Опыт работы на тему "Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)
Интерес не только способствует развитию интеллекта,
но и является одной из движущих сил развития личности в целом.
В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Формирование у дошкольников интереса к познанию окружающего мира является одной из важнейших задач в развитии ребенка.
В федеральном государственном стандарте нового поколения говорится о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. Каждый ребенок в рамках непрерывной образовательной деятельности должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».
Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого, бескорыстного интереса ко всему окружающему.
Для поддержания такого интереса важно развивать у дошкольников умение в знакомом видеть новое. Это подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира, множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать.
В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования личности к непрерывному познанию окружающего мира.
Одним из средств, на котором строится формирование познавательного интереса к окружающему миру, является занимательная математика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_prezentatsii.docx | 65.89 КБ |
vystuplenie_na_seminar_1.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14»
Тема семинара:
Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики
Подготовила:
воспитатель
1 квалификационной категории
А.Г. Волошенко
Коркино, 2021
Интерес не только способствует развитию интеллекта,
но и является одной из движущих сил развития личности в целом.
В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Формирование у дошкольников интереса к познанию окружающего мира является одной из важнейших задач в развитии ребенка.
В федеральном государственном стандарте нового поколения говорится о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. Каждый ребенок в рамках непрерывной образовательной деятельности должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».
Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого, бескорыстного интереса ко всему окружающему.
Для поддержания такого интереса важно развивать у дошкольников умение в знакомом видеть новое. Это подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира, множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать.
В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования личности к непрерывному познанию окружающего мира.
Одним из средств, на котором строится формирование познавательного интереса к окружающему миру, является занимательная математика.
Занимательный материал удовлетворяет детскую потребность в познавательной деятельности, увлекает его, открывая эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и педагогом, учит элементам логики: классификации, способам сравнения, группировке предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению.
Условно занимательный материал можно классифицировать следующим образом:
Первый вид занимательного математического материала – это развлечения. В таких развлечениях используются различные виды занимательного материала: задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах, математические сказки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, ребусы, лабиринты и т.д.
Второй вид занимательного математического материала – это математические игры и задачи. Математическими считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений или аналогичных им.
Третий вид занимательного математического материала – это развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д.
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Опираясь на такую классификацию занимательного материала, были подобраны различные игры, упражнения, карточки, для использования в работе с детьми. Этот материал подобран таким образом, что его можно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей.
Для удобства все игры по формированию математических представлений были разделены на группы:
Игры с цифрами и числами, «Легкий счет», «Мои первые цифры», «Веселое обучение», «Цифры», «Цифры и счет», «Соедини по точкам» и др.
Игры путешествия во времени, которые включают в себя различные макеты часов, такие игры как «Части суток», «Веселый распорядок дня», «Время», «Мои первые часы», «Детям о времени», «Неделя, стройся», «12 месяцев»
Игры на ориентировку в пространстве такие как «Разноцветное путешествие», «Вокруг да около», «Налево-направо», «Что где находится», «Твист», «Волшебная клеточка», игры-бродилки, картотека дидактических игр на ориентировку в пространстве.
Игры с геометрическими фигурами «Фигурное лото», «Цвет, форма, размер», «Формы», «Фигуры», «Заплатки», «Подбери по цвету и по форме», «Выложи картину из фигур», «Чудесный мешочек», «Кто больше увидит», «Открой замочек», «Посмотри вокруг» и др.
Игры на логическое мышление «Колумбово яйцо», «Танграм», шашки, «Логика», «Часть и целое», «Свойства», «Веселая логика», «Контуры», «Крестики нолики», «Пятнашки», «Найди половинку», «Логические таблицы», картотека игр с палочками Кюизенера, игры со счетными палочками и др.
Опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, с использованием красочного наглядного и раздаточного материала усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Благодаря разнообразию и постоянству использования таких материалов, ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность и, наконец, познавательный интерес к ознакомлению с окружающим миром. Каждое занятие мы стараемся оснащать максимально возможным набором игрового материала.
Для более содержательной подачи материала создана картотека занимательного материала по ФЭМП: математические сказки, задачки-сказки, логические задачи, задачки в стихах, задачки-шутки, математические ребусы.
Из опыта работы можно отметить, что настольные спортивные игры занимают достаточно значимую роль в формировании интереса к познавательной деятельности детей, где они не замечая того закрепляют навыки счета, отсчета, закрепляют образ цифры, ориентируются в пространстве и т.д. К примеру игра «Баскетбол», «Танковый биатлон», «Морской бой» и другие.
Тоже самое можно сказать и о сюжетно-ролевых играх, которые являются неотъемлемой частью познавательного развития ребенка. В рамках годовой задачи по формированию предпосылок к финансовой грамотности детей, было изготовлено пособие лепбук «Юные финансисты».
Данное пособие имеет внешний вид банкомата, с помощью которого дети с удовольствием обыгрывают различные ситуации социально-бытового характера.
Так называемый «внутренний мир» банкомата содержит в себе подборку различных игр на данную тему: игра «Положи деньги в копилку», игра «Назови профессии», лото «Магазины», лото «Экономические сказки», игра «Можно и нельзя купить», игра «Парные картинки - Валюта», игра «Бюджет моей семьи», картотека проблемных ситуаций, картотека «финансовых» игр, история возникновения денег, экономический словарик, загадки, стихи, пословицы и поговорки, купюры, монеты, раскраски.Благодаря этому пособию дети ориентируются в сфере денежных отношений: знакомятся с купюрами, монетами, с такими понятиями как «цена», «стоимость», «сдача» и т.д. можно сказать что математика здесь проходит «красной лентой», но дети в этот момент меньше всего думают о ней.
Отдельно хочется отметить преимущества комплексно-тематического планирования в ДОУ, которое позволяет насытить и обогатить образовательное пространство в соответствии с определенной темой недели.
Например к лексической теме День защитников Отчества были изготовлены игры: «Последовательности», «Маскировка», «Судоку», теневое лото «Наша армия», математические пазлы «Военный транспорт» и другие.
Также тематический комплект «Солдаты», который включает в себя задания типа: «Найди пары», «Выложи от самой маленькой до самой большой», «Выложи от самой низкой до самой высокой», «Выложи от самой узкой до самой широкой», найди отличия на картинках, соедини по точкам, подбери соответствующее число, лабиринты, заплатки и многое другое. Такая подборка занимательного материала позволяет не только закрепить определенные математические навыки детей, но и глубже окунуть ребенка в тему, что и является формированием интереса к познанию окружающего мира.
Одним из таких примеров является и мое авторское пособие, которое активно используется нашими детьми. Это игра «Накорми солдата кашей», основной целью которой является закрепление таких математических навыков как счет и отсчет предметов, закрепление образа цифры, количественного и порядкового счета, дней недели, понятий «больше» и «меньше», развитие сенсорных восприятий и мелкой моторики. Но в ходе игры и предварительной беседы к ней, ребята познакомились с разными родами войск, военными профессиями, боевой техникой. Рассуждали о питании и здоровье солдат в армии. Продолжали знакомиться и закреплять знания о различных крупах и злаковых культурах.
Далее представляю небольшой видеофрагмент с данной игрой.
Эта игра может быть модифицирована под разные лексические темы, всего лишь изменив наполняемость материала, например к теме домашние птицы приготовить иллюстрации, изготовить карточки, и подготовить корм (пшеница, ячмень, овес и т.д.)
На экране представлена примерная подборка игр:
«Накорми солдата кашей» к лексической теме «День защитников Отечества»
«Где обедал воробей» к лексической теме «Зоопарк»
«На ферме» к лексической теме «Домашние животные»
«Птичий двор» к лексической теме «Домашние птицы»
«Веселые поварята» к лексической теме «Продукты питания»
Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей интереса к окружающему миру, математике, к логике и доказательности рассуждений, желании проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Перспективы дальнейшего развития:
формирование элементарных математических представлений о величине предмета, овладении умением сравнивать предметы по размеру, на основе использования приемов наложения и приложения, глазомера, измерительной деятельности, что будет являться успешным средством познавательного развития и в дальнейшем успешной базой для обучения ребенка в школе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом. В.С. Ротенберг , С.М. Бондаренко
Познавательный интерес выступает: Как средство живого, увлекающего ребенка обучения; Как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности; Как предпосылки формирования личности к непрерывному познанию окружающего мира.
Занимательный материал: Увлекает; Открывает эффективные пути активизации умственной деятельности; Способствует организации общения детей между собой и педагогом; Учит элементам логики.
Игры с цифрами и числами «Легкий счет» «Мои первые цифры» «Циферки» «Веселое обучение» «Цифры» «Цифры и счет» «Соедини по точкам» «Цифры» «Числовые домики» «Подбери цифру» и др.
Игры путешествия во времени «Части суток» «Веселый распорядок дня» «Время» «Мои первые часы» «12 месяцев» «Цифры и счет» «Все о времени» «Неделя, стройся!» «Детям о времени» макеты часов и др.
Игры на ориентировку в пространстве «Вокруг да около» «Что где находится?» «Разноцветное путешествие» «Направо-налево» «Графические диктанты по клеточкам» Игры- бродилки Картотека дидактических игр на умение ориентироваться в пространстве
Игры с геометрическими фигурами «Подбери по цвету и по форме» «Цвет, форма, размер» «Выложи картинку из фигур» «Геометрические формы» «Открой замочек» «Развивающее лото» «Формы и фигуры» «Фигуры» «Кто больше увидит» «Заплатки» «Посмотри вокруг» и др.
Игры на логическое мышление «Логика» «Часть и целое» «Контуры» «Свойства» «Веселая логика» « Танграм » «Парные коврики» «Логические таблицы» «Найди половинку» « Колумбово яйцо» «Большой, средний, маленький» Палочки Кюизенера «Крестики-нолики», пятнашки, шашки и др.
Наглядный и раздаточный материал для НОД Картотека занимательного материала по ФЭМП: Задачи в стихах Математические сказки Математические ребусы Загадки – шутки Загадки – сказки Логические задачи
Футбол Морской бой Баскетбол Танковый биатлон Хоккей Шашки Настольные спортивные игры:
Лепбук «Юные финансисты» Игра «Положи деньги в копилку» Игра «Назови профессии» Лото «Магазины» Лото «Экономические сказки» Игра «Можно и нельзя купить» Игра «Парные картинки - Валюта» Игра «Бюджет моей семьи» Картотека проблемных ситуаций Картотека «финансовых» игр История возникновения денег Экономический словарик Загадки, стихи, пословицы и поговорки Купюры, монеты, раскраски
Лепбук «Юные финансисты»
Игра « Судоку » Досочки Сегена «Маскировка» Математические пазлы «Наша Армия» Теневое лото «Армия» Игра «Последовательность »
Тематический комплект «Солдаты»: Найди отличия Выложи от маленькой до большой, от низкой до высокой, от широкой до узкой(каска, погоны) «Военные» лабиринты Соедини по точкам (корабль, танк, самолет) Посчитай и запиши Найди пары Подбери число соответствующее количеству Найди лишнее в ряду Какой солдат повторяется и др.
Настольная развивающая игра «Накорми солдата кашей» Карточки к игре Использованы крупы: П ерловая Гречневая Пшенная Горох Манная Рис Овсяные хлопья
Примеры возможных вариантов игры: « Накорми солдата кашей» к лексической теме «День защитников Отечества» «Где обедал воробей» к лексической теме «Зоопарк» «На ферме» к лексической теме «Домашние животные» «Птичий двор» к лексической теме «Домашние птицы» «Веселые поварята » к лексической теме «Продукты питания»
Перспективы дальнейшего развития: ф ормирование элементарных математических представлений о величине предмета, овладении умением сравнивать предметы по размеру, на основе использования приемов наложения и приложения, глазомера, измерительной деятельности, что будет являться успешным средством познавательного развития и в дальнейшем успешной базой для обучения ребенка в школе. Вывод: занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей интереса к окружающему миру, математике, к логике и доказательности рассуждений, желании проявлять умственное напряжение , сосредотачивать внимание на проблеме.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический совет в ДОУ «Организация работы по формированию интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики»
Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом.В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко.Математика… Опять математика! Ча...
Формирование интереса к познанию окружающего мира через искусство.
Природа, детская игрушка, книги, картины, народное творчество....
Формирование познавательно-исследовательского интереса через познания окружающего мира
Ребенок – дошкольник как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию может порождать исследовательское поведение и создае...
Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики
Уважаемые коллеги, ниже представленны материалы семинара по опыту работы на тему "Формирование у дошкольников интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики...
Опыт работы «Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира»
Цель:Цель моей работы - развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирова...
Опыт «Дождь в банке» наглядно демонстрирует физические природные явления, вызывает интерес к познанию окружающего мира.
Опыт «Дождь в банке» наглядно демонстрирует физические природные явления, вызывает интерес к познанию окружающего мира. Для проведения эксперимента потребуются: Прозрачн...
День изобретений Цель: Формировать у детей представления о свойствах бумаги и воды . Задачи: Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованно
День детских изобретенийЦель: Формировать у детей представления о свойствах бумаги и воды .Задачи:Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспит...