Памятка для педагогов: "Индивидуальный маршрут дошкольника"
консультация
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут дошкольника
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС позволяет выявить конкретные трудности в образовании ребенка. Задача воспитателя построить образовательную траекторию так, чтобы ребенку было легче воспринимать информацию. При этом ребенок сам принимает участие в выборе содержания образования.
Для начала необходимо изучить особенности развития ребенка. После этого можно приступать к созданию индивидуального маршрута, который включает в себя следующие компоненты:
- Определение задач индивидуальной работы с дошкольником. Для этого педагогу сначала необходимо выявить уровень развития ребенка.
- Подбор материала на основе реализуемой в ДОУ программы. Здесь же необходимо поставить цели. Как краткосрочные, так и долгосрочные.
- Определение методов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Также нужно определить время, которое ребенок может затратить на освоение программы.
- Составить предполагаемые результаты и примерные сроки их достижения.
Во время работы воспитатель должен опираться на успехи и проявленную инициативу ребенка, а не на его ошибки. Таким образом ребенок будет чувствовать себя более уверенным, успешным. Если во время индивидуализации будут выявляться какие-то затруднения, то образовательный процесс необходимо будет скорректировать.
В детском саду должны быть созданы все условия, которые способствовали бы социализации ребенка, его личностному развитию. С помощью индивидуального образовательного маршрута дошкольник развивается физически, эстетически, эмоционально и интеллектуально. Во время образовательного процесса ребенок должен усвоить культурно-гигиенические навыки, а также коммуникативно-социальные. Он должен научиться производить различные манипуляции с предметами. В том числе во время игры.
В дошкольном учреждении ребенок осваивает такие виды деятельности, как лепка, аппликация, рисование. В том числе нетрадиционные методы рисования (с помощью зубной щетки, фигурки, вырезанной из половинки картошки, коктейльной трубочки и т.д.).
Необходимо приложить все усилия, чтобы развить у ребенка речь, представление об окружающем мире, пространстве, времени и количестве.
В ходе работы у ребенка должны развиться игровые виды деятельности. Необходимо научить дошкольника распределять роли, использовать различные атрибуты для игры.
Также воспитатель развивает представление о моральных нормах поведения, представления о себе, своих личных данных, адресе проживания, а также с названиями главных улиц родного города. Идет работа и над формированием самооценки ребенка.
Необходимо включить в деятельность специальные игры на развитие выражения эмоций, игры-драматизации, театрализованные и сюжетно-ролевые игры, а также просмотр различных спектаклей и чтение художественной литературы.
Для развития социальных навыков у ребенка нужно проводить разбор ситуаций. Интересоваться у него, как бы он поступил в данной ситуации. Для этих же целей проводятся игры на общение, игры-тренинги.
Также необходимо формировать у дошкольника бережное отношение к окружающему миру. Этому способствует чтение художественной литературы, дидактические игры, спектакли на экологические темы, посильный уход за природой: подкормка птиц, уход за растениями и домашними животными.
Подготовка к составлению образовательного маршрута ребенка
- Подготовка характеристики воспитанника ДОУ. Ходил ли он раньше в дошкольное учреждение. Если ходил, то насколько долгим был перерыв. Также нужно оценить степень его адаптации в группе.
- Дальше необходимо составить характеристику семьи ребенка. Полная семья или нет, сколько братьев и сестер, благополучная ли семья. Неблагополучной семьей можно назвать ту семью, в которой ведут аморальный образ жизни, где родители слишком раздражены и жестоки, семья, в которой подавляют чувства собственного достоинства ребенка. Возможно, родители проявляют чрезмерную опеку, оберегая ребенка от трудностей и каких-либо усилий с его стороны.
- Также нужно отметить внешний вид ребенка (походка, мимика, осанка и т.д.)
- Указать группу здоровья. Есть ли у него хронические заболевания. Характеристика аппетита и дневного сна.
- Необходимо также записать развитие общей и ручной моторики. Какая рука у ребенка ведущая.
- В следующем разделе нужно составить характеристику внимания, памяти и мышления ребенка.
- Описать знания ребенка по различным разделам дошкольной программы. Отношение к образовательному процессу.
- Составить характеристику речи дошкольника. Словарный запас, звукопроизношение, грамматическая сформированность, связность и эмоциональность речи.
- Также воспитатель должен постараться выявить склонность к определенному виду деятельности.
Проектировать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника должен воспитатель, подключая к этому процессу всех специалистов ДОУ. Выявление способностей ребенка происходят во время беседы, игры, чтения и т.д.
К составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника необходимо подключать и родителей. В семье должны придерживаться того же критерия образования ребенка, что и в детском саду. Только последовательность и единство могут привести к желаемому результату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская для педагога "Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника"
ФГОС ДО ориентирует педагогов на осмысление двух ключевых идей, определяющих специфику целевых ориентиров и содержание данной ступени образования, - индивидуализацию и социализацию. Успешное сог...
Консультация для педагогов «Индивидуальная работа по развитию физических качеств дошкольников"
Известно, что каждый ребенок неповторим он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития. Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение двигате...
Памятка родителям " Безопасный маршрут дошкольника"
Памятка родителям " Безопасный маршрут дошкольника"...
ПАМЯТКА родителям, при составлении безопасного маршрута дошкольника
Памятка для родителлям при составлении безопасного маршрута дошкольника...
Протокол Совета педагогов «Индивидуальные особенности развития дошкольников»
ПротоколСовета педагогов «Индивидуальные особенности развития дошкольников»...
Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями профессионального стандарта в условиях реализации ФГОС ДО»
Профстандарта педагога опережает изменения системы профессиональной подготовки воспитателя и процедуры аттестации педагогических кадров. Для того чтобы педагогу было легче систематизировать свой уже и...
Журнал педагога индивидуального маршрута ребёнка
Представлен бланк журнала для педагога заполняемого на основе педагогического наблюдения для детей от 3 до 8 лет....