Конспект НОД "Янтарь-солнечный камень"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Тема: «Янтарь – солнечный камень»
Образовательная область:
«Познавательное развитие»;
вид деятельности: развитие экологических представлений.
Задачи:
• Расширять знания детей о родном крае. Познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – янтарным.
• Развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы.
• Воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Оборудование и материалы:
иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области, кусочки янтаря, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности (пластиковые стаканы, свеча, кусочки шерстяной ткани, соль, презентация «Янтарь - солнечный камень», мультимедийное оборудование, магнитофон, CD-диск с записями звуками моря.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций о Калининграде, Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, создание экспозиции «Солнечный камень» в мини-музее группы «Народные промыслы России, создание презентации «Янтарь - солнечный камень», подбор классической музыки и звуков природы к презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yantar.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект для детей подготовительной группы.
Тема: «Янтарь – солнечный камень»
Образовательная область:
«Познавательное развитие»;
вид деятельности: развитие экологических представлений.
Задачи:
• Расширять знания детей о родном крае. Познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – янтарным.
• Развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы.
• Воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Оборудование и материалы:
иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области, кусочки янтаря, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности (пластиковые стаканы, свеча, кусочки шерстяной ткани, соль, презентация «Янтарь - солнечный камень», мультимедийное оборудование, магнитофон, CD-диск с записями звуками моря.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций о Калининграде, Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, создание экспозиции «Солнечный камень» в мини-музее группы «Народные промыслы России, создание презентации «Янтарь - солнечный камень», подбор классической музыки и звуков природы к презентации.
НОД
Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, место, где он родился. А кто назовет, в каком прекрасном крае родились вы?
Дети: Мы живем в Калининградской области.
Слайд 1.
Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область - это и есть наша малая Родина. Взгляните на карту и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море. Кто помнит, как называется наше море?
Дети: Наше море называется Балтийское.
Воспитатель: Правильно, Балтийское море. Балтийское море - самое необычное море в мире. И сегодня мы выясним почему. А для этого, я приглашаю Вас прогуляться по берегу моря. Закрываем глазки и говорим волшебные слова
«Один, и два, и три, и восемь
На берег моря всех переносим»
Звучит шум морских волн.
Воспитатель: Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря. Мы медленно идем по берегу моря (Дети идут за воспитателем, представляя себя на берегу моря) И что же здесь необычного? Идем по песку, по гальке и вдруг что-то блеснуло под нашими ногами. Смотрите! (Воспитатель поднимает янтарь и показывает его детям).
Как называется этот необыкновенно желтый камень?
Дети: Этот камень называется янтарь.
Воспитатель : Правильно, янтарь. Соберите его в ладошки.
Психогимнастика.
Ребята, я предлагаю вам поговорить с янтариками. Представим, что у камня есть ушко, и найдем его. Янтарики умеют хранить секреты. Скажите ему тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «ушко» камня пальчиком: теперь он сохранит все в секрете.
Воспитатель: Наш край называют Янтарным за редкостный камень- минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. С незапамятных времен люди любят и знают янтарь. Он встречается во многих странах мира, но нигде не вошел так тесно в жизнь и быт народа как на побережье Балтийского моря. И море мы говорим - Янтарное. Так что же такое янтарь? Присядьте и послушайте рассказ о янтаре.
Презентация «Янтарь – солнечный камень».
Легенда о янтаре
Слайд 2
Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не удержало его и Светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы на дне, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня.
Много-много лет назад в районах Северного и Балтийского морей росли сосны, из которых выделялось вязкое вещество-смола. Этого вещества накопилось очень много на земле. И спустя большое количество времени, это вещество оказалось под землей или водой. За миллионы лет оно окаменело или затвердело и превратилось в янтарь.
Самое крупное в мире месторождение янтаря находится в Калининградской области РФ около пос. Янтарный
А как же добывают янтарь?
Слайд 4
Гидромонитор, выпуская мощную струю воды, размывает слой пустой породы.
С помощью ковша экскаватора добывается янтароносная голубая глина.
Из размытой голубой глины сачками вылавливают особо ценные крупные фракции. Оставшаяся жижа отправляется по трубопроводу на фабрику для последующей обработки.
Слайд 5
На фабрике камни промывают, сортируют, режут и шлифуют.
А затем изготавливают украшения из янтаря. Кто знает, как называется профессия человека, который занимается изготовлением украшений? (Ювелир)
А теперь давайте проверим запомнили ли вы, как добывают и обрабатывают янтарь.
Дидактическая игра «Этапы добычи янтаря».
Итак, задание. Ребята, вы должны расположить картинки по порядку.
Физкультминутка.
По песочку мы идем (дети идут с высоко поднятыми ногами) В нем янтарь сейчас найдем (наклоняются, как будто за янтарем) Свой янтарик сохраним (прижимаю к сердцу) В наш музей передадим. (Вытягивают руки вперед)
Воспитатель: янтарь имеет растительное происхождение, значит с ним можно проделывать некоторые опыты. Ребята, я предлагаю вам провести несколько опытов и лучше узнать свойства янтаря.
Опыт 1.
Если поднести кусочек янтаря к пламени свечи, то он начнет плавиться, выделяя ароматные масла. Давние времена жители побережья Балтийского моря вынуждены были большими кусками янтаря топить печи.
Вывод: Янтарь горючий камень.
Опыт 2.
В одной легенде о янтаре говориться, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Давайте проверим это утверждение.
Опустите в стакан с водой из-под крана кусочки янтаря. Что произошло с янтарем?
(Они утонули).
Опустите янтарики в стакан с соленой водой. Что произошло с ними?
(Они всплыли).
Вывод: Янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной.
Опыт 3.
Натрите кусочки янтаря шерстяной тканью и положите рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло?
(Бумага прилипает к янтарю).
Вывод: Янтарь – «электрический камень».
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли использовать янтарь в медицине?
Янтарь обладает замечательными свойствами. Говорят, что если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу появиться радость. А когда глаза весело блестят, болезни и несчастья отступают. Запах янтаря изгонял из домов мух и комаров и лечил кашель.
А теперь нам пора возвращаться домой.
«Один, и два, и три, и восемь
В детский сад всех переносим»
Воспитатель: Чем мы с вами занимались? Что нового узнали?
Воспитатель: Как много вы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет.
Слайд 6-7
В Санкт-Петербурге создана настоящая янтарная комната, а в Калининграде работает целый музей-Музей янтаря. В музее представлены образцы солнечного камня разных цветов и размеров, а так же изделия из янтаря. В коллекции представлено немало образцов прозрачного камня, внутри которого включены растительные остатки или насекомые.
Когда янтарь еще не затвердел и представлял собой вязкую смолу, жучки и мухи по неосторожности попадали внутрь. И после того, спустя много лет янтарь затвердел, насекомые внутри остались и сохранились такими, как будто попали в ловушку только вчера. Сейчас я предлагаю Вам создать свой уникальный солнечный камень с насекомыми внутри.
Дети раскрашивают трафареты янтаря с вкраплениями насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Каменный цветок"
Тема: Каменный цветок Задачи: 1. Развивать эстетическое восприятие и чувство вкуса, продолжать поддерживать интерес к прекрасному, учить видеть детали предметов иску...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности со здоровье сберегающим сопровождением в подготовительной группе «Вот так камень»
Цель деятельности расширять представления детей об окружающем мире, в частности о свойствах камней в процессе экспериментальной деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Знакомство с каменным углем и мелом"
Цель: создание условий для развития интереса к явлениям неживой природы посредством знакомства детей со свойствами каменного угля и мела.Задачи: Образовательные:×...
конспект по экспериментированию "Камень, ножницы, бумага"
цель: познакомить детей с производством бумаги, её значением в нашей жизни. Познакомить с разными видами, выяснить, как свойство каждой из нихсвязано с использованием данного материала....
Конспект занятия "Волшебный камень- магнит"
Формирование и развитие позавательного интереса и исследоватльского поведения у дошкольников через организацию детского экспериментирования и проведение простейших опытов позволяет деятям получть новы...
конспект занятия "Волшебный камень -магнит "
Конспекторганизованной образовательной деятельностив подготовительной к школе группе...