проект "Путешествие пшеничного зернышка"
проект (подготовительная группа)

Коржавых Ирина Юрьевна

Дети дошкольного возраста не бережно относятся к хлебобулочным изделиям, если повысить уровень знания детей о хлебе, его пользе и происхождении, то дети будут бережнее относиться к хлебобулочным изделиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_pshenichnogo_zernyshka.docx310.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 51

муниципального образования городской округ Люберцы

Московской области

(МОУ СОШ № 51)

Адрес: 140060, Московская область, г.о. Люберцы,

п. Мирный, мкр. Мирный, ул. академика Северина, д.5, к.2

E-mail: lbrc_school51@mosreg.ru 

Web-сайт: https://lubersch51.edumsko.ru/

ИНН/КПП 5027298288/502701001 ОГРН 1215000077170

Телефон: 8(498)643-84-80, 8(498)643-84-81

Дошкольное отделение Теремок

 Информационно-исследовательский проект

для детей подготовительного возраста

« Путешествие пшеничного зернышка»

https://www.vito-house.by/upload/iblock/807/8075c7c543ccfcf78c283567bd1e828e.jpg

Разработали и провели воспитатели

высшей квалификационной категории

Коржавых И.Ю.

Чудина Н.И.

г.о. Люберцы 2023г

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка_________________________________________

Визитная карточка проекта______________________________________

План реализации проекта________________________________________

Выводы_______________________________________________________

Список литературы_____________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него? Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

 Дети дошкольного возраста не бережно относятся к хлебобулочным изделиям, если повысить уровень знания детей о хлебе, его пользе и происхождении, то дети будут бережнее относиться к хлебобулочным изделиям.

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

 Цель:

 Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям вырастившим его.

Задачи:

Образовательные :

 1. Формировать элементарные представления о пользе хлеба и его ценности в жизни людей

 2. Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;

 3. Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Развивающие:

  1. Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  2. вызвать у детей интерес к хлебу через стихи, сказки, загадки, проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Воспитывающие:

     1.Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям

     сельскохозяйственного труда.

     2. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформировать у детей представления о ценности хлеба;
  2. Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
  3. Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; •
  4.  Воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования

- сбор информации;                - эксперимент

- беседы;                                      - экскурсия;

           - наблюдения;                       - анализ        

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

Название проекта

Вид и тип  проекта

Участники

Возраст

детей

Продукты деятельности

Сроки реализации проекта

Путешествие

пшеничного зернышка

 - Информационно-исследовательский;

- Краткосрочный;

-Групповой

Дети;

Воспитатели;

Родители.

6 - 7 лет

Мультимедийная презентация «Как хлеб к нам пришел»

Коллективная работа детей с педагогом «Сноп пшеницы»

Выставка поделок из соленого теста

С 16.10.23 по

31.10.23г.

ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятия

Ответственные

Сроки реализации

  1. Работа с педагогами

1

2

1.Консультация  «Своим примером научим детей»

2.Мастер-класс «Соленые чудеса»

воспитатели

воспитатели

20.10.2023

        30.10.2023

  1. Работа с детьми

1

2

3

4

5

6

Образовательная область «коммуникация»

- Беседа с презентацией «Хлеб – всему голова!»

- Просмотр видеофильма «Как пекут хлеб»

- Экскурсия на кухню детского сада « Как готовится тесто»

- Рассматривание и проба разных

видов хлеба.

 - Проблемная ситуация « Если не будет хлеба, то что…?»

- Беседа «Кто хлеб печѐт?»

- Рассматривание пшеничных колосьев

Образовательная область «познание»

- Составление рассказа по картине «Уборка хлеба на полях

- Конструирование: «Мельница»

- Экспериментирование : «Что получиться, если смешать воду, муку и соль» Лепка из соленого теста.

- Знакомство с профессиями:

• Агроном;• Комбайнер;• Пекарь;

• Кондитер;• Продавец.

Образовательная область «чтение художественной литературы»

- Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;

- Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;

- Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»;

- Рассказы И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,

П. Коганов «Хлеб – наше богатство».

- Заучивание: Я. Аким «Хлеб»

Образовательная область «физическое развитие»

- Пальчиковая гимнастика «Пекарь»

«Колосок»

- П/и «Дружные зерна», «Мяч бросай, хлебобулочные изделия называй»; «Горячий блин», «Кто быстрее перевезет зерно на элеватор»

-  Игра – релаксация «Зернышко, росток, колосок»

-  Физминутка «Мельница»

Образовательная область «социализация»

Дидактические игры «Исправь ошибку», «Хорошо – плохо» (правила обращения с хлебом), «Кому что нужно», «Назови больше»

-  Сюжетно-ролевые: «Семья», «Магазин», «Кафе», «Ярмарка»

-  строительные: «Мельница» (лего – конструктор);

- хороводные «Калачи», «Каравай»

 - Речевые игры: «Скажи какой», «Назови хлеб ласково», «Какой бывает хлеб»

Образовательная область «художественное творчество»

ОД Рисование «Хлебные колосья»

ОД Конструирование из бумаги. Оригами «Сноп пшеницы»

ОД Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

ОД Аппликация «Колосья в вазе»

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

Воспитатели

        Воспитатели

С 16.10.23 по

31.10.23г.

Работа с родителями

- папки – передвижки «Хлеб – всему голова», «Готовим из черствого хлеба»;

- Консультация для родителей «Хлеб для всех»

- Анкетирование

- Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

Воспитатели, родители

С 16.10.23 по

31.10.23г.

ВЫВОДЫ

У детей сложилось представление о том, как хлеб пришел к нам на стол, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Дети знают, что надо с уважением относиться к людям, его выращивающим. Закрепились знания детей о выращивании и выпекании хлеба, умение поддерживать беседу; Сформировалось  бережное отношение к хлебу и труду людей, которые занимаются созданием хлебных изделий. Пополнился словарный запас.

 Данный проект полноценно погрузил  детей, родителей и сотрудников ДОУ в изучение темы «Хлеб всему голова!». Что способствовало формированию более глубоких представлений детей и их родителей о традициях русской народа при выращивании и выпекании хлеба, делает это знакомство более занимательным и продуктивным.

Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы.

 В ходе реализации проекта использовались как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделялось  личностно-ориентированному подходу в общении с детьми.

Все участники проекта поняли что надо бережно относится к хлебобулочным изделиям. Недоеденый хлеб ребята выносят на улицу, в кормушку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.

2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.

3. Емельянова, Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм

4. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова,

А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1996. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е

изд., испр. и доп.- М.2005.

5. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор:

Емельянова Э. Л.

6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры. – СПб.,1997.

Загадки о хлебе


1. Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос).
2. Какое море за селом волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле).
3. Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе).
4. Загадаю загадку: заброшу за грядку, в год пущу, в другой выпущу (озимь).
5. В землю крошки, из земли — лепешки (пшеница).
6. Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом (хлеб).
7. Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями,
Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб).
8. Есть такие слова: «Он всему голова»
9. Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб).
10. Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,
На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб).
11. На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб).
12. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок!
В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких как я, будет целая семья (зернышко).
13. Одно бросил - целую горсть взял (зерно).
14. В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле).
15. Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос).
16. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь - так и не встанет (сноп).
17. Косою острой скошено, горой высокой сложено (сено).
18. Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн).
19. Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).
20. Зубья ходят, гребни машут, жатки по полю бегут,
Как мальчишку под машинку, поле наголо стригут (жатва).
21. Зубья имеют, а зубной боли не знают (грабли).
22. Зимой - бело, весной - черно,
Летом - зелено, осенью – стрижено (поле).

Скороговорки и чистоговорки о хлебе:


Хорош пирожок - внутри творожок.
Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Женя - жница в поле, жнет она пшеницу.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.

Пословицы и поговорки о хлебе:
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
Хлеб — всему голова.
Будет хлеб, будет и обед.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
Черная земля дает белый хлеб.
И обед — не обед, коли вдоволь хлеба нет.
Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Покуда есть хлеб, да вода - все человеку не беда.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет.
Без соли стол кривой.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Вода вымоет, хлеб выкормит.
Голодной куме все хлеб на уме.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.
Как хлеба кусок, так разинул роток.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.
Ржаной хлебушко — калачу дедушка.
Рыба не хлеб, сыт не будешь.
Свой хлеб сытнее.
Свой хлеб хоть ночью ешь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Умный детина: знает, что хлеб — не мякина.
Хлеб — батюшка, вода — матушка.
Хлеб в пути — не тягость.
Хлеб в человеке — воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Хлеб да вода — то наша дворянская еда.
Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги!
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
И пес перед хлебом смиряется.

Приметы о хлебе:


Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.


Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.


Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.


При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!»


Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном.


Если солнышко закатилось – «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок.


Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.


Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.


Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Консультация для родителей «Хлеб для всех»

Уважаемые родители!

Расскажите детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь; объясните детям выражение «Хлеб - всему голова»; с целью расширения и закрепления знаний о хлебе сходите с ребёнком в булочную, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия; купив хлеб, обратите внимание на его вкус, запах, расскажите, из чего пекут хлеб; рассмотрите пшеничное зерно, муку; поговорите с ребёнком о труде колхозников, которые выращивают хлеб.

Наши предки уважали и почитали хлеб. По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.

Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб главным богатством. Хлеб – это символ благополучия и достатка.

Давайте будем беречь хлеб и учить этому своих детей.

Прочитайте детям стихи про хлеб:

                             

 Хлеб ржаной, батоны, булки .

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила,

в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки,

вырастай богатырем!

                      ***

Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб.

Считалки.

«Дождик, дождик, поливай – будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки».

«Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?»

Чистоговорки

Жок-жок-жок – это пирожок.

Шки-шки-шки – мама жарит пирожки.

Шки-шки-шки – мы любим пирожки.

Жок-жок-жок – кушай Женя пирожок.

Ач-ач-ач – вот калач.

Чи-чи-чи – пекуться в печке калачи.

Чи-чи-чи – мы любим калачи.

Чи-чи-чи – на праздник будут калачи.

Дидактическая игра «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ»

(Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.)

Откуда хлеб пришел? — Из магазина.

А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.

Из чего? — Из муки.

Из чего мука? — Из зерна.

Откуда зерно? — Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? — Выросла в поле.

           Кто ее посеял? — Колхозники.

Отгадать ЗАГАДКИ.

Вырос с поле дом, полон дом зерном. (Колос)

Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

          Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.  (Хлеб)

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

Прочитайте с детьми пословицы и поговорки о хлебе, объясните их значение:

-Худ обед, когда хлеба нет.

                              ***

-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

                              ***

-Хлеба нет – корочка в честь.

                              ***

-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

                              ***

-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

                              ***

-Без хлеба, без соли никто не обедает.

                             ***

-Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Интересные факты:

Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.

                        ***

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.

                       ***

Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.

Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.

                     ***

Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.

                     ***

Овес по содержанию легкоусвояемых белков и жиров богаче других злаков. Также он отличается хорошим соотношением углеводов, белков, жиров и витаминов группы В.

                      ***

Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по окружающему миру"Приключение пшеничного зернышка"

Уточнить и закрепить представление детей о выращивание хлеба.Воспитывать бережное отношение к хлебу,уважение к труду людей,участвующих в его выращивание и производстве.В доступной форме объясняет и по...

Кружковая работа "Зернышко к зернышку"

Кружковая работа "Зернышко к зернышку" (аппликация с использованием прородного материала)...

НОД по приобщению детей к ручному труду "Как ребята спасли пшеничные зернышки"

Материал включает занятие по приобщению детей средней группы к ручному труду....

Занятие «Зернышко - колосок, колосок-зернышко, зернышко-хлебушек!»

Цели: Расширить кругозор детей через первичное представление: как выращивали хлеб. Объяснить детям понятие: «хлеб - всему голова»; совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать ...

Проект в подготовительной группе " Удивительное путешествие пшеничного зернышка"

Актуальность проектаПо всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно...

Исследовательский проект "От зернышка к зернышку"

Этот проект поможет детям получить новые знания, почувствовать красоту и щедрость родной земли, разовьет фантазию и обогатит внутренний мир ребенка, его речь и словарный запас....

Тема проекта: ««Путешествие пшеничного зернышка»

Дата: 18.09.2023 – 22.09.2023Тема проекта: ««Путешествие пшеничного зернышка»Цель: Создание условий для развития познавательной и речевой активностив процессе подготовки презен...