Художественно-игровые технологии в социально-личностном развитии дошкольника
статья

Налимова Елена Анатольевна

Данный материал будет полезен педагогам ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-игровые технологии в социально-личностном

развитии дошкольника

В современном мире всё очевиднее воспитание интеллекта с первых дней жизни ребёнка. Появившись на свет, малыш включается во взрослую агрессивную жизнь родителей: звуки телефона, телевидение, электронные игрушки, интернет, безумный ритм движения на машине, мама которая стремится на работу. А если вернуться чуть назад, можно проследить истинные потребности развития. На развитие ребёнка влияют три основных фактора: наследственность, духовные силы и среда в которой он воспитывается. Воспитание – питание, которое приходит извне.

Для детей от рождения до семи лет жизнь ребёнка протекает под девизом «МИР ДОБР!»: формирование доверительного отношения к миру через любовь и тепло самых близких людей мамы и папы. Тихий спокойный голос, пение мамой колыбельных, естественное питание материнским молоком, нежные прикосновения дают младенцу возможность развиваться гармонично. Ребёнок из младенчика поднимается, встаёт на ножки и начинает осваивать мир посредством рук. Опрокидывая ящик с игрушками, он пытается понять, что там внутри, и вот здесь можно устроить игру со стихами и песнями сложить всё на место. Ребёнок, прежде чем начать говорить вслушивается в живую речь, всматривается в движение губ, вслушивается в тембр голоса и насколько правильно говорят окружающие, настолько грамотным будет ребёнок. Ощущение ребёнком «всё вокруг моё, Я всё могу! Я всё понимаю!» приводят его к говорению в возрасте 1,5-3 года - он языкотворец. Вот тут начинается повторение всего, что накопилось за время впитывания. Каждая тряпочка, веточка, листочек включаются в игру, ребёнок видит мир непосредственно и естественно. Кукла из платочка, кораблик из коры дерева, машина из шишки. Родители, которые склонны к раннему интеллектуальному обучению детей, навязывают детям своё видение мира, тормозя ещё не резвившееся мышление. Развивать мышление и речь можно посредством музыки, рисования, движения, театра, а самое главное игры! Самые нежные и тонкие чувства вырастают из тишины.

В возрасте 3-5 лет ребёнок начинает понимать взаимосвязь между предметами, происходит вхождение в социум (детский сад или группы развития), ребёнок становится более активным и активными становятся его фантазии. До 7 лет происходит построение физического тела, формирование внутренних органов, нервной системы, системы дыхания, системы обмена веществ и кроветворения, т.е. формируется здоровый фундамент для всей жизни! Задача взрослых не мешать, не повредить здоровью ребёнка, а дать ему возможность всесторонне, гармонично и свободно развиваться. У ребёнка преобладает образное мышление через подражание, поэтому наши объяснения так и остаются словами. Ребёнок впитывает все впечатления от родителя, воспитателя, учителя подражая движениям, словам и жестам. Только когда он может свободно проявлять себя, развиваются чувства, мышление, воля и память. Дети, у которых отсутствует духовная пища в виде сказок, песен, музыки, свободной игры со сверстниками, общение с природой и миром театра находят подмену в телевизоре, компьютерных играх, электронных игрушках и электронной музыке. Происходит зомбированние на саморазрушение и агрессивность.

Для гармоничного социально-личностного развития ребёнка дошкольника необходима свободная игра! Дошкольник живёт в мире фантазий, творчества и поэтому игра – это подготовка к самостоятельной взрослой жизни. Вместе с тем в играх развиваются жизненно важные чувства: движение, равновесие, осязание, чувство Я, социализация.

До третьего года жизни игра носит более хаотичный характер, он не может подолгу сосредоточится – хороши пальчиковые игры так как они развивают мелкую моторику рук «Сорока-ворона», «Ладушки», игры на географию тела «нос, рот, голова, уши, щёки, лоб, глаза…». На третьем году, когда ребёнок может говорить про себя «Я» становится заметна его индивидуальность, игра становится более целенаправленной. Игра выходит, из его фантазий и нет более любимой, как подражать взрослым «магазин», «больница», «водитель», «дочки-матери» и другие. Младшие учатся у старших, а также друг у друга. Некоторые дети могут выпадать из игры и начинают бегать кричать и очень хорошо направить эту неуёмную энергию в мирное русло, например, поиграть в «цирк» с акробатами и клоунами, или «концерт» где дети свободно могут петь танцевать или играть на импровизированных музыкальных инструментах, или устроить подвижную совместную игру, которая требует большого пространства «гуси… гуси…», «рыбка» «день и ночь» «у медведя во бору». Очень полезны детям хороводы, благодаря частому повторению развивается память и формируется воля. Встать в общий круг и взяться за руки, вместе петь или читать стихи – это социальное упражнение. Хорошо если хороводы соответствуют времени года или соответствуют предстоящему празднику, так ребёнок включается в смену времени года и ненавязчиво переживать зимнюю стужу или цветение весной. Ничего не проходит для ребёнка незамеченным, каждый день каждый миг он видит красоту и чудеса окружающего мира. Задача взрослых помочь маленькому человечку впитать в себя эту красоту и вырасти гармоничным, умным, добрым и здоровым!

Мир спасёт осознание красоты, и надежда на это сокрыта в художественном творчестве. В сочетании звуков, слов, ритмов, движений, образов. Человек в художественном творчестве слышит и видит по-другому.

 «Мы должны дать ученикам лучиться, а не мучится. Учение – это лишь открытие того, что ты уже давно знаешь. Ты можешь научится только тому, чему должен научиться САМ!» говорил Ричард Бах.

Литература

  1. Дыкман Л. Я. Гармоничный ребёнок. – СПб.: Деметра, 2003.
  2. Чернышёва М.М. Окрылённые надеждой: информационно-методические материалы. – Екатеринбург, 2011.
  3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.
  4. Штайнер Р. Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки. - М.: Парсифаль, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Творческое развитие дошкольников в художественно-игровой деятельности

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», помимо основной задачи «развитие эмоциональной отзывчивости на восприятие эстетических явлений в искусстве», особое внимание должн...

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».

Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности ч...

Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...

«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками. Технология – «Кейс – стади (ситуация)»

Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями....

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством художественно-игровой деятельности.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством художественно-игровой деятельности....