Карта самообразования педагога
материал

 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через музейную деятельность.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samobrazovanie.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Карта самообразования педагога

Ф.И.О. педагога : Исабекова Г.С

Название темы:

 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через музейную деятельность.»

                      План самообразования педагога

Этапы работы:

- формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановки целей и задач;

- планирование работы по самообразованию;

- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) ;

- практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и оформление развивающей предметно –пространственной среды, организация и проведение обзорных экскурсий, проведение практической части работы с детьми .

Методы и приемы: наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация), словесные (объяснение, разъяснение, беседа), творческая деятельность (лепка, рисование)  игровые технологии, экспериментирование, ИКТ.

Форма работы: индивидуальная.

Направление: социально-личностное

Возраст: старший дошкольный

Начало работы: сентябрь

Форма самообразования: индивидуальная

Цель: Повышение своего  теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Формировать у детей дошкольного возраста ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических традициях русского народа.

Задачи:

1. Формировать у воспитанников первоначальные представления о мини – музее,  культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;

2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами;

3. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности;

4. Помочь родителям познать значимость народной культуры в воспитании детей и повысить их педагогическую компетентность.

Ожидаемые результаты:

Для  воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационной  педагогической  технологией – как музейная педагогика;
  • умение активизировать творческие способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной и совместной  деятельности.

У детей сформируется:

  • расширенный  кругозор и  представления воспитанников о музее;
  • познавательный интерес у детей и взрослых  к истории культуры , быта, земледелия; видам сельскохозяйственных работ по выращиванию хлеба и народным промыслам, сельскохозяйственным профессиям;
  • заинтересованность детей и их родителей поисково – исследовательской деятельностью,  в сотрудничестве с педагогами.
  •  У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.


    Основные вопросы:

  • изучение психолого-педагогической литературы по музейной  педагогики и  деятельности ;
  • актуальность применения направлений музейной педагогики в образовательном процессе с дошкольниками; учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  • познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора;
  • развитие  способности и потребности самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
  • внедрение инновационной деятельности (музейная педагогика) в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста, помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

  • изучение педагогического опыта  других педагогов;


 

   Актуальность

    В условиях глубоких изменений социокультурной деятельности, интенсивного развития компьютерных технологий, телевидения, сети интернет, современные родители и их дети, к сожалению, поверхностно знакомы со своей национальной культурой и традициями. Поэтому особую актуальность приобретает проблема приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа на основе выделения в ней общечеловеческих ценностей.

    Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

  К сожалению, многие дети не знают о труде людей выращивающих хлеб и как долог его путь, относятся к хлебу неуважительно. А в мини- музее хлеба в ДОУ есть возможность показать и доказать детям,  что «булки на дереве не растут», что очень много профессий трудятся, чтобы хлеб оказался у нас на столе. У нас в мини-музее есть макеты орудий ручного сельскохозяйственного труда и картины, рассказывающие как сеяли, выращивали, собирали зерно в старые времена и как делается это сейчас, когда появилась сельскохозяйственная техника.

   Одним из принципов ФГОС ДО  является - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.  Познавательное развитие предполагает  развитие первичных  представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

       Этапы реализации самообразования:

Первый этап (организационно-теоритический: сентябрь – декабрь.) – Оформление  и ведение работы по обогащению  и пополнению экспонатами музея , анализ имеющихся условий, оформление предметно –пространственной среды в мини – музее.

Второй этап (накопительно-практический: январь – март - практическое осуществление деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через музейную деятельность. Проведение обзорных экскурсионных занятий  с детьми (подгруппами).  Реализация детско-родительских проектов. Изготовление буклетов для родителей «Нравственное воспитание через народные сказки» и др. Организация выставок. Участие с детьми в конкурсах.

Третий этап (заключительный: март – май  .) – осуществление распространения опыта, презентации полученных результатов.

По данной теме  пройдены следующие этапы самообразования:

                     Этапы работы по самообразованию

Содержание работы

Форма работы

дата

1. Изучение методической литературы

2.Изучение истории, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы.

3. Повышение уровня знаний  путем изучения необходимой литературы, Интернет-ресурсов.

Литература.

1. «Знакомство детей с русским народным творчеством»: А. С. Куприна, Т. А. Бударина, и др., СПБ, «Детство-пресс», 2010 г.

2. «Истоки русской народной культуры в детском саду»: автор-составитель И. Г. Гаврилова, СПб, «Детство-пресс»,2010 г.

3. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа», Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева, СПб, «Детство-пресс», 2012 г.

4. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»: И. А. Бойчук, СПб, «Детство-пресс», 2013 г.

5. Морозова, А. Н. Музейная педагогика. Из опыта методической работы [Текст]/А. Н. Морозовой. – М., 2006г.

6. Рыжова, Н. А. Мини-музей в детском саду [Текст]/Н. А. Рыжова. – М., 2008г.

7. http://www.portal-slovo.ru: Образовательныйпортал"Слово". / Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации.

 

Сентябрь- май

Практический этап

1. Определение цели и задач работы над темой.

Выработка системы взаимодействия педагогов, родителей  ДОУ .

Изучение имеющейся литературы. Изучение опыта педагогов по музейной педагогике, русскому народному творчеству.

Определение интересов, представлений детей с помощью определенных диагностических наблюдений.

Привлечение  родителей к активному взаимодействию и пополнению экспонатов музея

По результатам анализа разработать план совместной работы, консультации. Разработка конспектов занятий.

Январь- февраль

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Повышение квалификации «Инноватика в ДО: технологии, проекты в деятельности воспитателя ДО»

   Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть вблизи— они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.

   Частое обращение к истории, освоение социального опыта прошлых поколений, погружение в мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволяет ребенку получить представление о традициях, сформировать целостную картину мира, побудить интерес к поисковой и исследовательской деятельности, узнать об элементах материальной и духовной культуры, способствуют формированию исторического сознания.

1. Использование опыта педагогом в процессе дальнейшей работы.

Выступление на родительском собрании «Роль музейной деятельности в становлении личности дошкольников»

Привлечение родителей для взаимодействия и сотрудничества  в целях реализации программы музейной деятельности в ДОУ.

2. Распространения опыта среди коллег.

Выступление в РМО.

Тема: «Мини-музей хлеба «Колосок», как средство развития духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Публикация авторского материала: «Музейная деятельность в ДОУ»

3. Проектирование результатов.

Реализация детско-взрослых  проектов «От Зернышка до каравая»

«Масленица»

Обогащение предметно-развивающей среды

Оформление наглядной информации и уголка мини-музея хлеба «Колосок».

                                              Обобщающий

1. Оформление результатов работы по теме.

Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой теме.

 Составление перспективного планирования и руководство мини-музеем хлеба «Колосок»

 

Март- апрель

2. Представление материалов

Публикации на педагогических сайтах.

IV  Окружной заочный дистанционный конкурс музеев образовательных организаций «Виртуальная экскурсия»  

Номинация «Презентация музея»

(2 место)

Выводы по итогам работы над методической темой.

Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение музейной деятельности, фольклора в свою работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями  и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Тема самообразования: “Развитие речи детей дошкольного возраста через использование дидактических игр”  Цель самообразования по теме: Создать условия для развития речи детей...

Индивидуальная карта самообразования педагога МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 90 «ПОДСОЛНУШЕК» г.Нижнекамск

Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют, ручной труд в развитии ребенка. Главная цель моей работы- это развитие личности ребенк...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Индивидуальная карта самообразования педагога ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Индивидуальная карта самообразования педагога ...

Индивидуальная карта самообразования педагога

Индивидуальная карта самообразования педагога...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА Ямщиковой Валентины Евгеньевны МАДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 91» Г. НИЖНЕКАМСК

Индивидуальная карта самообразования Ямщиковой Валентины Евгеньевны, воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 91» г.Нижнекамск  ТЕМА: Развитие познавательно &nd...