Отчет по самообразованию
статья (подготовительная группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Росток» структурное подразделение Детский сад «Калинка»
Отчет о проделанной работе по плану самообразования
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».
Дериглазова О.В.
музыкальный руководитель
г.Нижняя салда Салда
2019- 2023 г.г.
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».
Срок реализации:
Начало работы над темой: сентябрь 2020года
Окончание работы: май 2023 года
Моя цель: Углубить и систематизировать знания о музыкальном развитии и навыков во всех видах музыкальной деятельности.
Задачи самообразовательной работы:
1. Изучить современные технологии использования различных музыкальных видов деятельности в процессе развития музыкальных способностей дошкольников.
2. Изучить основные психолого-педагогические условия, способствующие большей эффективности музыкального развития дошкольников на музыкальных занятиях.
3. Изучить технологии развития способностей детей воспринимать музыку (чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание, воображение, фантазии и творческие способности, развитие потребности самовыражения в движении под музыку, музыкальной памяти, двигательных качеств и умений, развитие ловкости, точности координации движений, чувства уверенности в себе.)
4. Совершенствовать предметно - развивающую среду музыкального зала.
Актуальность моей темы заключается в том, что все музыкальные способности объединяются единым понятием – музыкальность. Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности:
- Эмоциональная отзывчивость на музыку.
- Музыкальный слух.
- Чувство ритма.
Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (А через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:
- Восприятие;
- Исполнительство;
- Творчество;
- Музыкально-образовательная деятельность.
Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.
И в начале учебного 2021 года мною был составлен индивидуальный план по данной теме до окончания срока реализации. В план вошли следующие формы реализации:
- Музыкальные занятия с детьми.
- Индивидуальные занятия с одаренными детьми и детьми ОВЗ.
- Праздники и развлечения.
- Интеграция во взаимодействии педагогов и родителей.
- Организация среды, и создание условий для развития музыкальности у детей. Изготовление костюмов и атрибутов для детских выступлений, обновление и пополнение оформления музыкального зала.
В течении 2020-2023 г.г. проводилась НОД, согласно утвержденной сетке два раза в неделю в каждой возрастной группе, в соответствии с возрастом детей, выдержанны по времени на основании основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Росток» Структурное подразделение детский сад «Калинка»», разработанной и утвержденной ДОУ.
Каждая форма НОД включала в себя все виды музыкальной деятельности. А именно: приветствие, развитие чувства ритма, слушание музыки и все виды исполнительства: пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игру.
За учебные 2019-2023 г. Индивидуально и совместно с педагогами были подготовлены и реализованы следующие основные мероприятия для детей всех возрастных групп:
- День Знаний- сентябрь
- Праздник Осени - октябрь
- День народного единства - ноябрь
- День Матери - ноябрь
- Новый год - декабрь
- Рождественские колядки - январь
- День защитника отечества - февраль
- Международный женский день - март
- Масленица-март
- День Победы- май
- Выпускной бал
На всех праздниках и многочисленных развлечениях активно применялись инновационные технологии.
Итогом стали участия в городских и различных интернет- фестивалях. Чему есть подтверждение- дипломы и грамоты (на моем мини сайте https://nsportal.ru/deriglazova-olga-0
В течение всего времени я изучала подобранную методическую литературу по данной теме:
-Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду М., 1981
-Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду». М., 1989.
-Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». М.-Л., 1947 г.
-Методика Е. и С. Железновых «Музыка с мамой.
-Методики и разработки Т.Сауко, А.Бурениной «Топ-хлоп, малыши!»
Так же Для того чтобы повысить свой профессиональный уровень в этом учебном году я прошла курсы повышения квалификации:
https://disk.yandex.ru/d/pt6DA8aJOBN_xA
И проанализировав изученную литературу по данной теме, мной были разработаны, для каждой возрастной группы, диагностические карты и задания, для определения уровня развития музыкальных способностей детей .
Однако, проанализировав результаты диагностики, я пришла к выводу, что есть разделы музыкально-образовательной работы, которые требуют дополнительного внимания:
1) Игра на музыкальных инструментах. Навыки игры в оркестре находятся на среднем и низком уровне, следовательно, требуется работа с детьми по дальнейшему развитию и закреплению таковых.
2) Сольное пение детей. Необходима более тщательная индивидуальная работа с детьми, имеющими затруднения в данной области. С этой целью предлагается усилить внимание к данной проблеме, а также по итогам ее работы в конце года провести вокальный конкурс «До-ми-соль-ка» среди всех возрастных групп.
Для педагога важно не только повышать свой профессиональный уровень, но и распространять свой педагогический опыт среди ко ллег.
В 2022-2023 учебном году в рамках городского семинара по теме: «Синтез и интеграция видов деятельности и образовательных областей дошкольного образования в контексте познавательного развития детей» проводила мастер-класс: «Многоликий ритм. Инновационные методы и премы развития чувства ритма дошкольников»
Анализируя проделанную работу, можно отметить, что занятия, праздники, развлечения, проводились в соответствии с составленными планами и принесли ожидаемые результаты. Как мне кажется – праздники стали более качественные, яркие, и интересные, творческие. Хочу отметить, что успех праздничных мероприятий – это успех всего коллектива. Слаженность, взаимовыручка, переживание за детское мероприятие – по сильный вклад всех педагогов нашего ДОУ.
Подводя итог, можно сделать вывод, что: благодаря полномерному и систематическому осуществлению деятельности по реализации поставленных, в начале года задач, уровень музыкальных способностей детей вырос, заметно увеличилось количество детей, желающих принимать участие в концертной деятельности и само презентации своих талантов. Я считаю, что с поставленной целью и задачами, как музыкальный руководитель, я справилась.
В дальнейшей работе ставлю перед собой задачи :
Продолжать активное сотрудничество с педагогами и родителями;
Продолжать расширять и обновлять картотеку музыкально – дидактических игр в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников;
Использовать в своей работе инновационные технологии (ИКТ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.
План по самообразованию на учебный год....
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...
Отчет по самообразованию (Самообразование)
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....
План самообразования. Отчет по самообразованию.
Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...