"Особенности формирования представлений о русской культуре у детей старшего дошкольного возраста"
консультация
Дошкольное детство-уникальный важнейший период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №42 Приморского района Санкт-Петербурга
Консультация для родителей
«Особенности формирования представлений о русской культуре у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Илларионова Марина Владимировна
Санкт-Петербург
2023г.
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения "жажды знаний". О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний, проявляется его пытливость, любознательность. В настоящее время учеными доказано, что нет ни одной области действительности, которой не интересовался бы ребенок. Это теоретическое положение дает основание к осуществлению работы по ознакомлению старших дошкольников с русской народной культурой.
В педагогической науке и дошкольной педагогике в настоящее время повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев, помочь в воспитании интереса к родной культуре и научить ребенка осознавать себя как носителя этой культуры.
Механизмом, позволяющим включить народную культуру в современный учебно-воспитательный процесс в педагогических учреждений, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями. Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Старший дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Интерес к народному творчеству является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения к народной мудрости, которая передаётся из поколения в поколение.
Приобщение детей к русской национальной культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, фольклор.
Включение детей старшего дошкольного возраста в деятельность, направленной на развитие интереса к русской национальной культуре позволяет расширить кругозор, однако, уровень их навыков не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому значительно возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей к народной культуре. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.
В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательного интереса. Он рассматривается как: избирательная направленность человека, проявление умственной и эмоциональной активности, активатор разнообразных чувств, активное познавательное отношение человека к миру и т.д.
Поэтому планируя работу по развитию интереса к русской национальной культуре, взрослый подводит воспитанников к ощущению своей причастности к этому процессу.
Для формирования интереса к русской национальной культуре важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны представления, на основе которых у ребенка будут складываться отношение к сущности русской национальной культуры и необходимости её изучения. Для того чтобы у ребенка появилось желание интересоваться русской национальной культурой нужен мотив. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося интереса.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении.
Средства, побуждающие интерес к русской национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста можно объединить в несколько групп.
Это группа художественных средств, природа, собственная деятельность детей и вся та атмосфера, в которой живет ребенок.
Успех приобщения дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.
Повлиять на ребенка с ранних лет и воспитать его развитым и культурным человеком, конечно же, могут и должны родители – самые близкие люди, которые имеют непосредственное влияние на формирование характера и личности ребёнка. Очень важным моментом является осведомленность родителей о том, как правильно приобщить ребёнка к традициям русской национальной культуры, также важно помнить, что они являются непосредственным примером для своих детей, поэтому не стоит требовать от них того, чего не соблюдают и не выполняют сами взрослые. Дети, словно губка, впитывают информацию, поступающую из внешней среды, после чего автоматически повторяют увиденное.
Таким образом, дошкольный возраст это благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, формирования интереса к ней и на этой основе формирование представлений. Эту задачу необходимо осуществлять комплексно, включая в работу дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и при активном участии родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста в детском саду"
Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обознач...
Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»
Цель работы - формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
С учетом ФГОС в дошкольном образовании на первое место выходит игровой, интегративный принцип развития и обучения детей дошкольного возраста. Перед педагогами дошкольных учреждений стала задача пересм...
Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Статья особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дощкольного возраста в психолого-педагогической литературе...
"Особенности формирования интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста"
Материал будет полезен как педагогам, так и родителям. Ведь готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье....
" Особенности формирования грамматического строя языка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Формирование грамматического строя у дошкольников...
Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
laquo;Элементарные математические представления дошкольников – это начальные сведения о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые используются для ф...