Непосредственная образовательная деятельность "Русская изба"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Заигралова Лариса Владиславовна

Цель:

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

 

Задачи:

1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, чугунок, ухват, люлька и т.д.)

2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).

3. Развивать связную  речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.

4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkaya_izba.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Ласточка»

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

с детьми в старшей группе

«Русская изба»

   

                           

Воспитатель: Заигралова Л.В

 Цель: 

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, чугунок, ухват, люлька и т.д.)

2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).

3. Развивать связную  речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.

4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Методы и приёмы:

 Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание старинных вещей);

Практические (дидактическая «Что было, что стало»,  игра «Игра с ложками»).

Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта ( стол, старинная посуда, утюг,  самовар, валенка, лапти  и т.д.); блюдечко с яблочком, шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; деревянные ложки; русский народный костюмы; музыкальное сопровождение.

                     

Ход занятия.

Воспитатель входит в мини-музей «Русская изба» с детьми  под русскую народную музыку.

Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки давным – давно. Сейчас наша страна  называется Россией, а раньше называлась коротким словом Русь.

                  Слава нашей стороне,

                  Слава русской старине!

                  И про эту старину,

                  Я рассказ свой поведу.

                  Чтобы дети знать могли

                  О делах родной земли!

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше попадало в избу холодного воздуха и выходило тёплого.  Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить. А вы знаете, что было главным в избе? Посмотрите внимательно, что больше всего занимает место?

Ответы детей: Печка.

Воспитатель: Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли.  Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

  1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

                           (печь)

  1. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт.

                          (ухват).

  1. У нас в печурочки,

Золотые чурочки.

                           (дрова в печи)

  1. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

                              (чугунок)

  1. Чёрный конь,

Скачет в огонь.

                        (кочерга).

  1. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…

                          (самовар).

 

  1.  Сама не ест,

 А людей кормит.

                                  (ложка).

  1.   Ходит каток,

  По паре порток.

                                  (утюг).

  1.   Эту обувь не забыли,

  Хоть давным-давно носили.

  Влезут дети на полати,

  У печи оставят…

                                 (лапти)

Воспитатель: Ребята, вам понравились  загадки?

 Все предметы в доме были сделаны из дерева и немного из металла (деревянные лыжи, музыкальные инструменты, корыто, коромысло, посуда, ухваты) А хотите  поиграть с ложками. Для этого каждый возьмёт себе по две ложки и будет повторять за мной напевая простую песенку:

Вот какие ложки, ложки у ребят,

Ложки очень весело стучат…

Вот так (ложка об ложку),

И вот так (о коленочки),

И  вот так (ложка об ложку тихо).

Вот какие ложки, ложки у ребят,

Ложки очень весело стучат…

Воспитатель: Ребята на Руси в старину люди жили в деревянных избах. Почти около каждой избы стоял колодец, из которого люди, с помощью коромысла и ведер, домой носили воду. Самая главная в русском доме была печка. Она и кормила людей, и обогревала их в зимние морозы, и спать укладывала. Ещё в каждой избе был «Красный угол». Это место находилось в светлом углу дома и стояли в нём разные иконы, украшенные вышитыми полотенцами (рушниками). Для малышей люди делали люльки. Эти люльки были приделаны к потолку,  и их можно было покачать, укачивая младенца. Кроме деревянной посуды, ещё делали посуду из глины (горшки, чугунки, миски). Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду, русский народ прял пряжу. Для этого использовали веретёна и прялку.  Прялка помогала сучить нить. Вот такие сарафаны шили русские умелицы. А так красиво вышивали русские женщины полотенца.

Мужчины долгими вечерами плели лапти, в которых ходила вся семья. А для зимы русский народ  валяли из пряжи тёплые валенки, которые и в наше время очень все любят.

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали,  как жили раньше люди.

 Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»

  1. Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
  2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
  3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
  4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
  5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.

Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.

Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»

      Вот он хлебушек душистый,

                   Вот он тёплый, золотистый.

                   В нём здоровье наше, сила,

                   В нём чудесное тепло.

                   Сколько рук его растило,

                    Охраняло, берегло.

                    В нём земли родимой соки,

                    Солнца свет весёлый в нём.

                    Уплетай за обе щёки,

                    Вырастай богатырём!

Воспитатель: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать гостей.  А я для вас каравай  испекла, пышный да румяный, по вкусу похожий на хлеб . А теперь мне так хочется вас угостить.  Хотите  чай из самовара, да вкусный каравай попробовать.  

(Под весёлую музыку Воспитатель  угощает детей караваем  и наливает чай из самовара).    

Итог

Непосредственной образовательной деятельности

  1. Понравилось ли вам дети в Русской избе? Ответы детей.
  2. Какие старинные слова вы сегодня услышали? Ответы детей.
  3. Что нового вы сегодня узнали? Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) НА ТЕМУ: «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе».

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)на Тему: «Православная культура»Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе»....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) НА ТЕМУ: «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе».

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)на Тему: «Православная культура»Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе»....

Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»

Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.  Ребенок входит в мир социал...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в группе общеобразовательной направленности детей от 5 до 6 лет «Русская изба»

Цель занятия: приобщение детей к ценностям и традициям русской народной культуры. Обучающие задачи:  формировать представление об облике и быте русской деревни,    познакомит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.Тема "Изба".

Познакомить детей с интерьером русской избы, предметами русского быта.Воспитывать уважение к родной культуре и традициям....

Непосредственно-образовательная деятельность : «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».

Непосредственно-образовательная деятельностьПо развитию речи во 2 младшей группе на РМОВоспитатель: Л.В.Вербина   февраль 2012г. Тема: «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».Цел...

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...