно держать карандаш, кисти, фломастеры, учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обведение, закрашивание, заполнение заготовленных геометрических форм)
  • Формирование зрительно-моторных координаций.

Способности речевой области коры головного мозга:

  • Формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
  • Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
  • Координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.
  • Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Формирование навыков учебной деятельности:

  • Умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.
  • Умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
  • Развивать любознательность, воображение, расширять запас знаний и представлений.
  • Корригировать целостное восприятие предмета и добиваться его отображения средствами изобразительной деятельности.

Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.

Программа «Мир фантазии» предназначена для обучения основам изобразительного искусства в режиме учебных занятий дополнительного образования детей от 5 до 7 лет.

       

   Для общей ориентировки в состоянии ручной моторики используют такие предметные  действия:

  • застегнуть пуговицу,
  • завязать бант,
  • зашнуровать шнурок,
  • намотать нитку на клубок и т.п.

Все «изъяны» моторики рук, неловкость и нескоординированность их движений при этом будут хорошо видны.

           Дети 5-6 летнего возраста  должны, уверено справляться с данными заданиями. Если движения ребенка при выполнении задания окажутся неловкими, нескоординированными, то это будет свидетельствовать об отставании в его моторном развитии. В этом случае нужно немедленно заняться совершенствованием тонкой ручной моторики ребенка с целью выравнивания имеющегося отставания до начала школьного обучения.

           Для ребенка овладевающего письмом, часто характерна «излишняя мышечная напряженность пишущей руки», а также «неумение координировать движения звеньев пишущей руки – пальцев, кисти, предплечья и плечевой части».

           Дошкольник может заблаговременно овладеть рядом важных для письма навыков, которые позволят ему более постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом.  

           Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать свои движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге  и скольжении по ней, навыкам плавного «хода» руки при выписывании непрерывных волнистых линий и пр. Положительную роль всех этих умений трудно переоценить.

Одновременно нужно привлечь внимание ребенка к самому пространству листа, научить его «писать» с верхней его части и в направлении слева на право. Особое значение имеет плавное выписывание ребенком непрерывных волнистых линий. Это наилучшим образом способствует предупреждению у ребенка скованности и напряженности  движений руки при письме.

В вопросах подготовки ребенка к школе и разносторонней подготовки его к процессу письма не может быть мелочей.

           Укрепление здоровья ребенка и обеспечение его гармоничного развития на занятиях по изобразительной деятельности можно достичь при соблюдении:

Создания условий для развития детского изобразительного творчества:

  1. Многообразие и богатство впечатлений, получаемых детьми в дошкольном учреждении дома, в процессе систематических наблюдений, восприятия произведений изобразительного искусства.
  2. Атмосфера творчества (создание состояния «разбуженности» чувств, воображения), атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, вера в силы ребёнка.
  3. Побуждение детей к художественному творчеству постановкой интересных, проблемных, разнообразных творческих заданий.
  4. Мотивация задания.
  5. Учет индивидуальных интересов, склонностей, способностей детей.
  6. Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно-продуктивной деятельности, обеспечиваемой взаимосвязью изобразительной деятельности с художественно-речевой и музыкальной деятельностью.
  7. Материальное обеспечение изобразительной деятельности.
  8. Обучение, в процессе которого закладываются знания, формируются способы действий, способности, позволяющие ребёнку реализовывать замысел.
  9. Широкое включение в педагогический процесс дидактических, подвижных игр, игровых приемов и ситуаций, чтение стихов, слушание песен, аудиозаписей, просмотр видеофильмов, предложения придумать что-то необычное, новое, загадочное – вот что поддерживает внимание детей в процессе объяснения стоящих перед детьми задач, нового материала. Положительное чувство, заинтересованное отношение к деятельности вызывает и представление свободы выбора на занятиях – выбора темы рисунка, материала для изображения, цветового и композиционного решения темы.
  10. Недопустимость отрицательной оценки и замечаний детям.
  11. Бережное отношение к процессу творчества и результату детской деятельности.
  12. Широкое использование продуктов детской деятельности и творчества детей, тактичное и внимательное отношение к детским работам педагогов и родителей, поощрение творческого потенциала каждого ребёнка.
  13. Использование в жизни дошкольного учреждения детских работ (оформление праздничных утренников, выставок, игр и др.). Доброе, заинтересованное отношение буквально окрыляет детей, способствует дальнейшему развитию их творческих способностей.
  14. Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно-продуктивной деятельности, обеспечиваемой взаимосвязью изобразительной деятельности с художественно-речевой и музыкальной деятельностью

           При повторении изобразительных действий у ребёнка формируется свобода движений, уверенность движений руки, изобразительные умения. Это вызывает у ребёнка радость, чувство удовлетворения, желание рисовать.

           Овладение разнообразными движениями рук, способами действий с различными инструментами имеет большое значение не только для развития изобразительной деятельности ребёнка, но и для его психического развития. Техника рисования включает и движения руки, и восприятие их, то есть движения под контролем зрения и двигательных (осязательных и кинестетических) ощущений.

           Начиная со старшего возраста, когда освоены изобразительные и выразительные возможности нескольких материалов, может быть использован принцип смешивания техник, который основан на их совместимости. С помощью смешивания техник можно передавать различные фактуры, состояния погоды и др. (Например, работая пастелью поверх акварели, можно нарисовать дождь, туман). Хорошо сочетаются акварель и восковые карандаши, акварель и цветные карандаши, акварель и фломастеры, акварель и простой карандаш и др.

Работа над рисунком требует от ребенка большой умственной и практической активности (мышления, памяти, внимания, речи, воображения, волевых усилий, эмоционального отношения к содержанию и процессу, целенаправленных формообразующих движений и т.д.)

Обязательным компонентом художественной деятельности является развитие пальчиковой моторики, которая проводится в следующих направлениях

  • Развитие подвижности каждого пальца, каждой руки, отдельно и в разных сочетаниях.
  • Развитие согласованных движений правой и левой руки.

И.Кант отмечал: «Руки являются вышедшим наружу головным мозгом».        

           В процессе выполнения задуманного сюжета в художественной деятельности обращается внимание: на развитие глазомера, целенаправленного воображения, пространственного распространения (использовании правил перспективы), пропорциональности изображения.  

           Творчество ребёнка в создании изображения проявляется в изменении величины предмета, изменении изображения в цвете. Дети могут вносить различные изменения, дополнения, связанные с темой.

           Каждый ребёнок, создавая изображения того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. В этом и заключается изобразительное творчество ребёнка дошкольного возраста. Творчество проявляется у него не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создается изображение по заданию воспитателя, если предоставляется возможность определить композицию, технику изображения, вносить интересные дополнения др.

           В своих рисунках дети отражают разнообразные впечатлении от окружающего мира, но отчетливость образов восприятия ещё недостаточна. Чтобы изобразить предмет или явление, следует представить все их основные свойства.

Задача педагога,  целенаправленно формировать эти знания, представления у детей путём специальных наблюдений, постепенно и последовательно развивать восприятие. Развитие способов «вслушивания», «всматривания» в образный мир искусства, в звуки и краски природного предметного мира – необходимо для развития творчества ребёнка.

По окончании работы все «экспонаты» рассматриваются, по желанию дети высказываются, подбирают работы по темам для организации выставки для родителей. Все дети получают положительную оценку, иногда ищут свой рисунок с прошлого раза и сравнивают их. Некоторые работы остаются для доработки, уточнения на следующий раз.

Рисунок – это зеркало чувств, зрелости и развития личности ребёнка.    К. Шейлби.

              О чем думает ребёнок, когда рисует? О чем думаем мы, когда видим рисунок ребёнка? Зачем ребёнок рисует, нужно ли ему помогать при этом или не надо мешать?

Ребёнок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его ещё незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. В своих рисунках дети изображают фантастические элементы, которые выражают их уровень видения больших проблем человека, а, следовательно, их отношений с собой, семьей и окружающим миром.

Занимаясь с ребёнком рисованием, следует соблюдать следующие основные правила:

  • Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство.
  • У ребёнка не должно быть недостатка в цветных карандашах фломастерах, бумаге и др.
  • Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятие ребёнка рисованием.
  • Рисунки, отобранные самим ребёнком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в квартире и попросить ребёнка объяснить их.
  • Нужно предлагать ребёнку рисовать всё, о чем ребёнок любит говорить, и беседовать с ним обо всём, что он любит рисовать.

           Развитие отношения детей к содержанию и технике графического изображения должно проходить динамично, но без форсирования, это более связано с общей незрелостью психофизиологических процессов в этом возрасте, чем с процессом научения.

           Дети чувствуют расстояние в пространстве и, представляя, его таким образом: одна фигура человека располагается чуть выше другой или на краешке листа бумаги. Лишь в 4 года появляется горизонтальная линия, определяющая землю, и намного позже - линия неба.

           Более старший ребёнок использует в рисунке центровку, укрупнение, эффект прозрачности, наложение и проекцию для создания объемности элементов рисунка, необходимой для наиболее эффективного изображения объекта.

           Особое внимание следует обращать на роль цвета в рисунках детей. В стимулировании ребёнка к рисованию, именно цвет является благодатным материалом. Экспериментируя с ним, ребёнок развивает художественное восприятие мира. Нужно поощрять детей использовать в рисунках большое количество различных красок, беседовать о разнице между красным и зелёным яблоком, говорить о сочетании цвета с предметом, который ребёнок собирается нарисовать, о том, какой         цвет лучше подобрать, разговаривать о сочетании цветов.

Методические приемы для совершенствования хроматического вкуса ребёнка

Рассказ ребёнка о том с какими чувствами ассоциируются цвета его рисунков или цветных фотографий из журналов, кусков ткани или клубка шерсти и т. д., которые можно найти в каждом доме. Когда ребёнок раскрашивает рисунок,  спросить у него, какой у нарисованного предмета запах, горячий он или холодный, гладкий или шероховатый, прозрачный или непрозрачный, с чем ещё его можно сравнить.

  • Отметить соответствие между ответом ребёнка и цветом нарисованного предмета, а за тем вновь дать ему задание: нарисовать прозрачный (или блестящий, или холодный, или душистый и т. д.) предмет.
  • Проверить устойчивость восприятия  ребёнком цветов: как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в желтый цвет, а шероховатые – в зелёный, душистые – в розовый,  холодные – в голубой, горячие – в красный и т. д.

          Таким образом, с одной стороны становится понятно, с какими чувствами ребёнок ассоциирует тот или иной цвет, и, с другой стороны, можно научить его лучше узнавать и наблюдать цвет, учитывая своё душевное состояние в зависимости от наблюдаемого цвета.

Путь целенаправленного руководства процессом детского творчества состоит из нескольких направлений:

  • первое, о чём нужно подумать –  ребёнок – субъект творчества;
  • необходимо учитывать, что никто, кроме ребёнка, не даст «верного» решения

стоящей перед ребёнком творческой задачи. Например, если ребёнок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает по-настоящему художественную задачу.

           При выполнении творческих заданий нет одного правильного ответа, их столько, сколько детей их выполняет.

 Роль педагога, - руководство этой творческой деятельностью, нужно не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений и иногда защитить нестандартное решение. Создавая и сравнивая свои работы, дети задумываются о том, что радость и грусть бывают разными, что сами они – разные люди и должны учиться понимать друг друга, в том числе и через свои рисунки.

           Перед детьми в течение всего срока обучения ставятся задачи «на выразительность», всё более усложняющиеся по содержанию и касающиеся цвета, формы, материала, т.е. всей совокупности изобразительных средств. Решая эти задачи, ребёнок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий художник.

Содержание

Программа  «Мир фантазии» рассчитана на 2 года, (64 занятия ), работа проводится через игровую и изобразительную деятельность детей (используя нетрадиционные техники рисования, рисование пластилином).

Нетрадиционная техника рисования:

  • Позволяет развивать специальные навыки и умения, подготавливающие руку ребенка к письму.
  • Дает возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия мира.
  • Формирует эмоционально - положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от самого процесса рисования, у него возникает чувство удовлетворенности от своей работы).
  • Способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные в нетрадиционной технике эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.

Первый год обучения решает задачи рисования через применение нетрадиционных техник рисования, раскрепощения ребенка, дает возможность каждому выразить свое «Я» решая поставленную перед ним задачу.

Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство. 

Второй год обучения – это рисование пластилином.

Предполагает знакомство с материалом, его видами, свойствами, инструментами.

Рисование пластилином

       Художественное творчество – это во многом работа, исходящая от сердца.

       Художественное творчество, пронизанное душевным теплом, создает прекраснейшие произведения.

       В прямом смысле это касается работ с пластилином, потому что каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук мастера.

       Художественная обработка художественных материалов требует определенных умений:

  • в обращении с пластилином,
  • в обращении с инструментами,

представляет уникальную возможность,  соединить процесс создания картин с эстетическим развитием.

       Рисование пластилином – редко встречающийся вид живописи, но этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественно-выразительных методов. Это не просто умения, навыки, опыт – это еще и способ развития мелкой моторики рук и пальцев, тактильных ощущений, художественно-творческих способностей, мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг

Виды пластилина, его свойства и применение

           Виды пластилина: парафиновый, восковой, флуоресцентный.

       При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства:

  • мягкость,
  • пластичность,
  • клейкость,
  • способность размягчаться под воздействием тепла,
  • непрочность,
  • способность сохранения придаваемой формы,
  • водонепроницаемость.

Указания к применению:

Перед использованием пластилин следует размять, после работы:

  • протереть руки салфеткой,
  • вымыть их теплой водой с мылом

Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе с пластилином

  • Для основания картин используется плотный картон.
  • Если фон покрывается частично, то применяется цветной картон, на котором  не проявляются масляные пятна от  пластилина.
  • Альбомная бумага может служить основой для покрытия пластилином или прокладкой вырезаемых деталей аппликаций.
  • Для резания пластилина и нанесения его на основу применяется стека – инструмент, у которого один конец ножеобразный, а другой – острый.  
  • Ножницы для вырезывания деталей картин.
  • Зубочистки для прокалывания отверстий, наносить углубления, рельефы.
  • Рисование эскиза только карандашом
  • Для рельефных эффектов используют: расчески, чеснокодавилку, ситечко.
  • Лепить лучше на пластиковой доске.

Разновидности пластилиновых картин

       В зависимости от объемности деталей картины могут иметь плоскостное или барельефное изображение.

  • У плоскостных картин поверхность ровная, подобная масляной живописи.
  • У барельефных картин фигура слегка выступает над поверхностью.

       В одних картинах покрывается вся поверхность, а в других пластилином заполняется только часть, ограниченная контуром рисунка - это и есть аппликация.

       Формат картин может быть различным: вертикальным, горизонтальным, квадратным, круглым, овальным.

Композиция картин

Композиционные приемы:

  • Выделение центра
  • Равновесие частей
  • Симметрия
  • Асимметрия

Композиционные средства:

  • Декоративность
  • Цвет
  • Контрастность
  • Ритм
  • Формат
  • Пространство
  • Целостность
  • Открытость
  • Замкнутость

Основные приемы и способы изготовления пластилиновых картин

       Преимущество данных картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих особую зрительную реальность.

       Плоскостное изображение наносится на картонную основу пальцами рук (размазывается по поверхности).

       Такой способ более эффективен, потому что, согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.

       Рельефность картин достигается:

  • лепкой деталей,
  • формированием стекой,
  • резанием ножницами с последующим подъемом разрезов,
  • протиранием  пластилина через ситечко,
  • выдавливанием через чеснокодавилку.

Нанесение пластилина на основу следует с верхней части листа, чтобы исключить касание ладони с покрытыми участками.

Создание объемных изображений:

1.Конструктивный - деталь составляется из отдельных частей

2. Пластичный – форма вытягивается из пластичной массы

  • Детали круглых и овальных форм формируются скатыванием пластилиновых шариков с дальнейшим расплющиванием  при закреплении на полотне картины.
  • Для изображения тонких полос раскатываются тонкие валики, которые раскатываются ладонями рук или на плоскости.
  • После раскатывания детали надо остудить, чтобы они не разрывались. (при расплющивании валики меняют свое сечение - становятся шире)
  • Выдавливание через чеснокодавилку дает одинаковые по сечению маленькие валики: стебельки, пряди, завитки, цветы.
  • Эффект пушистости и рыхлости достигается трением или продавливанием через металлическое ситечко: мех животных, растительность, кораллы..
  • Рельефность можно получить продавливанием тонких бороздок кончиками ножниц, стекой, зубочисткой, расческой.
  • Резной край: надрезать ножницами или продавить стекой -  при изображении листьев, кроны деревьев.
  • При лепке с ложных и трудных фигур, используется метод растирания пластилина на альбомном листе и вырезание  из него ножницами нужной формы. Присоединить её к основному изображению валиком.
  • При создании прозрачности или объемности пластилин растирается пальцами и  наносится на деталь тонким слоем. Излишки соскабливаются стекой до получения нужного эффекта.
  • При  пластилиновой аппликации вырезается изображение и наклеивается на водоотталкивающий картон.
  • Дефекты убираются стекой, и выполняется исправление.
  • Смешивание пластилина разных цветов: добавление белого дает осветление красок, а черного, синего, фиолетового их темный оттенок. Цвет охры получается смешиванием  коричневого и желтого цветов.
  • Эффект мраморности достигается скручиванием жгутиков разного цвета, но не допускается их полное поглощение.
  • Колорит комбинируемых красок должен просматриваться разноцветными разводами.
  • Видимость объемности можно придавать напылением порошка пастели или тенями для век.
  • Для изображения белых элементов можно закрывать данное изображение трафаретом, а вокруг окрашивать фон.
  • Картины из пластилина желательно оформить в рамки под стеклом - объемные, подняв рамку до высоты объема, плоскостные хранить в прозрачных пакетах.

Диагностика

Ожидаемый (прогнозируемый) результат обучения:

  • Увеличение активности, любознательности, инициативности, самостоятельности детей.
  • Оптимизация развития языковой и коммуникативной способности.
  • Повышение уровня развития интеллектуальной способности.
  • Увеличение числа творческих действий в процессе  моделирования коммуникативной ситуации, комментированного рисования (комментирование собственной деятельности о будущей и выполненной работе), игры-драматизации.

Хорошим показателем эффективной реализации программы является:

  • достойный уровень общего развития ребенка,
  • положительное отношение к окружающему миру,
  • стремление к самостоятельной художественно-творческой деятельности,
  • эстетическое восприятие произведений искусства,
  • доведение ручных операций от простейших до выполнения сложных художественных техник.

Педагогические обследования проводятся:

  • С 1 по 15 сентября проводится начальная диагностика  для определения умений, опыта  детей
  • С 15 по 30 мая  проводится диагностика, определяются уровни развития дошкольника.

Периодичность мониторинга обеспечивает  возможность оценки динамики достижений детей.

Результаты освоения программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период  освоения Программы по всем  направлениям развития детей.

Система мониторинга достижения детьми  планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

Система мониторинга включает в себя низко формализованные методы: (наблюдения, беседа, экспертная оценка и др.) высоко формализованные методы: (тесты, пробы);  обеспечивающие объективность и точность получаемых данных.

Тематические планы рассчитаны на 36  занятий в год.

1-й год обучения старшая группа – 30  минут,

2-й год обучения подготовительная к школе группа – 40  минут.

Примерное перспективное планирование

Коррекционно-развивающей  работы по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе

(от пяти до шести лет)

п/п

кол-во

часов

Тема

Материалы,

инструменты

Последовательность выполнения

Времена года.   Музыкальные пейзажи

2

«Разные краски осени»

1.А. Вивальди «Осень», П.Чайковский «Времена года»

Инструментальные мелодии.

2.И.Остроухов, И.Левитан «Золотая осень», стихи об осени А.Пушкина, А.Плещеева и И.Бунина, др.

3. Альбомные листы

4. Краски гуашевые, акварельные.

5. Кисти беличьи и щетинные.

6.Листики, палочки

1. Рассматривание репродукций.

2. Чтение стихов

3. Беседа об осени

4. Тонирование фона акварельными красками, используя губки.

5. Рисование гуашевыми красками, смешивание красок на палитре, подбор нужного тона способом экспериментирования с гуашевыми красками.

6. Изображение кроны деревьев способом «печатание растениями» оттиска листьев.

7.Способом «тычок» полусухой кистью по выбору детей

8. Рассматривание работ.

9. Составление рассказа о своей работе

2

«Бабочка летает над кустом»

эстамп-оттиск

1.Инструментальные мелодии: лес, поле

2. Штампики-ластики

3. Альбомные листы

4. Краски гуашевые, акварельные.

5. Кисти беличьи и щетинные.

6.Листики, палочки

1.Нарисовать туловище бабочки.

2.Один и тот же листик прикладывать 4 раза.

3. Перед каждым прикладываем, листик подкрашивать

4. Нанести краску, уложить листочек краской вниз, придавить чистым листом. Каждый раз лист бумаги для прижатия должен быть чистым

5. Аккуратно снять листок

Натюрморты.  Мотивы осени

2

«Натюрморт с листьями»

1. Трафарет вазы

2. Альбомный лист

3. Листы для оттиска

4. Краски: акварельные, гуашевые

5. Губки, палочки, зубные щетки

1.Трафареты ваз положить на лист (дырочка от рисунка).

2. Губкой смоченной в краске делать клюющие движения, прикладывая ее к бумаге-вазе, взять другую краску и повторить движения (Ваза в холодных  тонах)

3. Кисти рябины нарисовать ватной палочкой, листья – примакиванием беличьей кисти.

4. Листья изобразить способом оттиска осенними листьями

5. Рядом с вазой рисуем яблоко, соцветие-палочкой, хвостик – тонкой кистью.

6. рассматривание работ, составление рассказов.

2

«Ваза с цветами и бабочкой»

1. Трафарет вазы

2. Альбомный лист

3. Листы для оттиска

4. Краски: акварельные, гуашевые

5. Кисти беличьи и щетинные

6. Губки, палочки, зубные щетки

1.Трафареты ваз положить на лист (дырочка от рисунка).

2. Полусухой жесткой кистью смоченной в краске делать клюющие движения, прикладывая ее к бумаге-вазе, взять другую краску и повторить движения (Ваза в тонах по выбору детей)

3. Цветы нарисовать ватной палочкой, , цветы – способом - тычок.

4. Листья изобразить способом оттиска осенними листьями, листья – примакиванием - беличьей кистью

5. Рядом с вазой рисуем бабочку - оттиском осенних листьев,

6. Рассматривание работ, составление рассказов.

Пейзажи. Зимушка хрустальная

2

«На стойбище»

1. Альбомные листы

2. Кисти, краски, губки, зубные щетки.

3. Материал для выкладывания на фланелеграфе.

4. Силуэт человека

5. Мелодии Югры

6. Иллюстрации с изображением Югорских мотивов

1. Определение линии горизонта

2. Построение сюжета простым карандашом, определение композиционного центра

3. Тонирование фона, подбор красок в соответствии с освещением, временем года.

4. Прорисовывание красками цветовых пятен в соответствии с сюжетом.

5. Уточнение цветового изображения, нанесение узора на одежду.

6. Завершение работы над композицией

7. Составление рассказа о своей работе.

2

«Елочка-зеленая иголочка»

1. Альбомные листы

2. Кисти, краски, губки, восковые мелки.

3. Иллюстрации еловых деревьев,

4.Рисунки зимнего леса

5. А.Вивальди «Зима»

1. Определение линии горизонта

2. Построение сюжета простым карандашом, определение композиционного центра

3. Тонирование фона, подбор красок в соответствии с освещением.

4. Рисование ветвей способом «юбочка», иголок - вперед-назад.

6. Завершение работы над композицией (прорисовывание животных по выбору)

7. Составление рассказа о своей работе.

2

«Зимний лес»

1. Альбомные листы

2. Кисти, краски, губки, зубные щетки.

3. Материал для выкладывания на фланелеграфе.

4. Мелодии зимы

П.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Зима»

5. иллюстрации о зиме.

Путешествие в синее королевство.

1. Определение линии горизонта

2. Построение сюжета простым карандашом, определение композиционного центра

3. Тонирование фона, подбор красок в соответствии с освещением, временем года.

4. Прорисовывание красками цветовых пятен в соответствии с сюжетом.

5. Уточнение цветового изображения, нанесение снега зубной щеткой на ветви деревьев.

6. Завершение работы над композицией

7. Составление рассказа о своей работе.

2

«Снежная семья»

1. Альбомные листы

2. Кисти, краски, губки, зубные щетки.

3. Материал для выкладывания на фланелеграфе.

4. Мелодии зимы

П.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Зима»

5. Иллюстрации о зиме.

6. Снеговики для фланелеграфа.

Путешествие в королевство холодных красок.

1. Определение линии горизонта

2.  Тонирование фона, подбор красок в соответствии с освещением, временем года.

4. Прорисовывание красками  округлых цветовых пятен в соответствии с сюжетом.

5. Уточнение цветового изображения, нанесение узора на одежду снежной семьи, дополнение изображениия по своему усмотрению.

6. Совершенствовать технику рисования тычком.

7. Завершение работы над композицией

8. Составление рассказа о своей работе

Натюрморты.   Зимние напевы

2

«Новогодний натюрморт»

1. Трафарет вазы

2. Альбомный лист

3. Листы для оттиска

4. Краски: акварельные, гуашевые

5. Кисти беличьи и щетинные

6. Губки, палочки, зубные щетки

7. Ножницы, клей

1.Тонирование листа губкой или

пакетом по выбору детей

2. Выбор тона вазы, рисование по трафарету

3. Складываем полоски зеленого цвета и надрезаем под углом – иголки на елке, срезаем уголки и надрываем полоску пальчиками

4.Сминаем кусочки бумаги

5. Готовим новогодние игрушки из конфетти, серпантина, блёстков, фантиков, гофрированной бумаги.

6. Составляем красивый натюрморт, затем перемещаем по замыслу и приклеиваем.

10.

2

«Заснеженные ветки в вазе и новогодний шар»

1. Трафарет вазы

2. Альбомный лист

3. Листы для оттиска

4. Краски: акварельные, гуашевые

5. Кисти беличьи и щетинные

6. Губки, палочки, зубные щетки

7. Ножницы, клей

1.Тонирование листа губкой или

пакетом по выбору детей

2. Выбор тона вазы, рисование по трафарету.

3. Рисуем ветки кистью

4. Снег на ветках – зубной кистью с протягиванием

5. Под вазой рисуем салфетку, оттеняющую вазу.

6. На отдельном листе нарисовать новогодний шар, вырезать  его и поместить в нужное место.

7. Рассматривание работ.

8. Составление рассказов.

Весеннее  настроение

11.

2

«Портрет мамочки»

1.Альбомные листы

2. Губки, кисти, краски, штампики.

3. Краски акварельные, гуашевые

4. Материал для выкладывания на фланелеграфе

5. Иллюстрации – портреты разных эпох

1. Графический набросок лица: определение расположения глаз, носа, губ.

2. Подбор и смешивание красок для изображения кожи. Прорисовывание глаз, губ.

3. Определение расположения прически.

4. Подбор красок и изображение одежды, украшений.

5. Изображения фона и рамочки.

6. Рассматривание работ.

7. Составление рассказа о работе

 12.

2

«Цветы для мамы»

1.Альбомные листы

2. Губки, кисти, краски, штампики.

3. Краски акварельные,гуашевые

4. Материал для выкладывания на фланелеграфе

5. Иллюстрации – цветов.

6. Работы детей

1. Определение расположения букета цветов.

2. Графическое изображение букета.

3. Подбор цветовых оттенков и изображение цветовых пятен.

4. Прорисовывание деталей цветов, стеблей, листьев.

5. Изображение фона и рамочки.

6. Составление рассказа о своей работе.

Пейзажи.   Веселые ладошки

 13.

2

«Лебеди на озере»

1. Альбомные листы, краски гуашевые, акварельные

2. Кисти, губки

3. Музыкальная сказка «Лебединое озеро»

4. Врубель «Царевна - Лебедь»

5. Работы детей

1. Тонирование фона, подбор красок в соответствии с освещением, временем года.

2.Нанесение краски на ладонь, печатание ладонью на бумаге - птица лебедь.

3. Дорисовывание сюжета на листе палочками и пальчиками, оттиском фалангами пальцев – по замыслу ребенка.

4. Рассматривание работ

5. Составление рассказа о работе.

14.

2

«Деревья -приятели»

1. Альбомные листы, краски гуашевые акварельные

2. Кисти, губки.

3.Инструментальные мелодии: листопад, шумы леса, голоса птиц

4. Деревья для фланелеграфа

1. Тонирование фона, подбор красок в соответствии с освещением, временем года.

2.Нанесение краски на ладонь, печатание ладонью на бумаге деревья далеко и близко

3. Дорисовывание сюжета на листе палочками и пальчиками, оттиском фалангами пальцев – по замыслу ребенка.

4. Рассматривание работ

5. Составление рассказа о работе.

15.

2

«Друзья-петушки»

1. Альбомные листы, краски гуашевые акварельные

2. Кисти, губки.

3.Инструментальные мелодии, К.Сен-Сан

Карнавал животных

4. Иллюстрации петухов

1. Тонирование фона, подбор красок в соответствии с освещением, временем года.

2.Нанесение краски на ладонь, оттиск-печатание ладонью на бумаге  

3. Дорисовывание сюжета на листе палочками и пальчиками, оттиском фалангами пальцев – по замыслу ребенка.

4. Рассматривание работ

5. Составление рассказа о работе.

16.

2

«Зачарованный лес»

1. Трубочки для коктейля

2. Акварельные краски.

3. Альбомные листы, палочки, кисти, губки.

4. Инструментальные мелодии.

1. Тонирование фона губкой.

2. Поставить каплю краски на бумагу, резко дунуть на нее через трубочку, так чтобы капля разлетелась или убежала вверх.

3. Дуть надо снизу, как бы толкая каплю вверх.

4. Для получения веточек-деточек , трубочкой во время выдувания надо поворачивать из стороны в сторону.

5. По замыслу добавить птичек, листики, бабочек.

6. Рассматривание работ.

7. Составление рассказов о своей работе.

17.

2

«Волшебный аквариум»

1. Трубочки для коктейля

2. Акварельные краски.

3. Альбомные листы, палочки, кисти, губки, гуашь, крышки от гуаши, вода.

4. Жидкое мыло

4. Инструментальные мелодии.

1. В крышке смешать: гуашь-5 частей, мыло-1 часть, воды-0,5 части

2. Опустить в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри.

3. Трубочкой осторожно переносить мыльные пузыри, прикасаясь к ней.

4. На получившемся изображении дорисовать водоросли, камни, медузы, рыбок.

5. Рассматривание работ.

6. Составление рассказов о своей работе.

18

2

В мире фантазии

Итоговая выставка Подготовка к вернисажу

1. Упражнять в расположении картин в зависимости от освещения и удаленности, цветового решения и жанра.

Примерное перспективное планирование

Коррекционно-развивающей  работы по изобразительной деятельности с использованием пластилина в подготовительной к школе группе

(от шести до семи лет)

 п/п

кол-во

часов

Тема

Материал,

инструменты

Последовательность выполнения

Картины из пластилина

Начинать работу с верхней части, чтобы избежать касания ладоней с покрытыми участками

4

Картина-этюд

«Мухомор»

Основа – картон,

пластилин разного цвета, стеки

1.Выполнение пластилинового фона

растирание пластилиновых столбиков по всей основе.

2.Формирование пластилинового валика с утолщением к низу для ножки гриба

3.Лепка конусообразного элемента для шляпки гриба

4.Декорировать маленькими беленькими шариками

5.Разнооттеночным пластилином выложить травку внизу гриба, оформить рамку.

 4

Картина

«Алые паруса»

Основа – картон,

пластилин разного цвета, стеки

1.Выполнение пластилинового фона

растирание пластилиновых столбиков по всей основе.

2.Скатать шар из желтого пластилина и расплющив его имитировать солнце,

белые облака и волны – раскатать пластилин и наложить его прозрачными овалами.

3. Тонким коричневым валиком выложить мачту корабля, выпуклый, объемный борт парусника сделать из расплющенной пластины коричневого цвета, прикрепить к основе стекой. Верхнюю часть можно оставить не прикрепленной для придания эффекта объемности. Тоненькими валиками изобразить чаек. Оформить работу в светлой рамке.

4

картина «Аквариум» или подводный мир

Основа – картон,

пластилин разного цвета, стеки

1.Выполнение пластилинового фона

растирание пластилиновых столбиков по всей основе.

2.Раскатать тоненькие пластинки белого, желтого, серого, красного пластилина. Вырезать из них: медузу, рыбок, звезду.

3. Из валика цвета охры скатать валик и скрутить из него спиралеобразную улитку, белым сделать тельце.

4. Для водорослей соединить пластилин зеленых оттенков и скатать жгутики, прикрепить их к основе, спиралеобразно скрутив.

5.Через ситечко продавить белый пластилин и выложить этими кусочками коралловые ветви.

6. Имитировать чешую на рыбке придавливанием к деталям рыбок тонкий конец стеки.

 4

картина

«Гроздь рябины»

Основа – картон,

пластилин разного цвета, стеки

1.Выполнение пластилинового фона

растирание пластилиновых столбиков по всей основе.

2. Выкатать тонкие коричневые валики для веточек кисти, расположить их расходящимися  из ветки к ягодам.

3. Ладонями скатать шарики из красно- оранжевого пластилина диаметром 0,5 см.

4. Слегка сплющив шарики, закрепить  их на фиолетовом фоне.

5. Мочки ягод выполнить прокалыванием зубочисткой с крупинками черного пластилина.

6. Для изображения листьев смешать пластилин цвета охры и оранжевый.

7. Из этой смеси сформировать длинные тонкие полоски и изобразить середину листьев.

8. Раскатать пластинки толщиной 0,2 см, стекой вырезать формы листочков и закрепить их на основе.

9. Листьям придать резную конфигурацию стекой, придавливая  срезы под углом к середине детали.

10. В нижней части присоединить опавший потемневший лист.

11. Оформить работу в высокой светлой рамке.

4

картина

«Буке6т цветов в корзине»

Основа – картон,

пластилин разного цвета, стеки

1. На альбомном листе выполнить эскиз картины.

2. Из полосок пластилина выложить плетение лозы. Корзинки из пластилина выглядят реально. Эффект плетения лучше выполнить вырезанием узких бороздок на тонком слое коричневого пластилина.

3. Разноцветными размазанными кусочками пластилина составить букет.

4. Вырезать ножницами по контуру эскиз.

5. вырезанные детали наклеить клеем ПВА на картон зеленого цвета с влагонепроницаемым покрытием.

6. Зубочисткой или стекой проделать штрихи - бороздки, на цветах отделяя лепестки, друг от друга, придавая им объем.

7. В промежутках между цветами темно-зелеными полосками изобразить листья.

8. Внизу у корзины растертым пальцами белым пластилином изобразить салфетку.

9. Оформить работу рамкой

Пейзажи из пластилина

наиболее сложны и трудоемки в исполнении т.к. заполняется все полотно картины

4

картина

«Зимняя ночь»

Основа – картон,

пластилин разного цвета, стеки

1. Зарисовать пейзаж на плотном картоне.

2. В верхней части картины тонким слоем черного пластилина заполнить участок неба, используя способ растирания пальцами или стекой.

3. Смешать белый пластилин с небольшим количеством синего.

4. Белым с голубыми разводами пластилином покрыть область снежного покрова.

5. Из светлого материала пальцами скатать тонкие -1 мм валики и вырисовать ими ветки деревьев и кустарников на черном фоне неба.

6. На стволах берез темными крупинками сделать горизонтальные полоски.

7. Расплющенным белым шариком вылепить луну в правой части неба.

8. Из валиков черного пластилина выложить избушку, колодец и скамейку.

9. Линии борозды на удаляющейся дороге изобразить темными прозрачными полосками.

10. Белый пластилин скатать валиками и выложить снег на крыше домика, колодце, скамейке.

11. Вылепить тонкие сосульки, заснеженную ограду.

12. Белый пластилин растереть пальцами и прозрачным слоем имитировать дым из трубы.

13. по небу расплющить россыпь мельчайших белых кусочков – звезд.

14. Оформить работу в светлой рамке.

4

картина

«Цветение лотоса»

Основа – картон,

пластилин разного цвета, стеки

1.Зарисовать эскиз пейзажа на плотном картоне.

2.Изобразить закат, накладывая тонкие смешанные слои пластилина от фиолетового до ярко-желтого, используя метод размазывания материала пальцами или стекой.

3. Водную гладь выполнить разнооттеночным синим пластилином

4. Зеленый с примесью охры материал (пластилин) использовать для листьев лотоса, травы и кроны дерева.

5. Лепестки лотоса изготовить из разнооттеночного розового пластилина, тонко раскатав эллипсовидные пластинки.

6. закрепить лепестки только нижней частью, придавая объемность цветку.

7. В середину лот оса положить желтый кусочек пластилина.

8. Оформить работу в светлой рамке.  

4 часа

картина

«Скалы на заре»

Основа – картон,

пластилин разного цвета, стеки

1.Зарисовать эскиз пейзажа на плотном картоне.

2.Начиная с верхней части полотна, в горизонтальном направлении

растереть красные, розовые, белые, фиолетовые полоски пластилина, применяя стеку или ручной способы.

3. Соединить полоски черного и коричневого пластилина и, не перемешивая его, нанести изображения скал.

4. Попеременно выполняя мазки синим, белым, голубым пластилином, нарисовать море.

5. Растительные элементы берега и скал выполнить из разнооттеночного зеленого материала.

6. Оформить работу в светлой рамке.

4

картина

«Морской закат»

Основа – картон,

пластилин разного цвета, стеки

1.Составить схему расположения деталей  на плотном картоне.

2. Изображать небо полосками фиолетового, красного, оранжевого, желтого, белого пластилина, используя способ наложения материала пальцами.

3. Море выполнить смесью синего, зеленого и голубого цветов.

4. Покрыть альбомную бумагу тонким слоем фиолетового пластилина.

5. Из  этой бумаги вырезать ножницами детали беседки и перила.

6. Составить из элементов беседку, перила и закрепить нижние и верхние срезы вырезанных деталей пластилиновыми валиками.

7. Тоненькими полосками темного пластилина вырисовать чаек и парусник.

8. Каменистый берег выложить рыхлым пластом. Для придания блеска береговым деталям , их можно покрыть слоем золотистого порошка.

9. Оформить картину в светлой рамке

2

«Пластилиновые картины»

Итоговая выставка Подготовка к вернисажу

1. Упражнять в расположении картин в зависимости от освещения и удаленности, цветового решения и жанра.

Список литературы:

  • В.Л.Строкина «Нетрадиционная техника изобразительной деятельности в ДОУ», методическое пособие. Шадринск -2003
  • Т.Н.Яковлева «Пластилиновая живопись», методическое пособие. М-2010
  •     Е.В.Чернова «Картины из пластилина», Ростов-на-Дону, 2006
  •     Яковлева Т.Н  «Пластилиновая живопись», методическое пособие. М-2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей с ОНР и родителей. Образовательная область: Художественное творчество. Тема:"Путешествие в мир красок и фантазий".

Занятие предназначено для ознакомления родителей и детей с общим недоразвитием речи с нетрадиционными художественно-графическими техниками с целью совместного творчества....

Интегрированное занятие по художественному творчеству для детей старшего дошкольного возраста «Звёздные фантазии»

Цель: формирование эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру.Задачи:учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании;инициировать создание коллект...

Программа художественно-эстетической направленности по развитию изобразительного творчества для детей старшего дошкольного возраста «Мои фантазии»

Область «Художественно-эстетическое развитие» обладает таким мощным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспитательно-образовательном процессе, что позволяет фор...

План деятельности дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами) на 2021-2022 учебный год. (2 год обучения)

План деятельности дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами) на 2021-202...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами) 2 год обучения

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию  детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)...

Рецензия на методическую разработку «Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)»

Разработка предназначена для воспитанников (обучающихся) старшего дошкольного возраста, 5-7 лет. Разработка в полной мере соответствует ФГОС и требованиям ГОСТ к структуре и оформлению работ данного т...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)

      Данная  программа дополнительного образования  имеет художественно-эстетическую направленность....