Непосредственная образовательная деятельность "Русская изба"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Цель:
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, чугунок, ухват, люлька и т.д.)
2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
3. Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.
4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkaya_izba.docx | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Ласточка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
с детьми в старшей группе
«Русская изба»
Воспитатель: Заигралова Л.В
Цель:
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, чугунок, ухват, люлька и т.д.)
2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
3. Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.
4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Методы и приёмы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);
Наглядные (рассматривание старинных вещей);
Практические (дидактическая «Что было, что стало», игра «Игра с ложками»).
Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта ( стол, старинная посуда, утюг, самовар, валенка, лапти и т.д.); блюдечко с яблочком, шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; деревянные ложки; русский народный костюмы; музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Воспитатель входит в мини-музей «Русская изба» с детьми под русскую народную музыку.
Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки давным – давно. Сейчас наша страна называется Россией, а раньше называлась коротким словом Русь.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше попадало в избу холодного воздуха и выходило тёплого. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить. А вы знаете, что было главным в избе? Посмотрите внимательно, что больше всего занимает место?
Ответы детей: Печка.
Воспитатель: Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
- Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает.
(печь)
- Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт.
(ухват).
- У нас в печурочки,
Золотые чурочки.
(дрова в печи)
- Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
(чугунок)
- Чёрный конь,
Скачет в огонь.
(кочерга).
- Выпускает жаркий пар,
Древний чайник…
(самовар).
- Сама не ест,
А людей кормит.
(ложка).
- Ходит каток,
По паре порток.
(утюг).
- Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят…
(лапти)
Воспитатель: Ребята, вам понравились загадки?
Все предметы в доме были сделаны из дерева и немного из металла (деревянные лыжи, музыкальные инструменты, корыто, коромысло, посуда, ухваты) А хотите поиграть с ложками. Для этого каждый возьмёт себе по две ложки и будет повторять за мной напевая простую песенку:
Вот какие ложки, ложки у ребят,
Ложки очень весело стучат…
Вот так (ложка об ложку),
И вот так (о коленочки),
И вот так (ложка об ложку тихо).
Вот какие ложки, ложки у ребят,
Ложки очень весело стучат…
Воспитатель: Ребята на Руси в старину люди жили в деревянных избах. Почти около каждой избы стоял колодец, из которого люди, с помощью коромысла и ведер, домой носили воду. Самая главная в русском доме была печка. Она и кормила людей, и обогревала их в зимние морозы, и спать укладывала. Ещё в каждой избе был «Красный угол». Это место находилось в светлом углу дома и стояли в нём разные иконы, украшенные вышитыми полотенцами (рушниками). Для малышей люди делали люльки. Эти люльки были приделаны к потолку, и их можно было покачать, укачивая младенца. Кроме деревянной посуды, ещё делали посуду из глины (горшки, чугунки, миски). Для того, чтобы сшить или связать себе какую-нибудь одежду, русский народ прял пряжу. Для этого использовали веретёна и прялку. Прялка помогала сучить нить. Вот такие сарафаны шили русские умелицы. А так красиво вышивали русские женщины полотенца.
Мужчины долгими вечерами плели лапти, в которых ходила вся семья. А для зимы русский народ валяли из пряжи тёплые валенки, которые и в наше время очень все любят.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.
Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»
- Раньше носили лапти, а сейчас…(сапоги)
- Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
- Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
- Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
- Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.
Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.
Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»
Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Воспитатель: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать гостей. А я для вас каравай испекла, пышный да румяный, по вкусу похожий на хлеб . А теперь мне так хочется вас угостить. Хотите чай из самовара, да вкусный каравай попробовать.
(Под весёлую музыку Воспитатель угощает детей караваем и наливает чай из самовара).
Итог
Непосредственной образовательной деятельности
- Понравилось ли вам дети в Русской избе? Ответы детей.
- Какие старинные слова вы сегодня услышали? Ответы детей.
- Что нового вы сегодня узнали? Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) НА ТЕМУ: «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе».
Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)на Тему: «Православная культура»Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе»....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) НА ТЕМУ: «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе».
Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД)на Тему: «Православная культура»Сценарий театрализованного мини-спектакля в «русской избе»....
Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»
Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социал...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в группе общеобразовательной направленности детей от 5 до 6 лет «Русская изба»
Цель занятия: приобщение детей к ценностям и традициям русской народной культуры. Обучающие задачи: формировать представление об облике и быте русской деревни, познакомит...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.Тема "Изба".
Познакомить детей с интерьером русской избы, предметами русского быта.Воспитывать уважение к родной культуре и традициям....
Непосредственно-образовательная деятельность : «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».
Непосредственно-образовательная деятельностьПо развитию речи во 2 младшей группе на РМОВоспитатель: Л.В.Вербина февраль 2012г. Тема: «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».Цел...
конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...