Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредствам наглядного моделирования» на межаттестационный период 2024-2028г.г.
статья
. Актуальность темы. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем, недостаточный словарный запас:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
-неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, не могут самостоятельно составить рассказ по картине или серии картин, плохо запоминают стихи.
Работая с детьми, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.
Учитывая особенность развития наглядно-действенного мышления, я решила использовать в своей работе по развитию связной речи детей технологию моделирования. Это позволяет детям эффективнее воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её.
Особенностью этой технологии является не изображение предметов, а символов, что облегчает поиск и запоминание слов.
2. Цель: выявить эффективность использования технологии моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
3. Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
2.Использовать в работе технологию моделирования как эффективного средства развития связной речи: диалогическая и монологическая речь; составление рассказов по предметным, сюжетным картинам, картинам с последовательно развивающими событиями, творческое рассказывание, из личного опыта, пересказ сказок и рассказов, заучивание стихов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальный план | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» села Борискино АМР РТ
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме самообразования:
«Развитие речи у детей дошкольного возраста посредствам наглядного моделирования»
на межаттестационный период 2024-2028г.г.
Ямушкина Олеся Ивановна
План работы на межаттестационный период
с 2024 по 2028г.
воспитателя МБДОУ детского сада «Солнышко»
Ямушкиной Олеси Ивановны,
Тема самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредствам наглядного моделирования»
1. Актуальность темы. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем, недостаточный словарный запас:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
-неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, не могут самостоятельно составить рассказ по картине или серии картин, плохо запоминают стихи.
Работая с детьми, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.
Учитывая особенность развития наглядно-действенного мышления, я решила использовать в своей работе по развитию связной речи детей технологию моделирования. Это позволяет детям эффективнее воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её.
Особенностью этой технологии является не изображение предметов, а символов, что облегчает поиск и запоминание слов.
2. Цель: выявить эффективность использования технологии моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
3. Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
2.Использовать в работе технологию моделирования как эффективного средства развития связной речи: диалогическая и монологическая речь; составление рассказов по предметным, сюжетным картинам, картинам с последовательно развивающими событиями, творческое рассказывание, из личного опыта, пересказ сказок и рассказов, заучивание стихов.
3. Подготовить:
-презентацию для педагогов на тему: «Использование технологии моделирования на занятиях по развитию связной речи детей дошкольного возраста»;
- картотеки:таблицы, мнемодорожки, предметные картинки для составления описательных рассказов, сюжетные картинки по русским народным сказкам, произведения для пересказа, сюжетные, пейзажные картины.
4. Сроки реализации 2024-2028 г.
5. Содержание работы.
а) Диагностический (2023– 2024 у.г.)
1. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)
2. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию речи у дошкольников посредствам наглядного моделирования.
1. Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды.
2. Подбор методического оснащения.
3. Пополнение методической копилки.
4. Разработка перспективного плана по развитию речи у детей дошкольного возраста посредствам наглядного моделирования.
б) Прогностический(2024 - 2025 у.г.)
1.Определение целей и задач темы.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов
4.Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)
1. Разработка перспективного плана по развитию речи у детей дошкольного возраста посредствам наглядного моделирования.
2. Выставки игр и атрибутов.
3. Составить картотеку заданий посредствам наглядного моделирования (схемы, мнемотаблицы, карточки-символы) для развития речи у дошкольников.
4. Выступление на семинаре.
в) Практический(2025 – 2026 у.г.)
1. Внедрение опыта работы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Корректировка работы.
4. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)
1. Разработка перспективного плана по развитию речи у дошкольников посредствам наглядного моделирования.
2. Консультации индивидуальные и групповые «Обучение детей рассказыванию по картинке», «Как развивать память у детей дошкольного возраста»
3. Методическая разработка «Развитие речи у дошкольников посредствам наглядного моделирования»
4. Семинар – практикум «Игра - это и школа обучения».
5. Открытые занятия.
г) Практический(2026 - 2027 у.г.)
1. Внедрение опыта работы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Корректировка работы.
4. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)
1.Разработка перспективного плана по развитию речи у дошкольников посредствам наглядного моделирования.
2. Консультация или оформление папки-передвижки для родителей по теме «Как развивать связную речь детей дома?».
3. Выставки детских рисунков для родителей.
4. Участие в конкурсах.
д) Обобщающий (2027 - 2028 у.г.)
1. Подведение итогов.
2. Распространение опыта своей работы
3. Оформить творческую лабораторию: «Использование технологии моделирования на занятиях по развитию связной речи детей дошкольного возраста».
1. Разработка перспективного плана по развитию речи у дошкольников посредствам наглядного моделирования.
2. Составить программу «Разработка перспективного плана по развитию речи у дошкольников посредствам наглядного моделирования»
3. Показ мероприятия родителям и педагогам.
4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете
5. Выставка пособий, наглядного материала, дидактических игр, конспекты занятий для педагогов.
Отчет по самообразованию
Прежде всего, сформированы коммуникативные навыки общения детей, повышен уровень мотивации к образовательной деятельности, расширен круг знаний об окружающем мире.
Словарный запас выведен на более высокий уровень. Совершенствованы лексико-грамматические средства языка. Дети умеют рассказывать: по схемам, алгоритмам, моделям, сюжетным картинкам и мнемотаблицам, а также умеют переводить графические символы в «живые» слова и наоборот. Тем самым развито их внимание, мышление, память и, конечно же, речь.
Повышен интерес детей к художественной литературе.
Повысилась заинтересованность родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Родители стали активными участниками педагогического процесса.
6. Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. Агеева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядно пространственного моделирования», - Москва, 1984 г.
3. Жукова Н.С. «Формирование устной речи», - Москва, 1994 г.
4. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. «Обучение дошкольников пересказу», - Москва, Центр педагогического образования, 2015 г.
5. Строгова С.Ю. «Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования», журнал «Логопед» № 8, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме самообразования: «Развитие творческих способностей при использовании разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет» в межаттестационный период 2015-2020г.г.
Актуальность выбранной темы Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками ...
Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"
В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирова...
Результаты работы по теме самообразования «Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей дошкольников в процессе использования системы дидактических игрЗАДАЧИ:Познакомить детей с сенсорными эталонами (формирование у детей представлений о формах, ...
Мастер-класс «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»
МАСТЕР-КЛАСС «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»...
Инновационные педагогические технологии «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»(2022г)
Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Благодаря своим свойствам использование метода интеллект - карт в работе с детьми старшего...
Инновационные педагогические технологии «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»(2020-2023г). Обобщение опыта.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полн...
план по теме самообразования "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"
Выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей. Повышение своего теоретического и практического уровня профессионального мастерства и компетентности....