Инновационные педагогические технологии «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»(2022г)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Бебенина Ольга Павловна

Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.    

 Благодаря своим свойствам использование метода интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет повысить интерес детей к программному содержанию, делает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. Способствует развитию всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка. При  этом появляется возможность   развития речевых способностей старших  дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii.docx182.47 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные педагогические технологии, используемые в условиях внедрения ФГОС ДО.

Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

             посредством наглядного моделирования»

                                                                    Воспитатель   первой кв. категории   Бебенина О.П. 

 

        «Учите ребенка, каким – нибудь  неизвестным ему пяти словам –

         он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов

         с картинками, и он усвоит на лету».                                  К.Д. Ушинский  

Актуальность

     Введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению детьми определенных целевых ориентиров.

 Я считаю, что эффективной методикой для освоения знаний и развития связной речи,  является метод интеллект - карт Тони Бьюзена - психолога, автора методики    запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти)».

Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.     Благодаря своим свойствам использование метода интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет повысить интерес детей к программному содержанию, делает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. Способствует развитию всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка. При  этом появляется возможность   развития речевых способностей старших  дошкольников.

Цель: 

Развитие речевых способностей старших дошкольников посредством вариативного использования интеллектуальных карт.

Задачи: 

  • Стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
  • Развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность и творческий потенциал; психические функции (воображение внимание, память, мышление)
  • Формировать умение общаться и взаимодействовать  с взрослыми и сверстниками в процессе составления карты.

Свойства интеллект - карты:

  • Наглядность (в интеллект - карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
  • Привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);
  • Запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);  
  • Своевременность (интеллект - карта помогает выявить недостаток   информации);      
  • Творчество (стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения  задачи);
  • Возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).

Методика составления карты

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов, картинок).

1.Лист бумаги  располагается горизонтально: такое расположение наиболее

комфортно для  места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.

2.В центре иллюстрируется  «главная идея» (цель, предмет).

3.Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения  выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту

рассматриваемой  темы.

4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.

5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.

       Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены   различными   

иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок,  собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. 

При организации работы  добились следующих результатов:

  • Удалось систематизировать и структурировать освоение знаний в процессе совместной деятельности взрослого и ребёнка через создание интеллект – карты, раскрыть детям свои способности, почувствовать свою успешность.
  • Стимулировать речевую активность, расширить пассивный и активный словарь,  компенсировать те проблемы, которые создавали трудности в речевом развитии  детей.
  • Составление интеллект карт вызвало огромный интерес у ребят.  И мы стали использовать этот метод там, где у ребят возникали трудности, то есть в индивидуальной работе: экспериментальной деятельности, обучение грамоте и т. д.

C:\Users\User\Desktop\интеллекткарты\P1030932.JPG               C:\Users\User\Desktop\aGyXvt0DzRM.jpg

Составление интеллект-карты  «Моя осень» с детьми подготовительной группы.

Образовательная область «Речевое развитие».

                                                                                             

Цель: Развитие речевых способностей старших дошкольников посредством

           вариативного использования интеллектуальной карты «Осень». 

Задачи: 

  • Совершенствовать связную речь, умение четко передавать свои мысли;
  • Формировать элементарные представления о структуре текста (начало, середина, конец); активизировать словарный запас; уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени; умение согласовывать прилагательные с существительными.
  • Систематизировать представления детей о характерных признаках осени, в умении интересно рассказывать о них.
  • Развивать у детей  воображение, логическое мышление и долговременную память, достигать более высокого уровня общей эрудированности;
  • Воспитывать у детей любовь к родной природе, повышая общий эмоциональный настрой детей;  способность любить и ценить красоту окружающего мира, созерцание прекрасного в обыденной жизни. 

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Оборудование:

На каждого ребенка:

Лист А-3, картинки с изображением ранней, золотой и поздней осени;

3 месяца осени, буквы: С,О,Н; карточки с изображением диких животных (медведь, белка,  перелетные птицы, картинки - одежда, люди осенью, школьники,  графические символы погоды; фломастеры, клей-карандаш, ножницы.

Предварительная работа:

Беседы об осени; чтение художественных произведений: «Лес осенью» 

А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. И. Бунина, Ф. И. Тютчева, разучивание стихов об осени, наблюдения в природе, познавательная и исследовательская деятельность.

Ход:

«Определение цели»

Загадка:  Пусты поля,

                 Мокнет земля

                 Дождь поливает

                 Когда это бывает? (осенью)

Воспитатель:  Кто догадался, о чем мы сегодня  будем говорить? (об осени)

«Мозговой штурм»

Воспитатель - Сегодня в детский сад пришло видео письмо для вас, ребята. Давайте, посмотрим его.Как вы думаете, о чем говориться в письме? (осенние элементы: желтый листок, капля, зонт, овощ ит. п.)

Дети: Об осени.

-Я предлагаю вам поиграть со мной в игру, которая называется «Моя осень»?

Воспитатель:- Мы с вами будем  составлять  рассказ об осени. В этом нам поможет наша умная карта, или по-другому,    интеллект – карта.

Дети наклеивают картинку «Осень»(2-3 вида осени на выбор) в центр листа.

Выделение основных направлений карты.

 (На экране воспитатель показывает картинки. Задача детей – назвать  приметы осени)

К каждой примете дети составляют предложение:

 приблизительные ответы:

1.На какие периоды делиться осень? (ранняя, золотая, поздняя)

2.Назовите три братца осени - Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.

3.Дождь – Осенью часто идут дожди.

4.Белка – Белка готовит запасы на зиму, собирает шишки, грибы, орехи.

  Птицы - Перелетные птицы улетают на юг.

  Листопад – Осенью листья желтеют и опадают на землю.

5.Человек с корзиной- Осенью люди собирают урожай.

-Мы выделили  основные «веточки», которые  перенесли на карту    (интеллект-карту) (воспитатель направляет работу детей наводящими вопросами, но каждый ребенок вправе составлять карту по своему усмотрению связывать стрелками, выбирать картинки, или делать рисунки самостоятельно, поэтому карты получаются разные, а значит и рассказы будут тоже разные)

Воспитатель: Первая «веточка»

- С какого периода начинается осень? Как он  называется? (ранняя осень). 

-На какое время года он похож? (на лето).

-Какой следующий период? (золотая осень). 

-Что происходит в это время? (краснеют и желтеют листья, начинается листопад, очень красиво кругом)

-Как  называется  последний период осени? (поздняя осень).

Что вы можете о нем рассказать? (размышления детей)

Переходим к следующей «веточке»

Воспитатель: Какой первый месяц осени? (Сентябрь - первый месяц. На какой звук начинается слово сентябрь?(с)(обозначаем буквой)

Воспитатель: Какой следующий месяц осени наступил за сентябрем?

Дети: Октябрь - второй месяц. На какой звук начинается слово октябрь?(о) (обозначаем буквой)

Воспитатель: Как называется последний месяц осени?

Дети: Ноябрь - третий месяц осени. На какой звук начинается слово ноябрь?(н) (

-Давайте прочитаем, какое слово у нас получилось? (СОН)

-Скажите, что значит сон? Как он связан с природой осенью?

 (размышления детей: природа готовиться ко сну)

Физминутка: «Осенние листочки»    https://ok.ru/video/185568530844

Переходим к следующей «веточке»

Воспитатель: Давайте расскажем, друг другу, что же вы еще знаете об осени, и помогут нам в этом наши картинки-карточки.

Воспитатель: Как греет солнце? (Солнце светит, но не греет как летом. Пасмурная погода)

Воспитатель:. Какие бывают дожди осенью? (Дожди осенью бывают  холодные, проливные, затяжные, со снегом, идут несколько дней)

Воспитатель: Кроме дождя, какие ещё осадки бывают осенью?(Часто идет снег, бывает туман, иней на траве)

Воспитатель: Каким становится  осенью световой день?(Осенью день становится короче, ночь длиннее и темнее)

Переходим к следующей «веточке»

Воспитатель: Что происходит с живой природой. Какое явление природы мы наблюдаем только осенью? (листопад)

Воспитатель: Что вы об этом можете сказать?(Деревья  стоят голые, скучные, печальные, все листья облетели и только елка в красивой зеленой шубе)

Воспитатель: С наступлением холодов в городах и поселках не слышно пения птиц. Почему?  

Воспитатель: А что дикие животные будут делать осенью? Кто из зверей будет менять шубки,на какие?Заяц,меняет серую шубку на белую; белка,рыжую-на серенькую

Воспитатель: Как еще готовятся звери к зиме? Что им помогает выжить зимой? (делают запасы на зиму)

Воспитатель: Какое физиологическое состояние принимают некоторые звери, что бы перезимовать? (впадают в спячку: медведь, еж, змеи, ящерицы, грызуны).

Переходим к следующей «веточке»

Воспитатель: Как же одеваются люди в такую погоду? (Люди утепляются, надевают куртки, пальто, шапки,  сапоги, берут с собой зонты)

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Чем еще занимаются  люди осенью? (собирают урожай)

Игра «Собираем урожай» Цель: Классификация овощей, фруктов, грибов.

Воспитатель: Какое важное событие бывает осенью у ребят? (Дети идут в школу)

Воспитатель: У нас использованы все карточки. Мы составили интеллект

карту «Моя осень»! C:\Users\User\Desktop\интеллекткарты\P1030934.JPG

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам внимательно рассмотреть свою  карту и составить рассказ «Моя осень» (1 мин. звучит  спокойная музыка). Кто готов  рассказать нам про свою осень?  Рассказы детей. Обсуждения.

Воспитатель: Все карты помогают людям - географическая помогает путешественникам, карта звездного неба помогает летчикам, морская карта помогает капитанам, карта сокровищ помогает в поисках сокровищ. А наша карта помогла нам  рассказать интересные рассказы об осени!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"

В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирова...

Тема: «Педагогические технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Развитие активной, коммуникативной речи у детей дошкольного возраста. Больше привлекать их в диалоги и давать возможность высказывать свои мысли....

Статья "Педагогические технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи....

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»...

Инновационные педагогические технологии «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»(2020-2023г). Обобщение опыта.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полн...

Инновационные технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста

Одной из задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, является формирование связной речи. Успешность обучения детей в дальнейшем во многом зависит от уровня овладения ими связ...

план по теме самообразования "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"

Выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей. Повышение своего теоретического и практического уровня профессионального мастерства и компетентности....