Методика проведения диагностики музыкального развития детей в ДОУ
материал
Параметры и критерии диагностики младшего, среднего и старшего возраста в ДОУ по музыкальному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belavina_l.i.metodika_provedeniya_diagnostiki.doc | 120 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
музыкальный руководитель: Белавина Л.И.
Уровень музыкального развития дошкольников определяется в начале и в конце года в следующих видах деятельности:
1. Восприятие музыки
2. Пение
3. Музыкально – ритмические движения
4. Игра на детских музыкальных инструментах.
5. Детское музыкальное творчество
а) Песенное
б) Танцевальное
в) Импровизационное музицирование.
Уровень музыкального развития в каждом виде деятельности определяется 3 уровнями:
Уровень показателя | Параметры |
Высокий | Задание ребенок выполнил правильно после оказания словесной помощи |
Средний | Задание ребенок выполнил после оказания словесной помощи в сочетании с действиями предметов |
Низкий | Ребенок выполнил задание со значительными ошибками после оказания помощи |
Критерии уровневой оценки
по всем видам музыкальной деятельности
МЛАДШАЯ ГРУППА
Виды деятельности | Уровень |
Восприятие музыки | Высокий уровень. Ребенок имеет сформированный интерес к музыке, эмоционально откликается на музыку, внимательно слушает до конца музыкальные произведения, знает и различает малые жанры (колыбельная песня, плясовая, марш). Различает выразительные особенности музыки: настроение, характер (весело - грустно), темп (медленно – быстро), динамику (громко – тихо), регистр (высоко –низко). |
Средний уровень. У ребенка не всегда проявляется интерес к музыке. Он часто отвлекается, не дослушивает до конца музыкальные произведения. Знает и с помощью взрослого различает малые жанры (колыбельная песня, плясовая, марш), а также выразительные особенности музыки: настроение, характер (весело - грустно), темп (медленно – быстро), динамику (громко – тихо), регистр (высоко – низко). | |
Низкий уровень. Ребенок чаще всего не имеет интереса к музыке, не может внимательно слушать музыкальные произведения, неуверенно различает или вообще не различает малые жанры музыки даже при помощи взрослого. | |
Пение | Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к пению. Освоил певческие умения и навыки - пение напевным, протяжным звуком, пение на одном дыхании небольших фраз, чисто интонирует несложные мелодии, умеет петь один, со всеми, с сопровождением и без него. |
Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к пению, но недостаточно выразительно передает характер песни. Певческие навыки и умения в основном освоены, но ребенок требует помощи. | |
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к пению. Певческие навыки и умения не усвоены – неправильная интонация, невыразительное исполнение, не четкая дикция и т. д. | |
Музыкально – ритмические движения | Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, самостоятельно меняет движения в соответствии с изменениями в музыке. Может ритмично ходить друг за другом, легко бегать под музыку, выполнять легкие прыжки на двух ногах, ходить простым хороводным шагом, выставлять правую ногу на пятку, выполнять притопы, «топотушки», кружение в лодочке. |
Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к музыкально – ритмической деятельности. Достаточно верно овладеет музыкально – ритмическими умениями и навыками, но требуется помощь взрослого. | |
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к музыкально – ритмическим движениям. При оказании любой помощи не воспринимает различия в темпе, регистре, динамике, не различает многие танцевальные движения, нет согласованности в исполнении движений под музыку. | |
Игра на детских музыкальных инструментах | Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к овладению игрой на музыкальных инструментах. Он самостоятельно различает звучание бубна, колокольчика, ложек, дудочки, металлофона. |
Средний уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к овладению игрой на музыкальных инструментах. Он различает звучание бубна, колокольчика, ложек, дудочки, металлофона при небольшой помощи взрослого. | |
Низкий уровень. У ребенка нет устойчивого интереса к музыкальным произведениям, исполненным на детских музыкальных инструментах. Он не различает звучания бубна, колокольчика, ложек, дудочки, металлофона. |
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Виды деятельности | Уровень |
Восприятие музыки | Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к слушанию музыки. Он обладает основами культуры слушания музыки. Знает и различает малые жанры в музыке и некоторые их виды: песню (колыбельную, плясовую), марш, танец (хоровод, пляска). Различает выразительные особенности музыки: характер (задорный, спокойный), слышит смену характера в двухчастной форме; воспринимает и понимает изобразительные особенности музыки: музыкальный образ в развитии, средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный, умеренный (динамику ( тихое, громкое, очень громкое звучание), тембр (металлофон, дудочка, бубен, барабан), различает звуки по высоте (септима, секста, квинта). |
Средний уровень. Имеет интерес к музыке, желает слушать, проявляет заинтересованность, знает и различает жанры в музыке и некоторые их виды: песню (колыбельную, плясовую), марш, танец (хоровод, пляска) при словесной помощи взрослого. При небольшой словесной подсказке взрослого различает выразительные особенности музыки: характер (задорный, спокойный), слышит смену характера в двухчастной форме; воспринимает и понимает изобразительные особенности музыки: музыкальный образ в развитии, средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный, умеренный (динамику ( тихое, громкое, очень громкое звучание), тембр (металлофон, дудочка, бубен, барабан), различает звуки по высоте (септима, секста, квинта). | |
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к музыке. Он не умеет внимательно слушать музыкальные произведения, отвлекается во время их слушания, путает малые жанры музыки при любой помощи взрослого. Затрудняется различать характер музыки, смену частей, почти не различает отношения музыкальных звуков. | |
Пение | Высокий уровень. Ребенок всегда проявляет устойчивый интерес и потребность в освоении новых песен. Освоил певческие умения и навыки - выразительно передает в пении изменения в характере, интонации, чисто интонирует отдельные фразы, иногда всю мелодию песни, правильно пропевает ритм песни, четко пропевает слова, умеет петь напевно и отрывисто, уверенно поет один, в хоре, с сопровождением и без него. |
Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к пению, но недостаточно выразительно передает характер песни. Певческие навыки и умения в основном освоены, но часто ребенок поет невнятно пропевая слова, неправильно интонирует мелодию и неверно передает ритм песни. | |
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интереса к освоению новой песни, не умеет чисто интонировать, не всегда передает точно ритм песни, не использует в пении мимику и жест, дикция часто неправильная, невнятная, не использует в пении мимику и жест. | |
Музыкально – ритмические движения | Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, способен легко различать характер музыки и движений, понимает композицию танца, самостоятельно различает средства музыкальной выразительности и понимает необходимость изменения движений в зависимости от их смены. Самостоятельно передает композицию танца и качественно выполняет движения танца. |
Средний уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, различает характер музыки и движений, понимает композицию танца, различает средства музыкальной выразительности и понимает необходимость изменения движений в зависимости от их смены при небольшой словесной помощи взрослого. | |
Низкий уровень. Затрудняется различать характер музыки и движений, при оказании любой помощи трудно осознает изменения движений в зависимости от изменения средств музыкальной выразительности, не достаточно качественно выполняет танцевальные движения. | |
Игра на детских музыкальных инструментах. | Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он самостоятельно различает длительности и умеет передать их в игре на металлофоне. |
Средний уровень. Ребенок с интересом играет на металлофоне, но требуется небольшая помощь взрослого. | |
Низкий уровень. Ребенок затрудняется в исполнении простейшей попевки даже при оказании помощи взрослого. |
СТАРШАЯ ГРУППА
Виды деятельности | Уровень |
Восприятие музыки | Высокий уровень. У ребенка устойчивый интерес к музыке, сформированы представления об образной основе музыки, имеющей не только один, но и два музыкальных образа. Хорошо развито представление о первичных жанрах музыки и их видах (песня, танец, марш). Самостоятельно различает и сравнивает музыкальные отношения звуков. |
Средний уровень. Имеет интерес к музыке, желает слушать, проявляет заинтересованность, знает и различает жанры в музыке и некоторые их виды: песню (колыбельную, плясовую), марш, танец (хоровод, пляска) при словесной помощи взрослого. При небольшой словесной подсказке взрослого различает выразительные особенности музыки. | |
Низкий уровень. Отсутствует интерес к музыке. Даже после оказания помощи ребенок слабо проявляет музыкальное воображение, мышление, часто не слышит смены средств музыкальной выразительности. | |
Пение | Высокий уровень. Ребенок всегда проявляет устойчивый интерес и потребность в освоении новых песен. Освоил певческие умения и навыки – чисто интонирует мелодию песен, правильно передает ритмический рисунок, дикция внятная, правильная. В пении использует мимику и жесты, умеет правильно передавать яркие интонации, связанные с развитием музыкального образа. |
Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к певческой деятельности, но он довольно сдержан в эмоциях, недостаточно верно передает средства музыкальной выразительности – требуется словесная помощь взрослого. Затрудняется самостоятельно исполнять песни без музыкального сопровождения. | |
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интереса к освоению новой песни. Недостаточно хорошо овладел певческими умениями и навыками – не умеет правильно передать мелодию и ритм песни, отказывается петь индивидуально. Исполняет знакомые песни не эмоционально. | |
Музыкально – ритмические движения | Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движениям, способен легко различать характер музыки и движений, хорошо владеет музыкально – ритмическими навыками и умениями, весь репертуар исполняет самостоятельно и выразительно. |
Средний уровень. В целом у ребенка сформирован интерес к музыкально – ритмическим движениям, но он испытывает небольшие трудности при исполнении танца, что преодолевает при словесной помощи взрослого. | |
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к исполнению танца, движения выполняет не качественно и не выразительно даже при оказании помощи взрослого. | |
Игра на детских музыкальных инструментах. | Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он самостоятельно играет простую попевку на двух пластинах металлофона, правильно передает ритмический рисунок попевки. |
Средний уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он с небольшими погрешностями играет простую попевку на двух пластинах металлофона, но исправляет ошибки при небольшой помощи взрослого. | |
Низкий уровень. Ребенок не может правильно исполнить простейшую попевку на двух пластинах металлофона даже после оказания любой помощи. | |
Песенное творчество | Высокий уровень. Умеет импровизировать в вопросной – ответной форме. |
Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в импровизации в вопросной – ответной форме. | |
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в песенной импровизации. | |
Танцевальное творчество | Высокий уровень. Умеет придумывать несложный танец на предложенную музыку. |
Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в танцевальной импровизации на предложенную музыку. | |
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в танцевальной импровизации. | |
Инструментальная импровизация | Высокий уровень. Может импровизировать на металлофоне вальс и марш. |
Средний уровень. Затрудняется в творческом музицировании и справляется с заданием после помощи взрослого. | |
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в инструментальной импровизации. |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Виды деятельности | Уровень |
Восприятие музыки | Высокий уровень. У ребенка сформирован опыт целостного восприятия музыкальных произведений, самостоятельно различает жанры произведений и оттенки настроений в музыке. Различает комплекс выразительных средств. |
Средний уровень. Ребенок может с помощью взрослого выразить свои музыкальные впечатления и различает средства музыкальной выразительности после небольшой подсказки. | |
Низкий уровень. Даже после любой помощи взрослого ребенок не может дать образную характеристику музыкальных произведений и не различает средств музыкальной выразительности. | |
Пение | Высокий уровень. Ребенок проявляет стойкий интерес к пению и освоению новых песен. Освоил певческие умения и навыки – чисто интонирует мелодию песен, правильно передает ритмический рисунок, дикция внятная, правильная. Умеет дать правильную оценку своему пению и пению другого ребенка. Исполняет песни выразительно, эмоционально. |
Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к пению и освоению новых песен. Правильно исполняет знакомые песни, но при исполнении более сложных оборотов требуется помощь взрослого. Умеет передать нюансы при словесной помощи взрослого. Без сопровождения поет только простые песни. | |
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интереса к освоению новой песни. Слабо развиты певческие умения и навыки, не умеют выразительно передать характер песни. Отказывается или затрудняется петь без музыкального сопровождения | |
Музыкально – ритмические движения | Высокий уровень. Ребенок выразительно передает композицию танца, понимая его эмоционально – образное содержание, выделяет средства выразительности и их различные изменения, самостоятельно исполняет танец. |
Средний уровень. Ребенок достаточно выразительно передает композицию танца, понимая его эмоционально – образное содержание, при помощи взрослого выделяет средства выразительности и их различные изменения, но немного затрудняется в самостоятельном исполнении танца. | |
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к исполнению танца, движения выполняет не качественно и не выразительно даже при оказании помощи взрослого. | |
Игра на детских музыкальных инструментах | Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он самостоятельно играет простую попевку, правильно передает ритмический рисунок. |
Средний уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он с небольшими погрешностями играет простую попевку, но исправляет ошибки при небольшой помощи взрослого. | |
Низкий уровень. Ребенок не может правильно исполнить простейшую мелодию на металлофоне даже после оказания любой помощи. | |
Песенное творчество | Высокий уровень. Легко импровизирует на заданный литературный текст. |
Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в импровизации на заданный литературный текст. | |
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в песенной импровизации на заданный литературный текст. | |
Танцевальное творчество | Высокий уровень. Проявляет себя в поиске выразительности движений в различных танцевальных жанрах (плясовая, полька, вальс). |
Средний уровень. Затрудняется в поиске выразительности движений в различных танцевальных жанрах (плясовая, полька, вальс). | |
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в танцевальной импровизации. | |
Инструментальная импровизация | Высокий уровень. Может импровизировать на металлофоне польку, вальс и марш. |
Средний уровень. Затрудняется в творческом музицировании и справляется с заданием после помощи взрослого. | |
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в инструментальной импровизации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения диагностики уровня развития связной речи детей
Для изучения уровня развития связной монологической речи детям предлагают прослушать сказку, небольшую по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:1) понимание текста – прав...
Таблицы и задания для диагностики музыкального развития дошкольников (на основе методики О.Радыновой)
Адаптированные задания для дошкольников по проверке уровня освоения умений и навыков в обр.области "Художественно-эстетическое развитие"...
Методики для проведения диагностики индивидуального развития детей
При реализации ООП может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производиться воспитателем в рамках педагогической диагностики, т.е. оценка индивидуального развития ребенка до...
Методика проведения определения музыкального развития дошкольников
Методика проведения определения музыкального развития дошкольников...
Методика проведения диагностики уровня художественного и творческого развития для старшей группы
Материал содержит методику проведения дивгностики уровня художественного развития дошкольников старшего возраста : формы проведения, критерии оценки, показатели уровней развития, формы подведени...
Методика проведения диагностики уровня освоения программы художественно-эстетического развития по рисованию для подготовительных групп
Материал содержит методику проведения мониторинга по трем показателям: 1) Эмоциональный отклик на художественный образ, проявление художественно-эстетического восприятия. 2) Ориентация в видах и жанра...
Методика проведения мониторинга музыкального развития детей
Основная форма организации воспитания, обучения, развития детей, которая базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Именно они вклю...