Доклад «Значение художественно-эстетического развития в развитии творческого потенциала дошкольника»
статья
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения - формирование творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
ДОКЛАД
НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
НА ТЕМУ:
«Значение художественно-эстетического развития в развитии творческого потенциала дошкольника»
Подготовила
Старший воспитатель
Михель Ю.А.
г. Пыть-Ях,
2023г.
«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» Пабло Пикассо
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения - формирование творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Ребенок с раннего детства тянется к ярким, красивым предметам, поэтому необходимо начинать художественно - эстетическое развитие детей с раннего возраста.
Художественно - эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным.
С первого года жизни дети слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. Воздействие на личность ребенка должно быть целенаправленным и систематичным. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.
Ведущая роль детского сада в художественно-эстетическом развитии – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников
Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.
Воспитательная. Дошкольники приобщаются к художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.
Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.
Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.
Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.
Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.
Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду?
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему:
развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное;
воспитывать художественный вкус, потребности в познании прекрасного;
развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
Причем, хочется обратить внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание к самостоятельной творческой деятельности.
Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:
построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;
интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности;
приобщение к работе родителей; посещение выставок, концертов, экспозиций; включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);
создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников.
Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. С детьми старшего дошкольного возраста применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.
Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.
Воспитанники 3-5 лет активно расширяют представления о форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом обследования. Старшие дошкольники упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.
Творчество детей проявляется и в составлении рассказов, придумывании стихов, а также в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.
Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созревают в его деятельности. Какими бы ни были виды, формы, способы развития творческих способностей ребёнка, главное, чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результативности, чувствовал поддержку и одобрение со стороны взрослых, научился мыслить свободно и смело.
Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень творческих способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста» Пабло Пикассо
Художественно - эстетическое воспитание дошкольников -процесс , в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Ведущая роль детского сада в художественно-эстетическом развитии - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире. Воспитательная. Дошкольники приобщаются к художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное. Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом. Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы. Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение. Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.
Задачи художественно-эстетического воспитания Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребности в познании прекрасного; развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: р азвитие интереса к различным видам изобразительной деятельности ; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде .
Условия реализации задач построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности; формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства; и нтеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности; приобщение к работе родителей; посещение выставок, концертов, экспозиций; включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство); создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления; организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие способностей и творческого потенциала дошкольника при обучении английскому языку.
ЦЕЛЬ КУРСА Повысить уровень языковой культуры учащихся ,развивая их способности и творческий потенциал каждого ребенка,подготовить их к дальнейшему изучению иностранно...
Конспект НОД в первой младшей группе Творческая мастерская «Кондитеры» Тема: «Профессии» Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие».
Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о профессии кондитера....
Роль музыкального воспитания в развитии эмоционального и творческого потенциала дошкольников
Описание влияния музыки на творческий и музыкальный потенциал детей....
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети
Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...
Мастер-класс «Детское конструирование в развитие технического и творческого потенциала дошкольника в соответствии с ФГОС ДО»
На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педа...
Конспект проведения ООД в ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе по теме: «В гости к зайке».
Цель: развитие познавательных интересов детей....
Презентация "Развитие интеллектуального и творческого потенциала дошкольников посредством кинезиологии.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.Работа в данном направлении была начата мною неслучайно.Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольного образования выдвинули новые требования к системе образовани...