Индивидуальный маршрут дошкольника
методическая разработка

Гуреева Кира Вадимовна

Индивидуальный маршрут дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №36»

Методика разработки

индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Составитель:Воспитатель

Гуреева К.В.

Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Одним из вариантов, способствующих реализациииндивидуальныхобразовательныхпотребностейявляется

«индивидуальныйобразовательныймаршрут»воспитанника.

Под индивидуальным образовательным маршрутом понимаетсясистемадидактическихмер,обеспечивающихполноценноеразвитиеребенка всоответствиисегоиндивидуальнымиособенностямиисоциальнымзаказом родителей.

Свою деятельность направляю, в первую очередь, на создание условий для оказания индивидуальной помощи каждому ребёнку в планировании своей деятельности,применению своих умений и навыков в совместной и самостоятельнойдеятельности, на консультирование родителей. Важнее не то, что знают и умеют выпускники дошкольного образовательного учреждения, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями.

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определеннуюцель.Иэтацельориентировананадостижениевоспитанником государственного стандарта, т.е. на результаты освоения основной общеобразовательнойпрограммы дошкольного образования в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка или на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируюсь на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанникможет в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед нами задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цельсоставления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задачипосоциально–личностномуразвитиюребенка:

  • Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
  • Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
  • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

СущностьИОМзаключаетсявследующем:

ИОМспециальноразрабатываетсядляконкретногоребенкакакего индивидуальная образовательная программа;

встадииразработкиИОМребенокиегородителивыступают:

  • как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого дошкольным образовательным учреждением;
  • как «неформальные заказчики», предъявляя дошкольному образовательному учреждению образовательные потребности и индивидуальные особенности ребенка;

настадииреализацииребеноквыступаеткаксубъектосуществления обучения, воспитания и развития в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Индивидуально-образовательныймаршрутопределяется:

  1. государственнымзаказом;
  2. потребностямиизапросамиродителей;
  3. индивидуальными функциональными возможностями иуровнем развития воспитанников;
  4. возможностямиДОУ;

Индивидуальныеобразовательныемаршрутыразрабатываются:

  • длядетей,неусваивающихосновнуюобщеобразовательнуюпрограмму дошкольного образования;
  • дляодарённыхдетей;
  • длядетейизсоциальнонеблагополучныхсемей;
  • длядетейсограниченнымивозможностямиздоровья,детей-инвалидов.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

  • развитиеобщейимелкоймоторики;
  • развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
  • формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно- перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которой относятся – лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.
  • развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
  • формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
  • формированиепредставленийопространстве,времени

Методы,используемыевработе:

  • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленныеназнакомствосразличнымиэмоциямиичувствами,с

«волшебными»средствамипонимания;

  • Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
  • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
  • Приемыарт–терапии(куклотерапия,изотерапия,сказкотерапия);
  • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

  • принципопорынаобучаемостьребенка,
  • принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития
  • принцип соблюдения интересов ребенка. По-другому его называет “на стороне ребенка”. Те воспитатели должны объективно относится к ребенкуиегопроблемам!Бытьвсегданасторонеребенка! Л.М.Шипицина

называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

  • принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
  • принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
  • принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка. Реализацияданного принципа – это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы – это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В.И. Слободчиков).
  • принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколькоэтаповконструированияиндивидуальногообразовательного маршрута

  1. Этапнаблюдения.
  2. Диагностическийэтап.
  3. Этапконструирования.
  4. Этапреализации
  5. Этапитоговойдиагностики.

Первыйэтап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающихтрудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»

Диагностический этап.На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом.

Цельэтапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»

Этап конструирования.

Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

Этап реализациииндивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

На5этапепроводитсязавершающаядиагностика.

Цель        этапа:        выявить        результаты        действия        маршрута        (трудность сохранилась или не сохранилась).

Предполагаемыйрезультат:

  • развитиесоциальнойкомпетентности;
  • развитиекоммуникативныхнавыков;
  • коррекциятревожности,самооценки(приближениекадекватной);
  • развитиечувствасамоценности;
  • коррекцияимеющихсяуребенкасоциально-личностныхпроблем.

Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг в работе позволяет не просто фиксировать уровень развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и педагогической коррекции. Мониторинг – это отправная точка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут дошкольника

Индивидуальный образовательный маршрут ребенкаСборник информации  о семье, диагностике , достижениях воспитанника....

Индивидуальный маршрут дошкольника

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника (Приложение)Основное направление развивающей, коррекционной работыЦели и задачи развивающей, коррекционной работыМетоды и средства развивающей, корре...

Портфолио как часть индивидуального маршрута дошкольника.

В статье обсуждаеются разные виды портфолио и их использвоание в дошкольном учреждении....

Индивидуальный маршрут дошкольника

Консультация для педагогических работников детских садов...

"Индивидуальный маршрут дошкольника"

консультация для воспитателей...

Индивидуальный маршрут дошкольника

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС позволяет выявить конкретные трудности в образовании ребенка. Задача воспитателя построить образовательную траекторию так, чтобы ребенку было...