Календарный план Воспитательно - образовательной работы в средней группе Тема: Перелетные и зимующие птицы
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Календарный план
Воспитательно - образовательной работы в средней группе
№10
С 30.01-03.02.2023г.
I. Тема: Перелетные и зимующие птицы
II. Цель: Формирование представлений детей среднего возраста о зимующих птицах родного края, их образе жизни, внешнем виде через познавательную деятельность.
III. Итоговое мероприятие: выставка детских работ
Ответственные: Вычужанина С.Ю.
IV. Организация предметно-развивающей среды: Подбор наглядных материалов: фото и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций по теме. Раскраски и трафареты для самостоятельного рисования; атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Планирование по видам детской деятельности:
Игровая: С/ ролевые игры: «Магазин», «Мы повара», «Парикмахерская»
Н/печатные игры: лото, игры со шнуровкой, «Чудесный мешочек», пазлы , «Кому что нужно», «Собери картинку», «Кто лишний?», «Кого больше?», «Кубики-картинки», лото «Что? Откуда? Почему?», «Найди пару», «Наведи порядок», «Эмоции», домино «Хорошие знакомые», «Фигуры», домино «Жили у бабуси», «Мои первые предложения»,
Дидактические игры):«Какая птица?» «Кто какое гнездо строит?» «Какая птица», «Подбери пару»; «Что лишнее и почему?», «Чего не стало?», «Подбери признаки», «Назови ласково», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы».. Пальчиковая игра «Скворечник» Игры со строительным материалом.
Трудовая: дежурство по столовой, в уголке природы, по занятиям, самообслуживание, хоз. бытовой труд, труд в природе, выполнение разного вида поручений.
Познавательно-исследовательская: просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов, слайдов; рассматривание иллюстраций, фотографий; Рассматривание энциклопедий.
Чтение: З. Александрова «Новая столовая». Сказка «Зимовье зверей» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» .В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…».Н. Сладков «Птицы весну принесли». В Бианки Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» Чтение А. Майков «Ласточка» Разучивание поговорок: У каждой пташки свои замашки»; «Всякая птица своим пером гордится»
Коммуникативная: Свободное общение по теме недели, загадывание загадок по теме недели; беседы: :«Перелётные птицы». Формировать обобщенное представление о перелётных птицах. А. Яшин «Покормите птиц зимой»- Воспитывать бережное отношение к птицам. «Как растет живое». Закрепить представление о росте и развитии живых организмов (птица), уметь находить части тела, место проживания, передвижение
Продуктивная: ООД «Красивая птичка» Т.С.Комарова стр.61 Цель: учить детей передавать образ птички, красивое оперение. ООД «Птицы на ветках» Цель: учить детей составлять аппликацию в виде птицы. ООД «Птички прилетели в кормушку» Т.С.Комарова стр.61
Цель: учить детей передавать форму, наклон головы и тела в низ. Закреплять творческие приёмы.
Двигательная: Утренняя гимнастика, оздоровительная гимнастика после сна. Инд. работа по развитию основных движений.
Подвижные игры: Утренняя гимнастика, оздоровительная гимнастика после сна. «Воробушки и автомобили». "В огороде пугало, пугало стоит"
Музыкально-художественная: Разучивание песен, танцевальных движений, игр по плану музыкального руководителя.
Тема недели:
Перелетные и зимующие птицы
Цель Уточнить и расширить знания детей о зимующих, перелётных птицах. Формировать (закреплять) обобщающее понятие зимующие птицы.
Познакомить с условиями жизни птиц. Учить различать птиц по характерным признакам: окраска перьев, размер, форма хвоста, способ передвижения. Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой.
Рекомендации родителям.
- Познакомить ребёнка с перелётными птицами: журавлём, гусем, лебедем, уткой, грачом, скворцом. Подобрать картинки, рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указать отличительные признаки. Объяснить, почему они называются перелётными, рассказать куда и когда они улетают.
- Рассмотреть перелётных птиц на картинках. Показать и назвать части тела птиц: голова, крылья, хвост, клюв. Рассказать, что тело птиц покрыто перьями.
- Прочитать ребёнку стихотворение и обсудить его.
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
Выучить считалку:
Начинается считалка:
На дубу - скворец и галка.
Улетел домой скворец,
И считалочке конец.
- Пальчиковая гимнастика (при назывании птицы – загибать пальчики на руке).
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – злой орлан.
Птички, птички, по домам.
(Машут руками, как крыльями).
День недели | Режим | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями по реализации основной образовательной программы |
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Дежурство: по подготовке к совместной ООД закреплять навыки дежурства по столовой. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы Труд: в игровом уголке (стирка кукольной одежды). Индивид. работа: по Звук. культуре речи: с Саша и Сережей Д./игра. Назови отличия птиц от животных Игровое упражнение: Перебрасывание мяча друг Беседа :«Перелётные птицы». Формировать обобщенное представление о перелётных птицах, различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище; закрепить знания о значении птиц в жизни людей. Обогащать словарь по теме КГН: Правила поведения за столом». Цель: Закреплять правила поведения за столом: есть аккуратно, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, нельзя использовать столовые приборы друзей. Утр, гимнастика комплекс: по плану ПДД : : Беседа с детьми «Где можно играть?» Цель: Формирование представлений у дошкольников о безопасности на улицах и дорогах. | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу Драматизации | |||
ПОНЕДЕЛЬНИК 30 января | Утро: | Рекомендации родителям по теме недели: Совместное творчество. Подборка иллюстраций о птицах
| ||
2. Образовательная деятельность | ||||
ОО Художественно-эстетическое развитие «Музыка» Бассейн | ||||
Прогулка: | П/ игры: «Птички и птенчики» Цель: развивать двигательную активность детей. Закреплять знание различных видов птиц. П/ игры: «Карусели». Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус Наблюдение за птицами. Какие птицы прилетают к нам на участок? Формировать умение правильно определять птиц по их внешнему виду, замечать красоту, живущих рядом птиц. Труд на участке детского сада: уборка снега Индивидуальная работа по развитию ОВД с детьми с Евой и Дариной ОВД : ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, бросание, ловля, ползание, лазанье. | самостоятельная двигательная активность свободные игры | ||
II половина дня | Оздор. гимн-ка комплекс: по плану Закаливающие процедуры: хождение босиком по массажным дорожкам, контрастные, воздушные ванны. Беседа: Чем отличаются птицы от других животных? (Тело покрыто перьями, есть крылья, умеют летать и т. д.). Чтение худ. лит-ры : З. Александрова «Новая столовая» Дидактическая игра ):«Какая птица?» Закреплять знания о перелётных птицах, развивать умение строить предложения, активизировать словарь по данной теме. Патриотическое воспитание: Беседа «Наша Родина-Россия». | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу |
День недели | Режим | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями по реализации основной образовательной программы |
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Дежурство: по подготовке к совместной ООД закреплять навыки дежурства по столовой. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы Труд: в игровом уголке (ремонт коробок и т.д.) Индивид. Работа с Викой. С и Лерой «Назови фигуры, из которых построена птичка». Закреплять знания о геометрических фигурах. Беседа: : о птицах перелетных и зимующих. Игры: «Что лишнее и почему?»» Цель:: развитие логического мышления КГН: закрепить умение правильно держать ложку, не разговаривать во время приема пищи, откусывать хлеб – не ломать, следить за осанкой - правильно сидеть за столом. Утр. гимнастика комплекс: по плану | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу Драматизации | |||
ВТОРНИК 31 января | Утро: | Рекомендации родителям по теме недели. Рассматривание иллюстраций.о птицах Рекомендации родителям по описанию картин с использованием слов прилагательных. «какие птицы.» | ||
2. Образовательная деятельность | ||||
«Математическое развитие» И.А. Помораева В.А.Позина ООД №4 Программное содержание: Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5. Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо). Виды детск. деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно – исследовательская, музыкально – художественная. Ход ООД Ритуал начала занятия. Игровые упражнения. Физ.минутка. Игровые упражнения. Ритуал окончания, Рефлексия ОО «Физическая культура» ОО « Художественное творчество» Рисование Т.С.Комарова стр.61 Цель: учить детей передавать образ птички, красивое оперение Тема: ООД «Красивая птичка» Виды детск. деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно – исследовательская, музыкально – художественная .Ход ООД Ритуал начала занятия. Беседа, Показ.. Физ.минутка. Индивидуальная работа Ритуал окончания, Рефлексия. | ||||
Прогулка: | П/ игры: «Птицы — гнезда — птенцы». Ориентироваться в пространстве. П/ игры: «Перелётные птицы» Цель: Создать условия для сохранения и укрепления здоровья. Наблюдение за облаками. Предложить детям найти на небе облако похожее на птицу, описать эту птицу, дать ей название. Труд на участке детского сада: уборка снега Индивидуальная работа по развитию ОВД ОВД: ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, бросание, ловля, ползание, лазанье. | самостоятельная двигательная активность свободные игры | ||
II половина дня | Оздор.гимн-ка комплекс: по плану Закаливающие процедуры: хождение босиком по массажным дорожкам, контрастные, воздушные ванны. Беседа: О питании и корме птиц. Чтение худ. лит-ры: Сказка «Зимовье зверей» В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…». Дидактическая игра Словесная игра с правилами «Кто какое гнездо строит?» | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу |
День недели | Режим | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями по реализации основной образовательной программы |
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
СРЕДА 1 февраля | Утро: | Дежурство: по подготовке к совместной ООД закреплять навыки дежурства по столовой. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы Индивид. работа по «Коммуникации» с Викой Т. и Андреем Н. выучить примету Беседа. Почему стало мало птиц? (Улетели на юг, потому что исчезли насекомые). Игры: :«Чей хвост?» ;«Кто какое лакомство любит» Цель: расширение и закрепление знаний о диких и домашних животных. Утр. гимнастика комплекс: по плану ПДД: беседа «Где можно играть?» | Сюжетно-ролевые игры:
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу | Рекомендации родителям: «Роль игры в семье» |
2. Образовательная деятельность | ||||
ОО Художественно-эстетическое развитие «Музыка» ООД Развитие речи, основы грамотности ООД О.С.Ушакова стр стр 167 Тема Составление рассказа по картине «Куры». Цель: составлять небольшой рассказ. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно – исследовательская, музыкально – художественная Ход ООД Ритуал начала занятия. Беседа, Показ.. Физ.минутка. Индивидуальная работа Ритуал окончания, Рефлексия. | ||||
Прогулка: | П/ игры: :«Ласточка». Усложнение: бег с предметом в руках. Закреплять умение детей бегать легко и ритмично, согласовывать движения рук и ног при беге. Развивать ловкость, координацию движений, воспитывать доброжелательность, укреплять здоровье детей П/ игры: «Скворушки» Цель: Развивать внимание, смекалку. Наблюдение за сезонными изменениями: За птицами Труд на участке детского сада: Индивидуальная работа по развитию ОВД ОВД: ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, бросание, ловля, ползание, лазанье. | самостоятельная двигательная активность свободные игры | ||
II половина дня | Оздор. гимн-ка: комплекс по плану Закаливающие процедуры: хождение босиком по массажным дорожкам, контрастные воз. ванны Беседа: Слушание фонограммы с голосами птиц. Узнавать голоса птиц: соловья, скворца, кукушки. Предложить детям подумать, в какое время года это происходило. Чтение худ. лит-ры: » Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» Дидактическая игра: ): Пальчиковая игра «Скворечник» Патриотическое воспитание: Беседа «Наша Родина-Россия». По программе здоровье: Чтение: Н.Орлова «Ребятишкам про глаза» | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу |
День недели | Режим | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями по реализации основной образовательной программы |
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
ПЯТНИЦА 3 января | Утро: | Дежурство по подготовке к совместной ООД; закреплять навыки дежурства по столовой. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы Индивид. работа: игре «Что сначала, что потом». Саша , Лера. Закреплять знания о стадиях развития птицы (яйцо, птенец, птица), развивать связную речь. Труд в влажная уборка в приёмной (шкафчики с одеждой) Беседа: :«Птицы зимой» Обогащать знания детей о птицах, прилетающих зимовать. Игры «Назвать птицу» Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память , мышление; воспитывать любовь к природе. КГН: полоскание ротовой полости после еды Утр. гимнастика комплекс по плану | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу | Рекомендации родителям по теме недели: Закрепить знания детей о перелётных птицах: журавлём, гусем, лебедем, уткой, грачом, скворцом. |
2. Образовательная деятельность | ||||
ООД Основы науки и естествознания А.А. Вахрушев стр 259 Тема : «О тех кто умеет летать» Цель: Учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи. Виды детск. деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно – исследовательская, музыкально – художественная. Ход ООД: Ритуал начала занятия. Рассказ – беседа, Физ. минутка. Игровые упражнения. Ритуал окончания, Рефлексия ОО « Художественное творчество» Лепка / Аппликация .С.Комарова стр.61 Тема: ООД «Птички прилетели в кормушку» Цель: : учить детей передавать форму, наклон головы и тела в низ. Закреплять творческие приёмы Виды детск. Деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно – исследовательская, музыкально – художественная. Ход ООД: Ритуал начала занятия. Рассказ , показ вос-ля. Физ. минутка. индивидуальная работа. Ритуал окончания, Рефлексия. | ||||
Прогулка: | П/ игры: «Птички в гнездышках» Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную. П/ игры: «Перелет птиц» Цель: Закрепить умение залазить на предметы приподнятые над полом (землей) Наблюдение за погодными явлениями Индивидуальная работа по развитию ОВД ОВД: ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, бросание, ловля, ползание, лазанье. | самостоятельная двигательная активность свободные игры | ||
II половина дня | Оздоровительная гимн-ка комплекс по плану Закаливающие процедуры: хождение босиком по массажным дорожкам, контрастные, воздушные ванны. Беседа :» Как зимуют птицы» Цель: расширять и углублять представление о зимовке птиц. Чтение худ. лит-ры Разучивание поговорок: У каждой пташки свои замашки»; «Всякая птица своим пером гордится» Дидактическая игра «Какая птица» Формировать умения самостоятельно находить птиц и распределять по группам. | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу |
Консультация для родителей:
«Зимующие и перелетные птицы»
В воспитании подрастающего поколения немаловажную роль играет общение ребенка с живой природой. Одним из самых доступных в общении, мы считаем, являются птицы.
С точки зрения экологии очень важно на примере птиц показать связи живых организмов с окружающей средой; выяснить, как тот или иной организм приспосабливается к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, поведение, другие особенности; сформировать у ребенка понимание зависимости жизни птицы от их собственных действий.
При правильно организованной работе общение с птицами может способствовать формированию грамотного поведения детей в природе. С самого раннего возраста мы знакомим детей с обитателями уголка. Чаще всего малыши трудно отрываются от дома и от самых близких людей. Отвлечь ребенка от переживаний можно не только с помощью красивой игрушки, но и другим способом: например, общением с птицами.
Плачущего ребенка часто приводят в живой уголок. Пообщавшись ласково с птицей, ребенок, как правило, забывает, пусть порой и на короткое время, свои переживания. У него появляется интерес к объекту природы.
Очень важно, чтобы ребенок понял, что перед ним живое существо, и нужно сопереживать ему. Скажешь ребенку: «Посмотри, какая маленькая птичка, а ты у нас совсем большой!»; предложишь покормить птицу, и ребенок забывает обо всем, с интересом смотрит, как птица ест, прыгает с ветки на ветку.
Малышей знакомим вначале с изображение птиц на картинке, рассказываем об их внешнем облике, а затем вносим живой объект. И мы знакомимся с птицей поближе. В конце наблюдений применяем игровой прием, предложив детям показать, как летают птички. При повторном наблюдении обращаем внимание детей на то, как птичка прыгает, как поет. Используем потешки, песенки о птицах. Наблюдаем и в природе, на прогулке. После нескольких наблюдений дети научатся узнавать птицу.
В среднем возрасте проводим беседы о птицах. Читаем рассказы, демонстрируем иллюстрации. Для воспитания у детей бережного отношения и любви к птицам необходимо следить за тем, чтобы они систематически подкармливали птиц на участке. На прогулке проводим беседы о сравнительной величине птиц – например, вороны и воробья. Воробей чирикает, а ворона каркает. Знакомим с внешними признаками (глаза, клюв, ноги, крылья, перья).
Во время прогулок не всегда удается хорошо рассмотреть внешний вид птиц. Для уточнения представлений о внешнем виде рассматриваем живую птицу на занятиях в кабинете. Широко используем аудиозаписи с голосами птиц. Проводятся игры типа «Отгадай, чей голос прозвучал». Например, для сравнения детям дается голос домашней птицы (петуха) и воробья. Широко используются потешки, загадки, стихи.
В старших группах учим детей умению выделять и описывать словами характерные особенности птиц. Широко обращаем внимание на их внешний вид: какого цвета перья (на голове, груди, спине, хвосте); какие ноги, лапки; где их историческая родина; как птица сидит (обхватывает лапками жердочку); какой клюв; что птица делает клювом?
Сажаем овес для птиц на зелень. Каждую зиму делаем кормушки для птиц из бросового материала (пакетов от молока, пластиковых бутылок), привлекаем родителей к изготовлению кормушек.
Проводим беседы о декоративных птицах. Они приносят радость людям своей красотой, воркованием. Они живут в клетке, сами добыть корм не могут, и вся забота о них лежит на людях. Создаем с детьми все условия для того, чтобы они хорошо себя чувствовали. Так поступают все, кто любит природу.
Широко используем в своей работе решение кроссвордов, ребусов о птицах. Совместно с музыкальным руководителем проводим праздники «День Земли», «День птиц».
Знакомим детей с птицами, занесенными в «Красную книгу». Рассказываем им о том, что перья бывают пуховые и маховые. Широко используем тему птиц на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, ручному труду. Рассказываем о том, что человек издавна мечтал летать как птица, поэтому и изобрел много летательных аппаратов: парашют, дельтаплан, самолет, вертолет.
Широко используем в работе литературные произведения о птицах, игры – подвижные и дидактические. Используем в работе пословицы, высказывания, различные сравнения о птицах.
Итак, формирование у детей любви ко всему живому способствует и формированию нравственных и эстетических качеств юных граждан нашей страны.
Белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес, и спрятались под ним плоды и семена. Растительный мир погрузился в зимний сон. Но в животном царстве жизнь не замерла. Гулко раздается в лесу стук дятла, попискивает синички, резко вскрикивает сорока. В некоторых местах над снегом торчат сухие стебли травянистых растений. На верхушках их часто сохраняются плоды с семенами. Этими плодами, семенами, почками и спрятавшимися насекомыми кормятся зимой птицы. А поползни и синицы отыскивают и запасы, которые они сделали осенью.
Необходимо учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что можно спасти птиц от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
• Снегирь (семена деревьев, ягоды рябины, калины)
• Дятел (жуки, желуди, муравьи, семена деревьев)
• Воробей (хлебные крошки, пшено, ягоды)
• Сорока (зерно, насекомые) • Синица (сала, пшено, зерно)
• Клест (насекомые, ягоды, семена шишек)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое занятие в средней группе "Перелетные и зимующие птицы"
Тематическое занятие по ознакомлению с природой в средней группе.Тема «Зимующие и перелетные птицы».1.Беседа о зимующих и перелётных птицах.Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и пере...
Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Перелетные и зимующие птицы в родном крае»
Цель : Дать представление о жизни птиц в зимний период. Задачи: Познакомить детей с многообразием зимующих птиц в нашем крае.2) Дать представление, как живут птицы зимой; 3)...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Перелетные и зимующие птицы"
Цель: познакомить детей с перелетными и зимующими птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными....
Тематическое занятие в средней группе "Перелетные и зимующие птицы"
Тематическое занятие по ознакомлению с природой в средней группе.: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах,Учить различать их по существенному признаку: возможность удовлет...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Перелетные и зимующие птицы»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Перелетные и зимующие птицы»...
Экологический проект для детей средней группы «Перелетные и зимующие птицы»
Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам имеет огромное значение в дошкольном возрасте. Пернатые живут рядом с нами! Поэтому необходимо своевременно знакомить детей с их жизнью и воспитыв...
Экологический проект для детей средней группы «Перелетные и зимующие птицы»
Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам имеет огромное значение в дошкольном возрасте. Пернатые живут рядом с нами! Поэтому необходимо своевременно знакомить детей с их жизнью и воспитыв...