Конспект НОД "Янтарь-солнечный камень"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мария Юрьевна Огороднийчук

Тема: «Янтарь – солнечный камень»

Образовательная область:

«Познавательное развитие»;

вид деятельности: развитие экологических представлений.

Задачи:

• Расширять знания детей о родном крае. Познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – янтарным.

• Развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы.

• Воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.

Интегрируемые образовательные области:

«Познавательное развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Оборудование и материалы:

иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области, кусочки янтаря, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности (пластиковые стаканы, свеча, кусочки шерстяной ткани, соль, презентация «Янтарь - солнечный камень», мультимедийное оборудование, магнитофон, CD-диск с записями звуками моря.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций о Калининграде, Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, создание экспозиции «Солнечный камень» в мини-музее группы «Народные промыслы России, создание презентации «Янтарь - солнечный камень», подбор классической музыки и звуков природы к презентации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yantar.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект для детей подготовительной группы.

Тема: «Янтарь – солнечный камень»

Образовательная область:

«Познавательное развитие»;

вид деятельности: развитие экологических представлений.

Задачи:

• Расширять знания детей о родном крае. Познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – янтарным.

• Развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы.

• Воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.

Интегрируемые образовательные области:

«Познавательное развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Оборудование и материалы:

иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области, кусочки янтаря, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности (пластиковые стаканы, свеча, кусочки шерстяной ткани, соль, презентация «Янтарь - солнечный камень», мультимедийное оборудование, магнитофон, CD-диск с записями звуками моря.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций о Калининграде, Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, создание экспозиции «Солнечный камень» в мини-музее группы «Народные промыслы России, создание презентации «Янтарь - солнечный камень», подбор классической музыки и звуков природы к презентации.

НОД

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, место, где он родился. А кто назовет, в каком прекрасном крае родились вы?

Дети: Мы живем в Калининградской области.

Слайд 1.

Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область - это и есть наша малая Родина. Взгляните на карту и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море. Кто помнит, как называется наше море?

Дети: Наше море называется Балтийское.

Воспитатель: Правильно, Балтийское море. Балтийское море - самое необычное море в мире. И сегодня мы выясним почему. А для этого, я приглашаю Вас прогуляться по берегу моря. Закрываем глазки и говорим волшебные слова

«Один, и два, и три, и восемь

На берег моря всех переносим»

Звучит шум морских волн.

Воспитатель: Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря. Мы медленно идем по берегу моря (Дети идут за воспитателем, представляя себя на берегу моря) И что же здесь необычного? Идем по песку, по гальке и вдруг что-то блеснуло под нашими ногами. Смотрите! (Воспитатель поднимает янтарь и показывает его детям).

Как называется этот необыкновенно желтый камень?

Дети: Этот камень называется янтарь.

Воспитатель : Правильно, янтарь. Соберите его в ладошки.

Психогимнастика.

Ребята, я предлагаю вам поговорить с янтариками. Представим, что у камня есть ушко, и найдем его. Янтарики умеют хранить секреты. Скажите ему тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «ушко» камня пальчиком: теперь он сохранит все в секрете.

Воспитатель: Наш край называют Янтарным за редкостный камень- минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. С незапамятных времен люди любят и знают янтарь. Он встречается во многих странах мира, но нигде не вошел так тесно в жизнь и быт народа как на побережье Балтийского моря. И море мы говорим - Янтарное. Так что же такое янтарь? Присядьте и послушайте рассказ о янтаре.

Презентация «Янтарь – солнечный камень».

Легенда о янтаре

Слайд 2

Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не удержало его и Светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы на дне, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня.

Много-много лет назад в районах Северного и Балтийского морей росли сосны, из которых выделялось вязкое вещество-смола. Этого вещества накопилось очень много на земле. И спустя большое количество времени, это вещество оказалось под землей или водой. За миллионы лет оно окаменело или затвердело и превратилось в янтарь.

Самое крупное в мире месторождение янтаря находится в Калининградской области РФ около пос. Янтарный

А как же добывают янтарь?

Слайд 4

Гидромонитор, выпуская мощную струю воды, размывает слой пустой породы.

С помощью ковша экскаватора добывается янтароносная голубая глина.

Из размытой голубой глины сачками вылавливают особо ценные крупные фракции. Оставшаяся жижа отправляется по трубопроводу на фабрику для последующей обработки.

Слайд 5

На фабрике камни промывают, сортируют, режут и шлифуют.

А затем изготавливают украшения из янтаря. Кто знает, как называется профессия человека, который занимается изготовлением украшений? (Ювелир)

А теперь давайте проверим запомнили ли вы, как добывают и обрабатывают янтарь.

Дидактическая игра «Этапы добычи янтаря».

Итак, задание. Ребята, вы должны расположить картинки по порядку.

Физкультминутка.

По песочку мы идем (дети идут с высоко поднятыми ногами) В нем янтарь сейчас найдем (наклоняются, как будто за янтарем) Свой янтарик сохраним (прижимаю к сердцу) В наш музей передадим. (Вытягивают руки вперед)

Воспитатель: янтарь имеет растительное происхождение, значит с ним можно проделывать некоторые опыты. Ребята, я предлагаю вам провести несколько опытов и лучше узнать свойства янтаря.

Опыт 1.

Если поднести кусочек янтаря к пламени свечи, то он начнет плавиться, выделяя ароматные масла. Давние времена жители побережья Балтийского моря вынуждены были большими кусками янтаря топить печи.

Вывод: Янтарь горючий камень.

Опыт 2.

В одной легенде о янтаре говориться, что рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Давайте проверим это утверждение.

Опустите в стакан с водой из-под крана кусочки янтаря. Что произошло с янтарем?

(Они утонули).

Опустите янтарики в стакан с соленой водой. Что произошло с ними?

(Они всплыли).

Вывод: Янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной.

Опыт 3.

Натрите кусочки янтаря шерстяной тканью и положите рядом с ним мелко нарезанную бумагу. Что произошло?

(Бумага прилипает к янтарю).

Вывод: Янтарь – «электрический камень».

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли использовать янтарь в медицине?

Янтарь обладает замечательными свойствами. Говорят, что если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу появиться радость. А когда глаза весело блестят, болезни и несчастья отступают. Запах янтаря изгонял из домов мух и комаров и лечил кашель.

А теперь нам пора возвращаться домой.

«Один, и два, и три, и восемь

В детский сад всех переносим»

Воспитатель: Чем мы с вами занимались? Что нового узнали?

Воспитатель: Как много вы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет.

Слайд 6-7

В Санкт-Петербурге создана настоящая янтарная комната, а в Калининграде работает целый музей-Музей янтаря. В музее представлены образцы солнечного камня разных цветов и размеров, а так же изделия из янтаря. В коллекции представлено немало образцов прозрачного камня, внутри которого включены растительные остатки или насекомые.

Когда янтарь еще не затвердел и представлял собой вязкую смолу, жучки и мухи по неосторожности попадали внутрь. И после того, спустя много лет янтарь затвердел, насекомые внутри остались и сохранились такими, как будто попали в ловушку только вчера. Сейчас я предлагаю Вам создать свой уникальный солнечный камень с насекомыми внутри.

Дети раскрашивают трафареты янтаря с вкраплениями насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада №12. Тема: "Неживая природа. Каменные украшения земли."

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада №12....

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Каменный цветок"

Тема: Каменный цветок Задачи:   1. Развивать эстетическое восприятие и чувство вкуса, продолжать поддерживать  интерес к прекрасному, учить   видеть детали предметов иску...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности со здоровье сберегающим сопровождением в подготовительной группе «Вот так камень»

Цель деятельности расширять представления детей об окружающем мире, в частности о свойствах камней в процессе экспериментальной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Знакомство с каменным углем и мелом"

Цель: создание условий для развития интереса к явлениям неживой природы посредством знакомства детей со свойствами каменного угля и мела.Задачи: Образовательные:×...

конспект по экспериментированию "Камень, ножницы, бумага"

цель: познакомить детей с производством бумаги, её значением в нашей жизни. Познакомить с разными видами, выяснить, как свойство каждой из нихсвязано с использованием данного материала....

Конспект занятия "Волшебный камень- магнит"

Формирование и развитие позавательного интереса и исследоватльского поведения у дошкольников через организацию детского экспериментирования и проведение простейших опытов позволяет деятям получть новы...

конспект занятия "Волшебный камень -магнит "

Конспекторганизованной  образовательной деятельностив подготовительной к школе группе...