Методика проведения диагностики уровня развития связной речи детей
методическая разработка (старшая группа) на тему
Для изучения уровня развития связной монологической речи детям предлагают прослушать сказку, небольшую по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:
1) понимание текста – правильное формулирование основной мысли;
2) структурирование текста - умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);
3) лексика – полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;
4) грамматика – правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения;
5) плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз;
6) самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_diagnostiki_urovnya_razvitiya_svyaznoy_rechi_detey.docx | 13.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения диагностики уровня развития связной речи детей
Для изучения уровня развития связной монологической речи детям предлагают прослушать сказку, небольшую по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:
1) понимание текста – правильное формулирование основной мысли;
2) структурирование текста - умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);
3) лексика – полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;
4) грамматика – правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения;
5) плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз;
6) самостоятельность – наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста 12 баллов (условно). 2 балла – правильное воспроизведение; последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных слово замен; наличие разных типов предложений, отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное пересказывание. 1 балл – незначительные отклонения от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз;небольшое количество подсказок. 0 баллов – неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.
Таким образом, оценка в 12 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, оценка свыше 6 баллов – среднему уровню, оценка меньше 6 баллов – низкому уровню.
При рассказывании по картинке дети, с одной стороны, опираются на ее содержание, а с другой – могут проявлять собственное творчество. Безусловно, следует подбирать картинку, доступную детям по содержанию и средствам изображения.
Детям предлагают внимательно рассмотреть картинку и составить рассказ. Рассказы фиксируются и подвергаются анализу с точки зрения предметно-логического содержания и языкового оформления.
Речь оценивается по следующим параметрам:
1) целостность - единство темы;
2) последовательность и структурное оформление;
3) связность – оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, не связанных или формально связанных между собой;
4) развернутость рассказа, его объем - измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;
5) самостоятельность – оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;
6) плавность – оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.
Количественное выражение оценки весьма условно, как и при пересказе. Методика интерпретации результатов также аналогична. Ориентируясь на обобщенную оценку указанных качеств, можно охарактеризовать примерные уровни развития связной речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методика проведения занятий по развитию связной речи"
Формирование связной речи у дошкольников через познавательно-речевую деятельность...
Методика проведения диагностики уровня художественного и творческого развития для старшей группы
Материал содержит методику проведения дивгностики уровня художественного развития дошкольников старшего возраста : формы проведения, критерии оценки, показатели уровней развития, формы подведени...
Методика проведения диагностики уровня освоения программы художественно-эстетического развития по рисованию для подготовительных групп
Материал содержит методику проведения мониторинга по трем показателям: 1) Эмоциональный отклик на художественный образ, проявление художественно-эстетического восприятия. 2) Ориентация в видах и жанра...
Выявление уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста .
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МБДОУ ДС №22 станицы Ярославская Мостовского района Краснодарского края в 2017 – 2018 учебном году в старшей возрастной г...
Презентации для проведения занятий по развитию связной речи детей 5-6 лет, 6-7 лет (по УМК О. С. Гомзяк)
Данные презентации могут стать подспорьем при проведении занятий по развитию связной речи детей 5-6 лет, 6-7 лет по УМК О. С. Гомзяк "Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников", а ...
Конспект мастер – класса для родителей «Проведение игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе. Работы, ...
Презентации для проведения занятий по развитию связной речи детей 5-6 лет, 6-7 лет (по УМК О. С. Гомзяк), (старшая, подготовительная группа)
Данные презентации могут стать подспорьем при проведении занятий по развитию связной речи детей 5-6 лет, 6-7 лет по УМК О. С. Гомзяк "Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников", а ...