ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ К. Д. УШИНСКОГО
методическая разработка

Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского.  Рассматриваются основные взгляды К.Д. Ушинского: идея народности воспитания, реформирование народной школы, а также отмечает, что труд-основа воспитания.. Поднимаются проблемы воспитания в целом, воспитания нравственности и женского образования с точки зрения великого педагога. Среди наиболее значимых выводов следует отметить, что «Ушинский — наш народный учитель, его идеи актуальны в наши дни».

К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.

Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах.

 

1. Идея народности воспитания. Основополагающая идея педагогической теории Ушинского — признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Эта идея стала для прогрессивной педагогической общественности опорой в борьбе за реформы народного образования. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», — писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании» (1857).

Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

 

2. Реформирование народной школы. Народное просвещение должно быть передано в руки общества как активного организатора работы всей системы, ибо школа должна основываться на «общественном почине» и «общественной деятельности» в деле образования, самостоятельной педагогической литературе, учебных предметах, изучающих Родину, общей национальной обстановке в школе.

3. Труд — основа воспитания. Труд важнейший фактор жизни, основа воспитания. «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека», — считает Ушинский К. Д. По мнению великого педагога, «ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».

 

4. Традиции и родной язык. Воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т. е. традиции, географию, исторические особенности. Народность — изучение и уважение родного языка и родной истории. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости. Ушинский говорит, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое и не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь»

Основывая свой взгляд на воспитание , образование, К.Д.Ушинский исходит из следующего положения : если мы хотим воспитать человека во всех отношениях , мы должны его знать так же во всех отношениях.

Цель воспитания , по Ушинскому , - воспитание совершенного человека. Это очень емкое , сложное определение , включающее в себя:гуманность,образованность,трудолюбие,религиозность,патриотизм.

Педагог должен понимать душу ребенка во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания. «В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания… Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни». Такой педагогический манифест Ушинского особенно актуален в наши дни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsia_k_statye_po_ushinskomu.pptx.pdf1.25 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского в современной системе образования

Статья "Педагогические идеи К.Д. Ушинскогов современной системе...

Идеи К. Д. Ушинского в современной педагогике детства: начальное и дошкольное образование.

В 2023 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского педагога, поэта и писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Он впервые создал педагогическую теорию. Его творчество по созданию сп...

Статья "Педагогические идеи К.Д. Ушинского"

Взгляды Ушинского на равноправие учебного и воспитательного процесса не теряют своей актуальности и сегодня. Сугубо обучение, —по его убеждению, - развивает и изощряет мышление, но неспособное н...

Педагогические чтения. "Применение педагогических идей К.Д.У. Ушинского"

Великий педагог-практик К. Д. Ушинский вошел в историю педагогической науки, и до сих пор его идеи остаются основными при изучении педагогики как науки и применяются во всем мире.Мне бы хотелось корот...

Применение в семейной практике педагогических идей К.Д. Ушинского

Среди основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности воспитания; реформирования народной школы. Ушинский полагал, что с раннего возраста надо знакомить детей с народ...