" Особенности формирования грамматического строя языка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
статья по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Особенности формирования грамматического строя языка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Чистая правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формирование речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
При ОНР формирование грамматического строя речи происходит большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это связано с тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка основана на большом количестве языковых правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Но характерной особенностью овладения грамматическим строем языка у детей с ОНР является более медленный темп усвоения. Эти дети испытывают трудности и в выборе грамматических средств выражения мысли, и в их комбинировании.
В норме морфологические элементы слов дети начинают распознавать и вычленять при накоплении небольшого словарного запаса.
Если нормально развивающийся ребенок, усвоил грамматическое обозначение той или иной ситуации, то затем он улавливает сходство ситуаций и обобщает их, ребенок с нарушенным речевым развитием не улавливает сходства и может однотипные речевые ситуации обозначать по-разному. Отмечено, что при нормальном речевом развитии дети образуют большое количество форм слов по аналогии, при нарушенном речевом развитии часто дети не способны использовать «подсказывающий» образец слов. Это приводит к тому, что одно и тоже слово может использоваться ребенком в одной и той же синтаксической конструкции по-разному. У детей с нарушенным речевым развитием возникновение правильных форм слова не ведет к исчезновению «старого стереотипа».
Характерной особенностью речи детей с ОНР является одновременное существование и слов в нерасчлененном, целостном виде, и овладение процессом расчленение слов на составляющие его морфемы, которое у них формируется более медленными темпами.
Специфической особенностью речи детей с ОНР является зависимость от лексической семантики, степени знакомости слова, от типа предложения.
Грамматические ошибки, допускаемые детьми с ОНР:
-неправильное согласование в роде прилагательных с существительными
( « синий пальто», « горячая пюре»)
- неверное употребление окончания множественного числа существительных
(«окно- окны», « жеребенок- жеребенки»)
- замена окончаний косвенных падежей окончаниями именительного падежа. Нередко отмечаются взаимозамены ряда окончаний.
(винительный падеж: « гладит (щенка) щенок; взял (кубик) кубику». родительный падеж :« боится (петуха) петух, петуху; просит (молока) молоко, молоку.
дательный: идет (к ежу) ежа, ежой; дает (петуху) петух, петуха.)
- ошибки в глагольных формах
(дети не учитывают изменения, происходящие в слове при спряжении: «они рисовают ( рисуют)»
(допускаются переносы окончаний одного спряжения в другое «Маша кладит (кладет) палочки»).
( допускает ошибки в префиксальном образовании глаголов
« перешел, вышел, зашел- заменяют словом « шел» или» «ушел»
- неправильное употребление предложно-падежных конструкций
« в дому», «из стола»( из- под стола)
-неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных
«нет два пуговиц», «два руки», «пять руки».
- неправильное образование относительных прилагательных от существительных
«клюный» (клюквенный), «стекловый» - (стеклянный ), «сосный» - сосновый,
-неправильное образование притяжательных прилагательных от существительных
« хвост зайца- зайчиный», « лапа волка- волкина»
-неправильное образование уменьшительно- ласкательных суффиксов существительных
«кукла- куклочка», «шкаф- шкафик», «ковер- коверчик»
- неправильный выбор производящей основы, приводящий к возникновению неологизмов
«человек, который дома строит» - «стройщик»
Стойкие трудности отмечаются в образовании малознакомых сложных слов: «книжник» – книголюб, «пчельник» – пчеловод.
Если ребенок 6 лет говорит « на столу» вместо «на столе» или «домы» вместо «дома» и считает это правильным, как же он будет писать в школе? Ведь наличие подобных «аграмматизмов» свидетельствует о том, что грамматические системы так и остались у него не сформированны. Это может послужить предпосылкой к возникновению аграмматической дисграфии при обучении в школе. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо выявлять нарушения формирования грамматического строя речи и проводить работу по устранению этих нарушений.
В связи с этим можно выделить основные направления при формировании грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
1. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике способов словообразования и форм словоизменения.
2. Закрепление наиболее продуктивных способов словообразования и словоизменения.
3. Работа по ознакомлению с менее продуктивными моделями словообразования и формами словоизменения.
4. Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения и способов словообразования.
Формирование различных способов словообразования.
Коррекционная работа по формированию словообразования существительных включает:
- использование уменьшительно-ласкательных суффиксов,
- суффикса –ниц- со значением вместилища (посуды);
- суффикса –инк- (солома - соломинка);
- формирование умения образовывать названия детенышей животных и птиц;
- формирование умения образовывать названия профессий.
При этом детям предлагаются только продуктивные суффиксы: для мужского рода – -щик-,-чик- (часовщик, летчик) и для женского рода - – ниц-, - иц- (учительница, певица).
При формировании суффиксального способа образования существительных речевой материал предлагают в следующей последовательности:
- образование слов, в которых не меняется звуковой структуры корня производного слова (дом – домик, диван – диванчик, корова - коровка);
- с чередованием глухих и звонких звуков в корне (сад – садик);
- с изменением звуковой структуры производного слова (рукав – рукавчик, синица - синичка).
В работе по формированию словообразования глаголов детям с ОНР для закрепления предлагаются простые по семантике словообразовательные модели с использованием наиболее продуктивных аффиксов. Упражнения на дифференциацию глагольных форм предлагаются в следующей последовательности:
- дифференциация совершенного и несовершенного вида,
- возвратных и невозвратных глаголов.
- глаголов с наиболее продуктивными приставками.
Учитывая особенности появления форм прилагательных в онтогенезе, материал для формирования навыка образования прилагательных предлагается детям в следующей последовательности:
- образование притяжательных прилагательных;
- относительных;
- качественных.
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом формирования этой системы в онтогенезе. При этом учитывается связь с лексикой, морфологической и синтаксической системой языка. Коррекционную работу необходимо проводить с постепенным усложнением форм речи, заданий и речевого материала. Сначала работа по формированию словоизменения проводится на уровне словосочетания и предложения, в дальнейшем – закрепление словоизменения в связной речи.
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях. Среди именных словосочетаний для работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи используются словосочетания, которые состоят:
- из существительного и прилагательного (синий шар);
- из двух существительных: со значением принадлежности (лапа медведя), со значением совместимости (тарелка с ложкой).
Формирование каждой грамматической формы осуществляется в определенной последовательности: сначала отрабатываются формы с продуктивными флексиями под ударением, без изменения звукослоговой структуры основы слова при словоизменении, затем безударные флексии при отсутствии изменений в основе слова, далее ударные флексии с изменением основы слова и безударные окончания при изменении основы слова.
Формирование словоизменения существительных включает:
1. Дифференциацию форм единственного и множественного числа именительного падежа.
2. Закрепление беспредложных конструкции существительных единственного числа.
3. Формирование беспредложных конструкций существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности:
Для закрепления форм родительного падежа существительных множественного числа предлагаем использовать различные варианты игры «Чего не стало?».
Работа по формированию словоизменения прилагательных включает:
- согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа;
- согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа в беспредложных конструкциях, а затем в
предложных;
- согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа в беспредложных и в предложных конструкциях.
Особое внимание в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи уделяется глагольным словосочетаниям. Это связано с тем, во-первых, глагол чаще всего выступает в роли предиката, является организующим звеном в предложении, во-вторых, у детей с общим недоразвитием речи опускается в предложении именно предикат.
Работа по формированию словоизменения глаголов включает задания:
- на дифференциацию глаголов настоящего времени 1, 2, 3-го лица;
- на согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.
Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует предлагать различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям.
Формирование грамматического строя речи - это длительная, кропотливая работа.
Даже если ребенок с речевым нарушением в результате всей этой работы и не приобретет так называемого «чувства языка», то он все же будет в состоянии не допускать самых грубых ошибок при употреблении окончаний слов, а также приставок, суффиксов и пр. А приобретенные умения помогут в дальнейшем при усвоении школьной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более ин...
Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу детьми должен быть достигнут определённый у...
Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"
Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...
Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению...