Применение в семейной практике педагогических идей К.Д. Ушинского
материал
Среди основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности воспитания; реформирования народной школы. Ушинский полагал, что с раннего возраста надо знакомить детей с народной культурой, произведениями устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezaeva_oa_primenenie_v_semeynoy_praktike_pedagogicheskih_idey_k.d._ushinskogo.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение в семейной практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Резаева Ольга Александровна, учитель-логопед
Цель ФОП - разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Русские национальные ценности пропагандировались в трудах русских писателей и поэтов, одним из которых был Константин Дмитриевич Ушинский.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870) – русский педагог, писатель, основоположник дошкольной педагогики в России Он приложил немало сил, разработав полноценную педагогическую систему, в основе которой лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах…» - так писал Ушинский.
Среди основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности воспитания; реформирования народной школы. Ушинский полагал, что с раннего возраста надо знакомить детей с народной культурой, произведениями устного народного творчества. Ребенок должен уметь видеть и разделять радости и огорчения других, приходить на помощь по собственной инициативе, разрешать конфликты нравственными способами. К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа».
Неоценимый вклад вносит его творчество в воспитание детей.
Свою педагогическую практику Ушинский теоретически осмыслил в большом двухтомном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868— 1869). Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Также не устарели и отдельные положения его статьи «Родное слово» (1861). Ушинский признавал краеугольным камнем формирования личности нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств». Следует воспитывать, считал он, не навязывая ребенку своих убеждений, а пробуждая в нем «жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственно низких стремлений, так и от других».
Его произведения, помещенные в учебных книгах, заключают в себе наглядный моральный урок и несут читателям конкретные знания. В своих произведениях Константин Ушинский приближает детей к самостоятельному выводу о том, что хорошо и что плохо, как поступать в той или иной ситуации. И, конечно же, его произведения как нельзя лучшим образом заставляют ребенка мыслить, а, значит, развивать речь и родной язык.
Ушинский писал рассказы и сказки для детей.
Рассказы Константина Ушинского — творения великого педагога, собирателя фольклорных сюжетов и талантливого рассказчика, увлекают детей с первых строк произведения. В них дети встречают знакомых персонажей из народных сказок, людей и животных. Сказки и рассказы Константина Дмитриевича всегда ненавязчиво учат добру, любви к природе, умению прислушиваться к советам старших и развивать свои лучшие качества.
Например, рассказ «Дети в роще», где говорится о пагубности лени и безответственности. Помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать».
Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представление о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокойная интонация — все располагает маленького читателя к восприятию информации, заключенной в этих рассказах.
Произведения Ушинского о детях (например, «Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня») отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем.
«Четыре желания» — рассказ о черте характера — нерешительности. Герой никак не может согласовать свои чувства с разумом: все времена года кажутся ему одинаково прекрасными, и он не способен решить, какое же из них самое любимое, самое желанное.
Рассказы «Лиса Патрикеевна», «Васька» дают сведения о зверях. Также в рассказах Ушинского, например, «Умей подождать», неосторожные поступки автор подает в доступной для детей форме, заставляет задуматься ребят над своими поступками.
Особое значение для развития детей дошкольного возраста придавал К.Д. Ушинский сказкам: «Ворона и рак», «Жалобы зайки», «Козлятки и волк», «Слепая лошадь» и т.д.
Сказки К. Д. Ушинского об общечеловеческих ценностях способствуют духовно-нравственному воспитанию детей, помогают малышам познать свой внутренний мир, ощутить свою значимость в семье и в природе. Сказки учат детей доброте, дружбе, миру, любви, самопожертвованию, самодисциплине, справедливости и гармонии с окружающим миром. А также прививают уважение к старшим и способствуют пониманию семейных ценностей.
Например, сказка «Ветер и Солнце» - о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.
Сказка «Два козлика» — о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство. Если ребёнок упрям, прочитайте с ним эту сказку, посмейтесь вместе над персонажами, а потом спросите у ребенка: «А не поступаешь ли ты иногда также?» Пусть ребенок осознает, как выглядит это со стороны.
Сказка «Два плуга» о трудолюбии. Сказка «Слепая лошадь» о том, как противно предательство и том, что справедливость всегда восторжествует.
В наше время наблюдается тенденция малого общения родителей с детьми. И в целях профилактики дисгармоничных отношений можно рекомендовать чтение рассказов и сказок Ушинского дома родителями детям. Так как хорошие книги сближают семью, улучшают взаимоотношения в семье между детьми и родителями. Взрослые больше начинают понимать своего ребенка, а дети лучше узнают своих родителей. Полное доверие между детьми и взрослыми поможет им раскрыть свои сердца, и они научатся жить в мире, любви и гармонии. Родителям даётся возможность «проиграть» с ребенком разные жизненные ситуации через рассказы и сказки Ушинского.
Литература:
- Бельский В.Ю. «Ушинский К.Д. о национальном характере воспитания» Социально-гуманитарные знания - 2008 - № 6.
- Воробьева К.Н. «Антропологический подход к воспитанию» Педагогика, 2009. - №5.
- Дмитриева В.Г. «Самые популярные методики раннего развития малыша». АСТ, г.Москва, 2019г.
- Козырева Л.М. «Развитие речи», АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, Ярославль, 2007г.
- Салтанов Е.Н. «Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского» Педагогика. № 4. 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»
Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....
Проект: «Душу человека с детства развивать надо» в рамках Епархиального конкурса проектов «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в современной практике духовно-нравственного воспитания»
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре через восприятие произведений К.Д.Ушинского.Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, ч...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ К. Д. УШИНСКОГО
Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Рассматриваются основные взгляды К.Д. Ушинского: идея народности воспитания, реформирование народной школы, а также отмечает, что труд-осно...
Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского в современной системе образования
Статья "Педагогические идеи К.Д. Ушинскогов современной системе...
Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования.
К.Д. Ушинский об образовании....
Статья "Педагогические идеи К.Д. Ушинского"
Взгляды Ушинского на равноправие учебного и воспитательного процесса не теряют своей актуальности и сегодня. Сугубо обучение, —по его убеждению, - развивает и изощряет мышление, но неспособное н...
Педагогические чтения. "Применение педагогических идей К.Д.У. Ушинского"
Великий педагог-практик К. Д. Ушинский вошел в историю педагогической науки, и до сих пор его идеи остаются основными при изучении педагогики как науки и применяются во всем мире.Мне бы хотелось корот...