Тема по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 3
ТЕМА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Чупашова Марина Александровна
(Ф.И.О.)
воспитатель
(Должность)
«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
(Название темы)
2017
(Начало изучения темы)
2022
(Окончание изучения темы)
Нижнекамск,2017 год
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога Чупашова Марина Александровна
Дата рождения 02.05.1986 год
Стаж работы в должности 4 года
Образование (название учебного заведения и год окончания): Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова(ИЭУП)»г. Казань.
Регистрационный номер1379-Н(б) дата выдачи 30 июня 2017 года.
Программа бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01Педагогическое образование. Присвоена квалификация бакалавр, протокол №212 от «28»июня 2017г.
Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили) Курсы повышения квалификации для воспитателей по программе:«Легоконструирование и основы робототехники как средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста».Елабужский институт (филиал) ФГАОУВО «Казанский (Приволжский)федеральный университет, в объеме 72 часа. Удостоверение серия 0016 номер документа 20202000500112 от 26.02.2020 года.
Содержание работы по самообразованию
Этапы | Деятельность воспитателя |
1 | Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Планирование работы по самообразованию |
2 | Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) |
3 | Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми) |
4 | Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми) |
5 | Подведение итогов самообразования |
План работы на 2017-2018 учебный год
Выбор темы:
Воспитатель- центральная фигура в детском саду. Он на виду у всех- детей, родителей, коллег. Его работа- одна из самых важных и сложных, потому что воспитатель должен знать природу ребёнка, чем он живёт, что его радует, как относятся к нему сверстники. Он должен уметь красиво и правильно говорить, быть интересным, внимательным собеседником. Имея достаточно широкий кругозор, ориентируясь в детской субкультуре, разделяя взгляды ребёнка, его интересы, легко быть авторитетом в его глазах.
Современный педагог должен иметь свой оригинальный стиль деятельности, обладать рядом определённых качеств, профессиональной компетентностью.
Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития ребёнка, его общих и специальных способностей.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагогов. На сегодняшний день пред воспитателями стоят следующие задачи:
- Переход от простого выполнения требований программы дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирования их компетентности в разных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении.
- Передача дошкольникам необходимой (целесообразной) для успешного развития информации.
- Обучение воспитанников способам самостоятельного поиска, отбора необходимых сведений.
- Формирование умений ставить задачи и находить их решения, т.е. развитие не только конкретных навыков, но и более общих способностей, которые позволят ребёнку ориентироваться в любых ситуациях.
Сегодня решение многих задач образования возможно лишь на основе совершенствования мастерства педагога. Одной из форм повышения профессиональной компетентности педагогов, путь достижения серьёзных результатов, самореализация в профессии, является работа по самообразованию.
В своей работе с детьми придерживаюсь следующих педагогических принципов:
- Ребёнок мне ничего не должен, это я должна помочь ему стать более самостоятельным и ответственным;
- Воспитатель- не транслятор, а помощник и умелый руководитель. Ведь, если ты умеешь, самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга детей, то можешь считать, что половину дела ты уже сделала;
- Общение педагога и ребёнка должно быть доверительным, партнёрским, основанное на активном взаимодействии. Надо стремиться к тому, чтобы не сковывать, а освобождать, не подавлять ребёнка, сравнивать достижения лишь с его собственными, а не других, оценивать не только результат, а сам процесс деятельности;
- Высшее проявление педагогической успешности- улыбка на лицах детей.
Приоритетное направление моей педагогической деятельности - совершенствование профессиональной компетентности в области проектирования, моделирования собственной педагогической деятельности с целью повышения качества и эффективности воспитательно - образовательного процесса в условиях вариативного образования, внедрение в образовательный процесс технологий проектирования, моделирования, экспериментирования основанные на проявлениях детской активности, творчества, самостоятельности.
Для решения этих задач разработала методический проект по теме самообразования
« Экспериментирование, как средство развития познавательной активности».
Цель: развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности.
Задачи:
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Проектно- исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и пробуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Реализация проекта направлена на решение задач развития детей по направлениям:
Физическое развитие:
- развитие осознанного отношения к своему здоровью;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.
Познавательно- речевое развитие:
- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.
Социальное развитие:
- развитие самопознания и положительной самооценки;
- овладение способами личностного общения;
- высокий уровень коммуникативной компетентности.
Художественно- эстетическое развитие:
- углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
- овладение различными видами художественной деятельности;
- развитие способностей к эстетической оценке.
Ожидаемый результат:
Знание и применение на практике организации проектно- исследовательской деятельности
- Накоплен методический и дидактический материал по проектно- исследовательской деятельности
- Разработаны схемы, таблицы, модели с алгоритмом проведения опытов
- Создан мини- музей природы.
План работы на 2018-2019 учебный год.
Цель: Расширить и систематизировать знания о педагогических технологиях экспериментирования, проектирования, моделирования, формировать представления о правильной организации проектно- исследовательской деятельности с ребёнком- дошкольником.
Была организована работа по 2-м направлениям:
1. Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий:
- определение значимости для ребёнка;
- оценка эффективности использования технологий и прогноз результативности;
- педагогическое просвещение родителей.
2. Диагностика познавательно- экспериментальной деятельности детей
Цель: выявить уровень познавательно- экспериментальной деятельности детей.
Содержание работы | Срок выполнения | Результаты |
1.Изучать теоретический материал по данной теме | сентябрь | Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования |
2.Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности. | сентябрь | Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики. Не могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель. |
3.Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей | В течении года | Оформлены: - уголок природы с разнообразными комнатными растениями. -мини-лаборатория с набором элементарных приборов: *специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки) *природный материал (камешки, песок, семена) *утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т.д.) *прочие материалы (лупы, термометры, весы…) *домашний огород *дидактический материал |
4.Наметить основные формы работы | октябрь | *Занятия *Самостоятельная деятельность детей *Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником |
5.Составить перспективный план | октябрь | Имеется |
6.Разработать конспекты с элементами экспериментирования | В течении года | Конспекты ОД |
7.Создать картотеку опытов и экспериментов | В течении года | Имеется. |
8.Работа с воспитателями: Показ мастер-класса на тему «Удивительный магнит» Просмотр занятия на РМО «Свойства света» Итоговое занятие «Воздух вокруг нас» | В течении года | Выпущена памятка общих правил исследовательского обучения. |
План работы на 2019-2020учебный год
Месяц | Темы игр-экспериментирований | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвёртая неделя | |
Сентябрь | Путешествие с капелькой | Вода прозрачная, может менять цвет | Значение воды в жизни растений | Игра «Водяной» у нас в гостях |
Октябрь | Ветер, ветер, ветерок | Поиск воздуха | Летающие семена | Песочная страна |
Ноябрь | В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича | Плавающие, тонущие предметы | Плавающее перо | Мех. Зачем зайчику другая шубка |
Декабрь | Песок, глина | Волшебная рукавичка | Предметы из металла | Действие магнита на металл |
Январь |
| Льдинка и снежинка | Вода, лёд, снег | Как снег становится водой |
Февраль | Волшебная кисточка | С водой и без воды | Путешествие в мир стеклянных вещей | Как достать скрепку из воды |
Март | Почему растаяла Снегурочка? | Освобождение бусинок из ледяного плена | Тёплая капелька | Стекло его качество и свойства |
Апрель | Чудеса растений | Нужен ли корешкам воздух? | Почва. Песок, глина, камни | Солнечные зайчики |
Май | Растениям теплую водичку | Зачем растения вертятся? | Поймаем солнечного зайчика. | В мире пластмассы |
№ п/п Месяц | Тема | Цели. Задачи. | Обеспечение интеграции образования (образовательной области) | Планируемые результаты | |
Сентябрь | №1 | Путешествие с капелькой | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса) Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. | Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным. Находить слова противоположные по значению. Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов… | Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению |
№2 | Вода прозрачная, но может менять цвет | Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы | Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных. Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования | Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители | |
№3 | Значение воды в жизни растений | Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений | Познание: расширять знания о состоянии растений осенью. Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов | |
№4 | Игра « Водяной у нас в гостях» | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камуникотивность в процессе проведения игры | Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным. | Умеют называть водоемы и их обитателей. | |
Октябрь | №1 | Ветер, ветер ветерок. | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. | Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга. | Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным. |
№2 | Поиски воздуха | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.) Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность. | Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. | |
№3 | Летающие семена | Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. | Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы. | Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений. | |
№4 | Песочная страна | Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. | Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. | Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. | |
Ноябрь | №1 | В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича | Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится) | Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования. Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении. | Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности. |
№2 | Плавающие и тонущие предметы | Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку тонет, плавает . | Познание :развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам ,их свойствам . Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный. | Умеют классифицировать предметы по признакам : тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый. | |
| №3 | Плавающее перо | Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека | Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы. | Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности. |
№4 | Мех. Зачем зайчику другая шуба | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.
| Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос. Проявляют интерес к окружающей нас природе. | |
Декабрь | №1 | Песок. глина. | Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. | Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины. | Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы. |
№2 | Волшебная рукавичка | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри). | Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность. Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения. | Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности. | |
№3 | Метал | Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность) | Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности. Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря. | Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу. | |
№4 | Действие магнита на предмет | Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность. Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения. | Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов. | |
Январь | №1 | Как снег становиться водой. | Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. | Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.
| Умеют делать выводы и заключения. |
№2 | «Льдинка и снежинка» | Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. | Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы. Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды. | Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения. | |
№3
| Вода, лед, снег. | Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. | Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности. Коммуникация: | Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды. | |
Февраль Февраль | №1 | Волшебная кисточка | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Коммуникация: | Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок. |
№2 | С водой и без воды | Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях. | Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений. | |
№3 | Путешествие в мир стеклянных вещей | Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы. | Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно. | Умеют называть свойства стеклянных предметов.строят предложения грамматически правильно. | |
№4 | Как достают скрепку из воды. | Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе | Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей | Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита. | |
Март | №1 | Почему растаяла Снегурочка | Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед. | Познание :формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования. Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении. | Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов .Выражают свои мысли и делают выводы. |
№2 | Освобождение бусинок из ледяного плена. | Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми | Познание :продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация :развивать речевую активность детей, учить диалогической речи. | Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов ,называют свойства льда. | |
№3 | Теплая капелька | Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой . | Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных обозначающих свойства воды . | Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными | |
№4 | Стекло ,его качества и свойства | Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость) | Познание : знать свойства прозрачность ,хрупкость , толщина. Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла | Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов . Умеют согласовывать существительные с прилагательными. | |
Апрель | №1 | Чудеса растений | Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. | Познание : развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы) | Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней. |
№2 | Нужен ли корешкам воздух | Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. | Познание : продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними. Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести. | Называют комнатные растения.
| |
№3 | Почва( песок, глина камни) | Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. | Познание : знакомить детей с предметами неживой природы Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней. | Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе. | |
№4 | «Солнечные зайчики» | Формировать представления о свойствах солнечных лучей | Познание : Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. | Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей. | |
Май | №1 | Зачем растения вертятся | Показать детям, что для роста растениям необходим свет. | Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи. | Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения. |
№2 | «Растениям – теплую водичку» | Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. | Познание : сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность. Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. | Умеют ухаживать за растениями на грядке. | |
№3 | Передача солнечного зайчика | Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. | Познание : называть свойства солнечных лучей. Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений. | Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями. | |
№4 | В мире пластмассы | Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. | Познание : учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам. Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная). | Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы. |
План работы на 2020-2021учебный год
Живая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Растения | Запасливые стебли. | Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. | Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой. |
2. | Растения | Бережливые растения. | Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне и саванне. | Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус. |
3. | Молоко | Растущие малютки. | Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. | Емкости с крышкой, молоко. |
4. | Хлеб | Заплесневелый хлеб. | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия. | Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа. |
Неживая природа
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Вода | Замерзание жидкостей. | Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. | Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности. |
2. | Вода | Вода двигает камни. | Узнать, как замерзшая вода двигает камни. | Соломинки для коктейля, пластилин. |
3. | Вода | Фильтрование воды. | Познакомиться с процессом очистки воды разными способами. | Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости. |
4. 5. | Воздух Соль | Воздух вокруг нас Волшебная соль | Выявить свойства воздуха Выявить свойства соли | Полиэтиленовые мешочки, трубочки, резиновые игрушки, аквариум с водой, камни. Лупа, пипетки, соль, лед, вода. |
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Свет | Свойства света | Выявить свойства света | Разные источники света , белый экран, теневой театр |
Человек
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Органы чувств | Как органы человека помогают друг другу? | Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга. | Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы. |
2. | Руки | Зачем человеку руки? | Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования. | Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой. |
Рукотворный мир
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Ткань | Мир ткани | Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий. | Образцы тканей, емкости с водой, ножницы. |
2. | Ткань | Мир металлов | Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования. | Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы. |
План работы на 2021-2022 учебный год
Сентябрь
Мы живем в
городе. Вода всем нужна.
Закрепить с детьми свойства воды, ее значение
в жизни
людей.
Воспитывать любознательность и интерес к
опытам.
Прогулка по территории детского сада.
Глина песок.
Дать детям понятие, чем отличается песок от глины.
Выявить свойства глины (вязкая, влажная)
Воспитывать интерес к опыту.
Улица полна неожиданностей.
Своды и тоннели.
Объяснить детям, что вода имеет силу, способна пробивать тоннели под землей.
Воспитывать интерес и желание понаблюдать за тенью.
Едем в гости.
Пар - это тоже вода.
Дать детям понятие о том, что пар - это тоже вода.
Закрепить знания детей о свойствах воды,
вызвать интерес к экспериментированию.
Октябрь
Какие мы?
Спичечные бега.
Познакомить детей с физическими понятиями.
Познакомить детей с новыми опытами.
Воспитывать любознательность.
Какие мы?
У воды нет запаха?
Продолжать знакомить со свойствами воды.
Что нужно сделать с водой, чтобы она имела запах.
Кто с нами живет?
Воздух при нагревании расширяется.
Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.
Воспитывать интерес к опыту.
Осень золото роняет.
Семена.
Дать детям понятие что растение, не может без
света, тепла и воды.
Воспитывать заботливое отношение к растениям.
Ноябрь
В лес за грибами и ягодами.
Дерево не тонет в воде.
Дать детям понятие что вода удерживает тяжелые предметы.
Выявить плавучесть предметов.
Воспитывать интерес к экспериментированию.
Как животные готовятся к зиме.
Легкий – тяжелый.
Выявить с детьми зависимость плавучести
предметов от равновесия сил.
Воспитывать любознательность.
Мы идем в магазин. Прыгающая монета.
Познакомить детей со свойствами метала,
провести опыт с монетой.
Вызвать у детей интерес к экспериментальной
деятельности.
Откуда овощи в мае. Посев семян.
Дать детям понятие что растение добывает воду
через корневую систему.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Декабрь
Фрукты на прилавках магазина.
Посадим деревце.
Дать детям понятие
что растение добывает воду через корневую систему.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Вызвать интерес к опытнической деятельности.
Что для чего.
Влияние почвы на растение.
Дать детям понятие что растение добывает воду через корневую систему.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Вызвать интерес к опытнической деятельности.
Откуда хлеб пришел. Игры с песком.
Закрепить знания детей о свойствах песка.
Воспитывать интерес к опытам.
Все работы хороши. Свойства мокрого песка.
Закрепить знания детей о свойствах песка.
Воспитывать интерес к опытам.
Январь
К а н и к у л ы.
Зима в городе. Легче воды.
Познакомить детей свойствами воды.
Лед.
Объяснить, как может вода превратиться в лед.
Воспитывать любознательность.
Поет зима аукает. Снег- тоже вода.
Уточнить знания детей о свойствах снега.
В тепле тает, а на морозе остается в первоначальном виде.
Февраль
Лесные
обитатели. Животные.
Обитатели скотного двора. Птицы.
Обитатели птичника. Как выйти сухим из воды?
Продолжать знакомить со свойствами воды.
Воспитывать желание участвовать в опытах.
Март
Обитатели воды. В воде есть воздух.
Закрепить с детьми свойства воды, как можно увидеть воздух в воде.
Воспитывать любознательность.
Мы едем в зоопарк. Верблюд.
Прогулка по территории детского сада. Воздух.
Расширять представления о свойствах воздуха.
Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами.
Звенящая вода
Показать детям что количество воды влияет на
издаваемый звук.
Апрель
В окно повеяло весной. Зефир и солнце.
Познакомить со свойствами метала, провести опыт с монетой.
Вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
Весеннее пробуждение. Вода защищает растения от низкой температуры.
Продолжать знакомить детей со свойствами воды.
жидкая может течь, при низкой температуре замерзает.
Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.
Шестиногие малыши. Муха –цокотуха.
Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.
Вызвать интерес к экспериментированию.
Времена года. Воздух
Уточнить знания детей о свойствах воздуха.
Обнаружить воздух в окружающее обстановке.
Вызвать интерес к проведению опыта.
Май
Весной в деревне. Посадка огурцов.
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Дать детям понятия, что все растения дышат и не могут обходиться без воздуха.
Явления природы. Гром и молния.
Познакомить детей с понятием «электричество».
Объяснить причину образования молнии.
Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.
Ожидаемый результат:
1. Подобрана методическая литература по теме самообразования.
2. Оформлен каталог методических материалов по организации и проведению экспериментов, проектов, опытов с детьми дошкольного возраста.
3. Изготовлены дидактические игры по экологическому воспитанию, наглядный и демонстрационный материал.
4. Разработаны диагностические карты, методический материал по проведению диагностики уровня сформированности представлений у детей об окружающем мире.
5. Определены формы работы с детьми.
6. Создан уголок по экспериментированию.
У детей:
- сформированы проектно- исследовательские умения и навыки:
Они могут выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты;
- расширились знания об отдельных явлениях и объектах природы;
- сформировалось осознанное отношение к объектам природы, к себе и людям как части природы.
Список литературы:
1.Соломенникаова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста – М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2017.-64с.
2.К.Ю.Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятия с детьми 2-7 лет.- М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2015.-64с.
3.Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»:Для работы с детьми 3-7 лет. –М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2017.-112с.
4.Крашенинников Е.Е.,Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятия с детьми 4-7 лет. М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2014.-80с.
5.ПавловаЛ.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для занятия с детьми 4-7 лет.- М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2014.-80 с.
6.Комарова Т.С.,Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Для занятия с детьми 2-7 лет. М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2015-160 с.
7.Дыбина О.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2015-80 с.
8. Соломенникаова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа– М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2016.-64 с.
9.Дыбина О.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа– М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2016.-80с.
10. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»:Для работы в младшей группе детского сада.- 2-е изд.,испр- М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2018.-104с.
11. Соломенникаова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа– М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2014.-96с.
12. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог».Система работы в средней группе детского сада. - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2016.-176с.:цв.вкл.
13. Дыбина О.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа– М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2015.-96с.
14. Соломенникаова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа- М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2015.-112с.
15. Дыбина О.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа– М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2019.-80с.
16. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Система работы в старшей группе детского сада.- М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2017.-192с.:цв.вкл.
17. Соломенникаова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Подготовительная к школе группа– М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2017.-112с.
18. Дыбина О.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа – М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2019.-80с.
19. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительная к школе группа - М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2016.208с.
20.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой.- М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2014.
21.«От рождения до школы».Инновационная программа дошкольного образования / Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой, Э.М.Дорофеевой.- М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ,2019-с.336.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»....
Программа самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников». 2019 -2020 уч.год
Актуальность цели, задачи, план работы...
Презентация по теме самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Презентация...
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»....
Индивидуальный проект по самообразованию "Экспериментирование , как средство развития познавательной активности дошкольников"й
Индивидуальный проект по самообразованию Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности старших дошкольников»...
Самообразование «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Помочь раскрыть перед детьми удивительныймир экспериментирования, развивать познавательные способности.Формировать у детей разные способы познания. Развивать наблюдательность,умение экспериментировать...