Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Вода растворяет некоторые вещества»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: Закреплять представления детей о состояниях и свойствах воды,
о твердых, жидких и газообразных веществах.
Задачи:
1. Познакомить с новым свойством воды: возможность растворять
некоторые вещества;
2. Развивать умение работать с моделями;
3. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, речь;
4. Формировать умение делать выводы, доказывать.
Оборудование и материалы: игрушка Незнайка, коробка, модели «Метода маленьких человечков» (ТРИЗ), посуда- стакан, тарелка, дуршлаг; лед, стаканчики с водой по количеству детей, вещества для растворения( соль, сахар, масло, песок), ложки, салфетки.
Ход занятия:
«Метод мозгового штурма» (ТРИЗ)
Дети подходят к столу. На нем игрушка Незнайка и подарочная коробка.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, Незнайка был на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все кругом такое красивое, блестящее, сверкающее. На память о встрече Снежная Королева подарила ему чашку. Он положил ее в коробочку, чтобы не разбить и привез нам. Давайте посмотрим. (Открывается коробка, она пуста, только на дне мокрое пятно).
Где же чашка? Куда она делась?
Дети: Она растаяла. (Если затрудняются ответить, можно спросить из чего была чашка?)
Воспитатель: Вы правы: лед- твёрдое вещество. В нем «человечки» крепко держаться за руки. Покажите, из каких «человечков» состоит лед. (дети на доске выбирают нужную модель). Когда становится тепло, они перестают держаться за руки, получается жидкость-вода. Покажите, из каких «человечков» состоит вода? (дети показывают нужную модель). А если мы воду нагреем, то когда она закипит- образуется пар. Покажите, из каких «человечков» состоит пар?
Проблемная ситуация
Воспитатель: Незнайка такой затейник! Он приготовил для вас хитрый вопрос. Перед вами тарелка, стакан, дуршлаг. В какой посуде можно пронести воду?
Дети: ответы детей
Воспитатель: а в дуршлаге?(выслушиваем ответы детей, приходим к мнению что можно)
Воспитатель: а в каком виде можно пронести воду и в каком состоянии в дуршлаге?
Дети: Замороженную, в виде льда.
Воспитатель: Давайте проверим. (используем кусочки льда)
Игра «Что это может быть?» (работа с моделями «маленьких человечков» ТРИЗ)
Воспитатель: Вы знаете, что существуют различные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Я буду показывать вам модель «маленьких человечков», а вы должны сказать, что это может быть за вещество.
1.Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества.
А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили эти человечки?
Дети: Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д.
2. А как вы думаете, где живут человечки, которые, не очень крепко держаться за руки?
Дети: В нетвердых предметах. Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д.
3. Ребята, а какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?
Дети: Дым, пар.
4. Что изображено на схеме "Что-то жидкое на чем-то твердом?" (лужа на асфальте, молоко на столе), "Что-то жидкое в чем-то твердом?" (вода в стакане, суп в кастрюле)
Воспитатель: Но, чтобы мы смогли провести опыты нам нужно отдохнуть и немного поиграть.
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1,2,3,4, вот как славно освежились.
Как приятно в речке плавать,
Берег - слева, берег - справа.
Речка лентой впереди,
Сверху мостик - погляди.
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами?
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Опытно-экспериментальная работа
Воспитатель: А сейчас мы попали с вами в лабораторию. Для каждого из вас я приготовила стаканчики с водой. Скажите, какая вода? (Повторение свойств воды: бесцветная, прозрачная, без запаха, без вкуса). Вот сколько свойств воды вы знаете! Сегодня мы познакомимся еще с одним свойством воды: вода может растворять некоторые вещества.
Давайте посмотрим, какие вещества я приготовила.
Дети: Соль, сахар, масло растительное, песок.
Воспитатель: Как вы думаете, какие из этих веществ растворяются в воде? (Предположение детей). Давайте проверим, возьмите по ложечке вещества, положите в воду и размешайте. Что наблюдаете? (Ответы детей)
Итак, назовите, что растворилось в воде?
Дети: Соль и сахар
Воспитатель: Какие вещества не растворились в воде?
Дети: Песок, растительное масло.
Дети делают вывод: вода- растворитель, она может растворять некоторые вещества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
схемы | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по рисованию с элементами нетрадиционных техник "Солдат на посту" в старшей группе
здесь вы найдете готовый к использованию конспект занятия в старшей группе....
Конспект занятия для старшей логопедической группы с элементами технологии ТРИЗ "Лисичкины приметы"
Цель: Формирование познавательно – речевых и творческих способностей детейОбразовательные задачи:§ Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.§...
Конспект занятия по рисованию во 2 младшей группе «В некотором царстве».
Конспект занятия по рисованию во 2 младшей группеТема: «В некотором царстве»...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Растворение в воде различных веществ"
Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования....
конспект занятия по рисованию во второй младшей группе"В некотором царстве"
Учить детей рисовать по мотивам знакомых сказок....
конспект занятия по рисованию во второй младшей группе"В некотором царстве"
Учить знакомить детей рисовать по мотивам знакомых сказок....