«Строение веществ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_veshchestv.docx | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы ГБОУ Школа №2088
«Грайвороново»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской
деятельности для старшей группы
Тема: «Строение веществ»
Воспитатель : Гасымова М.Б
Москва 2017
Тема: «Строение веществ»
Цели
Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.
Материал
Речной песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа 3 или 5-кратного увеличения, по два стакана с теплой водой, чайные ложки (на каждого ребенка)
Методические указания
Воспитатель. Ребята, вы все, конечно, играли в песочнице. Песок твердый, мягкий или жидкий? (Мягкий.) А теперь подумайте и ответьте, из чего состоит песок? (Из песчинок.) Песчинки твердые или мягкие? Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: песчинки твердые. Предлагает: «Давайте проверим. Вот вам по блюдечку с песком. (Раздает детям блюдца с песком.) Насыпьте немного песчинок себе на ладошку. Насыпали? Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите пальчиком песчинки на ладошке… Чувствуете, как песчинки колют ладошку? Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твердые?» Дети. Твердые. Воспитатель. Правильно. Песчинки твердые, но они очень маленькие – как маленькие камушки, и их трудно увидеть. Вот если бы муравьишка посмотрел на песчинку, то она показалась бы ему большим камнем! А для нас песчинки очень маленькие, и их много. Но можно рассмотреть их поближе. Давайте проведем опыт: посмотрим на песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется лупа. Педагог раздает детям лупы и предлагает: «Посмотрите на песчинку через лупу». Дети рассматривают песчинки. Воспитатель. Видите, ребята, песчинки все разные. Похожи песчинки на камушки? Они твердые или мягкие? (Твердые.) А песок какой? (Песок мягкий.) Кто мне скажет, почему из твердых песчинок получается мягкий песок? Педагог стимулирует активность детей и подводит их к выводу: «Песчинок много». Воспитатель. Правильно, если песчинок много, то песок становится мягким. Песчинки, когда их много, не так сильно колются, как на ладошке. А теперь мы с вами изучим сахар. Педагог раздает детям по кусочку сахара и предлагает: «Посмотрите на этот кусочек сахара. Какой он?» Дети. Белый! Твердый! Сладкий! Воспитатель. Правильно, сахар твердый! А теперь возьмите кусочек сахара крепко в пальцы и надавите им на стол… Сахар рассыпается на мелкие кусочки. Давайте и их рассмотрим через лупу! (Дети рассматривают песчинки сахара через лупу.) Похожи сахарные песчинки на обычный песок? (Похожи.) А чем отличается сахар от песка? (Сахар сладкий, а песок нет.) Если мы положим сахар в воду, что будет? (Сладкая вода.) А если мы песок насыплем в воду, что будет? Сейчас проверим. Педагог раздает детям по два стакана с теплой водой (чтобы сахар быстрее растворялся) и по чайной ложечке. Предлагает: «Положите сахар в воду и помешайте ложечкой». Дети растворяют сахар в воде. Воспитатель. Размешали сахар? Что же получается? Сахара нет! Куда он исчез? Важно, чтобы дети дали свои объяснения этому явлению. Педагог подводит их к выводу: «Сахар растворился». Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» 55 Воспитатель. Сахар остался в воде, только мы его не видим. А теперь возьмите песок и высыпите его в другой стакан. Размешайте ложечкой. Растворяется песок в воде? Дети. Нет, не растворяется. Воспитатель. Правильно! Сахар растворяется в воде, а песок не растворяется.
В воду бросили песочек,
Растворяться он не хочет,
А вот сахар сладкий – сладкий
Растворился без остатка!
Ребята, сегодня на прогулке мы с вами попробуем рассмотреть снег через лупу, и вы увидите, что он состоит из твердых льдинок-снежинок, так же как и песок состоит из песчинок.
Закрепление материала в течение недели
Поиграть с детьми в игры «Большой-маленький», «Каравай».
Домашнее задание родителям
Рассмотрите с ребенком через увеличительное стекло различные мелкие предметы. Предложите зарисовать объект до рассматривания в лупу и после рассматривания, таким, как он виден с помощью лупы. Подчеркните, что лупа увеличивает объект: без лупы он выглядит маленьким, а через лупу – большим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Строение и свойства сыпучих веществ»
Цель: Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе их изучения с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию....
"Строение веществ"
Занятие-исследование свойств песка и сахара....
Конспект ООД "Строение вещества"
Конспект ООД "Строение вещества"...
НОД " Строение веществ"
Конспект НОД по экологической познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе « Белочка» «Строение веществ»Цели: Расширение представлений о строении...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Строение веществ"
В конспекте по опытно-экспериментальной деятельности "Строение веществ" описываются опыты, проведенные с детьми подготовительной группы по изучению свойств песка и сахарного песка. Детям даю...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Строение вещества»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему:«Строение вещества»Цели. Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью ...
" Строение вещества" в старшей группе
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Строение веществ»...