План по самообразованию «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием интерактивной песочницы в ДОУ»
методическая разработка
План по самообразованию «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием интерактивной песочницы в ДОУ» на 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazova-niyu_na_2022-2023_uch.god_.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №55»
План
по самообразованию
Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием интерактивной песочницы в ДОУ»
Подготовила:
воспитатель
Пронина Маргарита Олеговна
ЗАТО Северск 2022-2023 уч.год
Цель: повысить уровень собственной компетентности в применении интерактивной песочницы с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Рассмотреть важность и актуальность проблемы выбранной темы самообразования
- Провести самоанализ и самооценку собственных занятий
- Организовать и провести практико-ориентировочный проект с детьми подготовительной к школе группы «Песочная страна-страна волшебства»
- Систематизировать работу по реализации песочной терапии с детьми дошкольного возраста
- Уметь применять, обобщать и распространять полученный опыт по данной теме
Ожидаемые результаты
- Развитие высших психических функций(памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения)
- Стабилизация эмоционального состояния детей и их физическое оздоровление
- Развитие познавательной активности дошкольников
- Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей
- Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения
- Формирование самосознания и адекватной самооценки
- Совершенствование игровой деятельности (песочная терапия)
- Установление сотрудничества с родителями
- Приобретение мною опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов
- Распространение психолого- педагогического опыта: выступление на методических объединениях воспитателей, участие в конференциях, конкурсах, открытых показов разного уровня по теме самообразования.
Пояснительная записка
Метод sandplay (дословно - песочная игра) – это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшавты. При этом ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на время предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир, с помощью песочной терапии ребенок может расслабиться и успокоиться.
Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребенка и воображение. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию детей. Основной аспект делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка-это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали общаться меньше не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не способны осознавать и контролировать свои эмоции. С каждым годом детей «в группе риска» становится все больше, а также увеличивается количество воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимает психическое напряжение ребенка. Трогая руками песчинки, ребенок развивает мелкую моторику рук. Все это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу а развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Многие психологи видят в песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка.
Во- первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное ребенок получает первый опыт от рефлексии(самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице , ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность.
Итак, центральная психическая функция дошкольников- эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и осознавать их. Если это магистральная линия развития – линия развития эмоций – нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач развития, развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности. В се выше сказанное объясняет актуальность выбранной темы.
Этапы работы
- Теоретический этап
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта (приложение №1) | Сентябрь-Октябрь 2022г. |
Изучение образовательных технологий. Апробация новых методов и приемов на занятиях и внеурочной деятельности | Ноябрь-Декабрь 2022г |
Ознакомление с основными теоретическими положениями | Январь-Февраль 2023г. |
Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (социальные сети педагогических работников) | В течении года |
Прогнозирование результатов | Март-Апрель 2023г |
- Практический этап
Подбор дидактических игр | В течении года |
Занятие на развитие умственных и творческих способностей ребенка, осуществляемых в процессе игры с использованием интерактивной песочницы | В течении года |
Ознакомительное занятие с кинетическим песком | Сентябрь 2022г |
Занятие «Здравствуй, Песочная страна!» | Октябрь 2022г |
Занятие «У Песочной Феи» | Ноябрь 2022г |
Самостоятельные игры детей с песком «Я- песочный волшебник» | Декабрь 2022г |
Индивидуальные занятия «Графический диктант» | Январь 2022г |
Занятие «Песочные приключения со Смайликом» | Февраль 2022г |
Занятие «Геометрические фигуры Песочной страны» | Март 2022г |
Занятие родителей и детей, посвященное Дню Космонавтики. Изготовление космических макетов из кинетического песка. | Апрель 2022г |
Итоговое занятие «До свидания, Песочная страна!» | Май 2022г |
- Взаимодействие с родителями
Участие родителей в изготовлении игр и демонстрационного материала и дидактических игр (дома) | Сентябрь- Ноябрь 2022г |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями | В течении года |
Подготовить консультацию для родителей «Как изготовить песочницу своими руками» | Декабрь 2022г |
Консультация для родителей «Развивающие игры с использованием интерактивной песочницы» | Март 2022г |
Рекомендации для родителей «Развивающие игры с использованием песочницы дома» | Май 2022г |
Приложение №1
Литература по профессиональной самоподготовке
№ | название | автор | Издательство |
1. | Игры с песком или песочная терапия | Т.М. Грабенко | Москва, 2014 |
2. | Технология игры в песок. Игры на мосту | Н.А. Сакович | Санкт-Петербург, 2010 |
3. | Использование песочной терапии в коррекционном образовании дошкольников | О.А. Тинникова, М.Е. Хакимова | Москва, 2016 |
4. | Песочная терапия | О.И. Логинова | Москва, 2010 |
5. | Чудеса на песке. Песочная терапия | Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева | Санкт-Петербург, 1998 |
6. | Практикум при песочной терапии | Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева | Санкт-Петербург, 2002 |
7. | Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста | О.Ю. Епанчинцева | Москва, 2006 |
8. | Элементы песочной терапии | Н.В. Зеленцова | Москва, 1999 |
9. | Песочная терапии в развитии дошкольников | О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова | Москва, 2008 |
10. | Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице» | О.Н. Каушкаль, И.Н. Чернышова | Москва, 2008 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровых исследовательских занятий»
План по самообразованию...
САМООБРАЗОВАНИЕ. Тема «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр».
Актуальность опытаСоциально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни ...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста с использованием интерактивных технологий Mimio на тему: "Моя дружная семья"
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Моя дружная семья" с использованием интерактивных технологий Mimio...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием интерактивной песочницы.
в Статье рассказаны приемы как можно в игровой форме развивать мелкую моторику рук, используя самый интерсный и близкий детям материал, песок....
План по самообразованию старшего воспитателя на 2018-2019 уч.г. "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование методических приёмов, сочетающих практическую и игровую деятельность"
На протяжении всего дошкольного детства огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководст...
ЖУРНАЛ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ТЕМА: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование дидактических игр с применением ИКТ»
quot;Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование дидактических игр с применением ИКТ»...
Развитие познавательных компетенций детей дошкольного возраста с использованием интерактивной песочницы iSandBOX
Играя в песочнице, ребенок самостоятельно создает реальный мир, наблюдая демонстрацию смены сезонов, выпадение осадков, колебания температур, движение воздуха. Функционал интерактивной пес...