Статья "Педагогические идеи К.Д. Ушинского"
статья

Герасимова Евгения Дмитриевна

Взгляды Ушинского на равноправие учебного и воспитательного процесса не теряют своей актуальности и сегодня. Сугубо обучение, —по его убеждению, - развивает и изощряет мышление, но неспособное научит соотносить личные интересы с интересами родного народа, не приучает работать на общественное благо. К. Д. Ушинский выступил как проницательный педагог и психолог, приблизив свое учение к практике подготовки матерей и воспитания малых детей в семье. Он воспринимал педагогику, так же как Й.Ф.Гербарт, и как искусство, и как науку. Одной из главнейших задач использования положений педагогических теорий усматривал в подготовке воспитателей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogicheskie_idei.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Педагогические идеи К. Д. Ушинского как основа проектирования

профессионального будущего молодых специалистов»

Взгляды Ушинского на равноправие учебного и воспитательного процесса не теряют своей актуальности и сегодня. Сугубо обучение, —по его убеждению, - развивает и изощряет мышление, но неспособное научит соотносить личные интересы с интересами родного народа, не приучает работать на общественное благо. К. Д. Ушинский выступил как проницательный педагог и психолог, приблизив свое учение к практике подготовки матерей и воспитания малых детей в семье. Он воспринимал педагогику, так же как Й.Ф.Гербарт, и как искусство, и как науку. Одной из главнейших задач использования положений педагогических теорий усматривал в подготовке воспитателей. В середине 19в. педагогу была предоставлена практическая возможность заниматься проблемой женского образования, подготовкой будущих матерей. На развитие педагогической мысли оказало большое влияние формулировка цели воспитания К. Д. Ушинским: «Слово воспитание применяется не только к человеку, а также к животным и растениям, и так же и к историческим обществам, племенам и народам, то есть к организмам всякого рода, и воспитывать в самом широком смысле слова, означает способствовать развитию какого-либо организма посредством присущей ему пищи, материальной или духовной» [2]. Изучая опыт западноевропейских детских учреждений для малолетних детей, К. Д. Ушинский отстаивает твердое убеждение в целесообразности организации начального воспитания и обучения детей до шести лет в семье или в условиях, приближенных к семейному воспитанию. Для детей, лишенных счастья домашнего воспитания, детский сад, по его мнению, может быть только тогда хорошим, когда оно больше похоже на семью. Ушинский считал систематичность-очень важным условием организации воспитательного процесса. «Только система, не внешняя, а разумно упорядоченная с учетом естественных связей между материалами знаний способна вытворять правильные понятия о действительности. Глубокий психологический анализ сути учебного процесса в учебных заведениях женского образования, дали возможность Ушинскому сформулировать важнейшие основы полного, всестороннего образования женщины. Он составлял планы организации учительских семинарий, писал учебники и методические пособия, научные статьи» [1]. Развитие педагогики и методики происходило под влиянием наследия Ушинского. Он утвердил в теории и практике значение женского образования как фундамента отечественного образования. Ушинский разработал ценнейшие учебные материалы для дошкольников «Родное слово» и «Руководство к родному слову». Многие произведения из этих сборников запланированы нами и дети в моей группе их с удовольствием слушают. Будущее образовательного дела, считал К. Д. Ушинский, должно принадлежать общественному образованию, где воспитание ребенка будет осуществляться и школой, и общественностью. Общественное образование благотворнее всего влияет на формирование личности человека, который живет общественными интересами и готов отдавать свои силы для его блага. Те педагогические теории и учебные заведения, которые отрывают ребенка от социальной и природной среды наносят ему непоправимый вред [2]. К. Д. Ушинский интересовался развитием общественного воспитания в Северной Америке. Особенностью общественного воспитания является то, что оно носит преимущественно английский характер. Патриотизм, приучение к участию в политической жизни общин и общественное самоуправление рано развивается в американской школе.  Педагог понимал взаимосвязь развития общества с прогрессом общественного образования. К оценке влияния системы общественного образования на ребенка Ушинский подошел не только как педагог, но и как гражданин. Острая критики официальной системы воспитания в России 50-70-х годов 19 в., была адресована всему буржуазному обществу. Важнейшая цель воспитания дошкольников – воспитать в ребенке любовь, уважение и привычку к труду. Художественное творчество с использованием природных материалов Ушинский называл одним из способов вовлечения в работу. Именно данный способ вовлечения детей мы используем в своей работе с детьми дошкольного возраста. Например, мы стараемся привлекать детей к оформлению интерьеров коллективов: выставляем их работы и оформляем выставки детского творчества. В комнатах мы организуем тематические выставки детских работ. Готовясь к каждому утру, мы стараемся украсить музыкальный зал в соответствии с тематикой вечеринки. Например, украшаем групповые комнаты: с приходом осени делаем соответствующие атрибуты: зонтики, листочки, капельки. Красиво оформляем углы, они должны быть понятны и доступны детям с учетом их возрастных особенностей. Все группы оборудованы художественными уголками, в них содержатся наглядно-дидактические материалы для проявления детского творчества, материалы для приобщения дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству, для обучения детей различным приемам изобразительного искусства. В группах используются разнообразные музыкальные инструменты. В саду есть костюмированная комната, где хранятся разнообразные костюмы и атрибуты. Воспитатель должен понимать душу ребенка во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания. «В образовании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила проистекает только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм учреждения, как бы хитро это ни было придумано, не могут заменить личность в вопросе воспитания. Учитель должен обладать необычайным количеством нравственной энергии, чтобы не засыпать под убаюкивающее журчание монотонной учительской жизни» [1]. Такой педагогический манифест Ушинского особенно актуален сегодня. Заслуга Ушинского заключается в том, что он осмыслил и поставил актуальность проблемы построения общественного образования как одного из необходимых условий развития общества. Стоит привести пример гениального предсказания К. Д. Ушинским будущего развития образования и воспитания личности человека, живущего общественными интересами.

Список использованной литературы

  1. Ушинский, К. Д. Внутреннее устройство североамериканских школ / К. Д. Ушинский. — Санкт-Петербург: Издательство "Лань", 2013. — 16 с. — ISBN 978-5-507-13008-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/30554
  2. Ушинский, К. Д. Лекции в Ярославском лицее / К. Д. Ушинский. — Санкт-Петербург: Издательство "Лань", 2013. — 27 с. — ISBN 978-5-507-13002-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/30548

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ К. Д. УШИНСКОГО

Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского.  Рассматриваются основные взгляды К.Д. Ушинского: идея народности воспитания, реформирование народной школы, а также отмечает, что труд-осно...

Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского в современной системе образования

Статья "Педагогические идеи К.Д. Ушинскогов современной системе...

Идеи К. Д. Ушинского в современной педагогике детства: начальное и дошкольное образование.

В 2023 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского педагога, поэта и писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Он впервые создал педагогическую теорию. Его творчество по созданию сп...

Идеи К.Д.Ушинского в современной педагогике детства: начальное и дошкольное образование.

В 2023 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского педагога, поэта и писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошк...

Применение в семейной практике педагогических идей К.Д. Ушинского

Среди основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности воспитания; реформирования народной школы. Ушинский полагал, что с раннего возраста надо знакомить детей с народ...