Доклад «Значение художественно-эстетического развития в развитии творческого потенциала дошкольника»
статья

Михель Юлия Анатольевна

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения - формирование творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

ДОКЛАД

НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

НА ТЕМУ:

«Значение художественно-эстетического развития в развитии творческого потенциала дошкольника»

                                                                       Подготовила

                                                                       Старший воспитатель

                                                                       Михель Ю.А.

г. Пыть-Ях,

2023г.

 «Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» Пабло Пикассо

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения - формирование творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Ребенок с раннего детства тянется к ярким, красивым предметам, поэтому необходимо начинать художественно - эстетическое развитие детей с раннего возраста.

Художественно - эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным.

С первого года жизни дети слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Воздействие на личность ребенка должно быть целенаправленным и систематичным. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Ведущая роль детского сада в художественно-эстетическом развитии – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников

Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.

Воспитательная. Дошкольники приобщаются к художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.

Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.

Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.

Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.

Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.

Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду?

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему:

развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное;

воспитывать художественный вкус, потребности в познании прекрасного;

развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.

Причем, хочется обратить внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание к самостоятельной творческой деятельности.

Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:

построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;

формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;

интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности;

приобщение к работе родителей; посещение выставок, концертов, экспозиций; включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);

 создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;

организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников.

Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. С детьми старшего дошкольного возраста применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.

Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.

Воспитанники 3-5 лет активно расширяют представления о форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом обследования. Старшие дошкольники упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.

Творчество детей проявляется и в составлении рассказов, придумывании стихов, а также в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созревают в его деятельности. Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребёнка, главное, чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результативности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны взрослых, научился мыслить свободно и смело. 

Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень творческих способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение художественно-эстетического развития в развитии творческого потенциала дошкольника Подготовила с тарший воспитатель Михель Ю.А.

Слайд 2

«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» Пабло Пикассо

Слайд 3

Художественно - эстетическое воспитание дошкольников -процесс , в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Ведущая роль детского сада в художественно-эстетическом развитии - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Слайд 4

Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире. Воспитательная. Дошкольники приобщаются к художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное. Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом. Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы. Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение. Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.

Слайд 5

Задачи художественно-эстетического воспитания Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребности в познании прекрасного; развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: р азвитие интереса к различным видам изобразительной деятельности ; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде .

Слайд 6

Условия реализации задач построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности; формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства; и нтеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности; приобщение к работе родителей; посещение выставок, концертов, экспозиций; включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство); создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления; организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников.

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие способностей и творческого потенциала дошкольника при обучении английскому языку.

ЦЕЛЬ КУРСА   Повысить уровень языковой культуры учащихся ,развивая их способности и творческий потенциал каждого ребенка,подготовить их к дальнейшему    изучению иностранно...

Роль музыкального воспитания в развитии эмоционального и творческого потенциала дошкольников

Описание влияния музыки на творческий и музыкальный потенциал детей....

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...

Мастер-класс «Детское конструирование в развитие технического и творческого потенциала дошкольника в соответствии с ФГОС ДО»

На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педа...

Презентация "Развитие интеллектуального и творческого потенциала дошкольников посредством кинезиологии.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.Работа в данном направлении была начата мною неслучайно.Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольного образования выдвинули новые требования к системе образовани...