Методика проведения определения музыкального развития дошкольников
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Методика проведения определения музыкального развития дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_opredeleniya_muzykalnogo_razvitiya_doshkolnikov.docx | 42.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методика проведения определения музыкального развития дошкольников (Целевые ориентиры)
Уровень музыкального развития дошкольников определяется в начале и в конце года в следующих видах деятельности:
1.Восприятие музыки
2.Пение
3.Музыкально – ритмические движения
4.Игра на детских музыкальных инструментах.
5.Детское музыкальное творчество
а) Песенное
б) Танцевальное
в) Импровизационное музицирование.
1.6.2. Диагностический пакет.
Таблица 2. | ||
Виды деятельности | Репертуар | Уровень |
Высокий уровень. Ребенок имеет сформированный интерес к музыке, эмоционально откликается | ||
1. Восприятие | 2 младшая группа | на музыку, внимательно слушает до конца музыкальные произведения, знает и различает малые |
музыки | Л. Бетховен. Весело – | жанры (колыбельная песня, плясовая, марш). Различает выразительные особенности музыки: |
грустно. | настроение, характер (весело- грустно), темп (медленно – быстро), динамику (громко – тихо), ре- | |
гистр (высоко –низко). | ||
Средний уровень. У ребенка не всегда проявляется интерес к музыке. Он часто отвлекается, не | ||
дослушивает до конца музыкальные произведения. Знает и с помощью взрослого различает ма- | ||
лые жанры (колыбельная песня, плясовая, марш), а также выразительные особенности музыки: | ||
настроение, характер (весело - грустно), темп (медленно – быстро), динамику (громко – тихо), ре- | ||
гистр (высоко – низко). | ||
Низкий уровень. Ребенок чаще всего не имеет интереса к музыке, не может внимательно слу- | ||
шать музыкальные произведения, неуверенно различает или вообще не различает малые жанры | ||
музыки даже при помощи взрослого. | ||
Средняя группа | Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к слушанию музыки. Он облада- | |
Д. Кабалевский. Кло- | ет основами культуры слушания музыки. Знает и различает малые жанры в музыке и некоторые | |
уны. | их виды: песню (колыбельную, плясовую), марш, танец (хоровод, пляска). Различает выразитель- | |
ные особенности музыки: характер (задорный, спокойный), слышит смену характера в двухчаст- | ||
ной форме; воспринимает и понимает изобразительные особенности музыки: музыкальный образ | ||
в развитии, средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный, умеренный (ди- | ||
намику ( тихое, громкое, очень громкое звучание), тембр (металлофон, дудочка, бубен, барабан), | ||
различает звуки по высоте (септима, секста, квинта). | ||
Средний уровень. Имеет интерес к музыке, желает слушать, проявляет заинтересованность, зна- | ||
ет и различает жанры в музыке и некоторые их виды: песню (колыбельную, плясовую), марш, та- | ||
нец (хоровод, пляска) при словесной помощи взрослого. При небольшой словесной подсказке | ||
взрослого различает выразительные особенности музыки: характер (задорный, спокойный), слы- | ||
шит смену характера в двухчастной форме; воспринимает и понимает изобразительные особенно- | ||
сти музыки: музыкальный образ в развитии, средства музыкальной выразительности: темп (быст- | ||
рый, медленный, умеренный (динамику ( тихое, громкое, очень громкое звучание), тембр (метал- | ||
лофон, дудочка, бубен, барабан), различает звуки по высоте (септима, секста, квинта). |
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к музыке. Он не умеет внимательно слушать му- | |
зыкальные произведения, отвлекается во время их слушания, путает малые жанры музыки при | |
любой помощи взрослого. Затрудняется различать характер музыки, смену частей, почти не раз- | |
личает отношения музыкальных звуков. | |
Старшая группа | Высокий уровень. У ребенка устойчивый интерес к музыке, сформированы представления об |
С. Прокофьев. Дождь | образной основе музыки, имеющей не только один, но и два музыкальных образа. Хорошо разви- |
- радуга.то представление о первичных жанрах музыки и их видах (песня, танец, марш). Самостоятельно различает и сравнивает музыкальные отношения звуков.
Средний уровень. Имеет интерес к музыке, желает слушать, проявляет заинтересованность, зна-ет и различает жанры в музыке и некоторые их виды: песню (колыбельную, плясовую), марш, та-нец (хоровод, пляска) при словесной помощи взрослого. При небольшой словесной подсказке взрослого различает выразительные особенности музыки.
Низкий уровень. Отсутствует интерес к музыке. Даже после оказания помощи ребенок слабо | |||
проявляет музыкальное воображение, мышление, часто не слышит смены средств музыкальной | |||
выразительности. | |||
Подготовительная | Высокий уровень. У ребенка сформирован опыт целостного восприятия музыкальных произве- | ||
группа. | дений, самостоятельно различает жанры произведений и оттенки настроений в музыке. Различает | ||
М/Д игра «Песня – | комплекс выразительных средств. | ||
танец – марш». | Средний уровень. Ребенок может с помощью взрослого выразить свои музыкальные впечатле- | ||
ния и различает средства музыкальной выразительности после небольшой подсказки. | |||
Низкий уровень. Даже после любой помощи взрослого ребенок не может дать образную харак- | |||
теристику музыкальных произведений и не различает средств музыкальной выразительности. | |||
2. Пение | 2 младшая группа. | Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к пению. | |
Е. Тиличеева. Есть у | Освоил певческие умения и навыки - пение напевным, протяжным звуком, пение на одном дыха- | ||
солнышка друзья. | нии небольших фраз, чисто интонирует несложные мелодии, умеет петь один, со всеми, с сопро- | ||
вождением и без него. | |||
Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к пению, но недостаточно выразительно передает | |||
характер песни. Певческие навыки и умения в основном освоены, но ребенок требует помощи. | |||
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к пению. Певческие навыки и умения не усвое- | |||
ны – неправильная интонация, невыразительное исполнение, не четкая дикция и т. д. |
Средняя группа. | Высокий уровень. Ребенок всегда проявляет устойчивый интерес и потребность в освоении но- |
З. Роот. Радуга. | вых песен. Освоил певческие умения и навыки - выразительно передает в пении изменения в ха- |
рактере, интонации, чисто интонирует отдельные фразы, иногда всю мелодию песни, правильно | |
пропевает ритм песни, четко пропевает слова, умеет петь напевно и отрывисто, уверенно поет | |
один, в хоре, с сопровождением и без него. | |
Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к пению, но недостаточно выразительно передает | |
характер песни. Певческие навыки и умения в основном освоены, но часто ребенок поет невнятно | |
пропевая слова, неправильно интонирует мелодию и неверно передает ритм песни. | |
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интере- | |
са к освоению новой песни, не умеет чисто интонировать, не всегда передает точно ритм песни, | |
не использует в пении мимику и жест, дикция часто неправильная, невнятная, не использует в пе- | |
нии мимику и жест. | |
Высокий уровень. Ребенок всегда проявляет устойчивый интерес и потребность в освоении но- | |
Старшая группа. | вых песен. Освоил певческие умения и навыки – чисто интонирует мелодию песен, правильно пе- |
С. Протасов. Песенка | редает ритмический рисунок, дикция внятная, правильная. В пении использует мимику и жесты, |
– чудесенка.умеет правильно передавать яркие интонации, связанные с развитием музыкального образа.
Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к певческой деятельности, но он довольно сдержан в эмоциях, недостаточно верно передает средства музыкальной выразительности – тре-буется словесная помощь взрослого. Затрудняется самостоятельно исполнять песни без музы-кального сопровождения.
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интере-са к освоению новой песни. Недостаточно хорошо овладел певческими умениями и навыками – не умеет правильно передать мелодию и ритм песни, отказывается петь индивидуально. Исполня-ет знакомые песни не эмоционально.
Высокий уровень. Ребенок проявляет стойкий интерес к пению и освоению новых песен. Освоил
Подготовительная певческие умения и навыки – чисто интонирует мелодию песен, правильно передает ритмический
группа. рисунок, дикция внятная, правильная. Умеет дать правильную оценку своему пению и пению
С. Соснин. Улыбка. другого ребенка. Исполняет песни выразительно, эмоционально.
Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к пению и освоению новых песен. Правильно исполняет знакомые песни, но при исполнении более сложных оборотов требуется помощь взрос-лого. Умеет передать нюансы при словесной помощи взрослого. Без сопровождения поет только простые песни.
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности, не проявляет интере- | ||
са к освоению новой песни. Слабо развиты певческие умения и навыки, не умеют выразительно | ||
передать характер песни. Отказывается или затрудняется петь без музыкального сопровождения | ||
Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движе- | ||
3. Музыкально – | 2 младшая группа. | ниям, самостоятельно меняет движения в соответствии с изменениями в музыке. Может ритмич- |
ритмические движе- | Г. Вихарева. Веселая | но ходить друг за другом, легко бегать под музыку, выполнять легкие прыжки на двух ногах, хо- |
ния | пляска. | дить простым хороводным шагом, выставлять правую ногу на пятку, выполнять притопы, «топо- |
тушки», кружение в лодочке. | ||
Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к музыкально – ритмической деятельности. | ||
Достаточно верно овладеет музыкально – ритмическими умениями и навыками, но требуется по- | ||
мощь взрослого. | ||
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к музыкально – ритмическим движениям. При | ||
оказании любой помощи не воспринимает различия в темпе, регистре, динамике, не различает | ||
многие танцевальные движения, нет согласованности в исполнении движений под музыку. | ||
Средняя группа. | Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движе- | |
Т. Копылова. Баш- | ниям, способен легко различать характер музыки и движений, понимает композицию танца, са- | |
мачки. | мостоятельно различает средства музыкальной выразительности и понимает необходимость из- | |
менения движений в зависимости от их смены. Самостоятельно передает композицию танца и | ||
качественно выполняет движения танца. | ||
Средний уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движе- | ||
ниям, различает характер музыки и движений, понимает композицию танца, различает средства | ||
музыкальной выразительности и понимает необходимость изменения движений в зависимости от | ||
их смены при небольшой словесной помощи взрослого. | ||
Низкий уровень. Затрудняется различать характер музыки и движений, при оказании любой по- | ||
мощи трудно осознает изменения движений в зависимости от изменения средств музыкальной | ||
выразительности, не достаточно качественно выполняет танцевальные движения. | ||
Старшая группа. | Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим движе- | |
Добрый жук. | ниям, способен легко различать характер музыки и движений, хорошо владеет музыкально – | |
ритмическими навыками и умениями, весь репертуар исполняет самостоятельно и выразительно. | ||
Средний уровень. В целом у ребенка сформирован интерес к музыкально – ритмическим движе- | ||
ниям, но он испытывает небольшие трудности при исполнении танца, что преодолевает при сло- | ||
весной помощи взрослого. | ||
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к исполнению танца, движения выполняет не | ||
качественно и не выразительно даже при оказании помощи взрослого. | ||
Высокий уровень. Ребенок выразительно передает композицию танца, понимая его эмоциональ- | ||
Подготовительная | но – образное содержание, выделяет средства выразительности и их различные изменения, само- | |
группа. | стоятельно исполняет танец. | |
Крылатые качели. | Средний уровень. Ребенок достаточно выразительно передает композицию танца, понимая его | |
эмоционально – образное содержание, при помощи взрослого выделяет средства выразительно- | ||
сти и их различные изменения, но немного затрудняется в самостоятельном исполнении танца. | ||
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к исполнению танца, движения выполняет не | ||
качественно и не выразительно даже при оказании помощи взрослого. | ||
Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к овладеванию игрой на музы- | ||
4. Игра на детских | 2 младшая группа. | кальных инструментах. Он самостоятельно различает звучание бубна, колокольчика, ложек, ду- |
музыкальных ин- | М/Д игра «Веселые | дочки, металлофона. |
струментах. | музыканты». | Средний уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к овладеванию игрой на музы- |
кальных инструментах. Он различает звучание бубна, колокольчика, ложек, дудочки, металлофо- | ||
на при небольшой помощи взрослого. | ||
Низкий уровень. У ребенка нет устойчивого интереса к музыкальным произведениям, исполнен- | ||
ным на детских музыкальных инструментах. Он не различает звучания бубна, колокольчика, ло- | ||
жек, дудочки, металлофона. | ||
Средняя группа. | Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он са- | |
Дождик частый и | мостоятельно различает длительности и умеет передать их в игре на металлофоне. | |
редкий. | Средний уровень. Ребенок с интересом играет на металлофоне, но требуется небольшая помощь | |
взрослого. | ||
Низкий уровень. Ребенок затрудняется в исполнении простейшей попевки даже при оказании | ||
помощи взрослого. | ||
Старшая группа. | Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он само- | |
Е. Железнова. Жук. | стоятельно играет простую попевку на двух пластинах металлофона, правильно передает ритми- | |
ческий рисунок попевки. | ||
Средний уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он с не- | ||
большими погрешностями играет простую попевку на двух пластинах металлофона, но исправля- | ||
ет ошибки при небольшой помощи взрослого. | ||
Низкий уровень. Ребенок не может правильно исполнить простейшую попевку на двух пласти- | ||
нах металлофона даже после оказания любой помощи. | ||
Подготовительная | Высокий уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он само- | |
группа. | стоятельно играет простую попевку, правильно передает ритмический рисунок. | |
Е. Тиличеева. Лесен- | Средний уровень. У ребенка сформирован устойчивый интерес к игре на металлофоне. Он с не- | |
ка. | большими погрешностями играет простую попевку, но исправляет ошибки при небольшой помо- | |
щи взрослого. | ||
Низкий уровень. Ребенок не может правильно исполнить простейшую мелодию на металлофоне | ||
даже после оказания любой помощи. | ||
5. Песенное творче- | 2 младшая группа. | Высокий уровень. Ребенок активно проявляет творческое самовыражение при исполнении свое- |
ство. | Спой свое имя. | го имени. |
Средний уровень. | ||
Испытывает некоторое затруднение в пропевании своего имени. | ||
Низкий уровень. | ||
У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в пропевании своего имени. | ||
Средняя группа. | Высокий уровень. Умеет импровизировать в вопросно – ответной форме, импровизирует песен- | |
«Теремок» | ку мышки, лягушки и т. д. | |
Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в импровизации песенок героев извест- | ||
ной сказки. | ||
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в песенной им- | ||
провизации. |
Старшая группа. | Высокий уровень. Умеет импровизировать в вопросно – ответной форме. | ||
М. Скребков. Зайка, | Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в импровизации в вопросно – ответной | ||
зайка, где бывал? | форме. | ||
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в песенной им- | |||
провизации. | |||
Подготовительная | Высокий уровень. Легко импровизирует на заданный литературный текст. | ||
группа. | |||
В. Агафонников. Ко- | Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в импровизации на заданный литератур- | ||
лыбельная. | ный текст. | ||
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в песенной им- | |||
провизации на заданный литературный текст. | |||
Высокий уровень. Умеет передать характер музыки в свободной пляске, проявляя собственное | |||
2 младшая группа. | видение выразительности движений. | ||
Н. Мурычева. Потан- | Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в танцевальной импровизации. | ||
цуй – ка ты со мной! | Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в танцевальной | ||
импровизации. | |||
Средняя группа. | Высокий уровень. Умеет передать характер музыки в свободной пляске, проявляя собственное | ||
А. Филиппенко. Ну – | видение выразительности движений. Самостоятельно меняет движения в соответствии с измене- | ||
ка, зайка, попляши! | ниями в музыке. | ||
Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в танцевальной импровизации и затруд- | |||
няется в смене движения в соответствии с изменениями в музыке. | |||
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в танцевальной | |||
импровизации. | |||
Высокий уровень. Умеет придумывать несложный танец на предложенную музыку. | |||
Старшая группа. | |||
Средний уровень. Испытывает некоторые затруднения в танцевальной импровизации на пред- | |||
Вальс цветов. | ложенную музыку. | ||
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в танцевальной | |||
импровизации. |
Подготовительная | Высокий уровень. Проявляет себя в поиске выразительности движений в различных танцеваль- | ||
группа. | ных жанрах (плясовая, полька, вальс). | ||
М/Д игра «Узнай та- | |||
Средний уровень. Затрудняется в поиске выразительности движений в различных танцевальных | |||
нец и придумай дви- | |||
жанрах (плясовая, полька, вальс). | |||
жения». | |||
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в танцевальной | |||
импровизации. | |||
7. Инструментальная | 2 младшая группа. | Высокий уровень. Проявляет себя в творческом музицировании, ориентируясь на средства му- | |
импровизация. | Кто как идет? | зыкальной выразительности (темп, динамику, регистр). | |
(Мышка бежит, мед- | |||
ведь идет) | Средний уровень. Затрудняется в творческом музицировании и справляется с заданием после | ||
помощи взрослого. | |||
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в инструмен- | |||
тальной импровизации. | |||
Средняя группа. | Высокий уровень. Может импровизировать на металлофоне колыбельную и плясовую. | ||
М/Д игра «Забав- | |||
ный мишка» | Средний уровень. Затрудняется в творческом музицировании и справляется с заданием после | ||
помощи взрослого. | |||
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в инструмен- | |||
тальной импровизации. | |||
Старшая группа. | Высокий уровень. Может импровизировать на металлофоне вальс и марш. | ||
Сочини музыку. | |||
Средний уровень. Затрудняется в творческом музицировании и справляется с заданием после | |||
помощи взрослого. | |||
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в инструмен- | |||
тальной импровизации. | |||
Подготовительная | Высокий уровень. Может импровизировать на металлофоне польку, вальс и марш. | ||
группа. | Средний уровень. Затрудняется в творческом музицировании и справляется с заданием после | ||
помощи взрослого. | |||
Низкий уровень. У ребенка отсутствует проявление творческого самовыражение в инструмен- | |||
тальной импровизации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация логопеда для инструктора ФЗК "ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ."
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 5-6 ЛЕТ,ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ....
Таблицы и задания для диагностики музыкального развития дошкольников (на основе методики О.Радыновой)
Адаптированные задания для дошкольников по проверке уровня освоения умений и навыков в обр.области "Художественно-эстетическое развитие"...
Рекомендации по подготовке и проведению непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию дошкольников
Рекомендации по подготовке и проведениюнепосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию дошкольников...
Методика проведения мониторинга музыкального развития детей
Основная форма организации воспитания, обучения, развития детей, которая базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Именно они вклю...
КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Методика проведения диагностики музыкального развития детей в ДОУ
Параметры и критерии диагностики младшего, среднего и старшего возраста в ДОУ по музыкальному воспитанию...