план по теме самообразования "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"
календарно-тематическое планирование
Выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей. Повышение своего теоретического и практического уровня профессионального мастерства и компетентности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самообразование по теме:
«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования».
Актуальность выбранной темы:
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей старшей группы показало ряд сложностей в развитии связной речи:
-недостаточный словарный запас;
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, не могут самостоятельно составить рассказ по картине или серии картин, плохо запоминают стихи.
В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечный этап - связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Такие как моделирование.
Приёмы моделирования: мнемотехника, схемы по составлению описательного рассказа, синквейн. Они облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
• Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для дошкольников характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
• Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».
• В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Цель: выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей. Повышение своего теоретического и практического уровня профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- повышение своей профессиональной компетенции в вопросе развития речи детей с использованием сенсорно – графических схем; внедрять их в процесс работы
- изучить средства, методы и приёмы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
- изготовить и подобрать методический материал. Пособия для использования образовательных ситуациях.
- способствовать умению детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; (по плану и образцам-схемам) заучивать стихотворения, рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями.
- разработать систему сотрудничества с педагогами и родителями.
- обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
Предполагаемый результат: если в работе с детьми дошкольного возраста использовать графическую аналогию (наглядное моделирование, то развитие умственных способностей и связной речи произойдет быстрее и эффективнее.
Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратится в активный.
Повысится интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.
Изучаемая научно-методическая литература:
Агеева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядно пространственного
моделирования», - Москва, 1984 г.
Жукова Н.С. «Формирование устной речи», - Москва, 1994 г.
Венгер Л.А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», - Москва, «Просвещение», 1989 г.
Малетина Н, Пономарѐва Л. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», - журнал «Дошкольное воспитание» №6 2004 г.
Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. «Обучение дошкольников пересказу», - Москва, Центр педагогического образования, 2015 г.
Строгова С.Ю. «Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования», журнал «Логопед» № 8, 2010 г.
Форма самообразования: индивидуальная.
Участники:
- Дети
- Педагоги
- Родители
Форма отчета по проделанной работе:
- Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете;
- Подготовка, показ презентации родителям, воспитателям «Чему мы научились за этот год»;
- Проектная деятельность
Работа по реализации данного плана: 1год обучения (старшая группа)
План работы педагога на 2021-2022 учебный год.
Период | Изучаемая тема | Выход темы |
сентябрь- октябрь | Провести диагностику по развитию связной речи на начало года. Подборка научно-методической литературы | |
ноябрь | Изучение методов наглядного моделирования для развития речи детей Подборка произведений для пересказа по программе. Составление плана работы с детьми. | Картотека |
декабрь | Консультация или оформление папки- передвижки для родителей по теме «Как развивать связную речь детей?» | Папка-передвижка |
январь | 1.Подборка сюжетных, пейзажных, предметных картин для речевого уголка. | Картотека |
февраль | 1.Подборка пиктограмм, мнемотаблиц и дорожек. | Картотека |
март | 1.Консультация для педагогов «Использование метода моделирования на занятиях по развитию связной речи»; | Консультация |
Апрель | 1.Провести диагностику по развитию связной речи на конец года. 2. Составление отчёта о проделанной работе. | Отчет |
Май | Итоговая презентация о проделанной работе | Отчет |
План работы с детьми на 2021-2022 учебный год.
сентябрь | Диагностика детей. Подборка научно-методической литературы | Программные задачи: Выявить уровень развития связной речи у детей. |
октябрь | Знакомство с техникой моделирования | Программные задачи: Познакомить детей с графическими схемами, отображающими последовательность событий (мнемотаблицами) |
ноябрь | Пересказ рассказов по опорным схемам. - «Осень под водой» Н.Сладкова; Составление описательного рассказа по картине «Осень» из серии «Четыре времени года» с использованием мнемотаблиц. | Программные задачи: Учить детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Развивать умения детей приемам планирования собственного рассказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей. |
декабрь | Работа по составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы». Из серии «Четыре времени года» с использованием мнемотаблиц. | Программные задачи: Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные признаки; Упражнять детей в исследовательских действиях при рассматривании картины; Формировать анализ, синтез; Продолжать учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на мнемотаблицу. 4. Пополнять и активизировать словарный запас детей. |
январь | Заучивание стихотворения «Вечером» (Г. Зайцев) | Программные задачи: 1. Продолжать обучать детей запоминать текст стихотворения с опорой на схему. Развивать выразительность речи детей. |
февраль | Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал».(Н. Сладков) | Программные задачи: 1. Формировать навык связного последовательного пересказа текста с опорой на схемы. 2. Развивать умение зрительно и на слух контролировать правильность составления рассказа. 3. Активизировать и обогащать словарный запас детей. |
март | Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (Г. Снегирѐв) | Программные задачи: 1. Продолжать обучать навыкам связного последовательного пересказа текста с опорой на схемы, отражающих последовательность событий. 2. Упражнять в использовании разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний. |
апрель | Составление описательного рассказа по картине «Весна» из серии «Четыре времени года» с использованием мнемотаблиц. | Программные задачи: 1. Продолжать обучать навыкам последовательного составления рассказа по картине с опорой на схемы. 2. Упражнять в использовании разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний. |
май | Диагностика детей | Программные задачи: Выявление достигнутого результата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»
Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:1. Изучить различные приемы мнемотехники2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные те...
Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"
В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирова...
Мастер-класс «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»
МАСТЕР-КЛАСС «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»...
Инновационные педагогические технологии «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»(2022г)
Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Благодаря своим свойствам использование метода интеллект - карт в работе с детьми старшего...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»
Здравствуйте уважаемые педагоги.Делюсь свами обобщением опыта по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности"...
Инновационные педагогические технологии «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»(2020-2023г). Обобщение опыта.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полн...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредствам наглядного моделирования» на межаттестационный период 2024-2028г.г.
. Актуальность темы. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем, недостаточный словарный запас:- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;-...