Рабочая программа по театрализованной деятельности "Сказочный мир"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказочный мир» (далее - программа) разработана для детей дошкольного возраста(5-7 лет) и направлена на развитие творческих способностей.
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом расширения содержания по различным парциальным программам, описанным в литературе, приведенной ниже, что обеспечивает дополнительную образовательную деятельность за рамками образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №43» г.Сыктывкара по художественно-эстетическому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_teatralizatsiya_po_shablonu_2.docx | 82.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мывкыд совмодан Сыктывкарса челядьос 43 № видзанiн»
школаодз велодан муниципальной сьöмкуд учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 43» г. Сыктывкара
ПРИНЯТА Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад 43» г.Сыктывкара «__» августа 2023г. Протокол № 1 | СОГЛАСОВАНА Советом родителей «__» августа 2023г МБДОУ «Детский сад №43» г.Сыктывкара Протокол № 1 | УТВЕРЖДЁНА Приказом № _______ от « __» сентября 2023г. Заведующего МБДОУ «Детский сад №43» г.Сыктывкара ___________Ю.В.Смирнова |
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
« Сказочный мир»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Автор-составитель:
Старцева Наталья Александровна,
музыкальный руководитель.
г. Сыктывкар
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование раздела | Стр. |
1 | Комплекс основных характеристик программы | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы | 4 |
1.3 | Содержание программы 1.3.1 Учебный план программы 1.3.2 Содержание учебного плана | 5 |
1.4 | Планируемые результаты | 7 |
2 | Комплекс организационно-педагогических условий | |
2.1 | Календарный учебный график программы | 8 |
2.2 | Условия реализации программы | 9 |
2.3 | Формы контроля | 9 |
2.4 | Методические материалы | 9 |
2.5 | Список литературы | 10 |
Приложение 1. Оценочные материалы Приложение 2. Календарно-тематический план | 11 |
- Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказочный мир» (далее - программа) разработана для детей дошкольного возраста и направлена на развитие творческих способностей.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Положением о дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной общеразвивающей программе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №43» г.Сыктывкара;
- Уставом ДОО.
Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом расширения содержания по различным парциальным программам, описанным в литературе, приведенной ниже, что обеспечивает дополнительную образовательную деятельность за рамками образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №43» г.Сыктывкара по художественно-эстетическому развитию.
АКТУАЛЬНОСТЬ заключается в том, что театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Для воспитанников театрального кружка наиболее привлекательным элементом является показ спектакля, участие в мероприятиях, а также конкурсы и фестивали.
НОВИЗНА. В программе систематизированы средства и методы театрально- игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Адресат программы: дети 5-7 лет
Объем и сроки освоения программы: 64 учебных часа, 1 учебный год (8 месяцев.)
Формы обучения: очная.
Язык обучения: русский.
Форма организации образовательного процесса: Групповая. Количество детей в группе – не более 12 человек.
Состав группы: постоянный.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 25-30 минут.
- Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные
Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Сыктывкар.
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Учить импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок.
Развивающие:
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
Развивать память, внимание, воображение, фантазию;
Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.
Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Развивать желание выступать перед родителями.
Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
Воспитательные
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала; Воспитание аккуратности старательности.
Воспитание коммуникативных способностей детей.
- Содержание программы
- Учебный план программы
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Знакомство. Что такое театр? Мир театра. | 2 |
2 | Знакомство с пьесой Г. Вихаревой «Яблонька» (вводное). Знакомство с музыкальным оформлением спектакля. Сцена «Мальчик и Девочка ухаживают за яблонькой». Сцена «Осень хозяйничает в саду» 1-й эпизод «Танец осени и Дождиков» Сцена «Осень хозяйничает в саду» 1-й эпизод «Танец Осени и Дождиков» 2-й эпизод «Соло Осени» Сцена «Гости в саду» Эпизод «Зайчики в саду» Эпизод « Лиса пожаловала в сад» Эпизод «Медведь и Птички в саду» Сцена «Мальчик и Девочка ухаживают за яблонькой» Финал. Выход Мальчика и Девочки. Эпизод «выход всех героев и угощение их яблоками» Соединение всех сцен(итоговое) Премьера спектакля «Яблонька» для родителей и детей. | 1 1 1 2 2 3 1 2 2 1 |
3 | Знакомство с русской народной сказкой «Рукавичка» (вводное). Знакомство с музыкальным оформлением спектакля. Сцена «Звери заселяются в рукавичку»: -Партия Мышки и Ежа -Партия Лисы и Волка Сцена «Звери заселяются в рукавичку» Пантомимический диалог Мышки и Ежа Диалог Лисы и Волка Сцена «Медведь в лесу» Эпизод «Выход Медведя» Сцена «Звери заселяются в рукавичку» Партия Зайчика Метель Сцена «Медведь в лесу» Эпизоды: «Выход Медведя», «Зарядка Медведя» Сцена «Звери заселяются в рукавичку» Сцена «Медведь в лесу» Эпизод «Медведь выходит к рукавичке» Сцена «Звери заселяются в рукавичку Сцена «Медведь в лесу» Эпизод «Звери гонят Медведя» Эпизод «Звери в испуге разбегаются» Сцены: «Звери заселяются в рукавичку» «Медведь в лесу» Пролог. 1-й выход Старика и Собачки Финал 2-й выход Собачки Соединение всех сцен Премьера спектакля «Рукавичка. | 1 1 2 2 1 2 1 2 1 2 1 1 2 1 1 1 1 |
4 | Знакомство со Сказкой «Муравьишка ищет секретики здоровья» Знакомство с музыкальным сопровождением спектакля Сцена «Солнце и Муравей» Партия Муравья Сцена Мишек и Муравья Танец Мишек Партия Муравья Сцена Муравья и Зайцев Партия Зайчиков Сцена Лисичек Сцена Маши, Лисичек и Муравья Сцена Пчёлок и Муравья Танец Пчёлок Сцена Ёжика Сцена Муравья и Солнца Соединение всех сцен Премьера сказки «Муравьишка ищет секретики здоровья» | 1 1 2 1 2 2 1 2 1 1 1 1 2 1 |
5 | Мастерилка. Изготовление кукол из детских носков. | 2 |
6 | Играем в театр. Роли кассира, буфетчицы, актёров, зрителей. | 1 |
7 | Выход в театр с родителями и детьми | 1 |
Всего | 64 |
- Содержание учебного плана
№ | Наименование разделов, тем | Программное содержание (задачи) |
1 | Знакомство. Что такое театр? Мир театра. | -Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально -положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса. |
2 | Знакомство с пьесой Г. Вихаревой «Яблонька» (вводное). Знакомство с музыкальным оформлением спектакля. Сцена «Мальчик и Девочка ухаживают за яблонькой». Сцена «Осень хозяйничает в саду» 1-й эпизод «Танец Осени и Дождиков» Сцена «Осень хозяйничает в саду» 1-й эпизод «Танец Осени и Дождиков» 2-й эпизод «Соло Осени» Сцена «Гости в саду» Эпизод «Зайчики в саду» Эпизод «Лиса пожаловала в сад» Эпизод «Медведь и Птички в саду» Сцена «Мальчик и Девочка ухаживают за яблонькой» Финал. Выход Мальчика и Девочки. Эпизод «Выход всех героев и угощение их яблоками» Соединение всех сцен(итоговое) Премьера спектакля «Яблонька» для родителей и детей. | -Вызвать интерес к пьесе через знакомство с её содержанием, с персонажами. -Вызвать эмоциональный отклик на музыку. -Учить выполнять «садовые работы» в соответствии с музыкой (реагировать на смену характера). -Учить создавать образ детей заботливых, трудолюбивых, через выразительные движения. -Вызвать эмоциональный отклик на музыку изобразительного характера. -Развивать умение двигаться легко по кругу, соблюдая дистанцию. -Учить различать части, в соответствии с ними исполнять движения по заданному рисунку (круг – сужение, расширение – врассыпную) -Продолжать учить свободно ориентироваться в пространстве в соответствии с музыкой. -Учить использовать условно-игровые движения( «полив») в соответствии с музыкой. -Учить передавать сюжет(демонстрирует урожай. даёт наказ собачке охранять его),исполняя выразительные движения(пантомима, жесты) -Вызвать эмоциональный отклик на музыкальную характеристику «гостей». -Учить образному перевоплощению. -Учить двигаться легко, ритмично, в соответствии с фразировкой. -Учить двигаться свободно, естественно в соответствии с образом. -учить соотносить музыку с заданной ситуацией (пытаются сорвать яблочки, убегают в испуге от собачки), используя жесты, мимику. -Вызвать эмоциональный отклик на музыку данного эпизода. -Учить различать данные партии (медведя и птички)в музыке, через изменения в её характере(спокойная – подвижная). -Учить слаженности, ритмичности в действиях. -Учить с помощью жестов и мимики передавать эмоциональное состояние героев(радость). -Вызвать эмоциональный отклик на музыку. -Учить слышать изменения в характере музыки и соответственно этим изменениям совершать последовательные выходы героев. -Развивать интерес к сценическому действу, к его результату. -Развивать воображение и веру в сценический замысел. -Учить двигаться естественно, свободно. |
3 | Знакомство с русской народной сказкой «Рукавичка» (вводное). Знакомство с музыкальным оформлением спектакля. Сцена «Звери заселяются в рукавичку»: -Партия Мышки и Ежа -Партия Лисы и Волка Сцена «Звери заселяются в рукавичку» Пантомимический диалог Мышки и Ежа Диалог Лисы и Волка Сцена «Медведь в лесу» Эпизод «Выход Медведя» Сцена «Звери заселяются в рукавичку» Партия Зайчика Метель Сцена «Медведь в лесу» Эпизоды: «Выход Медведя» «Зарядка Медведя» Сцена «Звери заселяются в рукавичку» Сцена «Медведь в лесу» Эпизод «Медведь выходит к рукавичке» Сцена «Звери заселяются в рукавичку Сцена «Медведь в лесу» Эпизод «Звери гонят Медведя» Эпизод «Звери в испуге разбегаются» Сцены: «Звери заселяются в рукавичку» «Медведь в лесу» Пролог. 1-й выход Старика и Собачки Финал 2-й выход Собачки Соединение всех сцен Премьера спектакля «Рукавичка. | -Вызвать интерес к постановке спектакля через знакомство с содержанием сказки, её героями и их характерами. -Вызвать эмоциональный отклик на музыку. -Охарактеризовать музыку в соответствии с образами сказки. -Разделить сцену на фрагменты в соответствии с музыкой и содержанием. -Вызвать желание самостоятельного поиска выразительных движений для передачи образа в соответствии с заданной ситуацией. -Развивать умение слышать фразировку и двигаться в соответствии с ней. -Развивать навык игрового взаимодействия в соответствии с заданной ситуацией через поиск нужных жестов и мимики. -Соединить две партии. -Добиваться ритмичности при выполнении выразительных движений. -Добиваться эмоционального отклика на музыкальную характеристику данного образа, поиск образных движений. -Добиваться ритмичности в исполнении основных шагов. -Учить самостоятельно, выразительно двигаться. -Развивать выразительность жестов и мимики. -Учить реагировать на смену настроения музыки (осторожная, энергичная, плаксивая),двигаться в соответствии с ней. -Вызвать эмоциональный отклик, желание самостоятельного поиска выразительных движений для передачи образа. -Развивать умение слышать фразировку и двигаться в соответствии с ней. -Учить двигаться стремительно легко, ориентируясь в пространстве. -Развивать чувство ритма в исполнении основных движений, шагов, жестов. -Добиваться пластической выразительности, точного соблюдения фразировки при исполнении выразительных движений. -учить выявлять изменения в настроении музыки и передавать это в движении, в мимике(Медведь то взбодрится, то сникнет от усталости, холода). -Закрепить ритмичное исполнение шагов, жестов. -Соединить данные сцены -Учить погружаться в заданную сюжетом и музыкой обстановку, искренне веря в неё. -Закрепить рисунок передвижения зверей. -Вызвать желание к поиску нужных жестов, мимики(звери переживают, негодуют, ругают медведя, пытаются выгнать его) -Учить импровизировать. -Учить двигаться в соответствии с заданными образами. -Добиваться качественного исполнения (ритмично, слаженно, эмоционально) -Совершенствовать навык игрового взаимодействия. -Вызвать эмоциональный отклик на музыкальное сопровождение. -Развивать навыки игрового взаимодействия через пантомимический диалог (Старик показывает подарки, Собачка соответствующим образом реагирует на каждый из них.) -Учить своевременно выходить на заданную часть музыки. -Учить передавать радость при обнаружении рукавички через жесты и мимику. -Продолжать развивать интерес к сценическому действу и к его результату. |
4 | Знакомство со Сказкой «Муравьишка ищет секретики здоровья» Знакомство с музыкальным сопровождением спектакля Сцена «Солнце и Муравей» Партия Муравья Сцена Мишек и Муравья Танец Мишек Партия Муравья Сцена Муравья и Зайцев Партия Зайчиков Сцена Лисичек Сцена Маши, Лисичек и Муравья Сцена Пчёлок и Муравья Танец Пчёлок Сцена Ёжика Сцена Муравья и Солнца Соединение всех сцен Премьера сказки «Муравьишка ищет секретики здоровья» | -Вызвать интерес к пьесе через знакомство с её содержанием, с персонажами. -Вызвать эмоциональный отклик на музыку. -Разделить сцену на фрагменты в соответствии с музыкой и содержанием. -Развивать певческие навыки -Учить своевременно вступать в пении. - Добиваться пластической выразительности, точного соблюдения фразировки при исполнении выразительных движений. -Учить петь выразительно, слушать музыку -Учить двигаться в соответствии с заданными образами -Продолжать учить свободно ориентироваться в пространстве в соответствии с музыкой. -Учить двигаться легко, ритмично, в соответствии с фразировкой -Учить выявлять изменения в настроении музыки и передавать это в движении, в мимике -Учить с помощью жестов и мимики передавать эмоциональное состояние героев -Развивать чувство ритма в исполнении основных движений, шагов, жестов. -Учить двигаться свободно, естественно в соответствии с образом. -Учить двигаться естественно, свободно. -Учить импровизировать. - Продолжать развивать интерес к сценическому действу и к его результату |
5 | Мастерилка. Изготовление кукол из детских носков. | -Познакомить детей с кукольным театром из носков: показать им как делать героев сказки из детского носка. -Способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, любви к театру. |
6 | Играем в театр. Роли кассира, буфетчицы, актёров, зрителей. | -Формировать положительные взаимоотношения и культуру поведения в общественных местах. -Совершенствовать умение создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. |
7 | Выход в театр с родителями и детьми | -Заинтересовать и вовлечь родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей, сделать их союзниками в своей работе. - Расширится кругозор детей и интерес к театральной деятельности. |
- Планируемые результаты
Реализация дополнительной образовательной программы «Сказочный мир» предполагает следующие ожидаемые результаты:
— дети научаться выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;
— дети овладеют навыками самостоятельно находить выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;
— создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
— выступать перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;
— анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
— взаимодействовать с партнером по сцене.
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график программы
| |||||
1.1. | Функционирование ДОО в течение учебного года | ДОО функционирует 5 дней в неделю: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница; выходные: суббота, воскресенье, календарные праздничные дни. | |||
1.2. | Режим работы во время учебного года | Ежедневно (кроме выходных): с 7.00 до 19.00 | |||
| |||||
2.1. | Начало учебного года | 01 октября | |||
2.2. | Окончание учебного года | 31 мая | |||
3.Количество недель в учебном году – 32 | |||||
4.Сроки проведения каникул, предусмотренные Уставом ДОО | |||||
4.1. | период | начало | окончание | ||
Зимние каникулы | 31 декабря | 09 января | |||
Летние каникулы (летняя оздоровительная работа) | 01 июня | 31 августа | |||
5. Сроки проведения мониторинга | |||||
5.1. | месяц | начало | окончание | ||
октябрь | 01 октября | 14 октября | |||
май | 15 мая | 31 мая | |||
6. Праздничные дни | |||||
6.1. | Календарные праздники (официальные выходные дни) | 4 ноября - День народного единства 1 января - Новый год 7 января - Рождество Христово 23 февраля - День защитника Отечества 8 марта - Международный женский день 1 мая - Праздник весны и труда 9 мая - День Победы | |||
7. Сроки проведения отчетных мероприятий для родителей (законных представителей) | Апрель |
- Условия реализации программы
- Методическая литература - набор – 1шт.
- Наглядный и демонстрационный материал - набор – 1шт.
- Магнитная доска – 1шт.
- Магниты – 12 шт.
- Аудиотека – набор – 1шт.
- Видеотека – набор – 1шт.
- Ноутбук – 1шт.
- Колонки – 2 шт.
- Экран – 1шт.
- Мультимедиа – 1 шт.
- Музыкальный центр – 1 шт.
- Театр Би-ба- бо – набор – 5 шт.
- Ширма для кукольного театра – 1 шт.
- Элементы костюмов: маски – набор – 10 шт., шапки – 10 шт., носы – 5 шт.
- Атрибуты для занятий и спектаклей: листья осенние – 30 шт., снежинки – 30 шт., цветы – 30 шт.
- Декорации к спектаклям: домик – 1шт., деревья – 3 шт., печка - 1 шт.
- Детские костюмы для спектаклей:
- - Костюм Белочки – 1 шт.
- - Костюм Зайчика – 3 шт.
- - Костюм Снеговик – 1 шт.
- - Костюм Снегурочки – 1шт.
- - Костюм Огоньки – 6 шт.
- - Костюм Лягушек – 4 шт.
- - Костюм Цыган – 2 шт. (д).,2 шт. (м).
- - Русские народные костюмы – 5шт(д),5 шт.(м).
- - Костюм Цветов – 6 шт.
- - Слоненок – 1шт.
- - Лев – 1шт.
- - Обезьянка – 1шт.
- - Костюм Красной Шапочки – 1шт.
- - Костюм Мальвины – 1шт.
- - Военная форма – 7 шт.(м)
- - Костюм звездочётов – 4 шт.
- Формы контроля
Перед началом обучения по программе проводится процедура входящей диагностики с целью выявления уровня творческих умений. Входящая диагностика проходит в форме педагогического наблюдения.
По итогам обучения по данной программе проводится итоговая диагностика в форме выставки с целью раскрытия способностей и таланта учащихся, формирования умения ставить перед собой цели и стремиться достичь их.
Оценочные материалы прилагаются к программе (Приложение 1)
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов освоения содержания программы – показ спектаклей.
- Методические материалы
− методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение, пояснение), наглядный (показ педагогом, демонстрация, рассматривание), практический (самостоятельная продуктивная деятельность детей), объяснительно-иллюстративный, и воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
− формы организации учебного занятия: виртуальная экскурсия, игры, упражнения, этюды, творческая мастерская, участие в фестивалях и конкурсах, показ драматизаций для детей сада и родителей, выставка театральных кукол.
− педагогические технологии - технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология, и др.
- алгоритм учебного занятия:
1. ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом;
2. речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию;
3. упражнения, этюды на развитие речевой интонации (по одному, диалоги, с использованием кукол, шапочек-масок и др.);
4. упражнения на мимику и жесты;
5. этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;
6. поэтапное разучивание спектакля (отдельные сценки, диалоги и т.д.)
- Список литературы
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000.
- Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
- Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
- Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
- Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
- Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
- Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.
- Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
- Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
- Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
- Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.
- Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.
- Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.
- Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
- Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Приложение 1
Оценочные материалы
ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
Цель: выявить начальный уровень развития актерских способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игры – драматизации.
Методы исследования на данном этапе:
1.Беседа с детьми;
2.Наблюдени и анализ театрализованной деятельности;
3.Экспериментальные занятия.
Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях
Первая часть
Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.
Наблюдение провожу в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. Результаты наблюдения фиксирую в таблице оценивая умения значками «+»,«-», фиксирую умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности. С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.
Диагностика игровых позиций детей. (октябрь)
Фамилия, имя ребёнка | Структурные компоненты игры - драматизации | ||||||||
замысел | роль | восприятие | |||||||
интерпретация | комбинирование | планирование | принятие | передача образа | импровизация | внимание | сопереживания | Воспроизведение впечатлений | |
Вторая часть диагностика связана с изучением игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений.
Этюды и упражнения на выявление актерских умений
Актерские умения - понимание эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа - голоса, мимики, пантомимики; характера выразительности моторики: в пантомимике - естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике - богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи - изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
1. Ребенку предлагаю передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:
Наша Таня громко плачет...
2. Детям предлагаю прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно):
«Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».
3. Пантомимические этюды. Котята: • сладко спят;• просыпаются, лапкой умываются;• зовут маму;• пытаются утащить сосиску; • боятся собаки; • охотятся. Покажи:-как танцует добрая фея на балу у Золушки; - как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы; - как удивляется черепашка-ниндзя;- как здоровается Снежная Королева; - как обижается Винни-Пух;- как радуется Карлсон..
4. Этюды на изменения тембра голоса.
Педагог. Киска, как тебя зовут?
Ребенок. Мяу! (Нежно)
Педагог. Стережешь ты мышку тут?
Ребенок. Мяу! (Утвердительно)
Педагог. Киска, хочешь молока?
Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)
Педагог. А в товарищи щенка?
Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо)
.5. Интонационное прочтение стихов-диалогов.
- Лизавета, здравствуй.
- Как дела зубастый?
- Ничего идут дела, голова пока цела.
- Где ты был?
- На рынке.
- Что купил?
- Свининки.
- Сколько взяли?
- Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.
- Кто отгрыз?
- Собаки.
6. Проговаривание скороговорок.
Сказочный, волшебный дом
Азбука - хозяйка в нем
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
7. Ритмическое упражнение. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка»
8. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».
Характеристику уровней знаний и умений
театрализованной деятельности
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по
театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Высокий уровень
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театра-
лизованной деятельности. Понимает основную идею литературного произ-
ведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен со-
переживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоя-
тельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет инто-
национно-образной и языковой выразительностью художественной речи и
применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фан-
тазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с кук-
лами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристи-
ки к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный
организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет
творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и те-
атрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра
и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает сло-
весные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения
и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях
героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью вос-
питателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции
воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками
кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельно-
сти. С помощью педагога подбирает музыкальные характеристики к
персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность
действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой
деятельности.
Низкий уровень
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству
только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но
не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только
с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состоя-
ния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жес-
та, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основ-
ным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декора-
ции, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками куклово-
ждения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе
работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов
к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в кол-
лективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все
операции только с помощью воспитателя.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
3 балла | 2 балла | 1 балл |
Проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности, искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре | Интересуется театральной деятельностью. Знает правила поведения в театре | Не проявляет интереса к театральной деятельности |
Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра |
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА | ||
Понимает главную идею, содержание литературного произведения, поясняет своё высказывание | Понимает главную идею литературного произведения. | Понимает произведение |
Даёт подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Даёт словесные характеристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев |
Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета |
Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога |
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЕ РАЗВИТИЕ | ||
Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства выразительности | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение | Различает эмоциональные характеристики, но затрудняется их продемонстрировать, требуется помощь воспитателя |
НАВЫКИ КУКЛОВОЖДЕНИЯ | ||
Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем | Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем | Владеет элементарными навыками кукловождения |
ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Проявляет инициативу, согласованность с партнёром, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнёром, в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Приложение 2
Календарно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения (план) | Дата проведения (по факту) |
1 | Знакомство. Что такое театр? Мир театра. | 2 | 03.10.23 05.10.23 | |
2 | Знакомство с пьесой Г. Вихаревой «Яблонька» (вводное). | 1 | 10.10.23 | |
Знакомство с музыкальным оформлением спектакля. | 1 | 12.10.23 | ||
Сцена «Мальчик и Девочка ухаживают за яблонькой». | 1 | 17.10.23 | ||
Сцена «Осень хозяйничает в саду» 1-й эпизод «Танец осени и Дождиков» | 2 | 19.10.23. 24.10.23 | ||
Сцена «Осень хозяйничает в саду» 1-й эпизод «Танец Осени и Дождиков» 2-й эпизод «Соло Осени» | 2
| 26.10.23 31.10.23 | ||
Сцена «Гости в саду» Эпизод «Зайчики в саду» Эпизод « Лиса пожаловала в сад» Эпизод «Медведь и Птички в саду» | 3 | 02.11.23 07.11.23 09.11.23 | ||
Сцена «Мальчик и Девочка ухаживают за яблонькой» Финал. Выход Мальчика и Девочки. | 1 | 14.11.23 | ||
Эпизод «выход всех героев и угощение их яблоками» | 2 | 16.11.23 21.11.23 | ||
Соединение всех сцен(итоговое) | 2 | 23.11.23 28.11.23 | ||
Премьера спектакля «Яблонька» для родителей и детей. | 1 | 30.11.23 | ||
3 | Знакомство с русской народной сказкой «Рукавичка» (вводное). | 1 | 05.12.23 | |
Знакомство с музыкальным оформлением спектакля. | 1 | 07.12.23 | ||
Сцена «Звери заселяются в рукавичку»: -Партия Мышки и Ежа -Партия Лисы и Волка | 2 | 12.12.23 14.12.23 | ||
Сцена «Звери заселяются в рукавичку» Пантомимический диалог Мышки и Ежа Диалог Лисы и Волка | 2 | 19.12.23 21.12.23 | ||
Сцена «Медведь в лесу» Эпизод «Выход Медведя» | 1 | 26.12.23 | ||
Сцена «Звери заселяются в рукавичку» Партия Зайчика Метель | 2 | 28.12.23 09.01.24 | ||
Сцена «Медведь в лесу» Эпизоды: «Выход Медведя», «Зарядка Медведя» | 1 | 11.01.24 | ||
Сцена «Звери заселяются в рукавичку» Сцена «Медведь в лесу» | 2 | 16.01.24 18.01.24 | ||
Эпизод «Медведь выходит к рукавичке» | 1 | 23.01.24 | ||
Сцена «Звери заселяются в рукавичку Сцена «Медведь в лесу» | 2 | 25.01.24 30.01.24 | ||
Эпизод «Звери гонят Медведя» | 1 | 01.02.24 | ||
Эпизод «Звери в испуге разбегаются» | 1 | 06.02.24 | ||
Сцены: «Звери заселяются в рукавичку» «Медведь в лесу» | 2 | 08.02.24 13.02.24 | ||
Пролог. 1-й выход Старика и Собачки | 1 | 15.02.24 | ||
Финал 2-й выход Собачки | 1 | 20.02.24 | ||
Соединение всех сцен | 1 | 22.02.24 | ||
Премьера спектакля «Рукавичка. | 1 | 27.02.24 | ||
4 | Знакомство со Сказкой «Муравьишка ищет секретики здоровья» | 1 | 29.02.24 | |
Знакомство с музыкальным сопровождением спектакля | 1 | 05.03.24 | ||
Сцена «Солнце и Муравей» Партия Муравья | 2 | 07.03.24 12.03.24 | ||
Сцена Мишек и Муравья Танец Мишек Партия Муравья | 3 | 14.03.24 19.03.24 21.03.24 | ||
Сцена Муравья и Зайцев Партия Зайчиков | 2 | 26.03.24 28.03.24 | ||
Сцена Лисичек | 2 | 02.04.24 04.04.24 | ||
Сцена Маши, Лисичек и Муравья | 1 | 09.04.24 | ||
Сцена Пчёлок и Муравья Танец Пчёлок Сцена Ёжика | 2 | 11.04.24 16.04.24 | ||
Сцена Муравья и Солнца | 1 | 18.04.24 | ||
Соединение всех сцен | 2 | 23.04.24 25.04.24 | ||
Премьера сказки «Муравьишка ищет секретики здоровья» | 1 | 02.05.24 | ||
5 | Мастерилка. Изготовление кукол из детских носков. | 2 | 07.05.24 14.05.24 | |
6 | Играем в театр. Роли кассира, буфетчицы, актёров, зрителей. | 1 | 16.05.24 | |
7 | Выход в театр с родителями и детьми | 1 | 21.05.24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по театрализованной деятельности
Данная программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 6—7 лет (подготовительной группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания п...
Рабочая программа по театрализованной деятельности для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Пояснительная записка Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным напр...
Рабочая программа по театрализованной деятельности от 3 до 7 лет
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетиче...
Рабочая программа по театрализованной деятельности "Театральная мозаика»
Рабочая программа по театрализованной деятельности...
Рабочая программа кружка театрализованной деятельности для старших дошкольников "Эта волшебная сказка"
Программа кружка по театрализованной деятельности рассчитана на 1 год. Предполагает введение дошкольников в мир театра, имеет главной целью закладывание основ воспитания творческой личност...
Рабочая программа по театрализованному кружку "Фантазия"
Театр в детском саду являеться важным фактором развития гарманичной личности, способствуя самоутверждению, самораскрытию и самореализации личности ребенка в обществе посредством раскрепощения эт...