" Строение вещества" в старшей группе
опыты и эксперименты (старшая группа)
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Строение веществ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_stroenie_veshchestv_st._gr._belochka_kolokoltseva_e.i.docx | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Строение веществ»
Цели: Расширение представлений о строении знакомых веществ, рассматривая их через лупу. Развитие способностей к преобразованию.
Задачи:
Образовательные: - дать понятие, что такое вещество;
- формировать представление детей о составе веществ: песка и сахара.
- развивать наблюдательность;
- активизировать мыслительную деятельность;
- развивать речь, обогащать словарный запас.
Развивающие: - развивать познавательную активность;
- способствовать умению самостоятельно формулировать выводы, анализировать и сравнивать;
- познакомить с лупой и умение использовать лупу для рассматривания веществ.
Оборудование: тарелочки с песком, с сахаром, лупа на каждого ребёнка, по два стакана с тёплой водой чайные ложки на каждый стол.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня, ребята я вам предлагаю исследовать вещества. В мире много веществ, из них состоят предметы, тела. Вещества бывают твёрдые, жидкие и газообразные. Кто из вас знает вещества, которые нас окружают?
( Ответы детей)
Воспитатель: Отгадайте загадку о веществе:
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло – серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте кто такой? (Песок)
Ребята, скажите, какие свойства песка вы знаете?
Ответы детей: Когда песок сухой он рассыпчатый, влажный – липкий; быстро пропускает воду; тяжёлый.
Воспитатель: Ребята, а из чего состоит песок?
Дети: Из песчинок
Воспитатель: Песчинки твёрдые или мягкие?
Ответы детей: Твёрдые.
Воспитатель: Давайте проверим, действительно ли песчинки твёрдые. У вас на столах блюдца с песком. Насыпьте немного песчинок себе на ладошку. Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите пальчиком песчинки на ладошке, что вы чувствуете?
Ответы детей: Песчинки колючие.
Воспитатель: А раз они колючие, значит они…
Дети: Твёрдые.
Воспитатель: Правильно. Песчинки твёрдые, но они очень маленькие - как мелкие камушки, их трудно рассмотреть. Вот если бы муравьишка посмотрел на песчинку, то она показалась бы ему большим камнем! А для нас песчинки очень маленькие, и их много. Но можно рассмотреть их поближе. Давай проведём опыт: посмотрим на песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется лупа.
Педагог предлагает детям рассмотреть песчинки через лупу.
Воспитатель: Видите, ребята, песчинки все разные. Похожи песчинки на камушки? Они твёрдые или мягкие?
Дети: Твёрдые.
Воспитатель: А песок, какой?
Дети: Песок мягкий.
Воспитатель стимулирует активность детей и подводит их к выводу: если песчинок много, то песок становится мягким.
Воспитатель: Засиделись, ребята. Предлагаю поиграть в подвижную игру
« Замри». Представьте, что вы песчинки, лёгкие, подвижные пока сухие.Воспитатель: Подвигались, побегали, а теперь предлагаю вам, ребята, отгадать загадку:
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает.
Ответы детей. (Сахар.)
Воспитатель: А теперь мы с вами изучим сахар. На столах у вас лежит кусочек сахара. Скажите, какой сахар?
Дети: Белый, твёрдый, сладкий.
Воспитатель: Правильно, сахар твёрдый. А теперь возьмите кусочек сахара крепко в пальцы и надавите им на стол… Что произошло?
Ответы детей: Сахар рассыпался на мелкие кусочки. Давайте их рассмотрим через лупу.
Дети рассматривают песчинки сахара через лупу.
Воспитатель: Похожи сахарные песчинки на обычный песок?
Дети: Да.
Воспитатель: А чем отличается сахар от песка?
Дети: Сахар сладкий, а песок нет.
Воспитатель: Если мы положим сахар в воду, что будет?
Дети: Он растворится, и вода станет сладкой.
Воспитатель: Предлагаю вам поместить песок и сахар в воду и понаблюдать, что произойдёт.
Педагог раздаёт детям по чайной ложке и по два стакана с тёплой водой
( чтобы сахар быстрее растворился). Предлагает: « Положите сахар в воду и помешайте ложечкой». Дети растворяют сахар в воде.
Воспитатель: Размешать сахар? Что же получается? Сахара нет. Куда он исчез?
Дети: Растворился.
Воспитатель: Как вы думаете , сахар остался в воде?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему вы так решили? Мы же его не видим?
Дети: Вода с сахаром, так как она сладкая.
Воспитатель: А теперь возьмите песок и высыпьте его в другой стакан.
Размешайте ложечкой. Растворятся песок в воде?
Дети: Нет, не растворяется.
Воспитатель: Правильно.
В воду бросили песочек,
Растворяться он не хочет.
А вот сахар сладкий – сладкий
Растворился без остатка!
Воспитатель предлагает детям рассмотреть ещё раз через лупу песок и рассказать одного ли цвета песчинки?
Дети зарисовывают песок, который они увидели под лупой.
Воспитатель: Предлагаю вам, ребятки дома рассмотреть через увеличительное стекло различные предметы. Это могут быть: манная крупа, пёрышко, кору дерева и т. п. А затем рассказать, что вы увидели через лупу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Вода растворяет некоторые вещества»
Цель: Закреплять представления детей о состояниях и свойствах воды, о твердых, жидких и газообразных веществах.Задачи:1. Познако...
"Строение веществ"
Занятие-исследование свойств песка и сахара....
«Строение веществ»
Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию....
Конспект ООД "Строение вещества"
Конспект ООД "Строение вещества"...
НОД " Строение веществ"
Конспект НОД по экологической познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе « Белочка» «Строение веществ»Цели: Расширение представлений о строении...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Строение веществ"
В конспекте по опытно-экспериментальной деятельности "Строение веществ" описываются опыты, проведенные с детьми подготовительной группы по изучению свойств песка и сахарного песка. Детям даю...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Строение вещества»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему:«Строение вещества»Цели. Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью ...