Рабочая программа дополнительного образования для детей 3-4 лет с использованием нетрадиционных техник рисования «Фантазия»
рабочая программа (младшая группа)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ №42» г. Перми
Структурное подразделение «Дошкольные группы»
Рабочая программа дополнительного образования для детей 3-4 лет с использованием нетрадиционных техник рисования
«Фантазия»
Составила:
Учитель-дефектолог Закирова Е.М.
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: |
Раздел 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка …………………………………………………………. 1.2. Возрастные особенности детей 3-4 лет…………………………………………. 1.3. Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Фантазия» …………………………………………………. |
Раздел 2. Содержательный раздел 2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы …………………. 2.2. Примерное годовое планирование………………………………………………. 2.3. Календарно-тематическое планирование. ………………………………………. |
2.4. Используемая литература………………………………………………………….. |
Целевой раздел
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо-деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Программа дополнительной развивающей услуги по нетрадиционной технике рисования для детей 3-4 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и доступное занятие у детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо-технологий.
Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель: развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:
- Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
- Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.
- Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
- Уважительного отношения к результатам детского творчества.
- Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.
В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:
- «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
- монотипия;
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование путем разбрызгивания краски;
- оттиски штампов различных видов;
- рисование жесткой кистью (тычок);
- оттиски природными материалами;
- рисование ватными палочками;
- рисование с помощью пипетки;
- рисование с помощью трафаретов;
- кляксография;
- клееграфия;
- рисование ниткой;
- Эбру-рисование
- Витражные краски
- Рисование пупырышками
Возрастные особенности детей 3 – 4 лет
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Фантазия»:
- развитие мелкой моторики рук;
- обострение тактильного восприятия;
- улучшение цветовосприятия;
- концентрация внимания;
- повышение уровня воображения и самооценки;
- расширение и обогащение художественного опыта;
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
- развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
- Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня (ПН 16:00-16:15). Длительность занятий: вторая младшая группа 10-15 минут. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.
Содержательный раздел
Форма организации детей на занятии: подгрупповая.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
Проведение выставок детских работ
Проведение открытого мероприятия
Проведение мастер-класса среди педагогов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
(вторая младшая группа)
Октябрь | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | Ветка рябины | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. | Рисование пальчиками, примакивание. Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. | |
2. | Осеннее дерево | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | Тычок жесткой кистью Жесткие кисти, гуашь в мисочках, салфетки, альбомный лист. | |
3. | Компоты и варенье в баночках | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования фона, а затем продолжать изучать примакаваиние губкой по трафарету. Развивать чувство композиции. | Рисование кистью и рисование кистью по трафарету. Трафарет, гуашь, кисти, бумага (шаблон банок заготовленный) | |
4. | Осенние листья | Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. | Отпечаток листьев. Гуашь, поролоновые тампоны, принадлежности для рисования. | |
5 | Яблоко – красное, сладкое | Учить рисовать яблоко гуашью. Совершенствовать технику рисования. | Рисование кистью Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. | |
Ноябрь | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1 | Ежик | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции. | Оттиск смятой бумагой Мисочка с гуашью, кисточка, смятая бумага. | |
2 | Листопад | Учить рисовать листопад, передавая его образ. Воспитывать аккуратность. | Рисование пальчиками Лист тонированной бумаги, гуашь. | |
3 | Украсить свитер | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма. | Оттиск пуговицами. Тычок жесткой кистью Вырезанные из бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь. | |
Декабрь | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | «Моя любимая чашка» | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья. | Рисование в технике печатанья Альбомный лист, гуашь, печати. | |
2 | «Снежный вихрь» | Учить детей выдувать из цветной водной кляксы рисунок. Развивать воздушную струю, видеть рисунок в обычной кляксе | Акварель, трубочки, стканчики с водой, белый лист бумаги. | |
3 | «Снежинки» | Учить рисовать снежинки с помощью поролонового тампона, гуаши и кисти. Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление. | Гуашь, палитра, вода, кисть, поролоновый тампон, альбомный лист
| |
4 | Елочка-красавица | Учить рисовать пальчиками. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Коллективная работа, рисование ладошками Альбомный лист, гуашь. | |
Январь | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | «Снегопад» | Познакомить детей с новой техникой рисования – набрызгивать щеткой. Набрызгивать щеткой снежные брызги, и наривать щеткой зимнюю елочку. | Зубные щетки, гуашь, стаканчики с водой, лист бумаги | |
2. | «Зимние узоры» | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Продолжить знакомство детей с рисованием с помощью клея | Тонированная бумага, гуашь, кисть, стаканчики с водой, подставки, салфетки, соль (клееграфия) | |
3 | «Метель» | Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить активно использовать в работе обе руки. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Лист бумаги синего цвета с изображением леса, нить №10, белая гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации. | |
Февраль | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | Мои любимые рыбки | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования по трафарету поролоновыми губками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Трафарет рыбок Альбомный лист, гуашь, заготовленный аквариум, трафарет. | |
2. | Маленький друг | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Рисование способом тычка Альбомный лист, гуашь, кисти. | |
3. | «Кораблик в море» открытка для пап. | Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Учить дополнять изображение деталями. Приучать к аккуратности в работе. | Альбомный лист с нарисованным контуром кораблика, репродукции, иллюстрации или игрушка. Гуашь разных цветов. (монотипия) | |
4. | Сочные ананасы | Познакомить детей с техникой опечатка пупырчатой клеенкой. Развивать воображение, чувство композиции. | Оттиск пупырчатой клеенкой. Альбомный лист, гуашь, кисти, пупырчатая бумага. | |
Март | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | Веточка мимозы | Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. | Рисование пальчиками Лист тонированной бумаги, гуашь. | |
2. | Цветы для мамы | Познакомить стехникой рисования необычными кисточками. | Рисование кистями Альбомный лист, гуашь, кисти | |
3. | Бусы для куклы Кати. | Упражнять в технике рисования опечатка пробками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы. | Опечатки пробками из под бутылок Альбомный лист, гуашь, пробки (печатки) | |
4. | «Платье для мамы» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Учить детей создавать ритмические композиции.Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление.Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для мам. | Вырезанные из бумаги силуэты платьев, ватные палочки, гуашь разноцветная в чашечках, салфетки, иллюстрации. | |
Апрель | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | Ваза с фруктами | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. | Рисование по трафарету Альбомный лист, гуашь, кисти, трафарет фруктов | |
2. | Рисунок ватными дисками | Познакомить детей с новой техников рисования по ватным дискам. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. | Рисование пипетками с водой по ватным дискам Заготовка бумаги с кругами, ватные диски, пипетки, пищевые красителям, банки с водой. | |
3. | «Живые насекомые» | Учить рисовать в технике витражных красок. Заполнять контур рисунка. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. | Рисование витражными красками Альбомный лист, витражные краски, одноразовые тарелочки, трафареты рисунков. | |
4. | «Коровки на лужайке» | Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Божьи коровки без точек на спинках, чёрная гуашь в мисочках, ватман, салфетки. | |
5 | Радуга | Упражнять в технике рисования кистью. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию. | Рисование красками по словестному обозначению цветов Альбомный лист, гуашь, кисти | |
Май | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1 | «Салют» | Продолжать знакомить детей с техникой тычкования жесткой, полусухой кистью. Учить равномерно наносить тычки по всей поверхности листа. | Тонированная бумага, слегка разведенная гуашь, щетинные кисти, подставки, салфетки, иллюстрации | |
2 | «Ягодки» | Продолжать знакомить детей с новой техников рисования по ватным дискам. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. | Рисование пипетками с водой по ватным дискам Заготовка бумаги с кругами, ватные диски, пипетки, пищевые красителям, банки с водой. | |
3. | Носит одуванчик желтый сарафанчик. | Упражнять в технике рисования ватными палочками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Ватными палочками Лист тонированной бумаги, гуашь. | |
4. | «Рисование на воде» | Рисование рисунков на воде в технике «Эбру». Развивать воображение, творческое начало, моторики руки. | Рисование на воде. Альбомный лист, гуашь, краски эбру. | |
Список использованной литературы
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnoe_risovanie_fantaziya.docx | 37.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ №42» г. Перми
Структурное подразделение «Дошкольные группы»
Рабочая программа дополнительного образования для детей 3-4 лет с использованием нетрадиционных техник рисования
«Фантазия»
Составила:
Учитель-дефектолог Закирова Е.М.
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: |
Раздел 1. Целевой раздел Пояснительная записка …………………………………………………………. Возрастные особенности детей 3-4 лет…………………………………………. Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Фантазия» …………………………………………………. |
Раздел 2. Содержательный раздел Формы, способы, методы и средства реализации программы …………………. Примерное годовое планирование………………………………………………. Календарно-тематическое планирование. ………………………………………. |
Используемая литература………………………………………………………….. |
Целевой раздел
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо-деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Программа дополнительной развивающей услуги по нетрадиционной технике рисования для детей 3-4 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и доступное занятие у детей. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо-технологий.
Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель: развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют принципы:
- Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
- Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.
- Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
- Уважительного отношения к результатам детского творчества.
- Индивидуализации: дифференцированный подход в обучении к каждому воспитаннику.
В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:
- «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
- монотипия;
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование путем разбрызгивания краски;
- оттиски штампов различных видов;
- рисование жесткой кистью (тычок);
- оттиски природными материалами;
- рисование ватными палочками;
- рисование с помощью пипетки;
- рисование с помощью трафаретов;
- кляксография;
- клееграфия;
- рисование ниткой;
- Эбру-рисование
- Витражные краски
- Рисование пупырышками
Возрастные особенности детей 3 – 4 лет
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Фантазия»:
- развитие мелкой моторики рук;
- обострение тактильного восприятия;
- улучшение цветовосприятия;
- концентрация внимания;
- повышение уровня воображения и самооценки;
- расширение и обогащение художественного опыта;
- формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
- развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
- Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня (ПН 16:00-16:15). Длительность занятий: вторая младшая группа 10-15 минут. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.
Содержательный раздел
Форма организации детей на занятии: подгрупповая.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Используемые методы дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
Проведение выставок детских работ
Проведение открытого мероприятия
Проведение мастер-класса среди педагогов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
(вторая младшая группа)
Октябрь | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | Ветка рябины | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. | Рисование пальчиками, примакивание. Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. | |
2. | Осеннее дерево | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | Тычок жесткой кистью Жесткие кисти, гуашь в мисочках, салфетки, альбомный лист. | |
3. | Компоты и варенье в баночках | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования фона, а затем продолжать изучать примакаваиние губкой по трафарету. Развивать чувство композиции. | Рисование кистью и рисование кистью по трафарету. Трафарет, гуашь, кисти, бумага (шаблон банок заготовленный) | |
4. | Осенние листья | Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. | Отпечаток листьев. Гуашь, поролоновые тампоны, принадлежности для рисования. | |
5 | Яблоко – красное, сладкое | Учить рисовать яблоко гуашью. Совершенствовать технику рисования. | Рисование кистью Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. | |
Ноябрь | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1 | Ежик | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции. | Оттиск смятой бумагой Мисочка с гуашью, кисточка, смятая бумага. | |
2 | Листопад | Учить рисовать листопад, передавая его образ. Воспитывать аккуратность. | Рисование пальчиками Лист тонированной бумаги, гуашь. | |
3 | Украсить свитер | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма. | Оттиск пуговицами. Тычок жесткой кистью Вырезанные из бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь. | |
Декабрь | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | «Моя любимая чашка» | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья. | Рисование в технике печатанья Альбомный лист, гуашь, печати. | |
2 | «Снежный вихрь» | Учить детей выдувать из цветной водной кляксы рисунок. Развивать воздушную струю, видеть рисунок в обычной кляксе | Акварель, трубочки, стканчики с водой, белый лист бумаги. | |
3 | «Снежинки» | Учить рисовать снежинки с помощью поролонового тампона, гуаши и кисти. Развивать речь, аккуратность в работе, образное мышление. | Гуашь, палитра, вода, кисть, поролоновый тампон, альбомный лист | |
4 | Елочка-красавица | Учить рисовать пальчиками. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Коллективная работа, рисование ладошками Альбомный лист, гуашь. | |
Январь | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | «Снегопад» | Познакомить детей с новой техникой рисования – набрызгивать щеткой. Набрызгивать щеткой снежные брызги, и наривать щеткой зимнюю елочку. | Зубные щетки, гуашь, стаканчики с водой, лист бумаги | |
2. | «Зимние узоры» | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Продолжить знакомство детей с рисованием с помощью клея | Тонированная бумага, гуашь, кисть, стаканчики с водой, подставки, салфетки, соль (клееграфия) | |
3 | «Метель» | Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить активно использовать в работе обе руки. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Лист бумаги синего цвета с изображением леса, нить №10, белая гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации. | |
Февраль | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | Мои любимые рыбки | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования по трафарету поролоновыми губками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Трафарет рыбок Альбомный лист, гуашь, заготовленный аквариум, трафарет. | |
2. | Маленький друг | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Рисование способом тычка Альбомный лист, гуашь, кисти. | |
3. | «Кораблик в море» открытка для пап. | Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Учить дополнять изображение деталями. Приучать к аккуратности в работе. | Альбомный лист с нарисованным контуром кораблика, репродукции, иллюстрации или игрушка. Гуашь разных цветов. (монотипия) | |
4. | Сочные ананасы | Познакомить детей с техникой опечатка пупырчатой клеенкой. Развивать воображение, чувство композиции. | Оттиск пупырчатой клеенкой. Альбомный лист, гуашь, кисти, пупырчатая бумага. | |
Март | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | Веточка мимозы | Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. | Рисование пальчиками Лист тонированной бумаги, гуашь. | |
2. | Цветы для мамы | Познакомить стехникой рисования необычными кисточками. | Рисование кистями Альбомный лист, гуашь, кисти | |
3. | Бусы для куклы Кати. | Упражнять в технике рисования опечатка пробками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы. | Опечатки пробками из под бутылок Альбомный лист, гуашь, пробки (печатки) | |
4. | «Платье для мамы» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Учить детей создавать ритмические композиции.Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление.Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для мам. | Вырезанные из бумаги силуэты платьев, ватные палочки, гуашь разноцветная в чашечках, салфетки, иллюстрации. | |
Апрель | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1. | Ваза с фруктами | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. | Рисование по трафарету Альбомный лист, гуашь, кисти, трафарет фруктов | |
2. | Рисунок ватными дисками | Познакомить детей с новой техников рисования по ватным дискам. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. | Рисование пипетками с водой по ватным дискам Заготовка бумаги с кругами, ватные диски, пипетки, пищевые красителям, банки с водой. | |
3. | «Живые насекомые» | Учить рисовать в технике витражных красок. Заполнять контур рисунка. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. | Рисование витражными красками Альбомный лист, витражные краски, одноразовые тарелочки, трафареты рисунков. | |
4. | «Коровки на лужайке» | Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Божьи коровки без точек на спинках, чёрная гуашь в мисочках, ватман, салфетки. | |
5 | Радуга | Упражнять в технике рисования кистью. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию. | Рисование красками по словестному обозначению цветов Альбомный лист, гуашь, кисти | |
Май | ||||
№ | Тема занятия | Программное содержание | Содержание Оборудование | |
1 | «Салют» | Продолжать знакомить детей с техникой тычкования жесткой, полусухой кистью. Учить равномерно наносить тычки по всей поверхности листа. | Тонированная бумага, слегка разведенная гуашь, щетинные кисти, подставки, салфетки, иллюстрации | |
2 | «Ягодки» | Продолжать знакомить детей с новой техников рисования по ватным дискам. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. | Рисование пипетками с водой по ватным дискам Заготовка бумаги с кругами, ватные диски, пипетки, пищевые красителям, банки с водой. | |
3. | Носит одуванчик желтый сарафанчик. | Упражнять в технике рисования ватными палочками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Ватными палочками Лист тонированной бумаги, гуашь. | |
4. | «Рисование на воде» | Рисование рисунков на воде в технике «Эбру». Развивать воображение, творческое начало, моторики руки. | Рисование на воде. Альбомный лист, гуашь, краски эбру. |
Список использованной литературы
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО,2010.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ КРУЖОК "ШКОЛА ДИЗАЙНА"
I. Пояснительная записка Актуальность. В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной де...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования "Волшебная кисточка"
Программа доп образования...
Непосредственно образовательная деятельность по дополнительному образованию «Цветной мир» в старшей группе с использованием нетрадиционных техник (печать листьями) «Осень на опушке краски разводила».
Непосредственно образовательная деятельность по дополнительному образованию «Цветной мир» в старшей группе с использованием нетрадиционных техник (печать листьями) &la...
Рабочая программа дополнительного образования для детей 3-4 лет с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебные краски»
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительн...
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников: кружок по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования «Фантазёры» (5-7 лет)
Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координац...
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...