Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Строение веществ"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
В конспекте по опытно-экспериментальной деятельности "Строение веществ" описываются опыты, проведенные с детьми подготовительной группы по изучению свойств песка и сахарного песка. Детям даются элементарные научные знания о веществах:песке и сахаре, как естественном природном материале, так и искусственном материале, сделанном человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 37.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасенко Елена Геннадьевна , воспитатель
МБДОУ «Детский сад №27» г.Уссурийск
Конспект НОД
по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Строение веществ»
Цель: Формирование представлений о строении знакомых веществ: песка и сахарного песка в процессе изучения их с помощью лупы.
Задачи: дать детям элементарные научные знания о веществах: песке и сахарном песке, как естественном природном материале, так и искусственном материале, сделанном человеком; познакомить детей с составом и свойствами песка и сахара; продолжать закреплять умения строить развернутые высказывания, на основе опытно – экспериментальной деятельности; развивать поисково – познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику через осязание, обаняние, тактильные чувства; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; закреплять умение работать аккуратно с материалами исследования (песок, сахар, вода, лупа, ложки); активизировать и обогащать словарь детей: лаборатория, песок сыпучий, рассыпается, песчинки твердые, маленькие частицы песка, маленькие камушки, мокрый, влажный песок, сахар рассыпчатый, сахарный песок, сахар растворяется, природные материалы, естественный материал, неживая природа, искусственный материал; воспитывать интерес к познавательной деятельности и к окружающему миру.
Материал: Песок в контейнере на стол, сахар-рафинад 1 кусочек на каждого ребенка, сахарный песок в контейнере на стол, лупа на каждого ребенка, по два стакана с водой на каждого ребенка, по 2 чайные ложки на каждого ребенка, по 2 одноразовых тарелочки на каждого ребенка.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
В.: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Лаборатория - это место, где учёные, исследователи проводят опыты и ставят эксперименты.) Я приглашаю вас в нашу лабораторию, занимайте свои рабочие места.
- Сегодня мы с вами будем проводить опыты по исследованию строения веществ.
- Для проведения опытов по исследованию строения веществ нам понадобятся некоторые материалы, какие именно вы сейчас отгадаете. Загадка:
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке, и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже. (песок)
В.: Правильно, это песок.
Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1 Свойства песка
В.: Возьмите ложку и насыпте песок в тарелочку. Легко ли сыпется песок? Почему? Как вы думаете? (Песок сыпется легко, потому что он сухой. Песок легко рассыпается, потому что он сыпучий).
В.: Имеет ли песок запах? (Дети нюхают). (Песок не имеет запаха. Песок ничем не пахнет).
В.: Какого цвета песок? (Песок имеет коричневый цвет. Песок желтоватого цвета с коричневым оттенком.)
Опыт 2 Рассматривание песчинок
В.: Как, вы думаете песок твердый, мягкий или жидкий? (Песок твердый) А теперь подумайте и ответьте, из чего состоит песок? (песок состоит из маленьких частиц песчинок). Песчинки твердые или мягкие? (ответы детей)
Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: песчинки твердые. Воспитатель предлагает: «Давайте проверим. Насыпьте немного песчинок себе на ладошку. Насыпали? Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите песчинки на ладошке. Чувствуете, как песчинки колют ладошку? Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твердые?»
(Песчинки песка, когда мы трогаем пальцем твердые).
В.: Правильно. Песчинки твердые, но какие они? (Песчинки песка очень маленькие – как маленькие камушки, и их трудно увидеть).
В.: Вот если бы муравей посмотрел на песчинку, то она показалась бы ему большим камнем! А для нас песчинки очень маленькие, и их много. Но можно рассмотреть их поближе. Давайте проведем опыт: посмотрим на песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Как называется такое стекло? (Такое стекло называется лупа). (Дети берут лупы)
В.: Посмотрите на песчинки через лупу. Дети рассматривают песчинки. Какие песчинки? Сколько их?
Дети: песчинки все разные, большие и маленькие. Песчинки похожи на камушки. Песчинок очень много.
В.: Ребята, сейчас у вас на тарелочке какой песок? (Песок у нас на тарелочке сухой).
В.: Каким будет песок если его намочить? (Если намочить песок, он будет мокрым, влажным)
В.: Можно ли что то сделать из мокрого песка? (Да из мокрого песка можно построить крепость, куличики…)
Физминутка
Встали, выпрямили спинки
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
В.: А теперь мы с вами исследуем строение другого вещества. Загадка:
Что же это за песочек
Сладок с ним у нас чаёчек
В каждой кухне проживает
Всем хозяйкам угождает. (сахар)
Опыт 3 Изучение сахара.
Педагог раздает детям по кусочку сахара и предлагает: «Посмотрите и потрогайте кусочек сахара. Какой он? (Кусочек сахара на ощупь твердый, по цвету белый). Вы пробовали сахар на вкус? Какой он? (На вкус сахар сладкий)
В.: Пахнет ли сахар? (ответы детей). А теперь возьмите кусочек сахара крепко в пальцы и надавите им на стол… Что получилось? (Сахар, когда мы надавили, рассыпается на мелкие кусочки).
В.: Давайте и их рассмотрим через лупу! (Дети рассматривают песчинки сахара через лупу.) Похожи сахарные песчинки на обычный песок? (Да, сахарные песчинки похожи на песчинки песка.)
В.: Наберите ложкой сахар и насыпьте в тарелочку. Какой сахар? (Сахар сыпучий. Сахар сыпется, как песок. Сахар сухой. рассыпчатый.)
А чем же отличается сахар от песка? (Эти вещества отличаются тем, что сахар сладкий, а песок нет. Эти вещества разные по цвету. Сахар съедобный, а песок нет.) Да, ребята, в быту сахар называют сахарным песком. Сахарный песок и песок это разные вещества. Это мы с вами сейчас определили.
Разминка для глаз.
Опыт 4 Растворение веществ в воде.
В.: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
В.: Вода какая? (Вода чистая, жидкая, прозрачная).
Если мы насыпем сахар в воду, какая вода будет? (Если сахар добавить в воду, вода будет сладкая). А если мы песок насыпем в воду, что будет? Давайте проверим. Педагог раздает детям по два стакана с водой и по чайной ложечке. Предлагает: «Положите чайную ложку сахара в воду и помешайте». Дети растворяют сахар в воде.
В.: Что же получается? Сахара нет! Куда он исчез?
Дети: «Сахар растворился в воде, когда мы размешали».
В.: Сахар остался в воде, только мы его не видим. А теперь возьмите песок и высыпите его в другой стакан. Размешайте ложечкой. Что мы видим?
Дети. Песок не растворяется, он оседает на дно.
В.: подводит детей к выводу: Да, сахарный песок растворяется, вода остается светлая, на вкус сладкая. Песок не растворяется в воде, оседает на дно, вода становится мутной.
В воду бросили песочек,
Растворяться он не хочет,
А вот сахар сладкий – сладкий
Растворился без остатка!
В.: Ребята, так что же это за вещества: песок и сахар? (педагог выставляет картинки на доске). Песок и сахарный песок - это природные материалы. Песок –это естественный природный материал, относится к неживой природе. Юные исследователи, где мы можем найти песок в окружающем нас мире?
Дети: Песок есть на участке, во дворе в песочнице, на пляже, на стройке.
В.: Сахарный песок – это искусственный материал, сделан из живой природы человеком. Где мы можем встретить или использовать сахарный песок?
Дети: Сахарный песок есть дома в сахарнице. С сахаром мы пьем чай.
Рефлексия.
В.: Что вам понравилось?
Как вы считаете, вы справились с научной работой?
Что нового вы узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Это удивительное вещество природы - соль»
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение....
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Изучаем минеральные вещества. Соль»
Цель: изучение особенностей минерального вещества - соли, ее свойств, качеств и сферы применение....
«Научно- экспериментальная лаборатория» Конспект ООД по опытно экспериментальной деятельности
Создавать условия для расширения представления детей об окружающем мире, о природе, создавать условия для формирования интереса к экспериментированию. Формировать умение самостоятельно делать ло...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Растворение в воде различных веществ"
Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования....