«В гости к нам пришла Матрешка» - познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе детей раннего возраста
проект (младшая группа)
Важнейшей составной частью образовательной среды в раннем возрасте являются игра и игрушка. Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matreshka_isprav.docx | 115.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «28»
«В гости к нам пришла Матрешка» -
познавательно - игровой, краткосрочный проект
в группе детей раннего возраста
Проект разработала:
воспитатель 1 кв. категории
Кобелева М.А.
Актуальность.
Важнейшей составной частью образовательной среды в раннем возрасте являются игра и игрушка. Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.
Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.
Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогическом процесс и начать мы решили с введения в воспитательные процесс игровых действий с матрешкой.
Исходя из вышесказанного, возникла необходимость создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников раннего возраста на основе ознакомления детей с русской народной игрушкой «Матрёшка»
Игрушка «Матрёшка» скрывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению уровня познавательных способностей детей, развивает воображение, эстетический вкус, знакомит ребёнка с русскими народными традициями, обычаями. Малыш может научиться на примере «Матрёшки» различать понятия : «большой – маленький», «больше – меньше», «половина – целое», «старший – младший», развивать мелкую моторику рук. С матрёшками можно играть в сюжетно - ролевые игры: кормить, укладывать спать, катать на машинках, водить гулять и в гости к другим игрушкам. Для матрёшек можно строить соответствующие по размеру домики. А если в матрёшку заранее что-то положить, то она может послужить отличной погремушкой. Матрёшки так же помогут ребёнку освоить прямой и обратный счёт, выучить основные цвета, части лица человека.
Матрешка является важным средством эмоционального воздействия на детей. Разнообразие видов матрешек, неповторимость их внешнего облика служат основой для проявления элементов творчества в игре, рисовании детей. Через русскую народную игрушку «Матрёшка» у детей формируется нравственно-духовные качества
ЦЕЛИ: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру. Приобщение родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.
ЗАДАЧИ:
- формировать представление о русской народной игрушке;
- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;
- познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;
- способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки;
- развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
- развивать познавательные способности;
- развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной деятельности;
- создать условия для вовлечения родителей в образовательный процесс.
- воспитывать бережное отношение к игрушке;
Ожидаемые результаты:
- Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;
- Положительная динамика развития детей во всех образовательных областях;
- Активное участие родителей в образовательном процессе.
Автор проекта: воспитатель группы раннего возраста «Солнышко» Слуцкая В.А.
Предварительная работа:
Вид/тип проекта - групповой, познавательно - игровой.
Сроки проведения – краткосрочный (с 16 октября – по 23 октября)
Участники проекта - дети 1 младшей группы «Почемучки», воспитатель, младший воспитатель и родители.
Этапы работы.
1 этап. Подготовительный.
- Анкетирование родителей
- Изучение методической литературы
- Подбор художественной литературы.
- Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.
- Подбор познавательного материала для родителей.
2 этап. Основной этап. Реализация проекта.
ООД, осуществляемая в разных видах детской деятельности | Образовательная деятельность в режимных моментах | Взаимодействие с родителями | |
Понедельник | |||
Познание (формирование целостной картины мира.) Тема: «Знакомство с матрешками»
| Утренняя гимнастика. «Народная игрушка» Физкультминутка: Мы весёлые Матрёшки Разучивание пальчиковой игры «Мы матрешки, вот такие крошки» | Консультация для родителей: «Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка» | |
Вторник | |||
Художественное творчество (рисование). Тема: «Матрешки идут на праздник» | Утренняя гимнастика Сюжетная игра: «Веселые матрешки» Физкультминутка: Пальчиковая игра Подвижная игра: «Шли матрешки по дорожке» | Рекомендация для родителей. Знакомство детей с русской народной игрушкой. Матрёшка. | |
Среда | |||
Коммуникация (развитие речи). Дидактическая игра «Что изменилось?» (игра с матрешками) | Утренняя гимнастика Настольно игра «Сложи матрешку». Физкультминутка: Пальчиковая игра Д.и «Один, много» | Папка передвижка: «В какие игры можно играть с матрешками» | |
Четверг | |||
Музыка: Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…» | Утренняя гимнастика. Дидактическая игра «Матрешка большая и матрешка маленькая» Пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки» Сюжетно - ролевая игра «В гости к нам идет матрешка». Игровая ситуация: «Угостим матрешку чаем" | Картотека стихов о матрешках | |
Пятница | |||
Художественное творчество (Лепка). Тема: «Угощения для матрешек» | Чтение художественной литературы Дидактическая игра: «Расставь по размеру». Подвижная игра: «Матрёшка, где ты?» | ||
Заключительный этап. 1.Развлечение «В гостях у матрешки» |
Итоги реализации проекта
Цели и задачи, поставленные в проекте, выполнены. Мы познакомили детей раннего возраста с русской народной игрушкой – матрешкой. Знакомство с ней проходило через все виды образовательной деятельности: речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально коммуникативное.
В результате проведенной работы было отмечено:
- Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, (игровую, познавательную, художественную, речевую, музыкально-игровую.);
- Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.
- На знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними.
- Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно речевую, музыкально игровую).
- Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог — дети — родители.
В результате проведенной работы повысился уровень развития детей по всем образовательным областям.
Приложения к проекту:
- Анкета для родителей « Игрушка в жизни ребенка» - Приложение 1;
- Анкета для родителей «Матрешкины вопросы» - Приложение 2;
- Комплекс утренней гимнастики: Народная игрушка (ОРУ с платочками.)- Приложение 3;
- Комплекс гимнастики после сна «Игрушки»- Приложение 4;
- Физкультминутки - Приложение 5;
- Загадки о матрёшке - Приложение 6;
- Матрёшкины потешки (В.Берестова)- Приложение 7;
- Картотека стихов о матрешках - Приложение 8;
- Консультация для родителей «Русская народная игрушка «Матрёшка» в жизни ребёнка» - Приложение 9;
- Рекомендация для родителей: «Знакомство детей с русской народной игрушкой «Матрёшка»»- Приложение 10;
- Дидактическая игра «Кармашки для Матрёшки» - Приложение 11.
Список литературы:
1. Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.
2. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
3. Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г
4. Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
5. Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
6. Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
7. Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
8. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
9. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4
Приложение 1
Анкета для родителей « Игрушка в жизни ребенка»
Уважаемые родители!
В нашей группе проходит работа над проектом: «Матрешка»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно для нас.
1. Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?
2. Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?
3. Какие игрушки Вы приобретали для своего ребенка в течение последних 6 месяцев?
4. На что Вы обращаете внимание, покупая игрушку?
.
5.Какая Ваша любимая игрушка была в детстве? ______________________________________________
6. Сколько игрушек должно быть у ребенка?___________________________________________________
7. Какие народные игрушки Вы знаете? ________________________________________________________
8.С какими народными игрушками Вы играли в детстве? ________________________________________
9. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома? ______________________________________________
10. После просмотра мультфильма (рекламы) Ваш ребенок просит купить игрушку-героя этого мультфильма (рекламы). Как Вы будете действовать?___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________ 11.Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к ним относитесь?__________________
12.Может ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическому развитию ребенка?_______________
13.Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему?____________________________________________________________________________________
14. Поможет ли игрушка ребенку в преодолении трудностей, которые он испытывает в общении со сверстниками? |
Спасибо, за сотрудничество.
Приложение 2
Утренняя гимнастика с матрёшками
Текст | Движения |
Мы матрёшек отыскали С ними польку танцевали. Вот так, вот так с ними Польку танцевали. | Танцуют, кружаться или Ходьба в хороводе. |
ОРУ :1) А теперь с большой Матрёшкой поиграем мы Немножко. | И.п: О.с.руки с матрёшкой за Спиной—спрятали матрё- Шку,вытянуть руки вперёд- Показали матрёшку.—4 р. |
2) повернулись как матрёшки И захлопали в ладошки. | И.п: сидя, ноги вместе. 1—поворот корпуса вправо, Хлопок руками. 2—поворот корпуса влево, Хлопок руками. 4-5 р. |
3) Мы присели, дружно встали И матрёшек показали. | И.п: ноги слегка расставлены. Приседания. 6 р. |
Для большой матрёшки Проложу дорожку, Проложу дорожку, Поведу матрёшку. | Ходьба друг за другом, матрёшка впереди на вытянутых руках.30 сек. |
Приложение 3
Комплекс гимнастики после сна «Игрушки»
I. Вы ребятки просыпайтесь,
Свои глазки открывайте.
Солнце светит нам в окно
И проснетесь вы легко.
Руки к солнцу поднимите,
А потом их опустите.
Потянулись, все проснулись
И друг другу улыбнулись.
Вы ребятки просыпайтесь,
Свои глазки открывайте.
Солнце светит нам в окно
И проснетесь вы легко.
Руки к солнцу поднимите,
А потом их опустите.
Потянулись, все проснулись
И друг другу улыбнулись.
Проснись дружок, и улыбнись. - потягивание
С боку на бок повернись - поворачиваются направо
И в матрёшек превратись. - затем налево
Проснись дружок, и улыбнись. - потягивание
С боку на бок повернись - поворачиваются направо
И в матрёшек превратись. - затем налево
II. Ходьба по дорожкам здоровья.
Приложение 4
Физкультминутки.
1. Мы весёлые Матрёшки – руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку.
Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.
На ногах у нас сапожки – поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги.
Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.
В сарафанах наших пёстрых – имитация держания за подол сарафана.
Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.
Мы похожи, словно сёстры – держаться за воображаемые концы платочка и приседают.
Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.
2. Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.
Танцевать, танцевать вышли мы немножко – притопы на месте.
Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.
А у нас, а у нас чистые ладошки – хлопки в ладоши.
Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.
А у нас, а у нас новые сапожки – поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд.
Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.
Танцевать, танцевать вышли мы немножко – повороты с притопами вокруг себя.
3. Хлопают в ладошки. Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Приложение 5
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика: Мы — красавицы матрешки, Разноцветные одежки. Раз — Матрена, два — Милаша, Мила - три, четыре — Маша, Маргарита — это пять. Нас нетрудно сосчитать. | Разжимают кулачки, шевелим пальчиками. Загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого. Разжимают кулачки 2 раза. |
«Матрешки» Дуйте в дудки, Бейте в ложки, В гости к нам пришли матрешки. Ложки деревянные Матрёшечки румяные. | Имитируйте игру на дудочке Хлопайте в ладоши Шагайте пальчиками обеих рук по столу Вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд Качайте головой, поднеся руки к щёчкам |
Приложение 6
Приложение 7
Консультация для родителей.
Русская народная игрушка «Матрёшка»
в жизни ребёнка.
«Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего»
(Народная мудрость)
Чтобы дети стали творцами своей судьбы, необходимо, чтобы они прочно усвоили духовность, культуру родного народа, глубоко прониклись национальным духом, образом жизни и мышления. Для этого необходимо вернуться к нравственным традициям воспитания детей: стремление к добру и красоте, справедливости и правды. Ведь ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде, в каких условиях живет, какое получает воспитание. Педагогика советует, как можно раньше учить стремиться к правде и добру, избегать и стыдиться зла и неправды, а значит воспитывать детей на началах справедливости и милосердия. Для этого взрослым надо показывать красоту природы, слушать духовную музыку, читать художественные литературные произведения, знакомить с декоративно- прикладным искусством. Поэтому родители должны стать примером для малышей, делать добро самим и направлять детей на такие же проявления, как вежливость, сострадание, милосердие. Воспитывать духовные ценности надо с первого года жизни. Дети познают все через игру и игрушки.
Матрешка – старинная русская забава. Она считается не только замечательным сувениром, но и интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети в начале могут только раскладывать и складывать матрешку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Рассматривая матрешку, со взрослым, учится таким понятиям, как большая - маленькая матрешка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрешка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, платье у матрешки. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета. Уникальным свойством матрешек является возможность развития сюжетной линии. На форме матрешки может быть изображены персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство.
Взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой.Воспитание юной души – настоящее искусство, которое строилось на идеи добра. А добро, проявляется с первыми проблесками сознания, с первыми представлениями и мыслями об окружающем мире. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера и интеллекта.
Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Приложение 8
Рекомендация для родителей.
Знакомство детей с русской народной игрушкой. Матрёшка.
Задание1.
Расскажите детям о русских народных игрушках, рассмотрите их на иллюстрациях, фотографиях или в натуральном виде.
Определите материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, кусочки ткани, керамика.
Обсудите цвет, форму, величину, части игрушек, расскажите, как в них играют, побеседуйте с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.
Задание 2.
Поиграйте с ребёнком в дидактическую игру «Назови игрушку»
(образование относительных прилагательных):
игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька); игрушка из тряпочек (какая?) - тряпичная (куколка).
Задание 3.
Выполните с ребёнком пальчиковую гимнастику:
Мы – красавицы матрешки (Сжимаем пальцы обоих рук в кулачки и разжимаем)
Разноцветные одежки.
Раз – Матрена. (На обоих руках зажимаем по одному пальчику )
Два – Малаша,
Мила – три.
Четыре – Маша.
Маргарита – это пять.
Нас не трудно сосчитать. (Сжимаем пальцы обоих рук в кулачки и разжимаем)
В. Степанов
Задание 4.
Отгадайте загадки.
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. (Матрешка)
Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка. (Матрешка)
Задание 5.
Можете поставить пять матрешек (от самой большой до самой
маленькой) и сосчитать их по образцу: одна матрешка, две матрешки ...,
пять матрешек (согласование числительных с существительными).
Задание 6. Составить описательный рассказ о Матрешке по плану:
Что это?
Какого цвета, размера, формы?
Из какого материала сделана?
Из скольких частей состоит?
Как в нее играют?
Приложение 9
Конспект занятия в первой младшей группе
«Матрёшка в гостях у ребят»
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой; вызвать у детей интерес к новой игрушке; обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной, продолжать вводить понятия «большой», «маленький»; закрепить название основных цветов: жёлтый, красный; развивать внимание, речь детей;
Материал: игрушка матрёшки из 3-х предметов
Ход занятия:
-Ребята, посмотрите, какая красавица пришла к нам в гости! Это – матрёшка, русская народная игрушка. У неё нарядный яркий сарафан, красивый платочек.
- Какого цвета сарафан? Платочек? (если дети затрудняются воспитатель помогает определить цвет платочка и сарафана)
- Ребята, что-то матрёшка тяжёлая. Может быть, внутри что-то есть?
Давайте попробуем открыть её, попросим: «Матрёшка, матрёшка, откройся немножко!»
- Ещё одна матрёшка. Эта матрёшка большая. А эта? (маленькая).
- Вот большая матрёшка, вторая матрёшка поменьше
Послушайте, во второй матрёшке тоже что-то есть. Слышите, что-то в ней гремит?
- Посмотрите, какая маленькая матрёшка
Воспитатель ещё раз обращает внимание детей на размер матрёшек.
- Эта матрёшка, какая? (большая). Эта матрёшка, какая? (поменьше, а эта матрёшка, какая? (маленькая). Наши матрёшки любят играть. Давайте покажем им, как мы играем с ладошками.
Педагог вместе с детьми проводит пальчиковую игру « Домик для матрёшки».
Ах, какие ладушки, ладушки-ладошки,
Строили ладошки домик для матрёшки.
Ах, какие ладушки, ладушки-ладошки,
Прилегли ладошки отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки, ладушки-ладошки!
- А теперь поиграем с нашими матрёшками по- другому. Матрёшки будут прятать друг друга. «Сестричка, сестричка спрячь меня»- «Скажи, какого цвета у меня платочек?», «Какого цвета у меня сарафан?»
Воспитатель складывает матрёшек в обратном порядке, сравнивая их по величине.
-Ребята, кто был у нас в гостях? Что делали матрёшки? (ответы детей).
В конце занятия дети по очереди пробуют разобрать и собрать матрёшку.
Приложение 10
Конспект рисования в первой младшей группе.
«Матрешки идут на праздник»
Цель. Развивать детское художественное творчество.
Задачи:
Обучающие: совершенствовать умение ритмично располагать мазки по всей поверхности листа.
Развивающие: развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие и воображение.
Воспитательные: воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности; аккуратно пользоваться красками гуашь разных цветов.
Материал: Цветные фоны бумаги альбомного формата, краски гуашь (красная, желтая, синяя, зеленая), кисти, непроливайки, салфетки, прорезные силуэты матрешек, народная семеновская игрушка-матрешка.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова, игры с народными игрушками, чтение потешек.
Ход деятельности
Организационная часть
На столе стоит игрушка-матрешка, накрытая салфеткой.
Воспитатель. Дети, к нам пришел гость, но я не знаю, кто это. Может быть, вы угадаете? Воспитатель читает загадку:
Мы веселые подружки,
Разноцветные игрушки,
И живем всегда друг в дружке.
Сарафаны расписные,
Мы – сестрички озорные.
(Т.Г.Казакова)
Рассмотреть с детьми матрешку, обратить внимание детей на яркий наряд: сарафан и платочек. Выяснить с детьми, какого цвета сарафан у матрешки.
Разобрать матрешку, поставить на стол:
В.: Посмотрите, дети, у матрешки есть подружки! Сколько у нее подружек?
Д. Много!
В. : А к нам пришли еще матрешки. Посмотрите, ребята! (Показывает шаблон с контуром матрешки) Только они почему-то грустные.почему они грустят? Они тоже хотят яркие, красивые сарафаны! Предложить детям помочь матрешкам. А как можно им помочь? Раскрасим матрешкам сарафаны!
В.:Я приглашаю вас в мастерскую , вы сейчас станете художниками.
Только прежде чем приступить к работе, нам нужно пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика "Матрешки":
Мы — красавицы матрешки,
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена, два — Милаша,
Мила - три, четыре — Маша,
Маргарита — это пять.
Нас нетрудно сосчитать. В.:А рисовать мы с вами будем пальчиками.
Дети садятся за стол с приготовленными заранее красками и шаблонами силуэтов матрёшек.
Воспитатель показывает на образце, как надо рисовать пальчиком узоры на сарафанах матрёшек.
На начальных этапах обучения взять руку ребенка в свою руку, помочь обмакнуть пальчик в краску, оставить отпечаток в нужном месте.
Во время работы хвалить детей, оказывать по мере необходимости помощь.
В.: Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые! Вам нравятся ваши работы? (Ответы детей.) Сегодня мы встретились с матрешкой и ее подружками, украсили им платья. Вы очень хорошо справились с этой работой.
Музыкальная пауза.
«Танец с платочками».
Заключительная часть.
Воспитатель ведет беседу о гостье, которая приходила к детям.
Приложение 11
Конспект по развитию речи в первой младшей группе
«Веселые матрешки»
Цель: Дать представления детям о матрешке, как о русской народной игрушке; активизировать и обогащать описательную речь; расширить кругозор.
Программные задачи:
Обучающие:
- Продолжить знакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой;
- Формировать интерес, любовь, и эмоциональную отзывчивость к народной игрушке;
- Закрепить умение находить предметы контрастных размеров (большой - маленький);
Развивающие:
- Развивать умение рассматривать матрешку, отвечать на вопросы воспитателя;
- Способствовать развитию мышления и восприятия;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать зрительное восприятие;
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к народной игрушке.
Интеграция:
Речевое развитие:
- Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками поводу народной игрушки;
- Обогащать активный словарь (русская матрешка, сарафан, платок, фартук, розовые щечки, губки алые);
Закрепить названия цветов (красный, зеленый, черный, голубой).
Содержание занятия.
- Колокольчик поёт,
Всех ребят в кружок зовёт.
- Здравствуй, Маша
- Здравствуй, Миша и т.д
(дети здороваются с колокольчиком)
- Протяните мне ладошки,
Я поглажу их немножко.
-Какое у вас сегодня хорошее настроение! Это очень хорошо, потому что сегодня к нам пришли гости. Хотите узнать кто? ( да)
Тогда слушайте загадку:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке
Мал ,мала, меньше ( матрешки)
- Да, ребята, в гости к нам пришли матрешки. Вот они какие!
- А когда приходят в гости, то что говорят? (здравствуйте)
- Давайте поздороваемся!
-Возьмите в ручки по маленькой матрешке. (берут в руку)
Посмотрите, какие они маленькие, что могут даже спрятаться в ладошке.
- Спрячьте матрешку.( прячут между ладошками )
- Куда же спрятались матрешки, где они?( 3-4 раза)
(Вот матрешки!)
- А из чего сделана матрешка? (из дерева)
- Значит, она деревянная !
- Скажем язычком :деревянная! (деревянная)
- А что на голове у матрешки? (платочек)
- А что еще на ней надето? (сарафан)
- Что нарисовано на одежде у матрешки? (цветочки, горошки)
- Да матрешка очень нарядная и веселая!
- Но что-то загрустили наши матрешки. Давайте поставим их в кружок и споем им их любимую песенку (ставят в кружок):
Мы веселые матрешки
Ладушки (2)
На ногах у нас сапожки
Ладушки(2)
Повязали мы платочки
Ладушки(2)
Раскраснелись наши щечки
Ладушки(2)
В сарафанах наших пестрых
Ладушки(2)
Мы похожи словно сестры
Ладушки(2)
(дети танцуют и поют)
- Давайте отдохнем, сядем за столы.
Посмотрите, лежат картинки, нужно найти только матрешек и раскрасить её.
Ну-ка, кто найдет?
(дети раскрашивают матрешек)
Рефлексия.
Молодцы!
- Кто же к нам сегодня приходил? (матрешки)
- Как мы с ними играли ? (прятали, пели им песню)
- Вам понравилось играть с матрешками? Ответ детей
Приложение 12
Конспект занятия в первой младшей группе группе
«Угощение для матрешки»
Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие (Лепка)
Материалы: матрешка, тарелочки (из бумаги), тесто, салфетки для вытирания рук, дощечки для лепки.
Цель:
Создание условий для лепки.
Задачи:
1.Продолжать учить раскатывать столбик (цилиндр) и замыкать в кольцо.
2.Развивать восприятие формы и мелкую моторику рук.
3.Воспитывать аккуратность.
Ход:
Сюрпризный момент (в гости пришла матрешка)
Я игрушка не простая
Полюбуйтесь на меня.
Я игрушка расписная
Вот какая красота! (матрешка крутится)
К вам. Ребята. собиралась.
В сарафанчик наряжалась. (показывает на сарафанчик сверху вниз)
Вижу к вам пришла не зря
Рады видеть вы меня?
Воспитатель: Ребята посмотрите к нам в гости пришла матрешка .
Давайте с ней поздороваемся.
Дети: Здравствуй, Матрёшка.
Воспитатель: «Посмотрите внимательно на Матрешку.
Что одето у неё на голове?»
Дети: Платочек.
Воспитатель: Что одето у Матрёшки на туловище?
Дети: Сарафан.
Воспитатель: А впереди, что подвязала на сарафан Матрешка?
Дети: Фартук.
Воспитатель: Что нарисовано на фартуке?
Дети: Цветы.
Воспитатель: Посмотрите, какая наша Матрёшка красавица. Давайте мы с вами угостим матрешку сушками? Она их очень любит.
Дети: да
Воспитатель: где мы их возьмем?
Дети: ответы детей
Воспитатель: у меня есть тесто, давайте вылепим к чаю много вкусных, сладких сушек. Вы согласны?
Дети: (Да)
Воспитатель: Сейчас я предлагаю Вам перейти за столы и начать лепить сушки.
Давайте покажем нашей Матрешке как мы играем с пальчиками.
Проводится пальчиковая игра «Матрешки.»
Дуйте в дудки, (имитируйте игру на дудочке)
Бейте в ложки, (хлопайте в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки. (шагайте пальчиками обеих рук по столу)
Ложки деревянные (вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрешечки румяные. (качайте головой, поднеся руки к щёчкам)
Воспитатель: матрешка будет смотреть как вы, будете печь сушки. Посмотрите, как надо лепить сушку: сначала я беру кусочек теста, кладу его на ладошку, раскатываю из нее колбаску, а потом соединяю ее концы в кружок. Получилось колечко, сушка. Положу ее на тарелочку.
Самостоятельная деятельность детей (хожу и смотрю как дети лепят, дать затрудняющимся детям индивидуальный показ).
Рефлексия:
Кто пришел в гости к нам?
Что мы лепили для матрешки?
Воспитатель: Ой, молодцы ребятки, сколько много сушек слепили. Какие они все красивые, аппетитные. Давайте их все поставим на стол к матрешке. Теперь нам есть чем угостить свою гостью.
Матрешка говорит спасибо большое ребята за угощения, прощается с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Игровое панно в РППС групп детей раннего возраста "
В данной презентации представлены варианты игр для панно в группах....
Познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста «Волшебный сундучок».
Познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста «Волшебный сундучок».Цели: знакомство детей раннего возраста с фольклором, развитие речи сре...
Среднесрочный познавательный проект в группе детей раннего возраста «Ознакомление детей со свойствами воды и песка».
Мною быд создан среднесрочный проект в группе раннего возраста. На тему: "Ознакомление детей со свойствами воды и песка"....
«В гости к нам пришла Матрешка» - познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе детей раннего возраста.
laquo;В гости к нам пришла Матрешка» -познавательно - игровой, краткосрочный проектв группе детей раннего возраста....
«Волшебный сундучок» познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста
laquo;Волшебный сундучок»познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе раннего возраста...
Конспект игрового развлечения в первой группе детей раннего возраста по теме « Озорные пальчики».
Интеграция образовательных областей: « Коммуникация», « Познание», «Социализация», «Художественная литература», « Музыка».Цель: закреп...
Краткосрочный проект «Здоровячок» для детей раннего возраста
Проект направлен на формирование у детей младшего дошкольного возраста первоначальных основ здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей и пропаганду здорового образа жизни сред...