Организация деятельности кружка "Русская изба" в МБДОУ "Детский сад №4 "Снежинка" ГО "Жатай"
статья (старшая группа)
Работа кружка осуществляется вне занятия, на досуговых мероприятиях, в индивидуальной работе, самостоятельной игровой деятельности. Занятия проводятся по подгруппам по 5-7 человек, во второй половине дня. (2 занятия в неделю). Продолжительность занятия: средняя группа – 20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная к школе группа – 30 мин.
В старшей группе дети углубляют представления о русской избе, особенностях ее строительства, внешнем и внутреннем убранстве, используют заклички, колядки, небылицы, считалки, участвуют в драматизации сказок, учатся понимать и объяснять содержание пословиц и поговорок. Знакомятся с историей возникновения книги, азбуки, ее предшественников; предметов быта (ложка, зеркало, часы). Дети продолжают узнавать новое об истории возникновения народных праздников и участвовать в них: «Благовещение».
В подготовительной группе дети продолжают знакомство с предметами домашнего обихода русской избы - печки, ее назначении, приспособлениях (ухват, кочерга, деревянная лопата, помело); со способами изготовления игрушек – кукол – самоделок, углубляют знания о видах народного искусства (хохлома, гжель), знакомятся с различными видами женского рукоделия, мужскими ремеслами, учатся понимать и объяснять значение слов: музей, экспонаты, выставка, экскурсовод. Кроме того, здесь дети встречаются с местным мастером – умельцем по работе с берестой. Дети с огромным интересом наблюдают за работой этого народного умельца: как он умеет делать красиво, прочно, добротно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samootchet_po_kruzhku.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоотчет о проделанной работе по деятельности кружка «Русская изба»
Кружок «Русская изба» направлен на приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа кружка разработана на основе авторской программы В.Н. Косаревой «Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет» (размещена на официальном сайте ДОУ: https://snezhinka-jatay.obr.sakha.gov.ru/ms/metodicheskaja-kopilka ).
Программа рассчитана на 4 года: от 3 –7 лет.
Цель программы: духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского народа.
Методы и приёмы работы с детьми:
- Наглядный метод
- Словесный метод
- Игровой метод
- Практический метод
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой: познавательные беседы, метод интеграции, рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, оформление в детском саду мини-музея и выставок изделий русского декоративно-прикладного искусства, дидактические игры, экспериментирование с различными художественными материалами, развлечения, фольклорные праздники, предпраздничные посиделки, заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен и.т.д.
Работа кружка осуществляется вне занятия, на досуговых мероприятиях, в индивидуальной работе, самостоятельной игровой деятельности. Занятия проводятся по подгруппам по 5-7 человек, во второй половине дня. (2 занятия в неделю). Продолжительность занятия: средняя группа – 20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная к школе группа – 30 мин.
В старшей группе дети углубляют представления о русской избе, особенностях ее строительства, внешнем и внутреннем убранстве, используют заклички, колядки, небылицы, считалки, участвуют в драматизации сказок, учатся понимать и объяснять содержание пословиц и поговорок. Знакомятся с историей возникновения книги, азбуки, ее предшественников; предметов быта (ложка, зеркало, часы). Дети продолжают узнавать новое об истории возникновения народных праздников и участвовать в них: «Благовещение».
В подготовительной группе дети продолжают знакомство с предметами домашнего обихода русской избы - печки, ее назначении, приспособлениях (ухват, кочерга, деревянная лопата, помело); со способами изготовления игрушек – кукол – самоделок, углубляют знания о видах народного искусства (хохлома, гжель), знакомятся с различными видами женского рукоделия, мужскими ремеслами, учатся понимать и объяснять значение слов: музей, экспонаты, выставка, экскурсовод. Кроме того, здесь дети встречаются с местным мастером – умельцем по работе с берестой. Дети с огромным интересом наблюдают за работой этого народного умельца: как он умеет делать красиво, прочно, добротно…
Пополнение Центра кружка за последние 3 года:
- Картотека русских народных игр – 1;
- Настольные игры – 10: «Волчек» «Бирюльки» «Крашенки» « Блошки в плошке» «Кошки мышки» «Русские узоры», « Кубарь», печатные игры «Промыслы», «Судоку», «Разрезные картинки»;
- Дидактическая игра – 2: игра - пазл "Народные промыслы», дидактическая игра «ВЧЕРА И СЕГОДНЯ»;
- Демонстрационный материал – 11: стиральная доска «Ухти-Тухти», старинный утюг на углях, берестяные лапти, берестяные туески, мини деревянный ткацкий станок тематические комплекты: «Россия» части 1,2,3,4,5,6.
- Сценический народный русский костюм для руководителя центра.
- Музыкальные инструменты – 9: балалайка, гусли трещетка, рубель. Коробочка, бич-хлопушка, вертяшка, колотушка, палочки, бубенец.
Результат мониторинга на конец 2020 - 2021 года показал, что воспитанников с низким уровнем усвоения программы 20% , со средним уровнем их число снизилось до 40 % за счет воспитанников с высоким уровнем усвоения материала - 40 %. К концу учебного года наблюдалась положительная динамика по все показателям.
На конец 2021 – 2022 учебного года был проведен мониторинг уровня освоения детьми старшей группы основных направлений Программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Результат мониторинга показал, к концу года наблюдается увеличение низкого уровня до 41,7 %, что связано с тем, это связанно с увеличением количества воспитанников, которые начали впервые свое обучение по данной программе. За счет увеличения низкого уровня снизился средний уровень: 58,3%. В конце учебного года наблюдалось среднее овладение материалом по программе. Это связанно с частыми пропусками занятий в связи с болезнью.
В конце 2022 – 2023 учебного года проведенный мониторинг показал, что воспитанники с высоким уровнем усвоения программы отсутствуют, со средним уровнем – 51,9 %, низким – 48,1 %. К концу учебного года высокий результат по знанию предметов быта и народных промыслов, самый низкий – русский народный фольклор.
Проведенный мониторинг показал на какие аспекты в работе следует обратить более пристальное внимание и включить их в предстоящие задачи.
В ходе осуществления данного кружка была создана обстановка, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила детям особый комплекс ощущений. Уникальные условия способствовали развитию представлений о культуре русского народа, пониманию закономерностей происходящего, развитию речи, а также формированию у ребенка уверенности в своих силах, умения сотрудничать, развитию коммуникативных навыков.
Результативность деятельности кружка
2020 - 2021 | ||
Месяц | Содержание деятельности | Отметка о выполнении |
Сентябрь | 1. Изучение методической литературы по выбранной теме. 2. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического применения. | 1. Подбор и изучение литературы по теме 2. Пополнение оборудования и пособия для практического применения. |
Октябрь | Дистанционный конкурс развивающей среды по русской культуре в формате видеороликов. МБДОУ №5 «Радуга» | Диплом II степени |
Ноябрь | НОД, развлечение на тему «Синичкин день». Дистанционные взаимопросмотры. МБДОУ №81 «Солнышко» | Сертификат за распространение опыта. |
Декабрь | Конкурс рисунков и поделок « Ярмарочный балаган. Петрушка» МБДОУ №4 «Снежинка» | Грамоты 1, 2, 3 место. |
Декабрь | Управление образования Окружной администрации города Якутска | Благодарственное письмо, педагогу. |
Февраль | Фестиваль «Русских народных игр» МБДОУ ЦРР Д/С № 16 «Золотинка» | Сертификат участника |
2021 - 2022 | ||
Октябрь | Дистанционные взаимопросмотры «Капустные вечёрки» НОД, Развлечение. МБДОУ Д/С № 4 «Снежинка» | Сертификат о распространении опыта. |
Республиканский дистанционный, заочный конкурс ручных поделок и оформления интерьера « Мастер педагог – 2021» | Диплом I степени. | |
Ноябрь | Проект «Традиции и обычаи русского народа» МБДОУ №69 «Брусничка» | Сертификат. |
Конкурс личных сайтов педагогов по РНК МБДОУ № 33 «Теремок» | Грамота I место. | |
Февраль 2022 | Городской дистанционный фестиваль «Поэзия народного костюма» МБДОУ ЦРР Д/С №81 | Диплом II |
Март 2022 | Фестиваль методических разработок Широкая Масленица среди ДОУ МО «Русская народная культура» МБДОУ № 16 «Золотинка» | Диплом II |
Март 2022 | Соревнования по русским народным играм среди детей ДОУ МО по РНК г.Якутск МБДОУ ЦРР Д/С №33 «Теремок» | Грамота I место Грамота II место Грамота III место |
2022 - 2023 | ||
Октябрь | МБДОУ № 9 «Золотая рыбка», Мастер - класс «Народный костюм» | Сертификат |
Октябрь | Конкурс «Хлеб Всему голова» , номинация «Лучший сценарий досуга» | Диплом II (педагог) |
Конкурс «Хлеб Всему голова» , номинация рисунок; Обутов Михаил | Диплом II | |
Самойлова Алиса | Сертификат | |
Январь | Конкурс дидактических игр по русской культуре МБДОУ № 33 «Теремок» | Сертификат. Нина Александровна Захарова - 2 место |
Март | Фестиваль русского фольклора МБДОУ № 33 «Теремок» | Сертификат |
Май | Фестиваль мастер –классов «Народная кукла оберег» МБДОУ ЦРР Д/С № 16 «Золотинка» | 1 место |
Реализация программы позволила повысить интерес дошкольников к занятиям, изучению и сохранению культурного наследия народа. Каждый ребенок получил возможность проявить себя в драматизации сказок, проведении игр, выполнении творческих заданий. Большой интерес к центру проявили родители. Они помогли обогащению развивающее предметно пространственной среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности "Русская изба"
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Задачи:Формировать интерес к русской народной...
Непосредственно-образовательная деятельность : «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».
Непосредственно-образовательная деятельностьПо развитию речи во 2 младшей группе на РМОВоспитатель: Л.В.Вербина февраль 2012г. Тема: «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».Цел...
Статья на тему: Организация деятельности старших дошкольников в условиях мини музея Русская изба
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по другому, много себе заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. Большинство людей, к сожалению, очень поверхностно знакомо...
Непосредственная образовательная деятельность "Русская изба"
Цель:Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи:1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялк...
Конспект занятия по кружковой деятельности ""Русская изба. На тему: "Котик, котик, поиграй"
Конспект занятия по кружковой деятельности "Русская изба". На тему: "Котик, котик, поиграй"...
Организация деятельности кружка "Русская изба" в МБДОУ "Детский сад №4 "Снежинка" ГО "Жатай"
Работа кружка осуществляется вне занятия, на досуговых мероприятиях, в индивидуальной работе, самостоятельной игровой деятельности. Занятия проводятся по подгруппам по 5-7 человек, во второй половине ...
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуры через организацию музея Русская изба»
Музей Русская изба стал своеобразным центром народной культуры, открытым для разных категорий людей, причастных к идее духовного и культурного возрождения. За небольшой период работы в...