Развитие познавательной активности дошкольников посредством художественно-игровой деятельности.
проект (старшая группа)

Шарапова Анастасия Александровна

Развитие познавательной активности дошкольников посредством художественно-игровой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности дошкольников посредством художественно-игровой деятельности.

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста —является актуальной в дошкольном воспитании, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, а активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности. 

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС (федеральным стандартом) в ДО, относятся:

  • личная вовлеченность детей в различные виды деятельности;
  • применение различных дидактических заданий и игр;
  •  использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.     

Цель: Развивать познавательную активность дошкольников.

Задачи, которые я ставлю для решения в развитии познавательной активности дошкольников посредством художественно-игровой деятельности: 

 - развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;

- развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;

- развивать способности и творческий потенциал, фантазию, воображение;

- развивать способности к самовыражению, самореализации;

- воспитывать художественный вкус и становления эстетического отношения к окружающему миру;

- развивать художественно- эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире.

У детей дошкольного возраста познавательный интерес носит ярко выраженный эмоциональный характер. Ребёнок торопится завершить действие и немедленно получить результат. От того, как дети научатся внимательно смотреть и видеть, запоминать и помнить, мыслить, фантазировать, воспринимать окружающий мир во всех его красках, зависит: будет ли школьная жизнь успешной и радостной или омрачится неудачами и огорчениями. Заинтересованность и активность ребёнка, его вовлеченность в процесс обучения во многом зависит от того, насколько он сам может творить. Дети дошкольники очень активны в познании окружающего мира. Их интересует буквально всё. Большую часть времени ребёнок познаёт мир сам: он наблюдает, экспериментирует, действует, получая, таким образом, новую информацию. Но многое для него остаётся непонятным, загадочным. Заинтересовать ребёнка непонятным, подвести к разгадке загадочного – моя задача, как воспитателя.

Детские «почему?» и «что такое?» как раз и является познавательной активностью ребенка. Но, не смотря на доказанность многими психологами и педагогами, не стоит забывать, что развитие познавательных потребностей, а, следовательно, и познавательной активности у разных детей идет не одинаково.

Важно создавать условия для проявления самостоятельности, творчества, предоставлять им возможность проявлять инициативу, находить свои способы решения познавательной задачи.

Педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников:

- Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;

-  Включение занимательности в содержание занятий;

- Создание проблемно-поисковых ситуаций;

-  Вовлечение в выполнение творческих заданий;

- Интеграция разнообразной деятельности;

- Организация экспериментирования;

- Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает в разных видах деятельности, в том числе в художественно-эстетической. Как известно, познание мира наиболее гармонично осуществляется именно в эстетической, художественной форме. Приобретённые ребёнком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.

В своей работе я начала использовать некоторые формы художественно-эстетической деятельности для развития познавательной активности своих воспитанников, такие как: музыкальные игры, пение, слушание музыки, подвижные игры с музыкальным оформлением, музыкально-ритмические движения, театр. Мне очень нравится, что в благоприятной и ненавязчивой обстановке, в положительном эмоциональном настрое дети начинают проявлять познавательную активность и открыты для познания окружающего мира, развития сознательной деятельности. 

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет детей на выполнение условий и правил игры. Оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка, формируют познавательные интересы. (Песенки считалки)

Таким образом, использование музыкальных игр в работе с детьми положительно влияют на общую функциональную деятельность, формирование психических процессов, координации движений, эмоционального состояния, а также на познавательную активность.

Каждый ребенок индивидуален и при дидактических затруднениях в процессе обучения мною используют музыкально-игровые элементы, такие как  песенки-считалки, музыкальные загадки, музыкальные конкурсы и т. д. Во время которых дети осваивают то, что вне игровых ситуаций вызывало бы трудности восприятия. Больше всего для детей старшего дошкольного возраста полезны такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.

Собственное исполнение песен способствует формированию познавательных способностей у детей, раскрывая перед ними множество представлений, чувств и эмоций, расширяя при этом детский кругозор и объем знаний об окружающей среде, событиях, традициях, явлениях природы. В каждом виде исполнительства дети выполняют самостоятельные и творческие задания. Именно они способствуют развитию познавательного интереса, воображения, фантазии, уверенности в себе и в своих силах.

С пением развиваются чувство ритма, интонационная выразительность речи, интерес узнать новое.

К развлечениям или утренникам, мы с детьми разучиваем стихи, Заклички, потешки («Масленица» «Колядки» на тему «Весна» «23 февраля» «8 Марта»). К примеру, при подготовке к Масленице у детей возникают различные вопросы: Что такое масленица? Когда ее празднуют? Какие костюмы одевали? Почему именно блины пекут на масленицу? А как в то время люди пели? Вот так у детей проявляется познавательный интерес и познавательная активность, развивается интерес к традиции своего народа.

Во время разучивания песен о празднике «23 февраля», дети сталкиваются с неизвестными ими словами, такими как: (отчизна, служил в армия, залпы.)  У детей возникают вопросы о военных, о военной технике, дети уже сами могут рассказать, пересказать какую-либо историю о военных, какие войска есть, идет рассказ ребенка о папе или дедушке, которые служили.

  • Залп-одновременный выстрел из нескольких ружей.
  • В армии служат сильные и храбрые войны, которые защищают нашу родину.
  • Отчизна —это отечество, наша родная страна. Слайд

Основными целями в работе над пением являются:

1. Эмоциональное развитие ребёнка через песню.

2. Расширение представления об окружающем мире.

3. Развитие способности к самовыражению, самореализации.

       Слушание музыки – неотъемлемая часть понимания и осмысления услышанного. Оно вызывает интерес у детей к занятию, настраивает их на деятельность, вызывает эмоции. Например, я в начале занятия включаю музыку со звуками  ручейка (воды). Дети сразу заинтересовываются откуда звук, вслушиваются в него и отгадывают, что именно звучит, что представляют. Когда дети догадываются, что это ручеек, им задается ряд различных вопросов: Как появляются ручейки? В какое время года они появляются? У детей также возникают различные вопросы, на которые мы вместе с детьми ищем ответы, я провожу беседы, готовлю различные дидактические познавательные игры. И это является началом дальнейшей деятельности в других областях развития.

Музыкально-ритмические движения занимают особое место в деятельности дошкольников. Данный вид деятельности способствует формированию музыкально-ритмических навыков, дает возможность показать различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Во время усвоения музыкально-ритмических движений ребенок очень старается, внимательно слушает и пытается с точностью повторить движение, тем самым изучая повадки животных, природные явления…  Музыка может растормошит вялого ребенка и успокоит слишком темпераментного. Ритмические упражнения организовывают движения ребенка и пробуждают интерес к деятельности вообще и активизируют у ребенка познавательную активность и творческие проявления.

Еще одно направление, которое использую в своей работе это театр. Это одно из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, развитием познавательных интересов.

Играя с детьми в театральные игры. Ребёнку предоставляем возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта, поэта. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому театрализованной деятельности стараюсь уделять должное значение и всем видам детского театра, что помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Дошкольники нуждаются в руководстве взрослого, который распределяет роли, подсказывает, что и как нужно говорить маленькому артисту. В старшем дошкольном возрасте дети не только самостоятельно проводят театрализованные игры, но и значительно обогащают стандартные сюжеты, основанные на полученных знаниях и заинтересованности узнавать новые понятия, явления и другое.

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста требует также от педагога проявления творческого подхода к организации педагогического процесса.

Творческий педагог

  • Признаками творческой личности педагога являются:
  1. Стремление к саморазвитию;
  2. Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;
  3. Умение представлять знакомый объект с совершенно новой стороны;
  4. Способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);
  5. Готовность памяти овладению большим объемом знаний, динамичность знаний и способность к обобщению;
  6. Креативность, то есть способность превратить совершаемую деятельность в творческий процесс.

Вывод:

Таким образом, формирование познавательной активности происходит

именно через игровую и музыкальную деятельность, ребенок играет и одновременно получает новые знания, совершенствует имеющиеся навыки, закрепляет умения. У детей развивается интерес к самостоятельному познанию, через игру дети лучше воспринимают звучание родной речи, музыки и т.д. Способности творческого потенциала, развивается через игровую деятельность, воспитывается художественный вкус. Развитие познавательной активности –это целый комплекс методов, направленных на всестороннее развитие личности

ребенка. Важно, что ребенок не чувствует себя в рутине обучения, а получает

новые знания, умения и навыки через игровую деятельность, которая

является для них ведущей и художественную, наполненную эмоциями, впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования.

Беседа: "Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования."...

"Развитие познавательной активности дошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"

статья из опыта работы "Развитие познавательной актианости лошкольников, посредством экспериментально-исследовательской деятельности"...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования. Это и обусловило выбор этой темы....

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

ДОКЛАД На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

Эстафета педагогического мастерства "Развитие познавательной активности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"

Презентация содержит следующую информацию: направления работы согласно комплексной программе "От рождения до школы", списки литературы по теме по возрастам, виды деятельности по ФГОС ДО, кот...

План работы по самообразованию воспитателя «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»...