Методики для проведения диагностики индивидуального развития детей
учебно-методический материал по теме
При реализации ООП может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производиться воспитателем в рамках педагогической диагностики, т.е. оценка индивидуального развития ребенка дошкольника, связанной оценкой эффективности работы воспитателя и лежащей в основе дальнейшего планирования.< Результаты педагогического мониторинга используются исключительно для профессиональной коррекции особенностей развития ребенка, построения образовательной траектории и для поддержки (индивидуализации) ребенка. Основным методом оценивания в моей деятельности является наблюдение (наблюдение за детьми в процессе общение между собой, наблюдение в процессе общения с взрослыми, наблюдение за деятельностью ребенка, наблюдение за поведением ребенка в какой-либо образовательной деятельности, наблюдение за ребенком на занятиях музыки и физкультуры). Конечно, проанализировав работы ребенка можно сказать о многом. А вот в ходе беседы можно узнать над чем, нужно поработать в области коммуникации и социализации. Создавая проблемные ситуации можно увидеть, как ребенок находит решение, здесь я использую методику "Ситуации" (авторы; Т.Б. Миронова, Н.С. Павлова), методика "Игровые ситуации"(Т.З. Адамъянц, В.А. Шиловой). ;Методика "Оцени поведение" модифицированный тест А.Л.Венгера, разработанная и апробированная под руководством Т.Д.Марцинковской, ; помогает увидеть усвоены ли оценочные эталоны у детей.. Для мониторинга я широко применяю дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie_po_sheme_smirnovoy_eo.doc | 34 КБ |
metodika_igrovye_situatsii.doc | 31.5 КБ |
otnoshenie_rebenka_so_sverstnikami.doc | 31 КБ |
didakticheskie_igry.docx | 12.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдение по схеме Смирновой Е.О., Холмогоровой В.М.
Цель: выявление реальности детских отношений и взаимодействия детей в группе в естественных условиях.
При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие параметры поведения детей:
- инициативность – отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;
- чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него;
- преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.
На каждого ребенка заводится протокол, в котором по приведенной ниже схеме/шкале отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.
Шкала оценки параметров и показателей.
Критерии оценки параметров | Баллы |
Инициативность - отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими; - слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми; - средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым; - ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия. | 0 1 2 3 |
Чувствительность к воздействиям сверстника - отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстника; - слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру; - средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников; - высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия. | 0 1 2 3 |
Преобладающий эмоциональный фон - негативный; - нейтрально-деловой, - позитивный. |
Регистрация поведения детей с помощью приведенного в приложении протокола позволяет более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам. Так отсутствие или слабо выраженная и инициативность (0-1 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2-3 балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении.
Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (0-1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.
Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. В случае если преобладающим является негативный фон (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику.
Наблюдая, необходимо не только фиксировать поведение детей по указанным параметрам, но и замечать и описывать живую картину детского взаимодействия. Конкретные высказывания, поступки, ссоры, способы выражения внимания к сверстнику могут дать незаменимые реальные факты детской жизни, которые нельзя получить никакими другими методами.
Предварительный просмотр:
Методика «Игровые ситуации»
(имена сказок и героев были мною изменены на более современных персонажей)
(модификация анкеты, позволяющей выявить разные уровни «картины мира» ребёнка
Т.З. Адамъянц, В.А. Шиловой)
Направленность: изучение «картин мира» детей и его толерантного отношения к другим детям.
Ребенку предлагается несколько игровых ситуаций. Инструкция: «Сейчас я тебе буду предлагать разные игровые ситуации и задавать вопросы, а ты постараешься ответить на них так, как считаешь нужным».
- Ты – в мультфильме «Смешарики». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться?
-Лосяш;
-Бараш;
-Нюши;
-Каркарыча;
-Крош;
-Совунья;
- Кого-то ещё или, может быть, - вообще никого?
1а. Пожалуйста, дай характеристику выбранному тобой персонажу; он какой?
2. Ты - в сказке «Лунтик». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться?
-Лунтик;
- Кузя;
-дедушка Шер;
-Лупсень и пупсень;
-Пчеленка;
-Милы
- Кого-то ещё или, может быть, вообще никого?
2а. Пожалуйста, дай определение – характеристику выбранному тобой персонажу: он какой?
3.Ты – в сказке (мультфильме) «Ну, погоди!». В роли какого персонажа тебе хотелось бы оказаться?
- Волка;
- Зайца;
- Кого-то ещё или, может быть, вообще никого?
3а. Пожалуйста, дай определение- характеристику выбранному тобой персонажу: он какой?
4.С персонажем какого современного мультфильма, фильма, сказки ты мог (могла) бы отождествить себя сегодня, то есть – в какой роли тебе хотелось бы оказаться?
4а. Пожалуйста, дай определение- характеристику выбранному тобой персонажу: он какой?
5.Есть ли такой герой современных мультфильмов, фильмов, сказки, который тебе очень не нравится?
5а. Почему?
6.Стал (а) бы ты дружить с девочкой или мальчиком, которая (ый):
- другой национальности (не русский):
а) да;
б) нет;
в) не знаю;
- гораздо богаче тебя (лучше одевается, дорогие вещи и игрушки):
а) да;
б) нет;
в) не знаю;
- гораздо беднее тебя (плохо одет, мало игрушек):
а) да;
б) нет;
в) не знаю;
- который приехал из другого города (далеко от Москвы) или из деревни:
а) да;
б) нет;
в) не знаю;
- который играет, справляется с заданиями хуже тебя:
а) да;
б) нет;
в) не знаю;
- который играет, справляется с заданиями лучше тебя:
а) да;
б) нет;
в) не знаю;
- который не любит играть и делать то, что нравится тебе:
б) нет;
в) не знаю;
- с бездомным хулиганом:
а) да;
б) нет;
в) не знаю;
- с инопланетянином:
а) да;
б) нет;
в) не знаю;
7. Как тебе кажется, мир, в котором ты живёшь, который тебя окружает (семья, детский сад, знакомые люди, родственники, дети, живущие с тобой в одном доме), весь этот мир по отношению к тебе какой? Выбери подходящее слово и объясни, почему ты выбрал (а) именно эту характеристику:
-дружелюбный - недружелюбный- не знаю;
- приятный – неласковый – не знаю;
- хороший – плохой – не знаю;
- справедливый- несправедливый – не знаю;
- добрый – злой – не знаю.
8. Герои мультфильмов, фильмов и сказок нередко сражаются между собой или дерутся. Скажи, а тебе когда-нибудь приходилось драться?
1 – достаточно часто;
2 – редко;
3 – никогда.
8а. Если приходилось, то скажи, пожалуйста, нравится ли тебе драться и почему?
- нравится;
- не нравится;
- чем-то нравится, а чем-то нет;
- не знаю.
Ф.И. ребёнка_________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Предварительный просмотр:
Беседа «Отношение ребёнка к сверстникам»
(для родителей и воспитателей)
Инструкция: « Если отмеченная особенность поведения свойственна ребёнку, соответствующее утверждение оценивается в 1 балл, если нет – 0 баллов».
- Старается устраниться от активного участия в игре.
- Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям.
- Никогда не делится с другими детьми игрушками и сладостями.
- Не оказывает помощь другим, даже если его об этом просят.
- Соглашается на второстепенные роли, никогда не высказывает желания быть главным в игре.
- У него нет друзей ни в детском саду, ни во дворе.
- Избегает общения с другими детьми.
- В игре всегда стремится получить значимую роль, если не получает, отказывается играть.
- Не проявляет интереса к коллективным играм, играет один.
- Часто жалуется взрослым, что его обижают другие дети.
Оценка результатов
7-10 баллов – у ребёнка серьёзные трудности в общении, связанные с негативным отношением к другим детям, они обязательно проявятся в отношениях с одноклассниками в школе;
4-6 баллов – трудности обусловлены неумением устанавливать контакты со сверстниками чаще всего из-за недостаточного опыта общения и / или неуверенности в себе.
1-3 балла – трудности в общении ситуативны и / или обусловлены некоторыми индивидуальными особенностями ребёнка, которые, как правило, корректируются под влиянием детского коллектива.
Предварительный просмотр:
Дидактические игры, применяемые мною для диагностических исследований.
Образовательные области | Дидактические игры | Материалы, оборудование |
Речевое развитие | «Какое слово заблудилось?» Цель: узнать умеет ли ребенок подбирать точные по смыслу | Карточки с предложениями |
«Назови лишнее слово» Цель: внимание; развивать мышление; речь. навык правильного произношения. | Карточки со словами | |
«Закончи предложение» Цель: проверка понятийного мышления. | Карточки со словами | |
«Кто кем (чем) будет?» «Кем (чем) был? Цель: знает ли ребенок последовательность событий | Карточки со словами | |
«Назови ласково» Цель: определить умеют ли дети образовывать слова | Лексический материал | |
«Узнавание» Цель: может ли ребенок узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или группе словдействий. | Карточки со словами | |
Познавательное развитие | «Сравнение предметов между собой» Цель: выяснить умеет ли ребенок сравнивать предметы и в чем его затруднения | Геометрические фигуры (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-х цветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-х видов и 4-х цветов) |
«Сравнение слов» Цель: выяснить умеет ли ребенок сравнивать предметы и в чем его затруднения | Картинки и карточки со словами | |
«Четвертый лишний» Цель: узнать умеет ли ребенок исключать лишние слова и обобщать слова. | Картинки с изображением 3 предметов; Картинки с изображение 4 – 5 предметов | |
«Бывает – не бывает» Цель: определение критичности познавательной деятельности | Карточки со словами | |
Художественно-эстетическое развитие | «Чего не стало?» Цель: измерить качество наблюдательности и внимания. | Парные картинки (на одной не хватает одной детали) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет
Параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет по пяти образовательным областям...
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в разновозрастной (старше-подготовительной) группе комбинированной направленности «А» «Солнышко» на средний, старший и подготовительный возраст детей.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей по Верещагиной Н.В....
Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2019 - 2020 год.
Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...
Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2021 - 2022 год
Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...
Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2020 - 2021 год.
Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...
Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2019 - 2020 год.
Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...
Методика проведения диагностики музыкального развития детей в ДОУ
Параметры и критерии диагностики младшего, среднего и старшего возраста в ДОУ по музыкальному воспитанию...