Самообразование
материал

ЗОТОВА МАРГАРИТА ХАРИТОНОВНА

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon margarita_samoobrazovanie.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» п.Горноправдинск»

 

Работа по самообразованию

«Сенсорное развитие детей раннего возраста

посредством игровой деятельности».

                                                                              Составила:

воспитатель

Зотова М.Х.              

Работа по самообразованию

воспитателя группы  раннего возраста

Тема по самообразованию:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Актуальность:

В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста  аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста.

      Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем дошкольном детстве трудно переоценить.

          Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.        

 Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

       Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.  Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

                Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Цель работы по самообразованию:

  1. систематизация знаний по методике сенсорного развития детей раннего возраста,   изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий;
  2. повышение педагогического уровня, профессионального мастерства;

Задачи работы по самообразованию:

  1. расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
  2. обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение  новых игр при участии родителей);
  3. педагогическое просвещение родителей по теме «Сенсорное развитие детей раннего  возраста»;

Объекты в работе по самообразованию:

  • Дети 1-2 лет;
  • Семьи детей  посещающих детский сад;
  • Педагогический персонал детского сада;

Методы работы с детьми раннего возраста:

  • Игровой метод (дидактические игры);
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
  • Практический метод – показ способов действия с предметами;

Формы организации деятельности с детьми раннего возраста: 

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная;

Ожидаемые результаты:

  • Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 1-2 лет средствами игровой деятельности  в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
  • Сформированные представления у детей раннего возраста о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них;

Формы работы

Сроки

Форма отчета

Сбор, изучение и анализ информации, работа с методической и периодической литературой на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Октябрь 2022год

(+ в течение года)

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды окружающей детей раннего возраста.

В течение года

Наличие игр по сенсорному развитию

Подготовка анкет к анкетированию родителей.

Ноябрь 2022год, май 2023год

Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)

Размещение на официальном сайте МКДОО «Ромашка» консультации для педагогов «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей».

Январь 2023 год

Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей».

Размещение на официальном сайте МКДОО «Сказка» консультации для педагогов «Дидактические игры на развитие сенсорики у детей».

Апрель 2023 год

Консультация «Дидактические игры на развитие сенсорики у детей».

Отчет по самообразованию

Май 2023 год

  • Сотрудничество ДОО и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 1 – 2 лет;

Этапы работы:

  1. Информационно-педагогический блок
  1. Работа с детьми

3.        Работа с родителями

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепки, элементарному конструированию.    

В течение года

Работы детей

 Дидактические игры:

  1. «Чудесный мешочек»
  2. «Определи на ощупь»
  3. «Платочек для куклы Кати»
  4. «Найди пару»
  5. «Сенсорные дощечки» (оказывают помощь в изготовлении родители воспитанников).

Октябрь – ноябрь 2023 год.

В течение года

Изготовление картотеки дидактических игр для детей раннего дошкольного возраста.

Дидактические игры:

  1. «Найди прищепку»
  2. «Собери животных»
  3. «Собери новогоднюю гирлянду»
  4. «Тактильный мешочек» (изготовление, используя различные по текстуре материалы).

Декабрь - январь 2022 - 2023год

В течение года

Дидактические игры:

      1. «Разноцветные кружки»

      2. «В какую коробку?»

      3. «Дальше – ближе»

      4. «Найди дерево»

      5. «Собери листочки»

Февраль – март 2023 год

Закрепление пройденного материала с детьми

Апрель-май 2023год

  1. Проведение анкетирования на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Ноябрь 2022 год

Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)

  1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

В течение года

Наличие игр по сенсорному развитию

  1. Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

В течение года

  1. Консультация (папка – передвижка) для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

Ноябрь 2022год

Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

  1. Размещение на официальном сайте МКДОО «Сказка», в приёмной группы фотоотчета «С интересом мы играем и сенсорику развиваем».

Январь 2023 год

Фотоотчет «С интересом мы играем и сенсорику развиваем».

  1. Консультация  (папка – передвижка) «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста»

Февраль 2023 год

Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста»

  1. Консультация  (папка – передвижка) «Дидактические игры – что это такое?»

Апрель 2023год

Консультация   «Дидактические игры – что это такое?»

  1. Проведение анкетирования на тему «Чему мы научились за год…»

Май 2023 год

Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...